Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дискуссия. Какая идеология нужна России?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Идеология: «Национальная»? «Общенациональная»? «Государственная»? Каковы реальные слагаемые интегративной идеологии? (Анализ слагаемых этой идеологии: взаимодействие демократии и патриотизма, «постиндустриалистская траектория», геополитические измерения проблемы и др.) Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаменталистских форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личностному раскрепощению? Либерализм — в стране с устойчивым этно-социальным архетипом, традиционно ориентированным на ценности коллективизма? Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным? Каковы перспективы консолидированной идеологии в условиях «конца идеологий»? «Кто виноват?» — «косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство», или «западные проекты, навязывающие России инокультурные, а потому убийственные для нее рецепты»? Каковы параметры идеологии «врастания» России в постиндустриальное общество?
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ 1. Антиномия равенства и свободы в либерализме. 2. Особенности либерализма в России, характер его политической и идейной эволюции. 3. Неоконсерватизм: ценности, идеи, политика. 4. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы. 5. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития. 6. Сущность, цели и задачи политического манипулирования. 7. Специфика социал-демократической идеологии. 8. Национализм на пороге XXI века. 9. «Соборность» как парадигма политического сознания в России. 10. Трансформация идеологий в условиях новых информационных технологий.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 14. Ланцов С.А. Идеология и политика социал-демократии. СПб., 1994. Манхейм К. Диагноз нашего времени М., 1994. РормозерГ., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996. Сирота Н.М. Современные политические идеологии. СПб., 1995. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1996. Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. 1995. № 4. Кутковец Т.И., Клямкин ИМ. Русские идеи //Полис. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997. Тема XV. Общая и прикладная Политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.Гл.39,40. Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб., 1997. Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1994. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3. Либерализм в России. М., 1996. Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997. Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996. Русская идея. М., 1992. Современная социал-демократия: Словарь-справочник. М., 1990. Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995. Цыганков П.А. Теория международных отношений. Гардарики, 2005 - 590c. 7. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. Аспект Пресс, 2005 - 317c. 1. Вандаль А.Е. Геополитика и геостратегия. М.: Кучково поле, 2002 3. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. М.: Экономика, 2001 2. Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология. Учебное пособие. М.: Ось-89, 2002 Тема 4 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Цель семинарского занятия: ознакомление с основными трактовками государства; рассмотрение форм государственного устройства и правления; знакомство со спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления; усвоение основных положений теории правового и социального государства; характеристика прав человека; содержательный анализ принципа разделения властей. Основные понятия: государство, суверенитет, форма государственного устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное государство, президент, правительство, парламент, суд, сецессия, монархия, республика, правовое государство, права человека, разделение властей, социальное государство. План семинара 1. Понятие государства и его функции. 2. Формы государственного устройства и формы правления. 3. Государственные институты власти Российской Федерации. 4. Основные принципы правового и социального государства. Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу: а) федерация; б) суверенитет; в) государство; г) конфедерация; д) форма правления; е) унитарное государство; ж) форма государственного устройства; з) парламент; и) суд; к) сецессия; л) монархия; м) субъект Федерации; н) республика; о) импичмент; п) право вето; р) правительство; с) разделение властей; т) Федеральное Собрание; у) правовое государство; ф) социальное государство. 1. представительный и законодательный орган власти; 2. независимость и верховенство государственной власти; 3. особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом; 4. форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением; 5. процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части; 6. форма государственного устройства, характеризующаяся высокой степенью централизации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - территориальных образований; 7. административно-территориальное образование, обладающее ограниченными политическими правомочиями; 8. структура высших органов государственной власти; 9. форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образования обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью; 10. форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования; 11. политический институт, выполняющий исполнительские функции; 12. высший орган представительной и законодательной власти Российской Федерации; 13. отстранение президента от должности на основании выдвинутых против него обвинений; 14. форма государственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств; 15. тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантированы права человека и осуществляется разделение властей; 16. административно-территориальная организация государства, система взаимоотношений высших государственных и региональных органов власти; 17. политический институт, выполняющий функции контроля за соблюдением законов; 18. право президента отклонить принятый парламентом закон; 19. институциональное распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти; 20. государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина. 2. Чем дуалистическая монархия отличается от абсолютной? А) наличием двух монархов; б) существованием наряду с монархом законодательного органа власти; в) передачей престолонаследия только по женской линии; г) правом роспуска парламента монархом; д) правом парламента объявлять импичмент монарху в соответствии с конституцией; е) правом парламента формировать правительство; ж) правом монарха назначать правительство. 3. В президентской республике правительство несет политическую ответственность: а) перед парламентом; б) перед президентом; в) перед судом; г) перед всеми вышеперечисленными органами власти 4. В парламентской республике правительство несет политическую ответственность: а) перед парламентом; б) перед президентом; в) перед судом; г) перед всеми вышеперечисленными органами власти 5. Какие из указанных функций характерны для законодательных органов власти: а) представительство интересов; б) регулирование финансовой сферы; в) принятие законов; г) определение целей политического развития; д) контроль за исполнением законов; е) политический контроль за деятельностью исполнительной власти; ж) реализация «общей воли» народа; з) легитимация принимаемых решений; и) формирование политической элиты; к) выработка внешней политики; л) утверждение бюджета. 6. Определите, какие из указанных ниже функций являются функциями исполнительных органов власти: а) политический контроль за деятельностью законодательных органов власти; б) осуществление внешней политики; в) формирование судебной власти; г) реализация и исполнение существующих законов; д) осуществление контроля за соблюдением прав человека; е) лоббирование интересов; ж) отмена неправовых законов; з) ратификация международных договоров; и) разработка и исполнение бюджета; к) государственное управление; л) защита национальных интересов 7. Какие из нижеперечисленных функций могут быть отнесены к функциям судебных органов власти: а) осуществление правосудия; б) создание новых законов; в) правовой контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти; г) участие в выработке внешней и внутренней политики; д) толкование законов; е) обеспечение правопорядка; ж) контроль за соблюдением законов; з) исполнение воли народа 8. Назовите формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской: а) наличие парламентской ответственности правительства; б) неопределенный срок функционирования правительства; в) наличие должности премьер-министра; г) совмещение президентом должностей главы государства и главы правительства. 9. Какие из нижеперечисленных субъектов ведения относятся к Совету Федерации, а какие — к Государственной Думе? а) утверждение Председателя Правительство Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству России; в) решение вопроса о возможности Российской Федерации. г) объявление амнистии; д) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; е) назначение выборов Президента использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации; 10. Президент Российской Федерации согласно Конституции является: а) главой государства; б) главой правительства; в) главой государства и правительства. 11. Основным институтом политической системы является государство. Именно государство выступает официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для всего общества, оно придает политической системе целостность и устойчивость. Чем отличается государство от других политических и социальных институтов? А) тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества; б) монополией на легитимное насилие; в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности; г) более высокой степенью институализации власти. Назовите основные признаки государства. 12. Сформулируйте два определения, в одном из которых понятие «государство» подразумевало бы страну, а в другом — высшие институты власти. 4. Какое из нижеприведенных суждений характеризует государственный суверенитет? А) независимость высших органов власти от общества; б) народ является источником власти всех государственных институтов; в) общество безоговорочно должно подчиняться всем решениям государства; г) право народа на свержение деспотического правительства; д) независимость государства от других государств. 13.Заполните таблицу «Теория возникновения государства».
14.Определите критерии форм государственного устройства и приведите примеры стран, где и когда они были реализованы?
15.Сформулируйте основные отличия унитарного государства от федеративного в соответствии с признаками, указанными в таблице.
16. Сформулируйте основные отличия федерации от конфедерации в соответствии с признаками, указанными в таблице.
17. Что означает понятие «сецессия»? Приведите примеры успешной и неуспешной сецессии. 18. Какие из приведенных ниже положений характеризуют институты президентской, исполнительной и законодательной власти в различных формах правления? Назовите форму правления в России. 1.Избирается народом (прямым или косвенным голосованием). 2.Глава государства. 3.Глава правительства. 4.Назначает премьер-министра. 5.Право импичмента. 6.Право роспуска парламента. 7.Принятие законов. 8.Контроль за исполнительной властью. 9.Исполнение законов.
19. Президент РФ определяется в главе 4 Конституции РФ как глава государства. Как вы понимаете данное определение? Означает ли оно, что Президент стоит над всеми ветвями власти? В каких основных функциях Президента, закрепленных в Конституции РФ, проявляется данная роль Президента? В Конституции США (ст. 2) говорится: «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки». Чем отличается роль Президента США от закрепленной в Конституции роли Президента РФ как главы государства? 20. Президент РФ обладает значительными полномочиями в области назначения, утверждения или представления к утверждению высших должностных лиц государства (ст. 83). Кого из них Президент назначает самостоятельно, без согласования с другими ветвями власти, кого назначает и освобождает от должности с согласия, по предложению или после консультаций с законодательными или исполнительными органами власти, а кандидатуры каких должностных лиц он вправе лишь представлять этим структурам? Каково ваше мнение, почему по одним из этих кандидатур Президент имеет неограниченные полномочия, а по другим его права ограничиваются? Как это согласуется с принципом разделения властей и их самостоятельности? 21. Рассмотрите процедуру отрешения Президента РФ от власти (ст. 93), исходя из принципа разделения властей, и определите роль в этой процедуре: а) специальной комиссии, образованной Государственной Думой, по рассмотрению вопроса о выдвижении обвинения в адрес Президента РФ; б) в целом Государственной Думы; в) Верховного Суда РФ; г) Конституционного Суда РФ; д) Совета Федерации РФ. 22. Федеральное Собрание Российской Федерации, согласно ст. 94 Конституции РФ, является представительным и законодательным органом РФ. Что это означает? 23. Из указанных признаков выберите те, которые характерны для правового государства. Попытайтесь определить их порядок по степени важности. 1. Правовое государство — это государство, где все подчинены закону. 2. В правовом государстве запрещено все, что не разрешено законом. 3. В правовом государстве гарантируется соблюдение основных прав человека. 4. В правовом государстве права человека устанавливаются государством. 5. В правовом государстве разрешено только то, что разрешено законом. 6. Все государственные органы власти могут судить о том, нарушил человек законы или нет. 7. Все равны перед законом. 8. Правовое государство — это федеративное государство. 9. В правовом государстве в исключительных случаях правительство может издавать законы. 10. Правовое государство — это государство, в котором существует и реально действует конституция. 11. Правовое государство — это государство, в котором реализован и действует принцип разделения властей. 12. В исключительных случаях в правовом государстве возможно соединение законодательной и исполнительной власти. 13. Правовое государство — это государство, эффективно отстаивающее и защищающее национальные интересы. 14. Правовое государство — это государство с многопартийной системой 24. В работе «О духе законов» Ш.Л. Монтескье объясняет, к каким негативным последствиям может привести объединение различных ветвей власти. Попытайтесь и вы предсказать последствия объединения: а) законодательной и исполнительной властей; б) законодательной и судебной властей; в) исполнительной и судебной властей; г) всех трех ветвей власти. В каких современных формах правления реализован принцип разделения властей? 25. Объясните, почему субъектом прав и свобод является человек, а не гражданин? Верно ли следующее утверждение: «Правовое государство предоставляет каждому человеку основополагающие права и свободы»? Аргументируйте свой ответ. 26. Как вы относитесь к позициям, одна из которых заключается в том, что в правовом государстве существует приоритет и верховенство закона, а вторая — стоит на незыблемости свободы личности, ее прав и интересов. Аргументируйте свой взгляд на соотношение между данными ценностными подходами. 27. С точки зрения Т. Гоббса и Дж. Локка, государство возникает в результате «общественного договора». Каким образом сказывается на правах человека, его свободе возникновение государства, с точки зрения: а) Т. Гоббса; б) Дж. Локка. На какой из них основывается концепция правового государства? 28. В политической и правовой науке существует подразделение прав человека на негативные и позитивные. Негативные права призваны обеспечить автономию личности, невмешательство государства в социальную и частную жизнь. Позитивные — призваны гарантировать права человека на какие-либо экономические или социальные ценности. Какие права из приведенного перечня можно считать негативными, а какие — позитивными? а) право на жизнь; б) право собственности; в) право на труд; г) право на свободу выражения мнений или свободу убеждений; д) избирательное право; е) право на честь и достоинство; ж) право на образование; з) право на демонстрации, митинги и шествия; и) право на социальное обеспечение; к) свобода совести.
29. Используя текст Конституции РФ, определите содержание основных прав человека. Заполните таблицу.
30. Назовите основные цели и функции социального государства. Попытайтесь установить допустимую грань вмешательства государства в социальную и экономическую жизнь. Какие предпосылки необходимы для формирования социального государства?
Дискуссия. Права человека Проблема 1. Фундаментальнейшим правом человека является право на жизнь. Однако во многих современных странах сохраняется смертная казнь. Отношение к ней неоднозначно, существующие крайние позиции можно представить в виде дискуссии двух людей: А: «Смертная казнь противоречит главному праву человека — праву на жизнь. Никто, включая и государство, не имеет права покушаться на человеческую жизнь. Поэтому смертная казнь в правовом государстве должна быть отменена». Б: «Я согласен с тем, что право на жизнь носит фундаментальный характер. Я также согласен с тем, что права человека должны быть гарантированы государством. Однако смертная казнь применяется к тем лицам, которые сами нарушили права других людей. Совершая тяжкое преступление, человек тем самым ставит себя вне закона, он оказывается за гранью общества, морали, нравственности. Следовательно, к нему неприменимы, права человека. Преступление против жизни других людей должно караться самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни. Смертная казнь человека, совершившего тяжелое преступление против жизни другого, — это восстановление справедливости и гарантия от подобных преступлений в дальнейшем». А: «Прежде всего, я хочу заметить по поводу Вашего последнего тезиса о гарантиях против подобных преступлений. В странах, где по-прежнему существует и применяется смертная казнь, тяжелых преступлений против жизни, чести и достоинства человека совершается не меньше, чем в странах, где смертная казнь отменена. Теперь по поводу справедливости: возмездие — это еще не справедливость. Вводя смертную казнь, государство само преступает через права человека. Если сегодня государство не гарантирует право на жизнь, пусть даже самому отпетому преступнику, то завтра оно не гарантирует это право добропорядочному, законопослушному гражданину. К тому же, скажем прямо, следствие и правосудие иногда допускают ошибки. Известны случаи, когда по ошибке к смертной казни приговаривались лица, впоследствии оказавшиеся невиновными в совершении тяжких преступлений. Поэтому я делаю вывод, что государство во имя прав человека должно отказаться от смертной казни, заменив ее, скажем, пожизненным заключением». Б: «Интересно получается. Смертную казнь Вы предлагаете отменить ради соблюдения прав человека. А пожизненное заключение разве не нарушает право человека на свободу? В конечном итоге, не кажется ли вам, что вы предлагаете заменить одно нарушение прав человека со стороны государства (смертную казнь) другим (пожизненным заключением)? А если, следуя Вашей логике, государство не должно нарушать права человека, то нужно вообще отменить всю пенитенциарную систему. К чему же мы тогда, в итоге, придем?» Включитесь в предполагаемую дискуссию. Выскажите свое мнение. С чем вы согласны, а с чем – нет? ЛИТЕРАТУРА Отношение к проблеме смертной казни. М., 1994. Сурова Л.Б. Проблема смертной казни в современном обществе // Государство и право. 1996. № 4. Квашис В.Е. Смертная казнь в США // Государство и право. 1996. № 9.
Проблема 2. В конце 80-х гг. в связи с правом на жизнь достаточно неожиданно и остро встал вопрос о том, имеет ли человек право на смерть. Прецедент А: Тяжело и неизлечимо больная женщина 65 лет, переносящая невыносимые страдания, в здравом уме и твердой памяти, обратилась к врачу с просьбой о прекращении жизни. Прецедент Б: Приговоренный к пожизненному заключению за тяжкие преступления человек обратился в судебные инстанции с апелляцией об изменении приговора и замене пожизненного заключения смертной казнью. Разберите отдельно каждый прецедент. А: имеет ли право врач удовлетворить просьбу своей пациентки? Б: имеет ли право суд удовлетворить апелляцию лица, пожизненно лишенного свободы? ЛИТЕРАТУРА Права человека и медицина. М., 1996. Вулф С.М. Эвтаназия: не переходить границу // Человек. 1993. № 5. Малеина М.Н. Уйти достойно // Человек 1993. № 2. Гейлин М.Н., Касс Л.Р. и др. Врачи не должны убивать // Человек. 1993. № 2.
Проблема 3. В перечне прав человека в особую группу выделяются социально-экономические. Однако их трактовка неоднозначна. Согласно одной точке зрения, государство должно нести ответственность за осуществление этих прав. Суть другой в том, что государство лишь обозначает эти права, а ответственность за их реализацию несет сам человек. Поясним эти положения на примере дискуссии о праве на труд. А: «Я считаю, что правовое государство должно обеспечить полную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответствии с определенной профессией и ее достойное вознаграждение. В противном случае государство не может считаться правовым». Б: «В условиях рыночной экономики стремление государства к обеспечению всеобщей занятости на практике означает финансирование убыточных предприятий, значительные финансовые расходы, которые неизбежно ведут к инфляции. Поэтому, провозглашая право на труд, государство не обязано стремиться к его осуществлению и обеспечивать каждого человека работой. Оно лишь гарантирует индивиду, что никто не может принудить его к подневольному труду либо запретить заниматься профессиональной деятельностью, если она не нарушает общественную безопасность и права других». А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рассуждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?» Б: «Правовое государство не может предотвратить безработицы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реализации своего права на труд». Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.170 (0.011 с.) |