Раздел 8. Региональная экономика и управление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 8. Региональная экономика и управление



 

35.Региональная собственность – экономическая основа территориального хозяйствования и управления.

Собственность – совокупность отношений между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными и нематериальными благами. Развитие рыночной экономики невозможно без многоукладности, что потребовало законодательного признания многообразия форм и видов собственности, их равенства. Право собственности – это право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.

Отношение собственности – это система отношений между субъектами по поводу присвоения и отчуждения благ, в первую очередь факторов производства.

В РФ право собственности и отношения регулируются в ГК (ст.209-306) Ст. 209 – собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом.

Региональная собственность - собственность субъекта Федерации (средства регионального бюджета, региональные внебюджетные фонды, имущество органов государственной власти, региональные земли, природные ресурсы, находящиеся в собственности субъекта Федерации, региональные предприятия и организации, банки и другие финансово-кредитные организации, жилищный фонд субъекта Федерации и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество).

Региональная собственность в рассматриваемых видах впервые получила официальное признание в Конституции РФ. Региональная собственность явл. эконом. основой территориального хозяйствования. В ее состав входят земля, природные ресурсы, имущественные комплексы и финансовые средства территориально-коллективного пользования. Региональную собственность необходимо учитывать, оценивать, оформлять, в национальных счетах, кадастрах, паспортах районов и городов, в бюджетах и фондах, проводить по кругу воспроизводства через платежи и налоги, ценные бумаги, залог и аренду инвестиции и т. д.

Наделение региональной собственностью осуществляется через принятие соответствующих законодательных и правовых актов(Конституции, Законов и др.

Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций. Недостаток инвестиций отрицательно сказывается на структурных изменениях в экономике Удмуртской Республики и не позволяет достичь желаемых темпов экономического роста.

Однако разовое привлечение инвестиций недостаточно, что диктует необходимость использования стратегического подхода к управлению инвестиционными процессами в Удмуртской Республике. Кроме того, привлечение инвестиций в Удмуртскую Республику невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры и законодательной базы. В курсовой работе был использован поэтапный анализ существующих экономических, правовых, информационных и других условий для определения структуры инвестиционного климата Региона.

Важнейшей частью регион. собств-ти явл. земля и природные ресурсы. Эта часть собств-ти обладает уникальной способностью приносить дифференциальный доход, имеющий рентный характер. Под рентой понимается доход, который получает собственник природного ресурса.(земельная, горная, водная, лесная рента и др.) Рента-это незаработанная сверхприбыль, поэтому подлежит акцизу в пользу общества и государства. В 1992г. был принят закон «О недрах» -вводилась система платежей, включающая в себя: 1) акцизы на отдельные виды минерального сырья 2) платежи за пользование недрами.

Выделяют следующие методы управления собственностью в регионе: 1) участие в собраниях акционеров и правлениях АО при определении производственных планов 2) управление портфелем ценных бумаг – достижение намеченного уровня их доходности 3) целевые инвестиции в производство из госбюджета 4) предоставление инвестиционного налогового кредита для целей модернизации и реконструкции предприятий 5) создание за счет средств госбюджета инфраструктуры, обслуживающей товаропроизводителей 6) осуществление эффективной амортизационной политики

В целом, следует признать, что в настоящее время управление собственностью в регионах находится в неудовлетворительном состоянии. Не осуществляется мониторинг за эффективностью использования объектов собственности. Более того, в Удмуртии до сих пор не проведена инвентаризация объектов региональной собственности.

Одним из недостатков эффективного управления собственностью явл. отсутствие практических маркетинговых и финансовых знаний и навыков у директоров и других руководящих должностных лиц.

До сих пор в регионах не сформированы эффективные органы управления региональной собственностью. Право распоряжения федеральным и субфедеральным имуществом на местах принадлежит Комитетам по собственности. Их задачи ограничиваются фискальными функциями учета и контроля. Сложности управления госимуществом во многом связаны с отсутствием должного контроля за управляющими. Законодательно ответственность директора госуд. унитарного предприятия перед собственниками – государством и своими работниками – минимальна. Поэтому здесь зачастую допускаются субъективные решения отнюдь не в интересах государства. Особенно это характерно для предприятий со смешанной формой собственности. Если государство, имея пакет акций на предприятии, активно не участвует в управлении, то всем заправляет директор.

 

36. Региональный рынок: условия формирования, структура и механизм функционирования.

Определение и структура регионального рынка. Условия формирования регионального рынка. Рыночная инфраструктура. Закономерности и механизмы функционирования регионального рынка.

 

Условия формирования РР – четкое разграничение функций власти и управления между Центром и регионами; разделение собственности и в то же время, сохранение общего экономического и денежно-кредитного пространства в рамках государства; относительная самостоятельность регионов в экономической, финансовой, социальной, управленческой сферах и в использовании своего экономического потенциала на принципах рациональности и эффективности; наличие развитой экономической базы регионов, способной производить в достаточных объемах продукцию и услуги; создание законодательных, организационных, ценовых, налоговых, кредитных, таможенных и других условий формирования рынка; осуществление активной региональной политики, способствующей развитию предпринимательской активности, рыночной инфраструктуры, соц. защиты населения.

Рыночная инфраструктура – совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры является:

- посредничество на биржах: товарных, фондовых, валютных, фрахтовых, посредничество через систему торговых домов;

- посредничество небиржевое: ярмарки, выставки-продажи, коммерческо-выставочные комплексы, аукционы, конкурсы, тендеры, торговые палаты и др. объединения в сфере бизнеса;

- социальные институты и управленческие образования: госуд. и негосуд. Центры занятости, биржи труда, система подготовки и переподготовки кадров, общественные фонды, профессиональные союзы трудящихся;

- кредитно-финансовая инфраструктура: кредитная система и коммерческие банки, эмиссионная система и эмиссионные банки;

- коммуникационная инфраструктура: связь, транспорт всех видов, рекламные агентства, информационные агентства и СМИ, аудиторские фирмы, консалтинговые компании, зоны свободного предпринимательства, коммерческие центры;

- налоговая и таможенная инфр-ра: налоговая система и налоговые институты, таможенная система и ее инфраструктура.

Рыночный механизм действует в соответствии с требованиями экономических законов.

Закон общественного разделения и кооперации труда. В современном обществе подавляющая часть продуктов труда производится не для личного потребления, а для стороннего потребителя, для продажи. Каждое предприятие выносит свои товары на общественный рынок, где компенсирует свои затраты и получает возможность дальнейшего хозяйствования. Таким образом, вследствие общественного разделения труда создается объективная необходимость кооперации результатами труда.

Закон соответствия предложения спросу. Производство товаров подчинено платежеспособному спросу на них со стороны потребителей как условию оптимального соотношения между производством и потреблением.

Закон стоимости. 1) чтобы производство товаров осуществлялось в соответствии с общественно необходимыми затратами труда; 2) чтобы обмен товаров осуществлялся на эквивалентной основе; 3) чтобы сумма цен товаров соответствовала сумме созданных стоимостей. В результате действия данного закона обеспечивается рост производства более качественной продукции, усиливается конкурентная борьба, обеспечивается действие других эконом. законов и в конечном итоге обеспечивается эффективное функционирование рыночного механизма.

Для обеспечения эффективного функционирования регионального рынка необходимо:

- соединение эконом. интересов производителей и потребителей, покупателей и продавцов, всех субъектов рыночных отношений в регионе на решении стратегических задач;

- поддержание высокого платежеспособного спроса на товары и услуги;

- развитие конкурентоспособных отраслей специализации, сопутствующих и вспомогательных им производств;

- регулирование отношений между всеми субъектами хозяйствования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.011 с.)