Основные принципы государственного устройства и управления в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы государственного устройства и управления в России.



Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определённого научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

1. Общесис­темные принципы государственного управления — выделение тех общих законо­мерностей, отношений и процессов, которые присущи всей сис­теме государственного управления, обеспечивают прочность за­висимостей государства и общества и создают что-то исходное, типичное для закономерностей, отношений и взаимосвязей раз­личных групп ее элементов. К ним отнесены:

- Принцип объективности обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономер­ностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил. Он выражает зави­симость системы государственного управления от:

а) характера, уровня развития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами;

б) общественных целей, поставленных и решаемых в данный ис­торический отрезок времени;

в) наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление;

г) внутренних законо­мерностей функционирования и развития управления как опре­деленного системного общественного явления.

Нарушение этого принципа, вызываемое обычно субъективистскими, волюнтаристскими отклонениями от природных и общественных закономерностей, приводит к большим потерям в жизни общества, направляет его усилия в необоснованную или негативную сторону, тормозит развитие, вызывает неприятие людьми государственно-управляющих воз­действий.

- принцип демократизма государственного управления. предполагает пронизывание потребностями, интере­сами и целями жизнедеятельности людей (своих граждан) всех элементов государственного управления (политики, целей, функций, структуры, процесса, результатов управления и т.д.).

- принцип правовой упорядоченности государственного управления — обусловливает необходимость глав­ным образом законодательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государст­венного управления. решения данных вопро­сов в правовых законах, содержащих в себе идеи справедливости, гуманности, сотрудничества, обеспечения прав, свобод и обязанностей людей..

- принцип законности госу­дарственного управления. Без за­конности нет правового государства: последнее превращается в завлекательный лозунг политической и экономической элиты во время проведения избирательных кампаний.

- принцип разделения власти в государственном управлении — это не только разделение деятельности в области государственного уп­равления, он имеет социологическое значе­ние, состоящее в обеспечении и гарантированности принадлеж­ности власти народу.

- принцип федерализма го­сударственного управления. фе­деративное устройство государства призвано отражать всю много­гранность территориальной, социальной и национальной органи­зации жизнедеятельности общества, дифференцировать и конкре­тизировать возможности власти применительно к региональной и локальной специфике объективных условий и субъективного фактора, приближать власть и управление к человеку и окружаю­щим его проблемам.

- принцип публичности государственного управления. Он воспроизводит демократическую, правовую государственность и обеспечивает связь государствен­ного управления с обществом, гражданами. Этот принцип включает в себя: а) доступность го­сударственного управления для граждан, что связано с их пра­вом выбора состава соответствующих органов и участия в их де­ятельности; б) открытость функционирования органов государственной власти и местного самоуправления; в) общественный контроль, в том числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими процессами; г) судебный контроль соблюде­ния в процессах государственного управления конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.

2. Структурные принципы связаны с анализом и науч­ной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаи­мосвязей, которые организуют группы онтологических элемен­тов государственного управления. Речь идет, о таких группах элементов гос. управ­ления, как цели, функции, структура, процесс.

- структурно-целевые, отражающие закономерности, отношения и взаимосвязи рационального построения «древа» целей госу­дарственного управления. Структурно-целевые принципы включают в себя принципы:

1) согласованности целей государственного управления по ос­новным параметрам между собой, их непротиворечивость друг другу;

2) взаимодополняемости целей, при которой одна цель способ­ствует другой и ее усиливает;

3) подчинения частных, локальных целей общим (стратегичес­ким) — иерархию целей в «древе» целей государственного уп­равления;

4) превращения результатов реализации одних целей в источ­ник других целей — последовательность в движении по достиже­нию всей совокупности целей, представленных в «древе» целей государственного управления;

5) распределенности целей по функциям государственного управления и управленческим функциям государственных орга­нов — обеспечение перехода «древа» целей государственного уп­равления в функциональную структуру государственного управ­ления.

- структурно-функциональные, характеризующие закономернос­ти, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государственного управления. В числе структурно-функциональных принципов:

1) дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм — закрепления управленческих функций в ком­петенции органов государственной власти и местного самоуп­равления;

2) совместимости, предполагающий совместимость однопо­рядковых управленческих функций в рамках компетенции одно­го органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры госу­дарственного управления;

3) концентрации, обусловливающий необходимость предостав­ления определенному органу таких управленческих функций и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государст­венно-управляющие воздействия действительно широко и мощно направляли бы, организовывали и регулировали управ­ляемые объекты;

4) комбинирования, направленный на то, чтобы определенная совокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не допускала дублирования и параллелизма;

5) достаточного разнообразия, требующий, чтобы управленчес­кие функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной ком­понент системы управления, по количеству и содержанию отве­чали различным управленческим потребностям последнего;

6) соответствия управляющих воздействий реальным потреб­ностям и запросам управляемых компонентов и, главным обра­зом, управляемых объектов.

- структурно-организационные, связанные с закономерностями, отношениями и взаимосвязями построения организационной структуры государственного управления. Среди структурно-организационных принципов государственно­го управления выделяются:

1) единства системы государственной власти, обеспечиваю­щий целостность, согласованность и действенность государст­венно-управленческих процессов;

2) территориально-отраслевой, обусловливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности;

3) многообразия организационных связей, раскрывающих ре­альные вертикальные и горизонтальные организационные взаи­модействия органов государственной власти и местного самоуп­равления в системе государственного управления;

4) сочетания коллегиальности и единоначалия, вызванный спе­цификой организационного строения и порядка деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуп­равления;

5) линейно-функциональный, раскрывающий объем и содержа­ние подчиненности и управленческого взаимодействия в органи­зационной структуре государственного управления.

- структурно-процессуальные, дающие представление об ос­новных (определяющих) закономерностях, отношениях и взаи­мосвязях рационального и эффективного ведения управленчес­кой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. К структурно-процессуальным принципам относятся принципы:

1) соответствия элементов (методов, форм и стадий) управлен­ческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления их функциям и организации;

2) конкретизации управленческой деятельности и личной от­ветственности за ее результаты;

3) стимулирования рациональной и эффективной управлен­ческой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.70.148 (0.011 с.)