Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология в системе общественных наук

Поиск

Политология в системе общественных наук

1. Объект политологии

2. Предмет политологии: политические отношения, политическое сознание, политическая система

3. Методы политологии

4. Категории и законы политологии

5. Структура политологии

6. Функции политологии

 

Объект политологии

Объект – это часть окружающей человека действительности, подлежащей изучению и существующей в независимости от исследователя. Объектом всех гуманитарных наук является общество в целом, следовательно объектом политологии является общество в целом.

Предмет политологии

Предмет любой науки – это часть объекта. Следовательно предметом политологии является политическая сфера жизнедеятельности общества или политическая жизнь общества, которая раскрывается через изучение трех составляющих: политические отношения, политическое сознание и политическая система.

 

Схема общества: как пирамидка.

-духовная сфера

-политическая сфера

-социальная сфера

-экономическая сфера.

 

Политические отношения – это разновидность общественных отношений, которые выражают отношения между классами, нациями и государствами.

Специфика политических отношений:

1. Это отношения не между отдельными индивидами, а между большими социальными группами или социальными общностями.

2. Эти отношения выражают основные интересы (интерес – главное слово в политике) этих социальных групп и общностей.

3. Политические отношения определяются наличием той или иной политической системы.

4. Политические отношения включают активные действия в целях реализации своих интересов.

Политическое сознание – это одна из форм общественного сознания. Право, религия, этика, эстетика, наука – это формы общественного сознания. Как любая форма общественного сознания, политическое сознание имеет два уровня: уровень политической психологии и уровень политической идеологии.

Уровень политической психологии – формируется стихийно как реакция на любое событие.

Политическая идеология – это уровень политического сознания, который в теоретической форме отражает явления и процессы политической действительности.

Отличие психологии от идеологии:
1. Психология складывается под влиянием повседневных условий жизни людей, через их индивидуальный опыт. Идеология вырабатывается теоретиками политической системы на основе накопления и переработки информации.

2. Психология не обладает внутренней упорядоченностью и может противоречиво отражать действительность. Идеология теоретически систематизирована.

3. Психология представляет собой соединение сознательного и бессознательного, эмоционального и рационального. Идеология только рациональна.

4. Психология носит реактивный характер, моментальный, а идеология не может быть мгновенной

Политическая система – совокупность институтов и организаций, выражающих и защищающих интересы составляющих данное общество классов и наций и регулирующих отношения между ними.

Методы политического знания

Метод науки – это совокупность способов обеспечивающих изучение предмета данной науки.

Условно методы политологии можно разделить на 3 большие группы:

1. Философские методы. Это методы научного познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, логический и конкретно-исторический или метод восхождения от абстрактного к конкретному. Результаты, полученные с помощью этих методов подтверждают, либо опровергают теоретические построения в рамках той или иной философской концепции.

2. Общенаучные методы. Они связаны с философскими, основаны на них, но имеют менее абстрактный характер. К ним относят математические методы, статистические методы, метод эксперимента, моделирование, прогнозирование и так далее.

3. Частно-научный или специальный методы политологии. Например, метод факторного анализа. Факторный анализ – выявление группы, всей совокупности факторов, обеспечивающих возникновение, развитие того или иного политического явления. Главный фактор в политике – экономическая обстановка в стране. «Политика есть концентрированное выражение экономики страны» - Ленин. Бихевиористские методы, психологические методы. Моделирование и прогнозирование. Анализ структуры и функции политической системы.

 

13. 09. 2011г.

Категории и законы

Категория – это основное понятие науки, которое отражает существенные черты и стороны реальности. Понятийно-категориальный аппарат науки можно условно разделить на 3 группы:

1. Общенаучные категории в соответствующем политическом преломлении. Политическая система, политическая модернизация, политическая структура и так далее

2. Собственно-политические категории, например политическая власть, политический конфликт, политическая партия

3. Категории дисциплин, пограничных с политологией. (политическая психология, социология, история, политическая культура). Политическое лидерство, политическая социализация.

Ключевой категорией в политологии является категория «политика». В переводе с греческого политика переводится как государственные или общественные дела и имеет множество трактовок.

1. Политика – это отношения между классами, нациями и государствами по поводу достижения, удержания и реализации власти

2. Политика – это деятельность государства по управлению обществом в целом и отдельных его подсистем

3. Политика как искусство – функция по достижению компромисса или углублению кризиса между составляющими политического процесса

Законы – любой закон отражает связь

объективную

устойчивую

повторяющуюся

необходимую

между явлениями в действительности.

 

Законы демократизации общества, детерминация (причинность) внутренней и внешней политики уровнем развития экономики, интернационализация и глобализация современного мира, гуманизация политики.

5.Стуктура политологии:

1. политическая философия

2. теория политики

3. политическая социология

4. политическая психология

 

Кроме того, у политологии существуют так называемые суб.дисциплины, коими являются сравнительная политология, геополитика, история и теория международных отношений, история политических учений и так далее. Эти дисциплины не имеют своего собственного предмета, так как часть окружающей действительности, которая подлежит изучению данными дисциплинами входит в состав предмета политологии.

/географический детерминизм – предпосылка, причина/

Политическая философия – это научная дисциплина о наиболее общих законах формирования и развития политического бытия, а также политического познания.

Теория политики – научная дисциплина, которая формирует понятийно-категориальный аппарат политологии и выявляет основные закономерности развития политической жизни.

Политическая социология – политическая дисциплина, изучающая закономерности формирования, развития и функционирования гражданского общества.

Гражданское общество – контр партнер государства.

Политическая психология – это научная дисциплина, которая изучает политическое поведение людей в процессе их политического участия.

Функции политологии:

1. познавательная /когнитивная, гносеологическая/

2. методологическая

3. воспитательная

4. мировоззренческая

5. прикладная

6. функция моделирования и прогнозирования

7. политическая социализация – процесс адаптации личности в обществе, происходящий на основе усвоения личностью нормы ценностей, господствующих в данном конкретном обществе, в данное конкретное время, в данной конкретной среде. Ценность – это социально ободряемая цель в обществе, например ценность образования. Норма – это эталон поведения при достижении социально одобряемых ценностей.

 

27.09.2011

Политическая система

1. Политическая система и механизм ее функционирования

2. Структура и функции политической системы

3. Типология политических систем

Модели демократии

Демократия: прямая и представительная.

Прямая демократия – это демократия, при которой каждый гражданин республики имеет равное право выразить свое собственное согласие или несогласие с принятием политических решений путем референдума. (идеал Жан-Жака Руссо)

Представительная демократия – это демократия опосредованная через систему депутатского корпуса.

Часто представительную демократию отождествляют с классической либеральной моделью. Или же это первая модель представительной демократии.

От классической либеральной модели исходит охранительная модель, из нее – элитная модель, от элитной – консоциативная модель (плюралистическая, сообщественная).

Классическая либеральная модель демократии – рассматривает демократию не столько как порядок, позволяющий гражданам участвовать в политической жизни, сколько как механизм, защищающий их от произвола властей и беззаконных действий других людей.

 

Охранительная демократия предоставляет гражданам солидные возможности для выбора их индивидуального образа жизни, при полной ответственности за свой собственный выбор. Следовательно, охранительная демократия предполагает полное невмешательство властей во многие сферы жизни общества и полное отделение государства от гражданского общества. Государство гарантирует равные возможности, но не равные результаты.

Элитная модель – представители этой модели делят общество на правящее меньшинство (элиту) и не властвующее большинство (массу). (Г. Моска, В. Паретто, Р. Михельс – основоположники целого направления в современной политологии – элитологии. Их относят к Макиавеллевской школе.) Характерными чертами массы являются: отсутствие интереса к политике; отсутствие знаний о политике; отсутствие политической информации; отсутствие умения принимать адекватные политические решения. Следовательно, масса добровольно передает элите право руководить политической жизнью и обществом в целом. Политическое участие массы ограничено выборами. К тому же, «рост гражданского участия ведет к подрыву стабильности общества» «Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что они имеют возможность избирать себе правителей». Это цитаты Иосифа Шумпетер.

Плюралистическая модель или сообщественная – она приемлема для так называемый мультикультурных или многосоставных обществ, в которых четко выраженно разделение на сегменты или группы по:

-по доходам

-по социальному признаку

-по демографическому признаку (половозрастному)

-по этническому признаку, по религиозному признаку

-по территориальному признаку (жители столицы и больших городов и жители деревень)

Для плюралистической демократии характерно: отсутствие доминирующего сегмента во власти; равное влияние всех сегментов на принятие политических решений; пропорциональность как основной принцип реализации политического представительства, в том числе меньшинств, получающих возможность артикулировать и защищать свои интересы; наличие права вето у меньшинства; коалиция представителей основных групп в сфере управления власти.

Помимо деления политических режимов на демократические и антидемократические, существует множество других классификаций политических режимов. Наиболее часто встречающаяся на сегодняшний день принадлежит американскому политологу Роберту Далю. Согласно его учению, существует 4 вида политических режимов:

1. Закрытая гегемония - тоталитаризм

2. Открытая гегемония - авторитаризм

3. Соревновательная олигархия – период первоначального накопления капитала

4. Полиархия – это идеал демократии, который в некоторых своих ипостасях частично реализован. Основные признаки полиархии:

-правление многих, но не всех

-правление большинства, но уважение к меньшинству

-политическое и правовое равенство граждан

-соблюдение прав и свобод человека

-легитимность власти

-представительный характер власти

-выборы, которые в условиях полиархии отличаются тремя основными характеристиками: повторяемость, неопределенность результатов при определенности процедур, необратимость результатов выборов.

Формирование полиархии предполагает наличие определенных условий. Их сформулировал американский политолог Данкварт Растоу. (1925-1996 года)

В качестве основного условия 1. выделяет государственное единство (единство государства и гражданского общества) Гражданское общество – это контр партнер государства.

2.Экономические условия:

-высокий уровень развития промышленности и сельского хозяйства

-сбалансированность экспорта и импорта, при доминировании экспорта готовой продукции, а не сырья

-развитая инфраструктура

-устойчивая банковская система и национальная валюта

-высокий уровень доходов и в челом благосостояние населения

3.Социальные условия:

-наличие устойчивой социально-классовой структуры общества при доминировании среднего класса

-высокий уровень образования и квалификации населения

-количество и качество (здоровье и продолжительность жизни) граждан

-толерантность к представителям различных этносов, населяющих страну, и к их религиозным мировоззр6ениям.

4.Политические условия:

-правовое государство

-легитимно-представительную власть

-наличие оппозиционных партий, организаций, движений

-политическое участие и политическая активность граждан

-свободная деятельность СМИ

5.Для реализации полиархии необходимы так же и культурные условия:

-формирование и распространение норм и ценностей индивидуализма и рационализма, что в целом для русской политической культуры практически невозможно

-отказ от мифологизированного мировоззрения и коллективизма

 

Производительные силы – это средства производства + люди.

Средства производства – средства труда(сырье) + предметы труда.

Средства труда – орудия труда + условия труда.

Производительные силы + производственные отношения – средства производства.

Производственные отношения - это отношения по поводу производства, распределения, обмена материальных благ, существующих в данном обществе. Иначе говоря, производственные отношения – это отношения собственности.

Сформированные в обществе условия позволяют осуществить переход от авторитарного режима к полиархии, которая в современной политологии получила название демократический транзит:

1. Либерализация предполагает ослабление контроля над инакомыслием со стороны государства; повышение уровня политической активности граждан; создание оппозиционных партий, движений; формирование альтернативных источников информации. Либерализация общества может происходить сверху, то есть со стороны государства, либо под давлением масс снизу.

2. Демократизация заключатся в принятии всеми субъектами политического процесса соглашения о правилах политического поведения в процессе политической борьбы. Отказ от применения насилия, террористических актов, черного пиара, подкупа для решения политических вопросов и достижения поставленных целей.

3. Консолидация предполагает объединение всех политических акторов в процессе выборов, проводимых в установленном конституцией порядке и сроках.

Демократизация общества – это сложный исторический процесс, обусловленный деятельностью целого ряда факторов, включая географический, культурный и так далее. Любое государство, осуществляющее демократический транзит, обязано учитывать не только социально-экономические и политические факторы, но также специфику политической истории, географии, политической культуры страны на протяжении десятка и даже сотен лет. Пренебрежение этой спецификой может привести к распаду страны.

В 2006 году заместитель руководителя администрации Президента Сурков использовал термин суверенная демократия. Это выступление положило начало разработке новой модели представительной демократии для Российского общества с учетом его специфики. Сам Сурков так определяет суверенную демократию – это образ политической жизни общества, при котором власти, их орган и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами ее образующими.

Особенности суверенной демократии:

1. Модель представительной демократии

2. Ориентирована на общество в целом, а не на частные индивидуальные интересы личности, то есть субъектом демократического государства выступает единый народ. В этой модели свобода отдельного человека ограничивается интересами общества и прежде всего сохранением государственного суверенитета.

3. Суверенная демократия отстаивает собственную самостоятельность, как во внутренней, так и во внешней политике.

4. Модель суверенной демократии противостоит навязываемым и управляемым моделям демократии со стороны Западной цивилизации, пытающейся разрешить свои экономические и политические проблемы за чужой счет.

 

Политические партии

1. История становления политических партий

2. Определение партий

3. Типология партий по Морису Дюверже

4. Типология партийных систем по Джованни Сартори

5. Функции партий

Определение партий

Партия – это политическая организация, которая:

1. Выражает и защищает интересы какой-либо социальной группы или социальной общности

2. Обладает организационной структурой

3. Тактической и стратегической программой действий

4. Идеологией

5. Конкурирует с другими политическими организациями в борьбе за государственную власть или за политическое влияние в обществе.

Главной отличительной особенностью партий от всех остальных политических и общественных объединений – это борьба за достижение, удержание и реализацию государственной власти или получение политической власти и ее осуществление.

Лобби означает «кулуары, преддверие парламента». Лоббирование – это обработка представителей государственной власти (ЗИС), государственных чиновников в целях вынесения нужного лоббистам решения. В нашей стране лоббирование незаконно и преследуется законом. В США лоббирование узаконено и ограниченно определенными рамками, то есть там прописано то, в какой степени человек может воздействовать на органы или представителей.

Pressure – группа – некий коллектив, обладающий различными методами поддержки или срыва определенных политических решений.

Судебная власть

Включат в себя государственные институты и организации, представляющие собой независимые государственные учреждения. Любой суд не является репрессивным органом. Он защищает право, пресекая правонарушения. Судебная власть воздействует и на законодательную и на исполнительную власть.

Конституционный суд решает спорные вопросы, связанные с правонарушениями внутри законодательной и исполнительной власти.

Высший Арбитражный Суд решает спорные вопросы, вынося свое собственное решение и делая это решение обязательным к исполнению для участников конфликта.

Верховный Суд разрешает конфликты между гражданами по их апелляциям.

Кроме перечисленных выше трех ветвей власти в обществе существует еще несколько видов власти, которые имеют значение в сфере политики.

1. Власть скрытых действий легальных организаций или институтов

2. Деятельность органов гос.безопастности, разведки, МВД

3. Власть нелегализованный политических и не политических структур

4. Власть нелегальных теневых противоправных структур

5. Власть СМИ

Средства власти и ресурсы власти

Средства власти делятся на две большие группы:

1. Средства, порожденные самим обществом (общественные нормы, традиции, общественные настроения, обычаи и так далее)

2. Средства, возникающие в сфере политики (юридические нормы, подзаконные акты, приказы, распоряжения, декреты, уставы, то есть все виды принуждения, основанные на действующей системе права, авторитете, насилии + экономическое принуждение)

Ресурсы власти:

1. Экономические, политические, социальные, военные

Экономические: а) уровень развития промышленного и с/х производства; б)стабильность финансовой системы; в)наличие природных ресурсов; г)показатели ВВП; д)соотношение экспорта и импорта готовой продукции. Экспорт сырья или экспорт готовой продукции.

Политические: а)политическое пространство – территория страны; б)политическое время – это то время, которым наделена власть для реализации поставленных целей;в)доверие власти со стороны граждан, участие граждан в политическом процессе и формы их участия; г)международный престиж страны – авторитет страны на международной арене, который связан со многими составляющими; д)стабильность в стране

Культурный: а)уровень образования нации; б)уровень профессиональной подготовки; в)социальные нормы и социальные ценности, лежащие в основе национального сознания

Социальные: а)количество и качество населения

Военные: а)количество и качество современного вооружения; б)боеспособность; в)начальная военная подготовка

Легитимность власти

От латинского «legitimus» - законный.

Этот термин не означает юридически оформленной законности власти. Для этого существует термин «легальность». Легитимность в политике означает:

признание

объяснения деятельности существующей власти.

оправдание

Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

С термином «легитимность» связан термин «господство»

Господство – абсолютное или относительное подчинение одних людей другим.

Большой вклад в разработку проблем власти, легитимности господства внес Вербер, который считал, что законность и легитимность является нормой и точкой отсчета при постановке вопроса господства. Выделяется 3 идеальных типа легитимности политической власти:

1. Традиционный – основан на вере в священность власти, на привычке подчиняться любым представителям власти, а также на политической культуре данного общества (моральные нормы, стереотипы поведения, традиции, обычаи). Этот тип характерен для стран феодальной Европы и стран, исповедующих Ислам.

2. Рационально-легальный - (демократическое государства, где люди верят в справедливость существующих законов и поэтому подчиняются действиям власти. Правовые принципы (законы) в этом типе легитимности безличны, свободны от ценностных моментов, этим принципам (законам) подчиняются и управляемые и управляющие.

3. Харизматический – тип господства, основанный на вере населения в исключительную уникальность качеств политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующемся обществе.

В чистом виде ни один вид не существует, всегда есть сочетание нескольких типов.

Политический процесс

1. Определение политического процесса, его содержание, сущность и структура

2. Способы реализации политического процесса

3. Субъекты политики

Политический процесс – динамика развития политической жизни, иначе говоря – это все, что происходит в политической жизни.

Содержание включает в себя:

1. Социально-экономические и политические условия протекания политического процесса

2. Субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также сам объект

3. Политические интересы субъектов в процессе политического взаимодействия

4. Взаимодействие субъектов в форме борьбы или сотрудничества

Сущность политического процесса заключается 1. в производстве и воспроизводстве различных элементов политической системы (а также политической культуры и механизма властвования). 2. В производстве за счет политической системы определенного социального порядка и/или социальных изменений.

Политический процесс осуществляется через борьбу людей за свои интересы. Формы этой борьбы определяют структуру политического процесса.

Формы политического процесса:

1. Реформа – нововведение (инновация) любого содержания, при сохранении основ экономического и политического строя.

2. Революция – коренной переворот в экономической, социальной, политической и культурной сферах общества, устраняющий основные конфликты в этих сферах и устанавливающий у власти наиболее передовой класс. Революция – это определенная форма политического конфликта, направленная на быстрое изменение фундаментальных основ в экономической, социальной, политической и духовной сферах. Как правильно осуществляется насильственным путем – вооруженным восстанием и сопровождается гражданской войной. Однако существует мирные формы революций – бархатные – революции в Восточной Европе в конце 80-начале 90х годов. В независимости от формы проведения революции, главным признаком любой революции является: смена формы собственности, переход государственной власти от одного класса к другому классу.

3. Восстание – открытое выступление каких-либо социальных групп или общностей против существующей политической власти.

4. Политический кризис – форма, представляющая собой момент наивысшего обострения противоречий, требующий немедленных политических преобразований в политической системе общества.

5. Прямое политическое действие – непосредственное влияние граждан на органы власти через использование разнообразных форм политической активности (митингов, демонстраций, забостовок)

6. Конфликт

7. Избирательная кампания

8. Модернизация

Для начала любой революции необходимы объективные причины. Они связаны, как правило, с резким ухудшением социально-экономической и политической обстановки в стране (стопор в экономике, отсутствие продуктов и товаров первой необходимости, отсутствие з/п, увеличение негативной девиации). В политической сфере - невозможность реализации власти и управление обществом со стороны политической системы. Внешняя опасность (интервенция). Ленин, определение революционной ситуации – объективный фактор развития революции. Он состоит из трех элементов: а) увеличение выше обычного нужды и бедствий народных масс; б) увеличение революционной активности народных масс; в) кризис верхов, когда низы не хотят жить по старому, а верхи не могут управлять по-старому. Кроме объективных условий для возникновения революции необходим еще субъективный фактор: а) наличие революционного класса; б) наличие революционной партии с харизматическим лидером.

Польский политолог Петр Штомпка выделил 10 последовательных стадий развития революции:

1. Предреволюционная, которая связана с общим кризисом и возникновением революционной ситуации, а так же консолидацией революционного класса под эгидой революционной партии

2. Стадия революционных изменений: а) свержение старого режима власти; б) установление новых форм правления и устройства общества; в)организация новых экономических основ, социальной структуры, культуры (формирование новой системы ценностей и идеологии)

3. Стадия массового насилия и террора, гражданской войны между сторонниками старого режима (1), умеренными реформаторами (2) и радикалами (3).

4. Стадия восстановления законности и порядка. Происходит отказ и частичное возвращение к прежним структурам и ценностям (Россия 1991-1993), так как любое общество обладает способностью к самосохранению. Отсюда – здоровый консерватизм со стороны общества, инерция и, как правило, неприятие инноваций, не прошедших проверку временем. Чрезмерный революционный радикализм через определенный промежуток времени вынужден отступить под давлением прежней политической культуры, социальных институтов и просто здравого смысла.

Каждая революция может проходить мирными (сверху) и не мирными путями, то есть путем восстания, включая вооруженные восстания.

Цветные революции (на постсоветском пространстве) – переворот, связанный со сменой политических элит, главная цель которого – замена национальной элиты на прозападную элиту, как правило негативно настроенную по отношению к России. Для всех цветных революций характерны следующие признаки:

1. Системный кризис (аномия – разогрегированность всех подсистем, структур, социума, общественная девиация доходит до 50% и выше) в обществе не преодолен.

2. Новый класс не приходит к власти

3. Произошел передел собственности между элитой и контрэлитой (Элита – небольшая часть населения страны, которая обладает четырьмя преимуществами перед всеми остальными: материальное, интеллектуальное, моральное, способность к управлению другими людьми. Впервые это было озвучено Гаэтано Моска – основоположником элитологии) Контрэлита – оппозиция элиты, которая обладает всеми качествами элиты, однако в силу объективных и/или субъективных причин не пришедших к власти. Антиэлита – псевдо элита в силу объективных и субъективных причин пришедшая к власти, работающая только на реализацию своих собственных корыстных интересов, придающая и продающая свой народ и свою страну.

4. Спонсируются Западом для решения проблем западной цивилизации и удовлетворения их интересов (ресурсы)

5. Цветные революции сопровождаются провокациями, фальсификациями истории, шовинизмом и русофобией.

Любая цветная революция представляет собой переворот и не имеет никакого отношения к революции. Арабская весна – для стран зоны Персидского Залива это революции «бесцветные» (начались с 2008 года), которые отличаются тем, что они менее организованны, деятельность прозападных и западных организаций в политическом процессе сведена на нет, либо сильно завуалированная, ротация элит может не происходить, а может происходить с учетом религиозного фактора, революции без цвета сопровождаются ожесточенным сопротивлением со стороны властвующей элиты. Тунис, Египет, Ливия.

Форма политического процесса – восстание. Специфика восстания – массовый характер. Революции могут проходить в форме вооруженного восстания.

Разновидности восстания:

1. Бунт – стихийное, неорганизованное выступление масс без четко осознанной цели

2. Путч – главным образом выступление офицерских групп с целью установления военной диктатуры

3. Мятеж – вооруженное восстание, преследующие реакционные цели, связанные с устранением политических лидеров

Субъекты политики

Субъект – это носитель предметно-практической деятельности. В качестве субъекта политики могут выступать как отдельная личность, так и группа и общность.

К субъектам относятся партии, союзы, блоки, политические движения, религиозные объединения, классы, нации, этнические и этнографические группы, конкретная личность.

В качестве субъектов политики могут выступать государство и его органы.

Таким образом, под субъектами политики можно понимать людей и организации, обладающие политической властью или стремящейся к ней.

Политология в системе общественных наук

1. Объект политологии

2. Предмет политологии: политические отношения, политическое сознание, политическая система

3. Методы политологии

4. Категории и законы политологии

5. Структура политологии

6. Функции политологии

 

Объект политологии

Объект – это часть окружающей человека действительности, подлежащей изучению и существующей в независимости от исследователя. Объектом всех гуманитарных наук является общество в целом, следовательно объектом политологии является общество в целом.

Предмет политологии

Предмет любой науки – это часть объекта. Следовательно предметом политологии является политическая сфера жизнедеятельности общества или политическая жизнь общества, которая раскрывается через изучение трех составляющих: политические отношения, политическое сознание и политическая система.

 

Схема общества: как пирамидка.

-духовная сфера

-политическая сфера

-социальная сфера

-экономическая сфера.

 

Политические отношения – это разновидность общественных отношений, которые выражают отношения между классами, нациями и государствами.

Специфика политических отношений:

1. Это отношения не между отдельными индивидами, а между большими социальными группами или социальными общностями.

2. Эти отношения выражают основные интересы (интерес – главное слово в политике) этих социальных групп и общностей.

3. Политические отношения определяются наличием той или иной политической системы.

4. Политические отношения включают активные действия в целях реализации своих интересов.

Политическое сознание – это одна из форм общественного сознания. Право, религия, этика, эстетика, наука – это формы общественного сознания. Как любая форма общественного сознания, политическое сознание имеет два уровня: уровень политической психологии и уровень политической идеологии.

Уровень политической психологии – формируется стихийно как реакция на любое событие.

Политическая идеология – это уровень политического сознания, который в теоретической форме отражает явления и процессы политической действительности.

Отличие психологии от идеологии:
1. Психология складывается под влиянием повседневных условий жизни людей, через их индивидуальный опыт. Идеология вырабатывается теоретиками политической системы на основе накопления и переработки информации.

2. Психология не обладает внутренней упорядоченностью и может противоречиво отражать действительность. Идеология теоретически систематизирована.

3. Психология представляет собой соединение сознательного и бессознательного, эмоционального и рационального. Идеология только рациональна.

4. Психология носит реактивный характер, моментальный, а идеология не может быть мгновенной

Политическая система – совокупность институтов и организаций, выражающих и защищающих интересы составляющих данное общество классов и наций и регулирующих отношения между ними.

Методы политического знания

Метод науки – это совокупность способов обеспечивающих изучение предмета данной науки.

Условно методы политологии можно разделить на 3 большие группы:

1. Философские методы. Это методы научного познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, логический и конкретно-исторический или метод восхождения от абстрактного к конкретному. Результаты, полученные с помощью этих методов подтверждают, либо опровергают теоретические построения в рамках той или иной философской концепции.

2. Общенаучные методы. Они связаны с философскими, основаны на них, но имеют менее абстрактный характер. К ним относят математические методы, статистические методы, метод эксперимента, моделирование, прогнозирование и так далее.

3. Частно-научный или специальный методы политологии. Например, метод факторного анализа. Факторный анализ – выявление группы, всей совокупности факторов, обеспечивающих возникновение, развитие того или иного политического явления. Главный фактор в политике – экономическая обстановка в стране. «Политика есть концентрированное выражение экономики страны» - Ленин. Бихевиористские методы, психологические методы. Моделирование и прогнозирование. Анализ структуры и функции политической системы.

 

13. 09. 2011г.

Категории и законы

Категория – это основное понятие науки, которое отражает существенные черты и стороны реальности. Понятийно-категориальный аппарат науки можно условно разделить на 3 группы:

1. Общенаучные категории



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.78 (0.014 с.)