Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеологический механизм государства и деятельность общественных обьединений РБ

Поиск

Идеологический механизм государства и деятельность общественных обьединений РБ

Билет 1

Предмет и задачи курса «Основы идеологии белорусского государства». Понятийный аппарат курса.

Предмет курса

любая идеология выступает как упорядоченная совокупность идей, посредством которых определенная группа людей выражает свои жизненные интересы и свое отношение к существующей социальной действительности. Понимаемая таким образом, идеология выступает не как результат специального научного познания какой-либо области объективной реальности, а как результат мышления определенной группы людей. Предмет данного учебного курса в самом общем виде обозначен в его названии — идеология белорусского государства. Иными словами, его содержание составляет систематизированная совокупность идей, ценностей, целей и представлений, положенных в основу организации и деятельности белорусского общества и государства.

Задачи курса

Первой, основной, задачей учебного курса по основам идеологии белорусского государства является усвоение обучаемыми той суммы идей, ценностей, принципов, целей и представлений, которые белорусский народ положил в основу организации и деятельности своего государства и общества. Второй задачей курса является ознакомление обучаемых с методологией осмысления обозначенных выше вопросов. Иными словами, речь идет о постижении накопленных к настоящему времени знаний относительно феномена идеологии и государственной идеологии в частности. Третья задача — ознакомление обучаемых с содержанием основных идейно-политических течений современности. Четвертая задана курса — формирование гражданских качеств будущих специалистов.

Понятийный аппарат курса.

Каждая наука оперирует определенными понятиями и вырабатывает собственную систему категорий. Те и другие, вместе взятые, составляют понятийно-категориальный аппарат данной науки. Базовым научным понятием данного учебного курса, конечно же, является понятие «идеология». В понятийный аппарат курса входят также другие термины, которые в своей совокупности составляют теорию идеологии. Идея (от греч. idea — буквально то, что видно, вид, образ, понятие, представление) — многозначный термин. Самое широкое его значение — мысль, общее понятие о предмете или явлении. Идеал (франц. ideal, от греч. idea — понятие, образ, представление) — термин, который означает совершенство, совершенный образец чего-либо. Идеалом называют также высшую цель стремлений, человеческих усилий. Ценности — это те объекты и явления действительности, которые воспринимаются людьми как имеющие для них положительное или отрицательное значение. Принцип (от лат. principium — основа, начало) — первоначало, руководящая идея, основное правило деятельности, исходное положение какой-либо теории, науки, учения и т.п. Постулат (от лат. postulatum — требуемое) — исходное положение, допущение, принимаемое в каком-либо теоретическом построении без доказательства. Представления — это образы ранее воспринимаемых предметов или явлений, либо образы; созданные творческой активной деятельностью мышления. В представлениях человека закрепляется и сохраняется все то, что объективно становится достоянием его сознания; для получения представлений необходимы память и воображение. Убеждения — совокупность сформировавшихся устойчивых идей, представлений, принципов и ценностных ориентиров, оказывающих существенное влияние на отношение человека к социальной действительности, на его поступки. Интересы (от лат. interest — иметь значение) — реальные причины действий индивидов, социальных групп и общностей, определяющие их социальное поведение.

Цель — конечный результат деятельности человека, группы или общности, предварительное идеальное представление о котором и желание его достигнуть предопределяет выбор соответствующих средств и совокупности специфических действий по его достижению. Концепция (от лат. conception — понимание, система) — это определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления действительности, система взглядов относительно того или иного вопроса общественной жизни. В концепции на базе исходного положения дается интерпретация всех других аспектов рассматриваемого явления. Учение есть целостная совокупность теоретических положений, относящихся к какой-либо области социально-политической действительности. Учение может охватывать также все сферы общественной жизни и даже мироустройство в целом. Доктрина (от лат. doctrina — учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изложенная концепция или как совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению социально-политических явлений или к организации политических действий.

Таким образом, предметом данного учебного курса является содержание идеологии белорусского государства, в нем тем не менее будут соблюдаться требования, предъявляемые к понятийному аппарату произведений учебно-методического характера.

 

Билет 2

Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. Теория идеологии – методологическое основание изучения идеологии государства.

Теория идеологии — методологическая основа курса

Термин «изучение» имеет два основных значения: 1) усвоение чего-либо в процесс се обучения; 2) познание определенных явлений в результате научного исследования. В современной науке под методологией понимается область познания, изучающая принципы и способы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности людей. В учебниках и учебных пособиях по определенной научной дисциплине обычно имеется раздел, посвященный характеристике используемых в данной науке методов исследования, ее важнейших понятий и категорий, а также и особенностей интерпретации (истолкования, объяснения) изучаемых объектов или явлений. Такие разделы обычно называются методологическими основаниями данной науки. В более узком значении термин «методология» означает совокупность средств, методов и приемов, используемых в какой-либо области познания.

Билет 3

Билет 4

Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований.

Идеология и мировоззрение различаются по охвату существующей реальности. Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, на место в нем человека, общества и человечества, на отношение человека к миру и к самому себе; это — понимание людьми своего жизненного предназначения, своих идеалов, ценностных ориентации, нравственных установок, принципов деятельности. Идеология же связана исключительно с социальным бытием людей, она есть выражение понимания социальными группами своего места в существующей системе общественных отношений, осознания ими своих интересов, целей и путей их достижения.

Идеология и мировоззрение различаются сущностными аспектами своего содержания. Идеология — форма мышления групп людей, поэтому одна и та же совокупность идей не может быть в сущности годной для всех социальных групп и общностей. В зависимости от субъекта различают, например, групповую, классовую, партийную, национальную (государственную) идеологию.

В структуре мировоззрения гораздо большую роль, чем в структуре идеологии, играют знания — жизненно-практические, профессиональные, научные.

 

Билет 5

Политическая идеология, ее носители, формы и уровни проявления. Основные функции политической идеологии.

Понятие «политическая идеология»

Политическая идеология представляет собой систему идей, ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального субъекта на власть и ее использование с целью реализации своих интересов. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым может быть обеспечен в результате решений органов государственной власти.

Билет 6

Идеология и политика. Идеологизация политики и политизация идеологии. Идеология и утопия.

Идеология и политика

В современной науке под политикой принято понимать деятельность людей, связанную с реализацией ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов, средством которой выступают институты государственной власти. На основе общности интересов закономерно складываются группы людей, которые ставят перед собой определенные политические цели и действуют сообща по их достижению. Наряду с отдельными индивидами такие группы людей — социальные слои, классы, общности и их объединения — принято называть субъектами политических отношений или просто субъектами политики.

Идеология и политика, таким образом, неразрывно связаны друг с другом: если идеология есть форма выражения интересов определенных групп людей, то политика есть деятельность этих групп людей, направленная на реализацию своих интересов посредством использования государственной власти.

При определенном стечении исторических обстоятельств необходимое взаимодействие идеологии и политики может выходить за допустимые пределы. Если это выражается в полном подчинении политики определенным идеологическим постулатам, то такой процесс принято назвать идеологизацией политики. Если идеология превращается в служанку правящей в стране группы людей, т.е. подчинена исключительно задачам оправдания и обоснования любых их действий, то такой процесс называется политизацией идеологии.

Идеология и утопия

Утопией будет любая система представлений, в основе которой лежит неприятие существующего социально-политического устройства и противопоставление ему другой общественной модели, полностью свободной от каких бы то ни было недостатков.

Существенный вклад в исследование феномена утопии внес К. Манхейм. Понятие утопии он считал однопорядковым и соотносимым с понятием идеологии, хотя и не тождественным ему.

Ныне общепринятым является понимание идеологии как формы выражения интересов и устремлений определенных групп людей вне зависимости от того, находятся ли эти группы в господствующем или подчиненном положении.

Что касается утопий, то ныне под таковыми принято понимать неосуществимые проекты общественных преобразований независимо от того, какие социальные субъекты их выдвигают или поддерживают. При этом принято различать абсолютные и относительные утопии.

 

Билет 7

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Билет 11

Билет 12

Билет 13

Билет 14

Суть проблемы

Гражданским называется общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена законом.

Суть проблемы заключается в кажущейся несовместимости идейно-политического плюрализма, присущего гражданскому обществу, и государственной идеологии как целостного комплекса идей, орудием реализации которых является государство.

Сосуществование идеологий

Само гражданское общество как целое представляет собой специфическую макроассоциацию составляющих его частных лиц и их добровольных объединений, в основе которой находятся осознаваемые всеми ее участниками общие интересы. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов в нем становится доминирующим, в его строжайшем соблюдении заинтересованы все составляющие данное общество социальные субъекты. И политический процесс в гражданском обществе осуществляется уже не иначе, как на основе стремления правящей группы обеспечить баланс интересов различных участников сообщества.

Государственная идеология в гражданском обществе представляет собой не что иное, как концентрированное выражение общих интересов всех членов сообщества, т.е. национальных интересов.

Билет 15

Билет 16

Билет 17

Концепция государственности

Систематизированный комплекс представлений о государственности определенного народа принято называть концепцией, или доктриной, его государственности. Такой комплекс представлений обычно содержит определенные утверждения относительно происхождения и развития самого народа, предпосылок и процесса становления его государственности, особенностей устройства институтов его государства, направлений их дальнейшего развития, а также форм его взаимодействия с другими народами и государствами.

Концепция государственности, объективирована в системе действующих институтов государства, закреплена в нормативно-правовых и политических документах.

 

Билет 18

Билет 19

Билет 20

Билет 21

Билет 22

Свободолюбие и патриотизм

Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом — индивидом, социальной группой или общностью активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей. Свободолюбие—это отношение к свободе как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.

Патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть наиважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

Свободолюбие и патриотизм — взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры.

Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным национальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне изначально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие.

На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства — свободолюбие и патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств — отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества. Это наводит на мысль о том, что опасные ситуации в жизни белорусов пробуждают скрытые в их социогенетическом «коде» способности к борьбе, упорству, сопротивлению, к проявлению других лучших качеств их предков.

Билет 23

Билет 24

Билет 25

Понятие формы государства

Форма правления есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории известны две формы правления — монархия и республика.

Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом — монархом. В различных странах он называется по-разному — князь, король, царь, султан, шах, шейх и т.д. Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или населения (избирателей). Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характеризуется сосредоточием всей власти в руках монарха. При второй власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства.

Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республика, таким образом, есть форма правления, при которой граждане являются источником власти. Существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная или полупрезидентская. В первом случае президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент — распустить парламент. В парламентарной республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Глава государства (президент), здесь обычно избирается парламентом; его обязанности ограничиваются представительскими функциями. В полупрезидентской, или смешанной, республике президент и парламент избираются народом. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В целом же распределение полномочий и порядок взаимодействия между различными институтами власти при такой форме правления варьируются от страны к стране.

Билет 26

Билет 27

Демократическое государство

Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство.

Термин демократия буквально означает «власть народа» или «правление народа». демократии стали уточняться.

Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

В числе принципов демократии — разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Важным принципом демократии считается политический и идеологический плюрализм. В соответствии со статьей 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В соответствии с общепринятыми нормами запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности. Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности. Наличие данной предпосылки в нашей стране налицо. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Культурной предпосылкой является высокая степень грамотности населения и развития культуры. Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям.

Билет 28

Правовое государство

Право есть система общеобязательных правил поведения членов политического сообщества, устанавливаемых компетентными государственными органами либо самим народом как носителем верховной власти путем референдума и охраняемых силой средств государственного принуждения. Как видно, правовые нормы порождаются государством и обеспечиваются государством. Это означает, что право без государства не существует. В то же время и само государство без права обойтись не может.

Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону, получило название правового государства.

Принцип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга и равенство перед законом всех субъектов правоотношений. Это относится в первую очередь к взаимоотношениям личности и государства, которые в правовом отношении равны. Попросту говоря, в случае рассмотрения в суде какого-либо конфликта между гражданином и любым из органов государства для суда и тот и другой есть абсолютно равные субъекты. Принцип правового равенства закреплен в статье 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов».

Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, который означает признание государством за личностью неотъемлемых, неприкосновенных и ненарушаемых со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы.

Принцип разделения властей, согласно которому различные органы государственной власти должны четко специализироваться в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей государственную власть в целях исключения злоупотребления ею следует разделять на три относительно независимые и контролирующие друг друга ветви — законодательную (парламент), исполнительную (правительство и подчиненные ему органы управления) и судебную (органы правосудия и надзора). Данный принцип правового государства закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

Принцип верховенства права, который означает верховенство не всякого закона, а только такого закона, который соответствует правовым нормам, признающимися сообществом незыблемыми. К таковым принято относить перечисленные выше принципы правового государства. Принятый в соответ-ствии с ними Основной Закон государства — в противном случае он сам будет неправовым — становится той основой или, образно говоря, той матрицей, неукоснительное следование которой обеспечивает правовой характер и всех других законодательных актов.

Исходя из этого принципа, правовое государство можно определить как такое государство, в котором господствует право.

Билет 29

Билет 30

Билет 31

Билет 32

Билет 33

Билет 34

Билет 35

Билет 36

Билет 37.

Идеологические центры и учреждения Республики Беларусь

Научно-исследовательские учреждения Научно-исследовательские центры и учреждения могут создаваться как государством или отдельными его институтам (ведомствами), так и гражданами или объединениями с целью удовлетворения потребности в научной информации. В том и другом случае они выступают в качестве институтов гражданского общества. Их основной задачей является осуществление научных исследова­ний по актуальным, с точки зрения интересов общества и госу­дарства, проблемам социально-гуманитарных наук — истории, философии, социологии, экономики, политологии, правоведе­ния, культурологии, психологии, педагогики, этики, эстетики, лингвистики, литературоведения и др.

В Беларуси сеть таких учреждений стала создаваться одновре­менно с открытием высших учебных заведений. Первым специа­лизированным научно-исследовательским учреждением соци­ально-гуманитарной направленности был Институт белорусской культуры (Инбелкульт), существовавший с 1922 по 1928 г. Затем на его основе в 1928 г. была создана Белорусская академия наук (БелАН, АН БССР), которая с 1991 г. называется Национальной академией наук Беларуси. В настоящее время в структуре НАН Беларуси действуют следующие научные учреждения социаль­но-гуманитарного профиля, а именно Институт истории, Инсти­тут философии, Институт социологии, Институт экономики, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора, Институт языка и литературы. Специализированные кафедры, объединя­ющие в своей совокупности представителей всего спектра современных социально-гуманитарных дисциплин имеются во всех высших учебных заведениях страны.

В настоящее время обычным явлением становятся частные научно-исследовательские центры, фонды и объединения со­циально-политической направленности. Они ставят целью сво­ей деятельности оказание услуг в сфере научной информации. Их заказчиками выступают как государственные, так и негосу­дарственные структуры. В тех и других случаях эти центры должны действовать с учетом национальных интересов РБ. Таков принцип деятельности подобных учреждений во всех странах мира.

Средства массовой информации Средства массовой информации (СМИ) принято определять как специфические организации (учреждения, предприятии, корпорации), создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, ки­но-, аудио- и видеозапись, спутниковая связь, кабельное телеви­дение и компьютерные сети.

Сложносокращенные названия рассматриваемого обще­ственного института — СМИ — стало столь привычным, что не требует своей расшифровки при всяком его употреблении. Пе­речень функций СМИ может быть большим или меньшим, одна­ко главной из них является информационная. Состоит она в сборе, обработке и распространении важных для граждан, ор­ганов власти, общественных институтов и общества в целом сведений о происходящих событиях и процессах. Ныне же СМИ буквально просвечивают всю многогранную деятельность современного общества, оповещают людей о любых мало-мальски значимых событиях и явлениях. Особен­но велика их роль в обеспечении информацией правительств, парламентов, политических партий, других общественных ин­ститутов.

Необходимо особо подчеркнуть роль исторически первого вида СМИ — прессы — в формировании самосознания народов и в процессе их становления в качестве наций. Именно с по­мощью газет, журналов, брошюр, листовок, настольных и на­стенных календарей массы людей усваивали информацию о прошлом своей общности, ее насущных потребностях и интере­сах, формулировали цели и задачи своих общих действий. Не­которые аналитики полагают, что нации в современном их по­нимании без прессы («печатного капитализма») вообще были бы невозможны.

В настоящее время на информационном поле Беларуси действуют СМИ всех возможных видов и типов. Аналитики вы­деляют, например, следующие их типы по субъектам учредите­лей и источникам финансирования: 1) государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти, и управления; 2) государственно-общественные СМИ, которые учреждаются совместно государственными и обще­ственными структурами; 3) СМИ институтов гражданского об­щества, которые отстаивают интересы объединений граждан и пропагандируют цели их деятельности; 4) СМИ чисто коммер­ческого характера, создаваемые ради получения прибыли; 5) СМИ неполитических организаций - научные, научно-произ­водственные и профессиональные издания, имеющие узкую специализацию и специфическую аудиторию.

Учреждения образования и культуры. Учреждения образования являются одним из наиболее важных, если не самым важным, элементов идеологического механизма каждого современного государства. С вступлением общества в индустриальную стадию своего развития образование и воспитание новых поколений людей перестало быть только частным делом. Преобразование общественного производства на основе индустриальных технологий и формирования нациоцентристской системы мироустройства — эти два процесса определили суть модернистского (индустриального) общества — поставили все национальные государства перед необходимостью превратить, образование и воспитание в важнейшую область своей политики. Организация и финансирование государством этого дела стало условием или, если хотите, императивом самосохранения и выживания нации в рыночно-конкурентном мире. Очевидно, что овладевать сложными и постоянно совершенствующимися тех­ническими механизмами и технологическими процессами могут только люди, обладающие соответствующими знаниями и навы­ками. Точно так же сознательно участвовать в обеспечении жизнеспособности и целостности нации-государства могут только люди, обладающие необходимыми для этого гражданскими ка­чествами. Поэтому Президент нашей страны А.Г. Лукашенко своевременно подчеркнул, что «во всем мире система образова­ния формирует не только специалиста, но и гражданина с опре­деленными моральными устоями».

Учреждений культуры.В нашей стране создана разветвленная сеть театрально-зрелищных и культурно-просветительских учрежде­ний. Она включает в себя театры, кинотеатры, дома культуры, кон­цертные залы, клубные учреждения, библиотеки, музеи, парки, ме­тодические центры народного творчества, которые образуют еди­ный социально-культурный комплекс.. В творческих союзах нашей страны насчитывается в общей слож­ности около 6 тыс. человек — писателей, композиторов, кинема­тографистов, художников, музыкальных и театральных деятелей, мастеров народного творчества, дизайнеров, литературно-худо­жественных критиков. Их деятельность направлена на увеко­вечение художественными средствами славного прошлого бело­русского народа, отражение его национальных идеалов и ценно­стей, его современных чаяний и устремлений. Она также способ­ствует формированию у подрастающего поколения, всех других категорий граждан Республики Беларусь идеалов патриотизма и социальной справедливости, высоких духовных и эстетических потребностей, на приобщение народа к художественному творче­ству и гуманистическим ценностям мировой культуры.

Общественные объединения. Общественным объединением принято называть группу людей, добровольно организовавшуюся в какой-либо форме для совместного удовлетворения определенных социальных потребностей либо для выражения и представления в институтах власти своих интересов, но не преследующую в качестве цели своей деятельности извлечения прибыли. Общественны­ми объединениями являются политические партии, профес­сиональные союзы и другие формирования граждан по инте­ресам — организации, общества, союзы, ассоциации, федера­ции, фонды и т.д. В западных странах объединения людей по интересам обычно называют группами интересов. Политичес­кие партии отличаются от групп интересов тем, что они вы­двигают кандидатов в представительные органы власти и на государственные должности, а группы интересов этого не де­лают. Политическая роль групп интересов состоит в оказании давления на органы власти с целью обеспечения принятия вы­годных для себя управленческих решений. Напомним, что в Республике Беларусь в настоящее время действует 15 полити­ческих партий, 36 республиканских профессиональных сою­зов и более 2,2 тыс. других объединений граждан.

Роль объединений граждан по интересам в функциониро­вании идеологии белорусского государства сильно варьиру­ется в зависимости от целей и задач их деятельности. Одни из них обычно не проявляют активности по вопросам идео­логии и политики государства. Это означает, что существую­щий в данный момент общественный порядок в целом их устраивает. Другие в числе целей деятельности ставят воспи­тание своих членов на официально признаваемых обще­ственных идеалах, ценностях, целях и представлениях и стре­мятся активно взаимодействовать по этим вопросам с инсти­тутами государства. Это означает, что такие общественные объединения не только всецело разделяют систему поддер­живаемых институтами власти ценностей и целей, но и стре­мятся внести свой вклад в их реализацию. К числу таких объединений в нашей стране, безусловно, относятся Белорусский союз женщин, Белорусское общественное объединение ветеранов, Белорусский республиканский союз молодежи и др. Конструктивное отношение к идеологии и политике нашего государства показывают Православная и Католическая церкви, другие религиозные организации. Третьи общественные объединения критически настроены по отношению к идеологии государства и ставят своей целью добиваться изменений в существующем общественном устройстве и в проводимой государством политике.

Специфические функции в идеологическом механизме со­временного государства выполняют профессиональные союзы и политические партии.

С переходом индустриально развитых обществ от либераль­но-рыночной экономической системы к социально ориентиро­ванной рыночной экономике существенно изменилась роль про­фессиональных союзов в сфере социально-экономических и поли­тических отношений: из инструмента классовой борьбы они пре­вратились в инструмент обеспечения конструктивного взаимо­действия между трудящимися, предпринимателями и государ­ством. Соответственно, изменилась и позиция объединения на­нимателей и институтов государства: они также восприняли принципы конструктивного взаимодействия друг с другом и профсоюзами в деле обеспечения общественного прогресса и социальной справедливости. Иными словами, профессиональ­ные союзы не отвергают идеи, ценности и принципы, лежащие в основе социально-демократического общественного устройства. Как уже отмечалось, его базовыми ценностями являются свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и от­ветственность действующих в нем социальных субъектов.

Именно на таких подходах в настоящее время развивается взаимодействие органов государственной власти и управления Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси и объ­единений нанимателей. Участвуя в рамках партнерского со­трудничества с государством в разработке законодательства и нормативно-правовых актов в сфере социально-экономических отношений, профсоюзы выступают не только в качестве ин­струмента защиты интересов наемных работников, но и в ка­честве важного элемента механизма функционирования бело­русской государственной идеологии.

Политические партии, особенно либеральной и социалисти­ческой направленности, стояли во главе общественных движе­ний за преобразование традиционных обществ в общества ин­дустриального и постиндустриального типов. В реальной политической жизни различные партии вы­ступают не против базовых ценностей демократического обще­ства, а отстаивают те или иные приоритеты в осуществляемой го­сударством политике или очередность решения назревших соци­ально-экономических проблем с позиций интересов определен­ных групп людей. Это, правда, не относится к лево- и праворади­кальным партиям, которые выступают с утопическими проекта­ми общественных преобразований: леворадикальные — за реали­зацию мысленных конструктов «светлого» будущего, а правора­дикальные — за возврат к «золотому» прошлому.

Анализ программных документов зарегистрированных в Ми­нистерстве юстиции Республики Беларусь в качестве политиче­ских партий объединений граждан показывает, что большин­с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.012 с.)