Проблема возникновения и сущности государства в истории социально-политической мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема возникновения и сущности государства в истории социально-политической мысли



1. Теологическое направление. Сущность теологических концепций по вопросу возникновения и сущности государства заключается в оправдании следующих тезисов:

-любое государство – это продукт божьего проведения

- фараон, раджа, император, царь – это наместники Бога(ов) на земле

2. Теории естественного возникновения государства. Основоположники этой трактовки – Платон и Аристотель. Сущность изложена в их работах (Государство, Полития, Законы и так далее). «Государство возникает естественным путем ради потребностей жизни на земле» - Аристотель. «Государство является необходимой и вечной формой общежития людей». «Семья лежит в основе любого государства, несколько семей, проживающих на одной территории, образуют селение, несколько селений на одной территории образуют государство» - Аристотель.

3. Теории общественного договора. Авторы – Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и другие. Все концепции общественного договора связаны с теорией естественных прав человека. Впервые эти права научно обосновал Джон Локк – в 17 веке. Он выделил три права – на жизнь, на свободу, на собственность. Естественные права были названы священными в 19 веке. «Государство возникает в результате сознательного заключения договора между людьми, проживающими на одной территории». – Руссо. Общей чертой естественного состояния людей является неограниченная личная свобода (реализация естественных прав человека) = > возникает война всех против всех. Для того, чтобы предотвратить эту войну или закончить ее, люди, проживающие на одной территории, сознательно поступаются частью своих прав в пользу государства - органа публичной власти, стоящего над обществом и обеспечивающего безопасность своих граждан и их имущества. Три всемирно-исторические формы разделения труда: скотоводство от земледелия, земледелия от ремесла, ремесла от торговли.

Схема государства по Руссо:

Орудие труда – Разделение труда – Имущественное неравенство – Частная собственность – Классы, которые либо обладают частной собственностью, либо нет – Государство.

Согласно трактовке Руссо, государство – это орудие классового примирения, то есть люди договорились примириться друг с другом.

Государство возникает для поддержки и выражения интересов экономически-господствующего класса и защиты их интересов – Маркс. Маркс воспользовался схемой Руссо.

4. Марксизм. (19 век) Маркс использовал схему возникновения государства Руссо, однако иначе сформулировал сущность государства. Если для Руссо государство – это орудие классового примирения, то для Маркса государство – это особый аппарат для поддержания экономически господствующего класса над всей остальной частью населения. По Марксу право – это воля экономически господствующего класса, возведенная в закон.

5.Теория насилия (19 век). Согласно этой теории, государство возникло в результате насильственного захвата власти и удержания этой власти с помощью силы в период генезиса рабовладельческого строя.

6.Психологическое направление. Организационная теория. В основе организационной теории Богданова лежат личные организационные способности каждого конкретного индивида, которые становятся главной причиной возникновения государства. Богданов считал, что все люди от рождения делятся на организаторов и исполнителей. При определенных условиях организаторы берут власть и формируют государство.

 

В современной политологии существует огромное количество определений государства.

Государство – это универсальная территориально-политическая организация, обладающая властью в социально-разнородном обществе.

Признаки государства:

1. Территория

2. Суверенитет

3. Публичная власть

4. Система налогов

5. Система права

 

Помимо перечисленных выше признаков, государство обладает монопольным правом на:

1. Издание законов, а так же на правоприменительную и правоохранительную деятельность

2. Легальное применение силы, физическое принуждение, лишение граждан свободы и/или имущества и/или жизни

3. Взимание налогов

4. Объявление войны и мобилизации население на решение общенародных задач

 

Форма государства – это способ организации политической власти в стране.

Форма государства зависит от трех элементов:

1. Форма государственного правления: монархии и республики. Монархии – абсолютные и конституционные. Конституционные – парламентские и дуалистические. Республики – Аристократические, олигархические и демократические. Демократические – президентские, парламентские, смешанные.

2. Форма государственного устройства: унитарные, федерации и конфедерации.

3. Политический режим: демократические и антидемократические. (другая классификация: тоталитаризм, авторитаризм и демократия)

Форма правления – это система формирования высших органов власти.

1.Монархия – форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Абсолютные монархии – ЗИС в полном объеме принадлежит монарху. Такие государства – Саудовская Аравия, Бруней. Конституционные монархии - полномочия монарха ограниченны. Дуалистические – монарх обладает правами: а. назначения и смещения кабинета министров (исполнительной власти); б. правом абсолютного и/или отлагательного вето; в. выполнение целого ряда внешнеполитических функция. Пример – Марокко и Иордания. Но они уже не являются ими после революций 2011 года. Парламентские монархии – роль монарха формально сведена к представительским функциям. Номинально могут сохраняться некоторые полномочия, которыми он пользуется в кризисных ситуациях. Пример – Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Испания. Помимо перечисленных выше монархий, существуют государства, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью. Такие монархии называются теократическими. Они распространены на территории тех государств, в которых народы исповедуют Ислам. Существуют выборные монархии – эти государства представляют собой объединения нескольких монархий, главы которых выдвигают единого правителя (ОАЭ).

 

 

Общие признаки монархий, как формы правления:

1. Высшая государственная власть (власть монарха) передается по наследству

2. Осуществляется бессрочно

3. Не зависит от воли граждан данного государства

2.Республика – это форма правления, где высшие органы государственной власти, как и ее глава, избираются. Аристократические республики означают выборную власть немногих лучших (аристократов) или немногих самых богатых (олигархов). Они существовали в древних городах-государствах Греции, в древних городах Италии. На сегодняшний день аристократические и олигархические республики практически не встречаются, хотя отдельные элементы, как то знатность, богатство, являются актуальными при формировании правящей элиты многих современных государств. Демократические республики существуют в трех видах – парламентская (Германия, Италия, Индия, Турция), президентская (США, Бразилия, Аргентина, была Сирия) и смешанная (Россия, Франция, Португалия и ряд других государств) (полупрезидентская). Парламентская республика строится по принципу верховенства парламента над правительством. Правительство формируется на основе большинства в парламенте. Номинально (или формально) главой государства является президент, однако реальная власть принадлежит премьер-министру. Президентские республики – президент является главой государства и главой правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент не имеет права отзыва правительства и президента, исключая процедуру импичмента. Смешанная форма – объединяет ряд характеристик парламентской и президентской республики. Глава государства – президент, он избирается на всеобщих прямых выборах, назначает правительство, опираясь на парламентское большинство и премьер-министра, ответственного и перед президентом и перед парламентом.

Кроме перечисленных выше разновидностей республик, существуют республики с коллегиальным главой государства, как в Швейцарии, где функции главы государства и главы правительства осуществляются коллегиальным органом, который называется Федеральный Совет. Он выбирается парламентом в составе 7ми членов. Председательствует там президент, выбираемый сроком на 1 год.

Супер президентство – такая форма государственного правления, при которой президентская власть передается по наследству, либо президентом становится человек, пришедший к власти в результате военного переворота. (Чечня – Кадыров старший и младший; Азербайджан – Алиев старший и младший)

Общие признаки любых республиканских форм правления:

1. Выборность власти

2. Деятельность власти в течение определенного срока

3. Зависимость власти от воли ее избирателей

 

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства отражает способ территориально-политического деления государства, распределения полномочий между центром и периферией.

По форме государственного управления все государства делятся на 3 группы:

1. Унитарное государство

2. Федерация

3. Конфедерация

 

Унитарное государство представляет собой государство, части которого являются административно-территориальными единицами единого целого и не обладают признаками государственного суверенитета.

Суверенитет делится на экономическую основу:

-владение территорией

-владение и использование природных ресурсов

-владение и использование материальной собственности

-владение и использование культурных достижений

политическую основу:

-политическая система, стабильная правовая основа: Конституция страны и общепризнанные принципы международного права. Любое государство располагает суверенитетом, не зависимо от:

-величины территории

-численности населения

-форм политического правления

-форм политического устройства

-политического режима

Главным признаком любого унитарного государства является ……. Всех внутренних и внешних полномочий в руках единой системы внешней(?) ЗИС власти.

Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Испания, Франция), в которых крупные регионы пользуются широкой автономией и имеют возможность самостоятельно решать ряд вопросов, …… конституцией страны.

Федерация – «союзные государства», федеративные государства обладают двумя официальными государственными уровнями власти:

1. Уровень центральной (федеральной) власти

2. Уровень власти субъекта федерации.

Распределение полномочий между этими уровнями оговаривается в конституции страны, которая предоставляет уровню центральной (федеральной) власти, неограниченный внешний суверенитет и большую часть внутреннего суверенитета, а уровнями власти субъекта федерации сохранит только некоторые …. Внутреннего суверенитета.

Федерации могут быть построены либо по территориальному принципу (США), либо по национально-территориальному принципу.

Субъекты федерации могут иметь и собственное административно-территориальное деление, однако по общему правилу эти субъекты лишены:

1. Права самостоятельно участвовать в МО

2. Одностороннего выхода из состава федерации (без согласия федерального центра). В случае нарушения …. Законодательства центральная власть имеет право применить принудительные меры, включая использование военной силы по отношению к субъекту федерации, действие которого угрожают …. Безопасности страны, так как нарушаются принципы единства и целостности государства.

Конфедерация – союз самостоятельных независимых государств, объединившихся для достижения военных (оборонных), экономических, политических и иных целей. Как правило, конфедеративный союз носит временный характер, достигнув своей цели он распадается и либо преобразуется в федерацию (Швейцария 1815-1848 годов; США 1778-1789; Сенегал 1982-1989 распалась на два самостоятельных государства).

В конфедерации отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Центральные органы создаются только для координации действий в определенных целях. Решения, принятые центральными органами конфедерации не носят строго обязательного характера к исполнению.

Политический режим – это механизм политического властвования. Он определяется по следующим позициям:

1. Формирование органов государственной власти: а) через выборы; б)назначение сверху при участии узкого круга влиятельных лиц; в)по единоличному усмотрению первого лица в государстве.

2. Распределение власти между различными политическими силами: распределение властей на ЗИС + распределение властей по вертикали.

3. Осуществление контроля над деятельностью власти.

4. Использование различных методов осуществления власти: а)через систему права; б)авторитета; в)насилия

5. Возможность и степень (активная, пассивная, индифферентная) участия граждан в политической жизни общества

6. Формы политического участия граждан: а)стихийные; б) организованные; в) организованные сверху

7. Участие граждан в принятии и реализации политических решений

8. Соотношение прав и свободы личности, гарантий свобод или их отсутствия

9. Способы урегулирования социальных и политических конфликтов: а)установление политики статуса кво; б)мирное урегулирование конфликта; в)использование силы

10. Положение СМИ и степень гласности в обществе

11. Политический и юридический статус силовых структур в государстве.

Эти и целый ряд других позиций определяют содержание демократических и антидемократических режимов.

Функции государства

Функции государства делятся на две большие группы: внутренние и внешние.

Внутренние:

1. Защита существующей экономической, политический и социальной системы (внутреннего суверенитета)

2. Управление и регулирование экономической жизнью страны, создание максимально приятных условий для ее развития и роста

3. Регулирование социальных отношений (межклассовых, межнациональных, межпрофессиональных)

4. Образовательная и культурно-воспитательная функция

5. Функция охраны общественного порядка

6. Обеспечение национальной безопасности государства, общества, личности

7. Идеологическая функция

Внешние:

1. Защита интересов данного государства на международной арене

2. Развитие взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной и культурных сферах

3. Обеспечение обороны страны, либо военной экспансии

Структура государства:

1. Органы народного представительства, законодательные органы

2. Исполнительно-распорядительный орган

3. Органы суда и прокуратуры

4. Вооруженные силы

5. Органы внутренних дел

6. Органы национальной безопасности

 

Политический режим

1. Тоталитарный

2. Авторитарный

3. Демократический

Наиболее распространенная классификация - демократические и антидемократические режимы.

Существует три точки зрения:

1. Тоталитаризм отождествляется с авторитаризмом и называется антидемократическим политическим режимом.

2. Авторитаризм - это разновидность тоталитаризма.

3. Авторитаризм - самостоятельный политический режим, наряду с тоталитаризмом.

Тоталитаризм – понятие, введенное итальянскими антифашистами в 30х годах XX века для определения режима Бенито Муссолини.

Тоталитаризм – это режим, при котором политическая власть стремится установить полный тотальный контроль над жизнью общества.

Пять признаков тоталитаризма по Бжезинскому:

1. Монополия на политическую и все другие виды власти, которая принадлежит политической элите во главе с всевластным и бесконтрольным лидером. Эта монополия означает: а)жесткую централизацию власти – разделение властей по горизонтали и по вертикали существует де-юре, но не де-факто; б)отсутствие узаконенного механизма преемственности политической власти; в)отсутствие узаконенной оппозиции; г)превращение общественных организаций и решений в несамостоятельные и безынициативные структуры.

2. Детальная регламентация со стороны политической власти всех сторон жизнедеятельности общества, в том числе и личной жизни граждан.

3. Произвол власти: а)отсутствие реальных прав и гарантий личности, социальных групп и общностей; б)основа режима – насилие, насаждение страха, использование террора во внутренней и даже внешней политике; в)создание образа внутреннего и внешнего врага; г)милитаризация экономики и общественной жизни

4. Бесправное положение личности – установление абсолютного примата государства над интересами личности.

5. Господство одной идеологии – превращение ее в догму и внедрение в сознание людей через монополию на СМИ.

Авторитаризм – разновидность тоталитаризма, главной особенностью этого политического режима являются:

1. Авторитаризм не является репрессивным режимом. Репрессии носят ограниченный характер

2. Ограничения свободы личности, социальной группы или социальной общности касаются только политической сферы.

3. Любые ограничения носят разрешительный характер.

4. Политическая оппозиция либо запрещена, либо сильно ограничена.

5. Идеология не доведена до степени догматизма.

Главные признаки демократии, как политического режима

1. Отсутствие монополии на власть

2. Отсутствие руководящей роли какой-либо партии в политической системе

3. Многопартийность, как форма проявления политического плюрализма

4. Наличие узаконенной политической оппозиции: а) внутрисистемной – это оппозиция, которая согласна с правящей партией в вопросах сущности и природы социально-политической и экономической системы, ее ценностей и идеалов, но не согласна в вопросах выбора конкретной политики, вариантов решения той или иной общенациональной проблемы; б) антисистемной (внесистемной) /ультраправые и ультралевые/– выступает против коренных основ социально-экономической, политической систем, за ее разрушение и уничтожение.

5. В условиях демократии борьба ведется только политическими и идеологическими методами, но не репрессивными.

6. Для демократии в целом характерно:

-всеобщее избирательное право

-равенство всех перед законом (правовое равенство)

-выборность высших органов власти

-гарантии прав и свобод личности

-свободы (слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, участия в политических организациях и движениях, свобода вероисповедания)

 

ультралевые – Национальные Большевики

левые – КПРФ

левоцентристы – Справедливая Россия, ЛДПР

центр - Яблоко

правоцентристы – Единая Россия

правые – Правое Дело

ультраправые – Движение против нелегальной иммиграции, НДО

 

Исторические этапы формирования демократии, как политического режима

Демократия - торжество бунтующей черни, решающая роль Народного Собрания и так далее – это перевод слова «демократия».

1. Античная демократия. Афины. 7-6 век до н.э. Высший орган власти – Народное Собрание. Существовало ограничение по вопросы участия или неучастия в Народном Собрании. Участвовать могли только те граждане, чьи отец и мать были гражданами Афин. Лишался участия человек, у кого один из родителей был продан в рабство. Этот человек мог быть лишен гражданства и сам становился рабом. Не считались полноправными граждане женщины, которые не могли нести военную службу. Люди, приехавшие в Афины с других земель – метеки(платили большой налог за проживание в Афинах). Народное Собрание называлось Агора. Оно выбирало аристократов, которые представляли из себя совет города – Ареопага (напоминает по функциям Правительство). Ареопага выбирала трех архонтов – судья, военачальник и главный жрец. Иногда эти функции выполнял один человек. 594 год – главным Архонтом избрали Солона. Благодаря этому человеку начался новый этап в жизни Афинян и всей мировой политики. Для Афинян он отменил долги и убрал долговые камни с их земель, вернул проданных в рабство Афинян за долги, отменил долговое рабство вообще. Он положил основы развития демократии, разделив всех Афинян на 4 разряда в зависимости от доходов:

 

-первый разряд: наиболее богатые граждане. Они обязаны были оснащать и содержать за свой счет военные корабли, но зато и на высшей должность в государстве могли быть избраны только они.

-второй разряд: люди менее богатые, всадники. Они содержали лошадей и несли службу в коннице.

-третий разряд: афиняне среднего достатка, самый многочисленный класс. Они приобретали снаряжение тяжеловооруженных воинов. Их называли гоплиты. Самый многочисленный класс.

-четвертый разряд: неимущий класс, феты. Они несли службу в легковооруженной пехоте или их использовали гребцами на военных судах.

 

Граждане первого, второго, третьего разряда обязаны были вносить в Афинскую казну деньги на военные и другие нужды. Они имели право участвовать в Народном Собрании – Агора и избираться на различные государственные должности.

Феты были освобождены от уплаты денег, но, тем не менее, они принимали участие в Агоре и могли быть избраны даже судьями.

Таким образом Салон отменил привилегии Афинских аристократов и вместо деления на знатных и незнатных, ввел имущественные разряды. Богатые несли большие обязанности (финансовые), зато имели больше прав, при этом все Афиняне равны перед законом.

Античная демократия была похожа на родоплеменную демократию, когда вооруженные мужчины обеспечивающие безопасность всего племени принимали жизненно важные решения и превращались в его элиту.

2. Средневековая демократия. Она трактовалась как народовластие, доверенное монарху. Народ доверяет исполнение справедливости (закона) монарху и сам монарх властвует для всего народа и от имени народа.

3. Новое время. Главный вопрос демократии – это ее политическая организация в форме республики или монархии.

4. Демократия 18- 19 века. Демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод:

- участие в политической деятельности

- свобода собраний и ассоциаций

- свобода совести, мнений, переписки

5. Современность. Разработка универсальных демократических процедур: высший законодательный орган избирается народом равные права избирателей, избирательное право всеобщее, голосование свободное и тайное, решение большинства ограничивает права меньшинства, демократические свободы.

Модели демократии

Демократия: прямая и представительная.

Прямая демократия – это демократия, при которой каждый гражданин республики имеет равное право выразить свое собственное согласие или несогласие с принятием политических решений путем референдума. (идеал Жан-Жака Руссо)

Представительная демократия – это демократия опосредованная через систему депутатского корпуса.

Часто представительную демократию отождествляют с классической либеральной моделью. Или же это первая модель представительной демократии.

От классической либеральной модели исходит охранительная модель, из нее – элитная модель, от элитной – консоциативная модель (плюралистическая, сообщественная).

Классическая либеральная модель демократии – рассматривает демократию не столько как порядок, позволяющий гражданам участвовать в политической жизни, сколько как механизм, защищающий их от произвола властей и беззаконных действий других людей.

 

Охранительная демократия предоставляет гражданам солидные возможности для выбора их индивидуального образа жизни, при полной ответственности за свой собственный выбор. Следовательно, охранительная демократия предполагает полное невмешательство властей во многие сферы жизни общества и полное отделение государства от гражданского общества. Государство гарантирует равные возможности, но не равные результаты.

Элитная модель – представители этой модели делят общество на правящее меньшинство (элиту) и не властвующее большинство (массу). (Г. Моска, В. Паретто, Р. Михельс – основоположники целого направления в современной политологии – элитологии. Их относят к Макиавеллевской школе.) Характерными чертами массы являются: отсутствие интереса к политике; отсутствие знаний о политике; отсутствие политической информации; отсутствие умения принимать адекватные политические решения. Следовательно, масса добровольно передает элите право руководить политической жизнью и обществом в целом. Политическое участие массы ограничено выборами. К тому же, «рост гражданского участия ведет к подрыву стабильности общества» «Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что они имеют возможность избирать себе правителей». Это цитаты Иосифа Шумпетер.

Плюралистическая модель или сообщественная – она приемлема для так называемый мультикультурных или многосоставных обществ, в которых четко выраженно разделение на сегменты или группы по:

-по доходам

-по социальному признаку

-по демографическому признаку (половозрастному)

-по этническому признаку, по религиозному признаку

-по территориальному признаку (жители столицы и больших городов и жители деревень)

Для плюралистической демократии характерно: отсутствие доминирующего сегмента во власти; равное влияние всех сегментов на принятие политических решений; пропорциональность как основной принцип реализации политического представительства, в том числе меньшинств, получающих возможность артикулировать и защищать свои интересы; наличие права вето у меньшинства; коалиция представителей основных групп в сфере управления власти.

Помимо деления политических режимов на демократические и антидемократические, существует множество других классификаций политических режимов. Наиболее часто встречающаяся на сегодняшний день принадлежит американскому политологу Роберту Далю. Согласно его учению, существует 4 вида политических режимов:

1. Закрытая гегемония - тоталитаризм

2. Открытая гегемония - авторитаризм

3. Соревновательная олигархия – период первоначального накопления капитала

4. Полиархия – это идеал демократии, который в некоторых своих ипостасях частично реализован. Основные признаки полиархии:

-правление многих, но не всех

-правление большинства, но уважение к меньшинству

-политическое и правовое равенство граждан

-соблюдение прав и свобод человека

-легитимность власти

-представительный характер власти

-выборы, которые в условиях полиархии отличаются тремя основными характеристиками: повторяемость, неопределенность результатов при определенности процедур, необратимость результатов выборов.

Формирование полиархии предполагает наличие определенных условий. Их сформулировал американский политолог Данкварт Растоу. (1925-1996 года)

В качестве основного условия 1. выделяет государственное единство (единство государства и гражданского общества) Гражданское общество – это контр партнер государства.

2.Экономические условия:

-высокий уровень развития промышленности и сельского хозяйства

-сбалансированность экспорта и импорта, при доминировании экспорта готовой продукции, а не сырья

-развитая инфраструктура

-устойчивая банковская система и национальная валюта

-высокий уровень доходов и в челом благосостояние населения

3.Социальные условия:

-наличие устойчивой социально-классовой структуры общества при доминировании среднего класса

-высокий уровень образования и квалификации населения

-количество и качество (здоровье и продолжительность жизни) граждан

-толерантность к представителям различных этносов, населяющих страну, и к их религиозным мировоззр6ениям.

4.Политические условия:

-правовое государство

-легитимно-представительную власть

-наличие оппозиционных партий, организаций, движений

-политическое участие и политическая активность граждан

-свободная деятельность СМИ

5.Для реализации полиархии необходимы так же и культурные условия:

-формирование и распространение норм и ценностей индивидуализма и рационализма, что в целом для русской политической культуры практически невозможно

-отказ от мифологизированного мировоззрения и коллективизма

 

Производительные силы – это средства производства + люди.

Средства производства – средства труда(сырье) + предметы труда.

Средства труда – орудия труда + условия труда.

Производительные силы + производственные отношения – средства производства.

Производственные отношения - это отношения по поводу производства, распределения, обмена материальных благ, существующих в данном обществе. Иначе говоря, производственные отношения – это отношения собственности.

Сформированные в обществе условия позволяют осуществить переход от авторитарного режима к полиархии, которая в современной политологии получила название демократический транзит:

1. Либерализация предполагает ослабление контроля над инакомыслием со стороны государства; повышение уровня политической активности граждан; создание оппозиционных партий, движений; формирование альтернативных источников информации. Либерализация общества может происходить сверху, то есть со стороны государства, либо под давлением масс снизу.

2. Демократизация заключатся в принятии всеми субъектами политического процесса соглашения о правилах политического поведения в процессе политической борьбы. Отказ от применения насилия, террористических актов, черного пиара, подкупа для решения политических вопросов и достижения поставленных целей.

3. Консолидация предполагает объединение всех политических акторов в процессе выборов, проводимых в установленном конституцией порядке и сроках.

Демократизация общества – это сложный исторический процесс, обусловленный деятельностью целого ряда факторов, включая географический, культурный и так далее. Любое государство, осуществляющее демократический транзит, обязано учитывать не только социально-экономические и политические факторы, но также специфику политической истории, географии, политической культуры страны на протяжении десятка и даже сотен лет. Пренебрежение этой спецификой может привести к распаду страны.

В 2006 году заместитель руководителя администрации Президента Сурков использовал термин суверенная демократия. Это выступление положило начало разработке новой модели представительной демократии для Российского общества с учетом его специфики. Сам Сурков так определяет суверенную демократию – это образ политической жизни общества, при котором власти, их орган и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами ее образующими.

Особенности суверенной демократии:

1. Модель представительной демократии

2. Ориентирована на общество в целом, а не на частные индивидуальные интересы личности, то есть субъектом демократического государства выступает единый народ. В этой модели свобода отдельного человека ограничивается интересами общества и прежде всего сохранением государственного суверенитета.

3. Суверенная демократия отстаивает собственную самостоятельность, как во внутренней, так и во внешней политике.

4. Модель суверенной демократии противостоит навязываемым и управляемым моделям демократии со стороны Западной цивилизации, пытающейся разрешить свои экономические и политические проблемы за чужой счет.

 

Политические партии

1. История становления политических партий

2. Определение партий

3. Типология партий по Морису Дюверже

4. Типология партийных систем по Джованни Сартори

5. Функции партий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.125 с.)