Государственное управление: понятие, сущность, специфика реализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление: понятие, сущность, специфика реализации.



Государственное управление: понятие, сущность, специфика реализации.

Государственное управление — это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его компетентных органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с по­мощью различных методов и средств.

Управление — имеется субъект (государство) à метод воздействия à объект (общество).

Характерные черты гос. управления:

1) под субъектом понимается само гос-во, которое представлено в исполнительной, законодательной, судебной власти. Под субъектом рассматривается вся совокупность институтов.

2) гос. упр-ие опирается на властные полномочия (гос-во имеет право применять методы насилия (арест, заключение под стражу) для соблюдения законов)

3) Гос-во регулирует, управляет всеми сферами общественных отношений (экономику, социальную сферу, государственно-правовые отношения, международные отношения, политику).

Государственное управление подразделяется на два направления:

1) гос.-политическое управление (субъект — органы госвласти, принимающие законы, общеобязательные для всего общества)

2) гос-административное управление (субъект — госаппрарат, служащие, занимающие госдолжности, приним. адм. акты во исполение этих законов, для решения конкр. дел на основе этих законов).

Поэтому гос-адм. управление имеет больше уровней.

Основные школы: (страноведческий подход)

1. США — англосаксонская модель — за основу изучения берутся модели поведения (бихевиоризм), так же рассматривается система через которую идет воздействие на гос. управление, определяются функции необходимые гос-ву и определяется структура гос. упр-ия (структурно-функциональный подход), гос-во рассматривают как крупную корпорацию и механизм управления корпорацией наносится на гс-во (новое гос. управление);

2. ФРГ — главное внимание на деятельности гос. институтов (институционализм), гос-ву передается функция по активизации гражданского общества (активизирующее гос-во);

3. Италия — рассматривается система через которую идет воздействие на гос. управление, определяются функции необходимые гос-ву и определяется структура гос. упр-ия (структурно-функциональный подход);

4. Франция — главное внимание на деятельности гос. институтов (институционализм), так же рассматривается система, через которую идет воздействие на гос. управление, определяются функции необходимые гос-ву и определяется структура гос. упр-ия (структурно-функциональный подход);

5. Россия — главное внимание на деятельности гос. институтов (институционализм), так же рассматривается система, через которую идет воздействие на гос. управление, определяются функции необходимые гос-ву и определяется структура гос. упр-ия (структурно-функциональный подход), гос-во рассматривают как крупную корпорацию и механизм управления корпорацией наносится на гос-во (новое гос. управление);

 

Общее и особенное между государственным управлением и местным самоуправлением.

Юрисдикция Центральных органов исполнительной власти регламентируются Федеральными Законами РФ и распространяются на всю территорию РФ.

Местное самоуправление руководствуется как федеральным законодательством, так и региональным. Их исполнительные действия распространяются на управляемую ими территориальную единицу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций (субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки), а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

 

Субъект, объект, механизм государственного управления.

Государственное управление — это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его компетентных органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с по­мощью различных методов и средств.

Управление — имеется субъект (государство) à метод воздействия à объект (общество).

Характерные черты гос. управления:

4) под субъектом понимается само гос-во, которое представлено в исполнительной, законодательной, судебной власти. Под субъектом рассматривается вся совокупность институтов.

5) гос. упр-ие опирается на властные полномочия (гос-во имеет право применять методы насилия (арест, заключение под стражу) для соблюдения законов)

6) Гос-во регулирует, управляет всеми сферами общественных отношений (экономику, социальную сферу, государственно-правовые отношения, международные отношения, политику).

Государственное управление подразделяется на два направления:

1) гос.-политическое управление (субъект — органы госвласти, принимающие законы, общеобязательные для всего общества)

2) гос-административное управление (субъект — госаппрарат, служащие, занимающие госдолжности, приним. адм. акты во исполение этих законов, для решения конкр. дел на основе этих законов).

Поэтому гос-адм. управление имеет больше уровней.

Механизм государства — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:

Во-первых, механизм гос. состоит из людей, специально занимающихся управлением.

Во-вторых, гос. механизм представляет собой систему органов, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении властных функций.

В-третьих, функции всех звеньев гос. аппарата обеспечиваются орг. и финансовыми средствами и принудительным воздействием.

В-четвертых, механизм государства призван гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий гос. органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

 

Федеральные государства: общие принципы построения, типы федераций.

Федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Место и роль Правительства РФ в системе государственного управления.

Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

Полномочия

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (статья 3 Закона «О Правительстве РФ»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

· разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

· обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента РФ правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в РФ. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам президента РФ могут быть отменены президентом РФ.


Федеральное собрание РФ: структура, функции, полномочия.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.

Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами — Государственной Думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъектов, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

- для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

- для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

- для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

 

Принципы организации государственной власти в субъектах РФ. Примерная схема управления субъектом РФ.

Принципы организации государственной власти в субъектах РФ — устанавливаемые федеральным законом основные и общие для всех субъектов Федерации начала, лежащие в основе образования и функционирования их представительных и исполнительных органов государственной власти. Закон устанавливает, что государственная власть в субъекте РФ осуществляется на основе следующих принципов: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Примерная схема органов управления субъектов РФ.


Модели организации местной власти по Федеральному закону от 06.10.2003 г.№ 131–ФЗ.

В России распространены следующие модели организации местного самоуправления:

Модель 1. «Сильный мэр — Совет». Глава муниципального образования избирается населением. Представительный орган утверждает по представлению главы руководителей служб администрации муниципального образования, перечень которых закреплен уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления и одновременно представительного органа местного самоуправления.

Модель 2. «Слабый мэр — Совет». Население муниципального образования выбирает советников, из числа которых выбирается глава муниципального образования. Он является первым среди равных. Совет может переизбрать главу муниципального образования, это право закреплено Положением о МС.

Модель 3. «Совет — управляющий». Совет не избирает главу муниципальной администрации, а нанимает для исполнения своих решений квалифицированного специалиста — управляющего, который является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления. Управляющий может сам выбирать политику выполнения решений администрации муниципального образования, в том числе в подборе кадров аппарата администрации, но полностью подотчетен Совету и может быть мотивированно уволен по его решению. Эта модель редко используется в России и рассматривается лишь как долгосрочная перспектива.

Модель 4 «Мэр — комиссия» Избранные населением депутаты образуют комиссию, которая является одновременно и представительным и исполнительным ОМС. Решения принимаются депутатами совместно как коллегиальным органом МСУ. Каждый депутат возглавляет орган (отдел) административного управления. Глава муниципального образования — первое лицо МСУ — избирается депутатами из своего состава, имеет, как правило, председательские и представительские полномочия и чисто организационные функции внутри комиссии. Подобная модель отвечает немногочисленным по своему составу земским, в меньшей степени, муниципальным образованиям. Во всех вариантах должна предусматриваться процедура разрешения противоречий между муниципалитетом и мэром.

Модель 5 «Староста-сход» используется как правило в небольших муниципальных образованиях, эта модель является основной для общественного самоуправления (общины) Сход (собрание) избирает старосту (председателя), который является главой МСУ и обладает всеми исполнительными, отчасти распорядительными полномочиями. Полномочия представительного органа принадлежат сходу (собранию), решения которого обязательны для исполнения старостой (председателем) Через сходы граждане осуществляют свое право на непосредственное участие в местном самоуправлении.

Все рассмотренные модели являются более многовариантными, и на их базе возможно как построение смешанных моделей применительно к местным уровням, так и развитие их до полной структуры органов МСУ.

При выборе модели нужно руководствоваться следующими критериями:

• размеры поселений и наличие в них инфраструктуры, наращивания в результате использования муниципальной собственности, • кадровый потенциал;

• разнообразие и характер форм хозяйственной деятельности на территории муниципальных образований;

• возможность разграничения полномочий и поэтапной передачи их.

За определением общей компетенции МСУ следует ключевая проблема разделения полномочий между представительными и исполнительными органами МСУ. Различное соотношение объемов полномочий этих органов даст широкий спектр возможностей выбора структуры органов МСУ. Исчерпывающий перечень полномочий представительных и исполнительных органов, главы администрации и (или) главы муниципального образования (МСУ) должен быть закреплен законом.

Добавления по новому закону:

При установлении системы органов местного самоуправления в новой редакции закона «Об общих принципах…» были предусмотрены два варианта устройства муниципальных районов. Представительный орган района может формироваться двумя способами: либо избираться населением, либо составляться из глав поселений и делегированных в него депутатов представительных органов поселений. Глава муниципального района может избираться либо на выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Если представительный орган формируется согласно второму варианту, глава муниципального района в любом случае становится председателем представительного органа местного самоуправления. Только при избрании на муниципальных выборах и представительного органа района, и главы муниципального образования, последний может возглавить местную администрацию. Во всех остальных случаях главой местной администрации является лицо, назначаемое на эту должность по контракту, заключаемому в результате конкурса на замещение указанной должности.

К достоинствам новой редакции закона следует отнести введение положений о контрольном органе муниципального образования, о необходимости опубликования (обнародования) результатов проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования.

Положительной оценки заслуживает введение законодательного регулирования системы муниципальных правовых актов.


Порядок формирования.

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Исключительная компетенция.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

 

Основные положения

1.1. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, соц-эконом политикой, определенной в ежегодном послании Президента РФ, Программой соц-эконом развития ХМАО – Югры, основными направлениями налоговой и бюджетной политики муниципального образования городской округ город Сургут.

1.2. Прогноз разрабатывается на период не менее трех лет (прогнозируемый период) – очередной финансовый год и плановый период.

1.3. Параметры прогноза могут быть изменены при разработке прогноза на очередной финансовый год и плановый период. Преемственность очередного прогноза по отношению к предшествующему обеспечивается путем мониторинга фактического исполнения ранее одобренных показателей и их корректировкой в соответствии с изменениями законодательства и приоритетов.

1.4. Прогноз одобряется Админ. города одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в гор Думу.

2.Основные разделы и формы прогноза

2.1. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут разрабатывается по следующим разделам:

2.1.1. Макроэкономические показатели: - производство товаров и услуг; - рынок товаров и услуг; - инвестиции.

2.1.2. Финансы и бюджет: - налоговые поступления в бюджетную систему.

2.1.3. Социально-ориентированные показатели: - демографическая ситуация; - труд и занятость; - уровень жизни.

2.1.4. Развитие отраслей социальной сферы(сс): - наличие и обеспеченность объектами и специалистами сс.

2.1.5. Развитие городского хозяйства: - комплекс ЖКХ; - транспорт и дорожное хозяйство; - экологическая ситуация.

2.1.6. Прогноз объемов продукции, закупаемой для гос. нужд за счет бюджетов и внебюджетных источников.

2.2. Прогноз разрабатывается в двух вариантах развития: консервативный и оптимистический. Прогноз формируется в составе таблиц, установленных уполномоченным Админ. города и пояснительной записки. В пояснительной записке к прогнозу приводятся обоснования параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям

· Научная обоснованность;

· Непротиворечивость;

· Своевременность;

· Адаптивность;

· Реальность.

Работа персонала

- Уровень квалификации и опыт

- Прогулы, текучесть кадров

- Процент времени, предоставившего работникам для обучения

Состояние бизнеса и финансов

- Доход и прибыль, затраты (постоянные и переменные)

- Отклонения от бюджета

- Доля рынка

- Фондоотдача

Течение операций

- Время производственного цикла

- Процент годной продукции

- Экономичность,

- Уровень запасов

Задачи.

· Комплектация штата организации в соответствии со стратегией развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах, а также с целями производственного плана, включая конкретные финансовые показатели.

· Создание системы подготовки руководящего резерва, обеспечение преемственности руководства и снижение риска кадровых потерь.

· Принятие решений о судьбе менеджеров, не справляющихся со своими задачами.

· Ориентация службы управления персоналом на достижение производственных результатов.[1]

К основным методам управления персоналом относят:

· экономические методы — приёмы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена);

· организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер, они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций;

· социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).

Специалист по работе с персоналом — HR-менеджер (специалист по кадрам). Предприятия иногда передают некоторые функции по управлению персоналом специализированнымкадровым агентствам

. Например, могут передаваться кадровым агентствам функции, связные с приёмом сотрудников на работу, активно развивается деятельность кадровых агентств по оперативной работе по управлению персоналом в организации. Однако стратегические вопросы управления персоналом остаются в ведении менеджмента организации.

Анализ эффективности управления персоналом. Эффективное управление персоналом заключается в максимальном использовании кадрового потенциала компании с оптимальными затратами для достижения целей компании. Условно показатели эффективности управления персоналом можно разделить на три основные группы:

· Показатели состояния кадров, в первую очередь кадровый состав и динамика движения персонала.

· Показатели эффективности работы сотрудников.

· Показатели эффективности процессов работы с персоналом.

Показатели состояния кадров дают руководству статистические данные, анализируя которые, сопоставляя их с аналогичными показателями лидеров отрасли, а также отслеживая динамику изменений этих показателей внутри компании, руководитель может выявлять возможные зоны неблагополучия в области управления персоналом. К таким показателям можно отнести:

· среднесписочную численность персонала;

· коэффициент текучести кадров;

· отношение управленческого и исполнительского персонала;

Отклонение данных показателей в худшую сторону от лидеров отрасли либо от значений, существовавших в компании в предыдущих периодах, дает руководству сигнал о том, что в системе управления персоналом существуют проблемы, требующие решения.

Показатели эффективности работы сотрудников предоставляют информацию о том, насколько высока отдача от сотрудников компании. Изменение данных показателей в худшую сторону в первую очередь сигнализирует о неблагополучной системе мотивации и квалификации сотрудников. К таким показателям можно отнести:

· производительность труда;

· коэффициент использования планового фонда рабочего времени;

Основные группы факторов: природные, экономические, демографические. Природные факторы – это наличие природных ресурсов, их количественная и качественная оценка; климатические условия, экологические условия. Экономические факторы – это экономико-географическое положение региона (положение по отношению к развитым районам, транспортным путям). Демографические факторы включают численность населения, его расселение, половозрастную структуру населения, численность трудовых ресурсов, половозрастную структуру трудовых ресурсов, квалификацию трудовых ресурсов.

Хозяйственный комплекс региона представлен взаимосвязанными отраслями:

- по производству товаров: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, прочие отрасли по производству товаров;

- по оказанию рыночных услуг: транспорт, связь, дорожное хозяйство, торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, общая коммерческая деятельность, геология и разведка недр, сельское хозяйство, ЖКХ, бытовое обслуживания, страхование, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство;

- по оказанию нерыночных и слуг: ЖКХ, дорожное хозяйство, организации, обслуживающие сельское хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, управление.

Совокупность отраслей хозяйственного комплекса региона представляет собой отраслевую структуру региона. Отраслевая структура региональной экономики и динамика ее изменения позволяют оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.

Территориальное разделение труда – это специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим их обменом. В соответствии с тер. разделением труда в составе регионального хоз. комплекса выделяют функциональные группы отраслей – специализирующие (ведущие) и обслуживающие (местные).

Специализация регионального комплекса обусловлена территориальными особенностями, в первую очередь возможностями эффективно производить массовую продукцию, т.е. такую продукцию, которая, будучи дешевой, имела бы значительную долю в общегосударственном (зональном) балансе. Удешевление ее в районах специализации происходит за счет использования благоприятных природных и экономических условий. Продукция отраслей специализации участвует в межрегиональном обмене, удовлетворяя также потребности своего региона.

Отрасли специализации характеризуются следующими признаками:

- выделением в национальном и региональном производстве;

- формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев;

- наличием высокой степени концентрации производства в регионе;

- производством в больших масштабах важнейших видов дешевой или дефицитной продукции,

- влиянием на уровень развития всех других отраслей и участием в межрегиональном обмене.

Различают сложившуюся и эффективную специализацию. Под сложившейся специализацией региона понимают концентрацию на территории региона конкретных видов производства, удовлетворяющих не только собственные потребности в продукции, но и потребности других регионов. Под эффективной специализацией региона понимают преобладание в регионе определенных, обычно, крупномасштабных отраслей производства, наиболее эффективно использующих местный ресурсный потенциал для удовлетворения потребностей национальной экономики. Специализация определяет производств. направленность региона, его роль в тер. разделении труда.

Обслуживающие отрасли обеспечивают потребности основных отраслей хозяйства и населения региона. К ним относятся отрасли материального производства: строительство, транспорт, связь, торговля, рыночная инфраструктура (банки, биржи и пр.), и отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, просвещение, здравоохранение и т.д. Так же можно выделить локальные отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Для лучшего отражения роли регионального комплекса, его элементов и взаимосвязей в системе общественного воспроизводства и тер. разделения труда нужно различать в нем не только традиционные отрасли специализации и обслуживания, но и по особенностям объединения (сочетания) – взаимосмежные и параллельные.

Взаимосмежные отрасли сопутствуют друг другу при размещении, их объединяют тесные производств. связи, например металлургия – коксохимия (сопряженные технологически), горнодобывающая и легкая промышл. (дополняющие друг друга по использ. муж. и жен. труда). Значение этой группы отраслей возрастает с развитием техники и увеличением масштабов концентрации, комбинирования и кооперирования производства.

Параллельные (взаимозамещаемые) отрасли развиваются относительно изолированно на базе общих природных и экономических условий (ресурсов). Это означает, что развитие (размещение) некоторых отраслей в данном регионе ограничивается или исключается возможностями развития других, более эффективных производств. Так, одну и ту же землю можно использовать под сельское хозяйство или построить на ней металлург. комбинат.

В своих исследованиях региональная экономика использует комплекс научных методов:

1.Балансовый метод обычно используется для разработки балансов производства и распределения каких-либо ресурсов (материальных, финансовых, каких-либо товаров и услуг и др.). Раньше в практике планирования балансовый метод был основным, а все остальные были по существу некоторым дополнением или уточнением. Составление отраслевых и межотраслевых (региональных) балансов позволяет выбрать оптимальные соотношения по производству и потреблению ресурсов между отраслями производственной и соц. инфраструктуры. Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, наличие в его развитии диспропорций. В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребления основных видов продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.154 с.)