Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема соотношения морали и политики в истории политической мысли↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Что общего и в чем различая между политикой и моралью? Дилемма «политика — мораль»: совместима ли политика с Нравственностью? Может и должна ли политика быть нравственнее? Актуальность этих «вечных» вопросов для современной России: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе? Подходы к проблеме соотношения морали и политики в истории политической мысли: 1. Единство политики и морали (морализаторский подход). Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль — частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж.Ж. Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон: искусство управления состоит в искусстве быть честным. 2. Политика и нравственность несовместимы. Политика и мораль автономны. Н. Макиавелли: мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы». 3.Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств. М. Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»). Проблема связи нравственности с политикой и свободой человека: свободен ли человек или нет, имеет ли он свободу нравственного выбора в своих действиях, в том числе в действиях политических, может ли человек быть нравственным, будучи несвободным? Средства политики и нравственность. Между Сциллой «нравственных» целей и Харибдой «безнравственных» средств (Макиавелли, Кант, Гегель). «Цель оправдывает средства». Категорический императив И. Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Политическая этика.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, сообщений 1. Основное содержание античных проектов политического устройства общества. 2. Мораль и политика в учениях Конфуция и Н. Макиавелли. 3. Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо). 4. Идеи Ш. Монтескье о разделении властей. 5. Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и особенное. 6. Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка Идеи Т. Джефферсона о равенстве граждан, свободе и народном суверенитете. 7. Политическая мысль европейского либерализма XIX века: Б. Констан, Дж.С. Милль, А. де Токвиль. 8. Марксизм и традиции европейской политической мысли. 9. Основные идеи европейской консервативной политической философии.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Алексеева ТА. Современные политические теории. - М., 2000. Ачкасов В.А. Политология. Юрайт, 2006 - 691c. Гаджиев К.С. Политология. - М., 2004 Димидов А.И. Политология. Гардарики, 2005 Каменская Е.Н. Политология. Дашков и К, 2006 Мухаев Р. Т. Политология. - М., 2000. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Норма, 2005 Панарин А.С. Политология. – М., 2000. Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. - М., 2001. Радугин А.А. Политология. – М., 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Алкер X. Политическая методология: вчера и сегодня// Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. - М., 1999. - Гл. 35. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик. - М., 2000. Амелин В.Н., Дегтярев А.А. Опыт развития прикладной политологии в России // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность / Отв. ред.-сост. А.Д. Воскресенский. - М., 2000. Бейме фон К. Политическая теория: эмпирическая политическая теория // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. - М., 1999. - Гл. 22. Ганнел Д. Политическая теория: эволюция отрасли // Вести. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. -1993. - №1. Гудин Р., Клингенманн Х.-Д. Политическая наука как дисциплина // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. - М., 1999. Дегтярев А.А. Основы политической теории. - М., 1998. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Политические исследования. -1996. -№4. Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология / Под ред. Г.В. Голосов, Л.А. Галкина. - М., 1997. Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей // Политические исследования. -1999. -№4. Мангейм Д., Рич Р. Политология: методы исследования. - М., 1997. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. - М., 2000.
Тема 2 РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА Цель семинарского занятия: рассмотреть особенности и основные направления русской политической мысли, трактовки в ней проблем власти и государства. Основные понятия: «русская идея», славянофильство, западничество, русский революционный радикализм, народничество, евразийство, почвенничество, неомонархизм, «русский византизм», русский анархизм, консерватизм, либерализм, марксизм. План семинара 1. Особенности и основные направления русской политической мысли. 2. Проблемы власти и государства в русской политической мысли XIX - начала XX в.
Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу: а) славянофильство; б) евразийство; в) «русская идея»; г) почвенничество; д) «русский византизм»; е) западничество; ж) народничество. 1. комплекс идей об исторической миссии России, ее месте и предназначении в историческом процессе; 2. направление русской общественно-политической мысли, отрицавшее специфический, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по западному образцу; 3. политико-философская концепция русского мыслителя К.Н. Леонтьева; 4. направление русской общественно-политической мысли, обосновывающее самобытность общественного и государственного развития России; 5. течение в русском консерватизме, обосновывающее идею «национальной почвы» как основы и формы социального и духовного развития России; 6. общественно- политическое направление русского зарубежья, анализировавшее развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России; 7. общественно-политическое направление, выступавшее за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артели). 8. Кто из отечественных мыслителей разработал концепцию «свободной теократии»? а) А.С. Хомяков; б) Л.А. Тихомиров; в) К.Н. Леонтьев; г) B.C. Соловьев. 9. К какому направлению русской политической мысли принадлежал Н.Я. Данилевский? а) либеральному; б) консервативному; в) анархическому; г) народническому. 10. Кем было разработано учение об идеократическом Государстве? а) славянофилами; б) большевиками; в) евразийцами; г) западниками. 11. Кто является автором концепции «персоналистического социализма»? а) Г.В. Плеханов; б) П.Б. Струве; в) НА. Бердяев; г) П.А. Кропоткин. 12. Кто является автором теории «героев и толпы»? а) П.Н. Ткачев; б) Н.К. Михайловский; в) Н.Я. Данилевский; г) М.М. Сперанский 13. Кто из названных отечественных авторов был представителем христианского социализма? а) И.А. Ильин; б) С.Н. Булгаков; в) М.Н. Катков; г) Б.Н. Чичерин. 14. Кому принадлежит идея образования Всеславянской федерации (с Константинополем как столицей)? а) К.Н. Леонтьеву; б) Н.А. Бердяеву; в) П.И. Пестелю; г) Н.Я. Данилевскому. 15. Кто из русских мыслителей пришел к выводу об исторической перспективности монархий как результата длительного исторического развития государственных систем? а) B.C. Соловьев; б) И.В. Киреевский; в) Л.А. Тихомиров; г) К.С. Аксаков. 16. Представителям, каких направлений русской политической мысли принадлежали следующие высказывания: а) «Свобода совести, свобода мысли — вот присущий человеку божественный огонь; вот источник всякой духовной силы, всякого жизненного движения, всякого разумного устройства; вот что дает человеку знания бесконечные. Все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности»; б) «Тот слишком подвижный строй, который придал всему человеческому эгалитарный и эмансипационный прогресс XIX века, очень непрочен и... должен привести или о всеобщей катастрофе, или к медленному, но глубокому перерождению человеческих обществ на совершенно новых и вовсе не либеральных, а, напротив того, крайне стеснительных и принудительных началах»; в) «Свобода без социализма — это привилегия, несправедливость; социализм без свободы — это рабство и скотство»; г) «Всякое длящееся правление, будь оно единодержавным, народодержавным или иным, есть та или иная форма осуществления идеалоправства. Более реально и ощутимо, чем люди и учреждения, народами и странами правят идеи»; д) «Русский народ государствовать не хочет... Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт, — жизнь мирную духа, свободы общественной, — народной жизни внутри себя...»; е) «Политическая власть, в собственном смысле слова, это — организованное насилие одного класса для подавления другого»; ж) «Глубоко религиозный и монархический характер русского народа, некоторые пророческие факты в его прошлой огромная и сплоченная масса его империи, великая скрытая сила национального духа..., — все это указывает, по-видимому, что исторические судьбы судили России и дать Вселенской церкви политическую власть, необходимую ей для спасения и возрождения Европы и мира». 17. Рассуждая о психологии русского народа, национальном характере, о «душе России», Н.А. Бердяев в работе «Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности» (М., 1990) подчеркивал: «Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России, можно сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость... Россия — самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики... Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться со звериным государством в относительном... Душа России — не буржуазная душа, душа, не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно... Созревание России до мировой роли предполагает ее духовное возрождение». Как, на ваш взгляд, соотносятся эти мысли Бердяева с общественно-политическими процессами в современной России, насколько они актуальны сегодня? 18. Русский мыслитель И.А. Ильин отмечал: «История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или единовластие, или хаос; к республиканскому строю Россия не способна. Или еще точнее: бытие России требует единовластия — или религиозного и национально укрепленного единовластия чести, верности и служения, т.е. монархии; или единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного, и притом антинационального и интернационального, т.е. тирании». Рассмотрите проблему возрождения монархии в современной России. Восстановление в России монархической формы правления: а) необходимо и возможно; б) необходимо, но в настоящее время невозможно; в) возможно, но не нужно; г) невозможно и не нужно. 19. Сравните две позиции по вопросу о соотношении морали и политики: а) «Как нравственность христианская имеет в виду осуществление царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие Царствия Божия для всего человечества как целого, состоящего из больших частей - народов, племен и государств» (В.С. Соловьев). б) «Морали в политике нет, а есть только целесообразность» (В.И. Ленин). 20. В своих «Философических письмах» П. Чаадаев, как известно, отверг внутреннее религиозно-культурное сродство России и Запада. Вспомним его рассуждение: «Абиссинцы тоже Христиане, ну и что из этого?» Со своей стороны другой российский мыслитель — В. Вейдле — защищал идею о том, что христианство обрекает Россию быть частью Европы, термин «Евразия» представляется ему нонсенсом: если считать Россию «Евразией», то Испания окажется «Еврафрикой», ибо мавританское влияние было там не меньшим, чем, скажем, татарское на Руси. Сопоставьте воззрения П. Чаадаева и В. Вейдле. Аргументируйте свою позицию по проблеме «Россия — Запад». 21. Н.А. Бердяев одним из первых отметил парадоксальность политической культуры России, ее «антиномичность и жуткую противоречивость». Он указал на двойственность и иррационализм «русской души» — поразительный симбиоз анархизма и этатизма, готовности отдать жизнь за свободу и неслыханного сервилизма, шовинизма и интернационализма, гуманизма и жестокости, аскетизма и гедонизма, «ангельской святости» и «зверской низости». Каковы, на ваш взгляд, причины отмеченного Бердяевым феномена? 22. В чем истоки великодержавности в сознании русского народа? Как возникла идея «Третьего Рима»? Чем обличается русская великодержавность от имперского сознания Других народов (имперских идеалов Древнего Китая, Древнего Рима, Великобритании XVIII—XIX вв., современных США)? 23. Проанализируйте следующие высказывания: а) «Славянофильское утверждение России совершенного тождественно духовному и бытовому патриотизму западных народов; западническое же отрицание Руси, начатое Петром и законченное Лениным, — явление Западу неизвестное, явление типично русское» (Ф.А. Степун). б) «Отрицание России и идолопоклонство перед Европой — явление очень русское, восточное, азиатское явление. Именно крайнее русское западничество и есть явление азиатской души. Можно даже высказать такой парадокс: славянофилы... были первыми русскими европейцами, так как они пытались мыслить по - европейски самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети» (Н.А. Бердяев). 24. А.И. Герцен называл славянофилов и западников «двуликим Янусом». И те, и другие любили свободу. И те, и другие любили Россию: славянофилы — как мать, западники — как дитя. Сопоставьте социально-политические воззрения славянофилов и западников. 25. По мнению русского ученого Б.А. Кистяковского, «...вполне пересоздать общество, построить его на анархических началах без государства и без власти совершенно невозможно, так как громадные массы людей не могут заключить между собой товарищеские отношения. Анархическое общество — это идеал Царствия Божия на земле, который осуществляется только тогда, когда все люди станут святыми». Как вы относитесь к предложенной им характеристике анархизма? 26. В послеоктябрьский период многие русские мыслители искали ответ на вопрос: почему либеральное и консервативное направления русской общественности оказались бессильными перед радикализмом? С.Л. Франк основную причину слабости либеральной партии видел «в отсутствии у нее самостоятельного и положительного миросозерцания». Несамостоятельность русского либерализма проявилась, в частности, в его «полусоциалистичности». В основе этого явления лежала та особенность русского либерализма, что в нем не было философски и религиозно укорененной веры «в ценность духовных начал нации, государства, права и свободы», которая обеспечила бы противостояние разрушительным началам. В чем заключалась, по вашему мнению, слабость русского либерализма? Насколько актуальны слова франка для характеристики современного либерализма в России? 27. Проанализируйте следующие характеристики русского консерватизма: «Величайшее несчастье русской политической жизни — считал С.Н. Булгаков, — что в ней нет и не может образоваться подлинного («английского») консерватизма и нет труднее задачи, как с умом и совестью быть политически правым, имея даже самую правую идеологию; ибо в официально-правом лагере существует спрос не на убеждения, независимые и свободные, но на послушное низкопоклонство, не на принципы, а на беспринципность». По мнению С.Л. Франка, русский консерватизм опирается «на ряд давних привычек чувства и веры, на традиционный уклад жизни, словом, на силы исторической инерции, но он уже давно потерял живые духовные и нравственные корни своего бытия и не чувствовал потребности укрепить их в стране,...не понимал всей ответственности и сложность этой задачи, всей необходимой органичности такого прорастания корней в живые глубины народной души». Сравните приведенные характеристики русского консерватизма. Что, на ваш взгляд, в конечном счете, обусловило его политическое (но не теоретическое) поражение в 1917 г.? 28. Н.А. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» провел своеобразную параллель межу К.П. Победоносцевым и В.И. Лениным: Победоносцев «был ровным вождем старой монархической России эпохи упадка. Ленин был духовным вождем новой коммунистической России». Эту мысль развивает С.Л. Франк: «Самый замечательный и трагический факт... русской политической жизни, указующий на очень глубокую и общую черту нашей национальной души, состоит во внутреннем сродстве нравственного облика типичного русского консерватора и революционера». В чем, на ваш взгляд, заключалось это «сродство»? 29. Самой опасной, великой ложью своего времени и ярчайшим примером разрыва теории и практики К.П. Победоносцев считал неуклонно наращивающую свое влияние в России второй половины XIX в. доктрину парламентаризма, «роковое заблуждение, одно из самых поразительных в истории человечества», заключается, по его мнению, в том, что в условиях реализации выборно-парламентского принципа народ якобы избирает, выдвигает во власть людей, отражающих волю большинства и гарантирующих защиту его интереса. Внимательное исследование парламентских систем приводит к другим выводам. «...Правителями, — утверждал Победоносцев, — становятся ловкие подбиратели голосов... механически, искусно орудующие закулисными пружинами, которые приводят в действие кукол на арене демократических выборов». Практически «избирается излюбленник меньшинства, иногда очень скудного, только это меньшинство представляет организованную силу, тогда как большинство как песок, ничем не связано, и потому бессильно перед кружком или партией». Как вы думаете, не сгущает ли Победоносцев краски? Неужели выборные системы «замешены» исключительно на эгоизме, подкупе, обмане, лицемерии? Аргументируйте свою Позицию. В чем актуальность критики парламентаризма Победоносцевым? 30. Русский коммунизм в Советской России, по оценке Н.А. Бердяева, явился извращением русской мессианской идеи. Русский коммунизм утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазную тьму Запада. В коммунизме есть своя правда и своя ложь. Правда — социальная, раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности всякого человека, к сужению человеческого сознания, которое уже наблюдалось в русском нигилизме. Коммунизм, подчеркивает Н.А. Бердяев, есть русское явление, несмотря на марксистскую идеологию «Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа. И изжит он должен быть внутренними силами русского народа. Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая наступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная от лжи. Русская революция пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл». Согласны ли вы с точкой зрения Бердяева? Аргументируйте свой ответ.
Дискуссия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.01 с.) |