Современные политологические школы и политические теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные политологические школы и политические теории



1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ XIX − НАЧАЛА XX ВЕКОВ

 

Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития.

В истории политических учений выделяют следующие основные этапы: политические идеи античности и Средневековья, политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени, современная политическая наука.

Политические идеи античности. В работах античных мыслителей политика рассматривается как форма цивилизованного бытия человека. Государство и общество не отделимы друг от друга и не противопоставляются друг другу. Целью правильно организованного государства является создание условий для счастливой жизни, при которой человек может раскрыть свои способности, не проявляя своих низменных качеств. Поэтому античные мыслители значительное внимание уделяли поискам модели совершенного государства.

Выдающийся мыслитель античного мира Платон (427-397 гг. до н.э.),рассматривалидеальное государство как сообщество правителей («справедливое правление лучших», олицетворяющих совещательное начало государства) воинов (защитное, яростное начало) и производителей (деловое, вожделеющее начало), выполняющих строго определенные общественные функции. Возможные формы отклонения от идеального государства (по степени удаления от образца) Платон определяет как тимократию (власть честолюбцев, стремящихся к обогащению), олигархию (господство немногих богачей, раскалывающее общество на противоборствующие группы – богатых и бедных), демократию (власть большинства – демоса, ведущую, при отсутствии разумного регулятора, к анархии и хаосу) и тиранию (наихудшую форму государственного устройства, когда самый ловкий и коварный, из среды борющихся за власть, становится тираном).

Аристотель (384-322 гг. до н. э.),будучи убежденным в том, чточеловек - политическое существо - гражданин по природе, представляет политическую общность людей – государство как высшую форму общности людей, в которой все прочие общности достигают своей цели и завершения. Он разделяет существующие формы государственного правления на правильные и неправильные. К правильным формам Аристотель относит монархию, аристократию и политию. В качестве наилучшей формы Аристотель рассматри­вает политию, для которой характерны: умеренность в правах, средний достаток в имуществе, преобладание среднего слоя во власти. Отклонением от монархии он считает тиранию, от аристократии - олигархию, от политии - демократию. Все отклонения приводят к возникновению неправильных форм правления.

Если для античной политической мысли был характерен космологический характер (жизнь в полисе, являвшимся городом-государством, рассматривалась как проявление действия космических закономерностей, циклов), то уже для средневековой политической мысли характерен теоцентризм. «Всякая власть от Бога» – так словами апостола Павла можно выразить политическую суть теоцентризма. Раннехристианские мыслители (Афиногор, Тертуллиан и др.) призывали христиан не вступать в конфронтацию с государственной властью и повиноваться ей, поскольку она божественного происхождения.

Один из самых авторитетных мыслителей европейского Средневековья Августин Аврелий (354-430 гг.) в трактате «О граде Божьем» представляет всемирную историю как противоборство двух сообществ: града земного и града небесного. В первом, по мнению Августина, господствуют похоть, вражда, войны. Пороки в одинаковой мере одолевают и правителей и подвластные им народы. Во втором - осуществляется служение друг другу по любви. Функцию связи и различения двух градов призвана выполнять церковь. Августином подчеркивается временный, преходящий характер государственной власти, которая допущена Богом якобы для того, чтобы исправить человека в его падшем состоянии. С учетом этих ограничений средневековый мыслитель рассматривает государство как «орудие Бога», а правителей как «слуг господних» и утверждает их право применять методы принуждения в интересах церкви, призванной главенствовать над государством.

Другой известный христианский мыслитель Средневековья - Фома Аквинский (1225-1274 гг.)считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души, забота о которых принадлежит церкви, чья верховная всеобъемлющая власть неизмеримо выше земной власти государства. Главное предназначение государства, по мнению Ф.Аквинского, заключено в том, чтобы вести сообщество людей к начертанной Богом цели - спасению их душ. Сравнивая государство с рулевым, а человеческое сообщество с кораблем, он пишет: «Так же и корабль, гонимый разными ветрами, плыл бы в самых различных направлениях и никогда бы не пришел в нужный порт, если бы не направлялся единой волей рулевого».

Ф. Аквинский вводит различия между сущностью власти (сам институт государства) и ее формой (способ правления, структура власти).Он допускает, что форма правления может происходить и не от Бога. Правитель, как и каждый человек, имеющий свободную волю, способен творить зло, т.е. устанавливать противоречащие воле Бога порядки.

Различая монархию, олигархию, демократию и тиранию, Ф.Аквинский относит демократию (как и тиранию) к несправедливым формам власти, так как народ, по его мнению, воплощает собой коллективное тиранство. Мыслитель допускает право восстания против государственной власти, если, во-первых, власть выступает против законов Бога и элементарных нравственных принципов; во-вторых, при превышении властью своих компетенций (введение чрезмерных налогов, незаконных поборов и т.п.). Определение законности происхождения и использования той или иной конкретной формы власти правителями - прерогатива церкви.

В политической мысли эпохи Возрождения (с XIV века в Италии и с XV века в других странах) выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти. В этот период постепенно утверждается рационально-критическое понимание политики, котороебазируется на анализе политической практики и определяет содержание гражданской концепции политики. Мыслители стремятся понять и объяснить природу существующих политических отношений, рассматривая государство как уникальную независимую организацию, необходимую для защиты и безопасности людей.

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) впервые разработал концепцию светского государства, выводя закономерности его функционирования не из божественного откровения и теологии, а из разума и опыта человека. выдвинутый им принцип политического реализма предполагает подчинение политических действий практическим интересам. Макиавелли допускал возможность в интересах решения таких стратегических задач как объединение государства и др. игнорировать нормы нравственности. Достижение таких политических целей оправдывает используемые для этого средства.

Из соотношения борющихся в обществе сил (противоположных социальных групп: простого народа и элиты, имущих и неимущих) Макиавелли выводит конкретные формы государства: правильные (монархию, аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и «распущенность»). В качестве идеала Макиавелли выдвигает смешанную форму государства, в которой бы сочетались монархический, аристократический и демократический элементы власти.

В рассматриваемый период наряду с Макиавелли сторонником идеи сильного централизованного государства был француз Жан Боден (1530-1596 гг. ). Подчеркивая необходимость безусловного господства единой властвующей воли, он выступал за абсолютную монархию, которая может успешно противостоять теократии, феодальной децентрализации и сословной раздробленности.

В эпоху Возрождения появляются и первые утопические социалистические теории, в которых отражались интересы и чаяния широких народных масс, их мечты о лучшей жизни. В трудах многих мыслителей этого периода резкой критике подвергается общественный и политический строй, государства и издаваемые ими законы рассматривались как заговор богатых против бедных. Предлагались модели идеального политического устройства на основе равенства и свободы граждан, демократических принципов управления государством, выборной системы формирования органов власти, отмены частной собственности и ликвидации эксплуатации человеком человека. Эти мысли нашли отражение в трудах гениальных мыслителей англичанина Т. Мора (1478-1535 гг.) и итальянца Т. Кампанелла (1568-1639 гг.) Будущее общества они связывали с народовластием, с самым широким участием трудящихся в управлении общественными делами, с коллективной собственностью и обязательным трудом для всех.

В гражданской концепции политики Нового времени распространяются идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. Совокупность социально-политических идей, выдвинутых буржуазными мыслителями данного исторического периода, получила название идеологии либерализма (от лат. liberalis - свободный).

Первые шаги в создании теорий естественного права и общественного договора сделаны нидерландскими мыслителями Г. Гроцием (1583-1645 гг .) и Б. Спинозой (1632-1677 гг.). Дальнейшее систематическое развитие данные теории получили в политических учениях английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка.

Т. Гоббс (1588-1679 гг.)рассматривал государство как человеческое установление, возникшее на основе общественного договора, как средство избавления людей от неизбежно возни­кающей между ними борьбы («войны всех против всех»), делающей невозможной нормальную жизнь. Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Наделение властью в государстве одного лица образует монархию, властвование собрания представителей всех сословий образует республику, власть одного сословия - аристократию. Т. Гоббс - сторонник абсолютной монархии.

Дж. Локк (1632-1704 гг.) впервые в буржуазной политической литературе выдвинул идею разделения властей. Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная - проводит законы в жизнь, а союзная (федеративная) - занимается вопросами политики. Принцип разделения властей означает, по Локку, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Законодательная власть является верховной и должна повелевать другими властями.

Дж. Локком сформулирован вопрос о взаимодействии государства и гражданского общества, включающего в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления.

Французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 гг.) по праву считается основоположником теории правового государства. Он развил идею разделения властей до своего логического конца, сделав их равнозначными и взаимоконтролирующими. В трактате «О духе законов» он подчеркивает: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Свободу и равенство он рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы. Понимая свободу как независимость, Монтескье считал, что свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда - «разрешено все, что не запрещено законом». При анализе политической сферы Монтескье считал необходимым учитывать наряду с прочими (социальными, религиозными и т.д.) действие факторов географической среды.

правовая концепция «неотчуждаемых» прав человека, идея общественного договора как основы образования государства и учение о разделении властей получили развитие в североамериканской политической мысли. Джеймс Мэдисон (1751-1831 гг.)разработал концепцию сдержек и противовесов. Суть данной концепции заключается в утверждении принципа равноценности всех трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), обеспечивающих взаимный контроль и сдерживание каждой от властного произвола.

Существенный вклад в содержание идеологии либерализма в европейской политической мысли внесли И. Кант и Г. Гегель. Согласно политической теории И. Канта (1724-1804 гг.),каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может рассматриваться только как средство для достижения каких-либо целей. В политике необходимо стремиться к гармонии целей и средств. Право, по Канту, обладает принудительной силой, носителем которой является государство. Назначение государства должно в максимальной степени соответствовать принципам права, все устройство, деятельность государства подчинены праву (в этом суть правового государства). Кант выступал против проведения политики с помощью войн. Считая, что на народ ложится основное бремя войны и поэтому он объективно в ней не заинтересован, немецкий мыслитель выдвигает требование, чтобы «каждое государство имело такую внутреннюю организацию, при которой решающий голос о том, быть или не быть войне, принадлежал бы… народу, за счет которого она ведется».

Г. Гегель (1770-1831 гг.) разрабатывает и разграничивает категории «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество, по Гегелю, - это сфера господства частных интересов, их свободная игра, но отличающаяся высокой степенью организации. Единство общества может быть достигнуто путем согласования частных интересов через их представительство в органах власти. Для согласования множества интересов необходимо государство как высший судья. Общество становится гражданским в условиях управления со стороны государства, обеспечивающего ему саму возможность стать гражданским.

В Новое время политическая мысль оформляется в основные политические идеологии - либерализм, консерватизм, социализм и др.

Либерализм, исходя из приоритета гуманизма, естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их священности и неотчуждаемости, политически ориентировал на реализацию идей правового государства, руководствующегося справедливыми законами гражданского общества, обеспечивающего самореализацию индивидов в условиях свободного рынка и конкуренции, независимости экономической деятельности от государства.

Консерватизмсформировалсякак антибуржуазная идеология. Основные идеи консерватизма были сформулированы английским мыслителем и политиком Эдмундом Бёрком (1729-1797 гг .), французскими общественными деятелями Жозефом де Местром (1734-1821 гг. ) и Луи де Бональдом (1753-1840 гг. ). Существующие в обществе политические институты, прежде всего, семья и государство, по мнению консерваторов, являются отражением естественного хода событий, в который не следует вмешиваться. Э. Берк в работе «Размышления о французской революции», критикуя идею естественного права и общественного договора, считал, что государство есть результат естественной эволюции и допускал лишь его умеренное политическое реформирование в пределах существующих форм. Идеалом правления де Местр считал абсолютную монархию. Де Местр и де Бональд называли революцию «сатанинским делом», несущим разрушение и не способным к созиданию. В русле консерватизма отдавалось предпочтение идеям традиционализма, умеренного реформизма, аристократизма, а не идеям равенства и свободы.

В рамках социально-политической утопии и социальной концепции политики формируется идеология демократизма, для которой характерен учет реального соотношения многих факторов: анализ соотношения государства и социальных субъектов (классов, наций, человечества) и рассмотрение индивидуумов как продуктов своих социальных групп; анализ характера государства в связи с процессом исторического развития; учет влияния экономических факторов на политику. Так, Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.), видя, что субъектами политики выступают социально неоднородные группы, между которыми постоянно возникают противоречия и борьба, в противоположность либеральной идее компромисса интересов, выдвигает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Народ в целом - источник и носитель политической власти. Руссо - последовательный сторонник самоуправления народа, реализуемого в республиканском строе. Каждый закон, по его мнению, должен быть принят не парламентом, а всем народом - плебисцитом. Избранники же народа должны заниматься исполнением законов.

Существенный вклад в развитие политической теории XIX-XX веков был внесен К. Марксом (1818-1883 гг.), Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.), Г.Спенсером (1820-1903 гг.), Э. Дюркгеймом (1858-1917 гг.), М. Вебером (1864-1920гг.), Л. Гумпловичем (1838-1909 гг.).

Марксизм, сформировался к середине XIX века и оказал значительное влияние на развитие политической мысли и политическую практику XX столетия.

Для марксизма политическая сфера является не чем иным, как надстройкой над базисом - совокупностью производственных отношений. «Способ производства материальной жизни, - писал Маркс, - обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Марксизм видит причины возникновения государства в материальных интересах людей, закономерное развитие которых приводит к социальному расслоению и возникновению политических институтов, причем политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования. Сформировавшаяся политическая сфера развивается на основе собственных закономерностей и внутренних импульсов, она - результат и форма классовой борьбы. Ведущим в марксистском анализе поли­тики является положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. Таким образом, анализ общественного положения классов и социальных слоев является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, партий и отдельных лидеров.

Марксизм утверждает существование закономерного движения человеческой истории к уничтожению классов и общества без классов. Отсюда вытекает положение о закономерности отмирания государства и всякой политики,в результате чего должна быть достигнута гармонизация частных и общественных интересов. Утверждая экономическую обусловленность политической жизни, марксизм в то же время не вполне учитывает действие других факторов политической активности и деятельности: социально-психологических, социокультурных, правовых, демографических и биологических.

влияние марксизма на Западе проявилось через превращение отдельных его положений в часть современной научной методологии, распространение идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Вместе с тем, развитие политической мысли конца XIX-XX веков происходило в значительной степени как дискуссия с идеями К. Маркса и привело к оформлению различных направлений, отличающихся спецификой толкований происхождения, характера и содержания политики. В частности, марксистский взгляд на политику как проявление классовой борьбы повлиял на становление конфликтологического направления в понимании политики (К. Шмитт, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.). Политика, по Шмитту, представляет собой особый тип социального отношения «враг-друг», «вертикальную ось», как бы пронизывающую насквозь всю общественную структуру и, в частности, экономическую и духовно-культурную жизнь.

С выходом работ Г. Спенсера, Э. Дюркгейма в политической мысли продолжает развиваться социологическое направление, акцентирующее внимание на раскрытии связей политики с социальными отношениями.

Г. Спенсер создалтеорию социально-политической обусловленности власти, согласно которой общество в процессе своего развития эволюционирует от военного к промышленному (индустриальному) состоянию. В военном типе социального устройства общество представляло собой, по мнению Г.Спенсера, принудительную организацию сотрудничества людей в достижении общей цели. В промышленном - осуществляется добровольное сотрудничество. Изменение типа общественных отношений способствует и изменению характера власти. Военный тип порождает деспотические и авторитарные режимы. Промышленный тип способствует утверждению демократии. Г.Спенсер связал характер власти с особенностями международных отношений. Подготовка к войне, политика экономии ведут к централизации, подавлению личных свобод. Обстановка мира, наоборот, способствует упрочению прав и свобод.

идею общественной солидарности, основанной в цивилизованном обществе на разделении труда,всесторонне обосновал Э. Дюркгейм. Он полагал, что обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предопределяет зависимость членов общества друг от друга, обусловливающую, в свою очередь, их солидарность, которая выступает как высший моральный принцип, высшая универсальная ценность, существующая не только между людьми, но и между классами и группами. Решающая роль в деле солидарности социальных групп принадлежит идеалам и верованиям. Дюркгейм истолковывал государство как «коллективный разум», надклассовый орган, обеспечивающий безопасность общества. Важнейшей функцией государства он считал «освобождение индивидуальных личностей».

Особое место в социологическом направлении принадлежит немецкому социологу М. Веберу, считавшему, что политика - это область общественных отношений, складывающихся по поводу власти, по оказанию влияния на распределение власти как между государствами, так и внутри государств. Им акцентируется внимание на социокультурных факторах политического развития (ценностях, верованиях, идеалах и т.д.). Под влиянием М. Вебера в политической науке сложилось устойчивое убеждение о демократии как специфической западной ценности, неразрывно связанной спротестантской этикой, духом индивидуализма, культурой консенсуса.

Политика, согласно концепции М. Вебера, является особым видом человеческой деятельности.Она представляет собой как предприятие, аппарат легитимного господства, так и специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество и все люди в зависимости от своего места делятся на три категории: политиков по случаю (рядовые избиратели); политиков по совместительству (партийные активисты); профессионалов. Политика, по Веберу, образуется как самостоятельная сфера общественной жизни с возникновением государственно-административного аппарата, а также с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти.

Попытка учета биологических факторов в общественной жизни, в том числе и в сфере политики, проявилась у одного из виднейших представителей социал-дарвинизма - австрийского мыслителя польского происхождения Л. Гумпловича. О бщественная жизнь представляется им как постоянная беспощадная борьба между группами людей. По мнению Гумпловича, в начале истории вражда разделенных расово-этническими признаками орд привела и к возникновению государств, при которых на смену борьбе между ордами приходит борьба между сословиями, классами и партиями, вызванная прогрессивным разделением труда, духовными факторами, коллективными представлениями, верованиями, международными отношениями.


2. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ: ИСТОКИ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА

 

Российская политическая традиция сложилась под влиянием стремления постичь природу Российского государства, желания сохранить и укрепить его культурно-исторические основы, найти оптимальные для России формы политического устройства и национальное своеобразие.

Этапы развития политической мысли России совпадают с основными периодами в становлении и развитии русской государственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.02 с.)