Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности



Мотивация - это процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Таким образом, ключ к пониманию процесса мотивации лежит в значении слов “потребности”, “побуждение”, “вознаграждение” и во взаимоотношении между ними.

Структура мотива - потребность, благо, трудовая деятельность, цена.

Система мотивации - это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников, а также привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их.

Система мотивации персонала является для многих компаний достаточно острым вопросом. Есть такое выражение: идеального сотрудника не существует, исполняются только его функции. Однако такого не бывает, поскольку работаем мы с обычными живыми людьми, каждый из которых различен, со своими убеждениями, взглядами на жизнь и т.д. Поэтому нелегко сделать так, что каждый из таких людей делал то, что требуется для компании. Однозначного решения по данному вопросу нет, существует лишь ряд принципов, к примеру, индивидуальный подход, связь результатов труда с вознаграждениями. В мировой практике постепенно наработался ряд составляющих компонентов, позволяющих добиться необходимой мотивации персонала.

Систему мотивации формируют постоянные и переменные элементы оплаты труда, льготы и факторы нематериальной мотивации.

Корпоративная культура - это набор элементов, которые обеспечивают мотивацию сотрудников без каких-либо денежных выплат, создавая благоприятный климат для работы.

К базовым элементам корпоративной культуры относятся: миссия компании (общая философия и политика);· базовые цели (стратегия компании);· этический кодекс компании (отношения с клиентами, поставщиками, сотрудниками);· корпоративный стиль (цвет, логотип, флаг, униформа).

Нематериальной мотивацией обычно часто пренебрегают. Однако это не благоразумно, поскольку данная система мотивации персонала позволяет, как сэкономить компании средства, так и дать сотруднику то, что не приобретешь за деньги. Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей мотивирующей роли.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

· Основана на мотивации труда — в процессе побуждения человека к определённой деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов: человек осознаёт свои потребности;

· выбирает наилучший способ получения определённого вознаграждения;

· принимает решение о реализации этого способа;

· осуществляет действия по реализации, то есть трудится (здесь задача предприятия: создать наилучшие условия и стимулы для высокой результативности этого действия);

· получение вознаграждения;

· удовлетворение своей потребности.

Составные элементы оплаты труда таковы: базовая часть, дополнительные выплаты, социальные программы.

Стимулирование: Сберегательные фонды: Организация сберегательных фондов для работников предприятия с выплатой процента не ниже установленного в Сберегательном банке РФ. Льготные режимы накопления средств, Организация питания: Выделение средств на организацию питания на фирме; выплата субсидий на питание, Продажа товаров, выпускаемых организацией или получаемых по бартеру: Выделение средств на скидку при продаже этих товаров, Стипендиальные программы: Выделение средств на образование (покрытие расходов на образование на стороне), Программа обучения персонала: Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения). Оплата получения дополнительного образования, организация обучения, Программы медицинского обслуживания: Выделение средств на эти цели.

· 86 Правовые основы современной российской системы государственной гражданской службы.

Правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

В плане законотворческой деятельности находятся и другие законы (например, "О государственной службе казачества" .

С другой стороны, административное право может само воздействовать на характер и содержание административной реформы. Создатели концепции административной реформы, с нашей точки зрения, в меньшей степени согласовывали ее направления и этапы проведения с потребностями развития административного права. Административная реформа изменяет черты, содержание, а иногда и сами принципы соответствующих административно-правовых институтов.

Кроме указанных нормативных актов, правовую основу государственной службы Российской Федерации также составляет ряд подзаконных нормативных актов:

1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 года N 609.

2. Указ Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005 года N 159.

3. Указ Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 110.

4. Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 112.

Закон Удмуртской Республики от 26.11.1997 N 523-I О государственной службе Удмуртской Республики устанавливает правовые основы организации государственной службы Удмуртской Республики (далее - государственная служба) и правовое положение государственных служащих Удмуртской Республики (далее - государственные служащие). Под государственной службой в настоящем Законе понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной службы Удмуртской Республики по обеспечению исполнения полномочий Удмуртской Республики, а также полномочий государственных органов Удмуртской Республики и лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики.

Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. Соответственно должности государственной гражданской службы предназначены для замещения государственными служащими. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений ФЗ.

К их числу относятся: а) должности федеральной государственной гражданской службы; б) воинские должности; в) должности правоохранительной службы.

· 87 Особенности функционирования государственной гражданской службы субъектов РФ в условиях современного российского федерализма.

Анализ ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[1] свидетельствует о том, что основная масса регулятивных полномочий закреплена как за Российской Федерацией, так и за субъектами Российской Федерации. Однако в этом Законе недостаточно четко прослеживаются основания отнесения тех или иных вопросов государственной службы к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Разграничение полномочий по вопросам гражданской службы между уровнями власти должно основываться на решении следующих задач:

1) построение целостной системы государственной гражданской службы, основанной на единых принципах регулирования вопросов прохождения службы, установления ограничений на гражданской службе, оплаты служебной деятельности, предоставления государственных социальных гарантий, независимо от уровня и вида гражданской службы;

2) ликвидация противоречий в законодательстве о государственной службе путем создания комплексной нормативной правовой основы регулирования гражданской службы на базе федеральных законов прямого действия;

3) обеспечение стабильности гражданской службы;

4) обеспечение государством реализации гражданами конституционного права на равный доступ к государственной гражданской службе.

За Российской Федерацией предлагается закрепить полномочия по установлению:- организации гражданской службы;

- правового положения гражданского служащего;- единых принципов регулирования вопросов прохождения гражданской службы;- минимального уровня прав, свобод и гарантий для гражданских служащих, обеспечиваемого Российской Федерацией, а также субъектами Российской Федерации;- принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по вопросам гражданской службы, а также системы и полномочий государственных органов, осуществляющих такой надзор и контроль.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации регулируют вопросы гражданской службы, связанные в большей мере с предоставлением социальных услуг (материально-бытовое, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, дополнительные виды поощрений и т.д.).

Исполнительно-распорядительные полномочия в действующем Законе зафиксированы в минимальной степени (особенно на уровне субъектов Российской Федерации). Объясняется это тем, что данный Закон содержит массу отсылочных норм, в которых должен быть раскрыт механизм его исполнения государственными органами (порядок проведения аттестации, квалификационных экзаменов и присвоения классных чинов; порядок ведения личных дел и реестров государственных служащих; порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, применения поощрений; порядок защиты государственного служащего и членов его семьи от насилия и угроз; порядок проверки сведений, представленных при поступлении гражданина на государственную службу, и др.).

Целесообразно большую часть подобных "отсылок" урегулировать во вновь разрабатываемых нормативных правовых актах, в соответствии с утвержденной Президентом РФ Концепцией реформирования государственной службы.

Исполнительно-распорядительные полномочия в большей мере связаны с вопросами прохождения гражданской службы и обеспечения ее функционирования, поэтому осуществляют их специальные государственные органы по вопросам гражданской службы и государственные органы в лице кадровых служб. Данные полномочия однотипны как для федеральных органов государственной власти, так и для органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Контрольные полномочия, связанные с осуществлением государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по вопросам гражданской службы, предлагается закрепить за Российской Федерацией, поскольку именно она создает правовую основу единообразного регулирования вопросов гражданской службы.

Обеспечение эффективности гражданской службы рассматриваемый Федеральный закон возлагает на специальные органы по вопросам государственной службы и кадровые службы государственных органов. На федеральном уровне координацию деятельности по реализации задач, возложенные на гражданскую службу должен выполнять орган по управлению государственной службой.

В своей основе правовой статус регионального гражданского служащего идентичен правовому статусу федерального гражданского служащего. Официально элементами правового статуса гражданского служащего РФ являются: основные права; основные обязанности; ограничения, связанные с гражданской службой; запреты, связанные с гражданской службой; требования к служебному поведению; процедура урегулирования конфликта интересов на гражданской службе. На практике в состав правового статуса гражданских служащих еще включают ответственность и государственные социальные гарантии.

К сожалению, не все дополнительные гарантии, установленные законодательством субъектов РФ, реализуются на практике. Для повышения привлекательности государственной гражданской службы и привлечения высококвалифицированных специалистов принятие и реализация дополнительных государственных гарантий были бы весьма полезными.

 

· 88 Основные принципы и классификация государственной гражданской службы.

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Классификация должностей гражданской службы включает в себя следующие категории:
1) руководители — должности руководителей и их заместителей государственных органов;
2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий, и замещаемые на определенный срок;
3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.
Государственную службу Вебер рассматривает, подобно науке и политике, как “профессию и призвание”.

Указ Президента РФ от 12 августа 2002 года. № 885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» гласит Общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Государственные служащие призваны исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций. Кроме того, государственные служащие должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении ими должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа и др.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба Российской Федерации — это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.( согласно № 79-ФЗ)

В Федеральном законе дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается также определение правоохранительной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.008 с.)