Государственное и муниципальное управление: сущность и роль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное и муниципальное управление: сущность и роль



Государственное и муниципальное управление: сущность и роль

Управление – это регулирование различных процессов.

Выделяют следующие категории управления:

- система управления, которая включает в себя субъект и объект управления, и организационные связи;

- функции управления.

Управленческий процесс – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект. Объектом управления может быть общество, человек, механизмы, природа и т.д.

Система управления – это множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Основной элемент – субъект и объект.

Организационные связи - информационные отношения между субъектом и объектом управления (прямые и обратные связи).

Виды систем управления:

1. технологические (энергосистемы)

2. социально-экономические (здравоохранение, ЖКХ)

3. организационные (основной элемент – человек)

Типы управления:

1. механическое (управление автомобилем)

2. социальное – управление обществом

3. биологическое – управление живыми организмами

Функции управления:

1. технические операции (производство)

2. коммерческие операции (продажа)

3. финансовые операции (налоги)

4. страховые операции

5. учетные операции (бухгалтерия)

6. административные операции:

• предвидение - выработка программы действий

• организация – создание социального и материального компонента структуры

• распорядительство – обязанность действовать надлежащим образом

• координация – объединение усилий с целью достижения результата

• контроль.

Социальное управление – это управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением человека.

Основной признак социального управления – властность управления, т.е. наделение субъекта управления полномочиями на реализацию возложенных на него функций. Поэтому социальное управление неотделимо от понятий «власть» и «авторитет» => социальное управление должно обеспечивать взаимодействие 2-х факторов: с 1 стороны – власть и авторитет субъекта управления, с другой – добровольное исполнение субъектом социальных норм.

Социальное управление представляет собой особый вид общественных отношений между субъектом и объектом управления, обусловленные организующим воздействием субъекта управления на поведение людей.

Характерные черты соц. управления:

- соц. управление возникает в связи с потребностью регулирования деятельности людей и установления стандартов поведения людей,

- социальное управление направлено на достижение задач управления,

- социальное управление использует имеющиеся властные полномочия и функции,

- осуществляется на началах подчиненности воле субъекта управления.

Виды соц. управления:

1. государственное управление,

2.муниципальное управление (в сфере местного самоуправления),

3. коммерческое управление,

4. общественное управление.

Государственное управление.

Государственное управление (ГУ) – властное воздействие государства на общество.

Общие признаки:

- в процессе управления реализуются функции государства при соблюдении публичного и частного интересов;

- функции управления осуществляются государственными органами от имени государства;

- субъекты управления наделены компетенцией, установленной правовыми актами. Субъект обязан действовать в пределах компетенции.

Подходы к пониманию государственного управления:

I. понимание ГУ в широком смысле.

ГУ – регулирующая деятельность органов государственной власти, т.е. вся деятельность государства по организующему воздействию на общественные отношения.

Субъекты ГУ в широком смысле:

1) законодательные органы: Федеральное собрание (совет федерации +Гос. дума)

2) исполнительные органы: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства

3) судебные органы: Арбитражный (экономические дела), Верховный (уголовные, административные дела), Конституционный суды

4) Президент – не входит ни в одну из ветвей власти

5) Прокуратура – осуществляет надзор за законностью в различных сферах (всех ветвях власти кроме Президента)

Принцип федерализма – разграничение полномочий между Россией и ее субъектами.

Судебные органы в субъекте федерации – мировые судьи. Все остальное – государственное управлении.

II. понимание ГУ в узком смысле.

ГУ – административная деятельность, которая не связана ни с законотворчеством, ни с правосудием.

Субъекты ГУ в этом смысле:

1) Президент РФ

2) федеральные органы исполнительной власти (главный – Правительство РФ)

3) органы исполнительной власти субъектов федерации

4) органы местного самоуправления (при осуществлении ими отдельный государственных полномочий)

5) иные субъекты, не входящие в систему исполнительной власти (ЦБ РФ при выдаче лицензий, контролер на транспорте)

Объектами ГУ являются:

1) физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, имеющие второе гражданство)

2) коллективные субъекты (предприятия, учреждения, организации всех форм собственности)

3) политические партии

4) религиозные объединения

5) общественные отношения и др.

Цели ГУ:

1. эффективность ГУ, т.е. исполнительной власти

2. обеспечение должной организации исполнительной власти (ех, указом Президента было расформировано министерство и его полномочия переданы другому министерству)

3. создание условий для реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей в сфере ГУ

4. защита граждан и общества от произвола со стороны исполнительной власти

Признаки ГУ:

1. ГУ – это вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти.

2. ГУ осуществляет правотворческую деятельность (административное правотворчество, т.е. субъект ГУ вправе издавать нормативные акты) и правоприменительную деятельность (разрешение индивидуального дела субъектом ГУ).

3. ГУ носит всеобщий характер (деятельность распространяется на объекты, принадлежащие государству, входящие в его структуру, а также иные объекты, не являющиеся государственными).

4. ГУ – это непрерывная деятельность.

5. ГУ отвечает принципу законности.

6. ГУ строится на основе вертикальных и горизонтальных связей.

7. ГУ основывается на принципе организационности.

7. ГУ реализует полномочия по применению мер принуждения.

Федеральные, региональные и местные органы управления: иерархия и их взаимодействие

Структура государственного управления РФ

Уровни/Ветви Законодательная Исполнительная Судебная
Федеральный Федеральное собрание Правительство Конституционный суд Высший арбитражный суд
Региональный Парламент республики (законодательное собрание) Президент республики Областной или верховный республиканский суд
Муниципальный Городской совет Глава местного самоуправления Районный суд

Основной проблемой взаимоотношений центральных, региональных и местных органов государственного управления является проблема перераспределения бюджетных средств, формирование региональных и местных бюджетов. Многие города, регионы отдают больше, чем впоследствии получают. Например, в настоящее время в областном бюджете доля города Н.Новгорода очень мала, хотя именно областной центр в значительной степени формирует бюджет региона.

Субъекты государственного управления.

Субъекты ГУ непосредственно осуществляют функции ИВ. Это органы ИВ и представители ИВ.

I. Президент РФ

Президент РФ как орган ГУ – глава государства, не входит ни в одну из ветвей власти, имеет полномочия во всех ветвях власти. Большинство полномочий в сфере ИВ. Его статус в сфере государственного управления – представитель исполнительной власти. Президент воздействует на ИВ в 2-х формах:

1) прямо, непосредственно, когда Президент принимает решения в сфере ИВ;

2) косвенно – участвует в принятии решений в сфере ИВ.

Основные полномочия Президента в сфере ГУ:

· - Президенту непосредственно подчиняется ряд федеральных органов (ех, МВД, МЧС, ФСБ, МинОб, МИД),

· - Президент назначает председателя Правительства с согласия Гос.Думы (ГД), (прямо)

· - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства,

· - принимает решения об отставке Правительства, с немедленным сообщением Совету Федерации (прямо)

· - по предложения председателя Правительства назначает федеральных министров, заместителей председателя Правительства и отправляет их в отставку (прямо),

· - представляет ГД-ме кандидатуры на должность председателя ЦБ РФ и ставит вопрос об его освобождении от занимаемой должности (косвенно),

· - Является высшим главнокомандующим, назначает высшее командование вооруженных сил (ВС) и освобождает их от занимаемых должностей,

· - присваивает Высшие Воинские и специальные звания, назначает и отзывает дипломатических представителей после консультации с соответствующими комиссиями Федерального Собрания, (прямо);

· Предлагает законодательному органу субъекта РФ кандидатуру на должность Главы Субъекта РФ и ставит вопрос о его освобождении (косвенно);

· - вводит военное положение и чрезвычайное положение с сообщением Совету Федерации (прямое),

· - вправе приостановить действие актов органов ИВ субъекта федерации в случае их противоречия закону до решения соответствующего вопроса судом (косвенно),

· - вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между различными органами гос. власти. В случае недостижения согласованного решения спор решается судом (косвенно),

· - Президент награждает гос.наградами, почетными званиями (прямо),

· - Президент от своего имени издает административно-правовые акты (в форме указов и распоряжений), которые обязательны на территории России,

· - вправе отменить акт Правительства, если он противоречит закону (прямо);

· И другие в сфере ГУ

 

Органы Исполнительной Власти (ОИВ)

Орган ИВ – это гос. орган, действующий на основе закона с целью его исполнения, обладающий государственно-властными полномочиями и осуществляет исполнительно-распорядительскую деятельность.

Признаки:

· Исполнять закон издавая подзаконные акты;

· Действует от имени государства;

· Имеет внутреннюю структуру и штат

· Штат состоит из гос служащих

· Осуществляет административное распорядительство

Отличия ОИВ от других гос. структур:

· законодательные органы имеют исключительное право на принятие законов – органы ИВ исполняют законы, издавая подзаконные акты.

· судебные органы 1) осуществляют правосудие, судьи независимы и подчиняются только закону – для системы ИВ характерна субординация и подчиненность вышестоящим органам.2) судебные акты издаются по поводу нарушения норм права (охранительные) – акты ИВ могут быть и охранительными, и регулятивными. 3) судебные акты всегда индивидуальные, т.е. решают конкретное дело – акты ИВ иогут быть нормативными (ПДД) и индивидуальными (штраф за…).

· Прокуратура осуществляет надзор за законностью во всех ветвях власти и по различным вопросам за неподчиненными субъектами по различным нарушениям – ОИВ осуществляют контроль за подчиненными по службе органами, а также надзор за неподчиненными органами по строго установленному кругу нарушений (административный надзор).

· Государственные организации созданы для материального производства, непосредственного оказания социальных, культурных и других услуг (Гос Университет – образовательные). При этом они сами являются объектами гос управления (руководства со стороны системы ОИВ) – Исполнительные органы благ не создают, услуг не оказывают, а осуществляют гос управление.

Виды ОИВ:

I. по порядку принятия решений:

- коллегиальные (большинство голосов): например, правительство

- единоличные: например, министерство

II. в соответствии с федеративным устроством:

- федеральные

- ОИВ субъектов (региональные)

III. по функциональной направленности:

· Органы общего управления (Правительство, Губернатор)

·

- органы, действующие в социально-культурной сфере (Министерство образования и науки)

- действующие в экономической сфере (МинФин)

- действующие в административно-политической сфере (МИД)

IV. по объему компетенции:

- органы общей компетенции – управление большинством сфер по различным вопросам

- органы отраслевой компетенции – управление одной сферой по различным вопросам

-органы межотраслевой компетенции – управление своей сферой по различным вопросам, а также другими сферами по одному вопросу (ех, МинФин, Министерство налогов и сборов, Федеральная служба гос.статистики, ФСБ);

- специальной компетенции – осуществляет управление частью отрасли (федеральное агентство по рыболовству)

 

II. Федеральные ОИВ

Наивысший орган ОИВ – Правительство РФ – коллегиальный, общей компетенции. Назначается Президентом. Состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Сроки деятельности Правительства = срок деятельности Президента (4 года) если не произошло отставки Правительства.

Полномочия Правительства:

1. разрабатывает федеральный бюджет, представляет его ГД и обеспечивает исполнение (и отчитывается за исполнение перед ГД).

2. обеспечивает проведение в России единой финансовой, социально-культурной политики.

3. управляет федеральной собственностью, реализует меры по обороне, гос. безопасности, внешней политики.

4. реализует меры по защите собственности, охране общественного порядка, обеспечению законности, борьбе с преступностью.

5. от своего имени издает административно-правовые акты в форме постановлений и распоряжений, которые обязательны к исполнению.

 

Система федеральных ОИВ

1) федеральное министерство – это федеральный ОИВ, осуществляющий гос.управление в установленной сфере деятельности. Осуществляет отраслевое и межотраслевое управление. Это орган единоначальный – возглавляется федеральным министром, который назначается Президентом по предложению председателя правительства. Основная функция министерства – нормотворческая деятельность. Принимает нормативные акты.

2) федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти осуществляющий отраслевое, межотраслевое и специальное управление. Осуществляет управление в своей сфере, координацию деятельности в других сферах ГУ. ФС может быть и коллегиальным органом, и единоначальным. Основная функция – правоприменение (издание индивидуальных актов), надзор, контроль.

3) федеральное агентство – федеральный орган гос власти осуществляющий межотраслевое и специальное управление. Осуществляет ГУ в своей сфере и координирует деятельность других сфер по своему вопросу. Основная функция – управление оказанием государственных услуг (может быть коллегиальным, и единоначальным). Гос. услуги – образование, здравоохранение, транспорт, связь,СМИ. Осуществляет хозяйственное, организационное, информационное и иное управление.

ФС и Фа находится в ведении министерств. Есть федеральные министерства, которые не имеют в своем составе федеральных агентств и федеральных служб (ех, МЧС). Существуют федеральные службы, которые не входят в структура какого-либо министерства. Все федеральные ОИВ находятся в ведении Президента (ех, МВД), либо в ведении Правительства. ФС, не имеющие своего министерства, находятся так же в ведении Президента или Правительства (ех, ФС гос.статистики). Нормативная основа – указ Президента «О системе и структуре федеральных ОИВ» от 09.03.04. Структура федеральных органов установлена указом Президента в мае 2007г. Гос комитеты созданные в 2007г. указом 2008г. Упразднены.

 

Классификация методов ГУ

I.

1) административные методы ГУ. Характеризуются:

- прямым воздействием на волю,

- приказным характером,

- однозначностью указаний,

- наличием контролирующего аппарата,

- использованием мер принуждения.

2) экономические (косвенные) методы ГУ. Характеризуются:

- косвенным воздействием на волю,

- созданием ситуации, которая заинтересовывает в должном поведении,

- управленческие акты дают право поступать определенным образом,

- у подвластных есть возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения,

- использованием мер стимулирования.

II по содержанию метода

универсальные методы, такие как

1) убеждение – это способ воздействия, направляющий сознание и поведение людей на добровольное подчинение правовым требованиям. Убеждение является основным методом воздействия в ГУ.

При этом и поощрение, и принуждение могут являться элементами убеждения. Убеждение может быть позитивным – воздействие на положительные эмоции – и негативным – воздействие на отрицательные эмоции.

Признаки убеждения:

* используется чаще всего в отношении всех граждан (чаще всего не имеет конкретного адресата),

* используется систематически,

* обеспечивает добровольное подчинение нормам и указаниям,

Средства убеждения:

* агитация,

* реклама,

* инструктажи,

* обучение и др.

Этапы убеждения:

- привлечение внимания,

- воздействие на сознание и эмоции,

- формирование интереса в правомерном или правильном поведении.

Поощрение в сфере ГУ

Основную роль играют стимулы.

Это средство воздействия на деятельность людей, активизирующие их возможности. Основным стимулом является поощрение.

Поощрение – это способ воздействия на сознание и поведение людей через интерес, направляющих их волю на совершение полезных с точки зрения государства дел.

Принципы поощрения:

* обоснованность,

* оперативность,

* гласность (публичность),

* разнообразие мер.

Признаки поощрения в сфере ГУ:

- фактическим основанием применения поощрения является заслуга, т.е. деяние, которое положительно оценивается субъектами власти.

- поощрение связано с оценкой уже совершенных действий.

- поощрение применяется к конкретным субъектам или конкретной ситуации.

Виды поощрения:

1. в зависимости от нормативной основы:

- формальное поощрение – применение мер поощрения, основание поощрения, порядок поощрения урегулированы правовыми нормами,

- неформальное поощрение – поощрение, неурегулированное нормами, но очень эффективно в сфере ГУ.

2. в зависимости от субъектов:

- поощрение, направленное индивидуальным субъектам,

- поощрение, направленное коллективным субъектам (предпринимателям, организациям, органам ГУ).

3. в зависимости от оснований:

- абсолютное поощрение – оно обусловлено изначально положительным деянием,

- относительное поощрение – некоторые смягчающие обстоятельства, установленные законодательством в сфере ГУ.

4. в зависимости от содержания:

- моральное поощрение (ех, благодарность),

- материальное поощрение (ех, премия),

- изменяющее статус поощряемого (ех, внеочередное повышение звания),

- смешанное поощрение – поощрение, которое содержит 2 и > вышеперечисленных видов.

3) принуждение в сфере ГУ - это способы обеспечения служебной дисциплины и правопорядка.

Это один из видов государственного принуждения.

В государственное принуждение входит:

- принуждение по уголовному праву,

- принуждение по решению суда по гражданскому делу,

- дисциплинарное принуждение,

- административное принуждение.

Принуждение в сфере ГУ включает:

- дисциплинарное принуждение по административному праву (госслужащие),

- административное принуждение.

Признаки административного правонарушения:

1. применяется на основании закона,

2. применяется специально уполномоченными представителями власти (в особых случаях судьями),

3. применяется на основе индивидуальных актов или юридически значимых действий

Административное принуждение – это средство обеспечения и охраны правопорядка в ГУ. Административное принуждение состоит в психическом, физическом, материальном воздействии на сознание и поведения людей.

Признаки административного правонарушения:

1. применяется исключительно на основании закона,

2. применяется на основе индивидуальных актов или юридически значимых действий,

3. применяется в основном конкретным субъектом (некоторые меры административного принуждения могут применяться к неограниченному кругу лиц),

4. применяется в основном во внесудебном порядке (иногда в судебном),

5. принуждение применяется в основном представителями административной власти.

Представители административной власти – это лица, уполномоченные государством, которые вправе применять меры административного принуждения, предъявлять обязательные требования к неподчиненным по службе субъектам (ех, милиционер).

Необходимо различать понятия «представитель административной власти» и «должностное лицо».

Должностное лицо – это лицо, это лицо, которое вправе предъявлять обязательные требования к подчиненным по службе субъектам.

Виды административного принуждения:

1 – меры административного предупреждения – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной государственной безопасности.

Основания применения мер:

1) предположение о намерении лица совершить правонарушение,

2) угроза безопасности,

3) необходимость контроля в силу значимых общественных отношений (ех, таможенный тариф, досмотры в аэропорту, личных вещей, введение карантина, задержание с целью опознания, запрет движения транспорта и т.д.)

Основной признак мер – профилактический характер.

Применяется до возможного противоправного деяния.

Меры предупреждения:

а) законы о милиции,

б) кодекс об административных правонарушениях,

в) другие ведомственные нормативные акты (ех, закон о пожарной безопасности).

Конкретные меры административного предупреждения:

1. проверка документов,

2. задержание с целью установления личности,

3. досмотр вещей в аэропорту,

4. таможенный досмотр,

5. контрольные надзорные проверки (ех, налоговая, пожарная инспекции),

6. остановка движения транспорта,

7. запрет движения транспорта(ех, при проведении массовых мероприятий),

8. закрытие участка гос.границы,

9. санитарный досмотр грузов,

10. техосмотр транспортного средства,

10 карантин и др.

Некоторые из этих мер могут применяться к неограниченному кругу субъектов, остальные меры применяются только к конкретным субъектам.

Сущностные признаки МСУ

Местное самоуправление – сфера социального управления, представляющая собой деятельность, направленную на организацию решений населением вопросов местного значения.

Местное самоуправление – система общественных отношений, связанных с территориальной саморегуляцией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Население с помощью форм непосредственной демократии (референдум, муниципальные выборы, собрания) решает вопросы местного значения и осуществляет формирование органов местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления:

Конституционные принципы:

1. самостоятельность местного самоуправления означает свободное, независимое рассмотрение и разрешение вопросов, относящихся к его компетенции

2. гарантированность местного самоуправления – обязательство государства не только не вмешиваться и не препятствовать законной деятельности местного самоуправления, но и создавать благоприятные условия, различными средствами поддерживать развитие и функционирование местного самоуправления

3. организационная обособленность местного самоуправления

4. многообразие организационных форм (формы непосредственной демократии, выборные органы местного самоуправления, органы ТОС)

5. соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам

6. государтсвенная поддержка местного самоуправления, т.е. создание правовых, материально-финансовых, организационных условий для функционирования местного самоуправления.

Задачи местного самоуправления:

1. поддержание политической демократии

2. обеспечение разделения власти

3. достижение социальной государтвенности

4. осуществление демократического контроля

5. практическое управление местными делами

Функции местного самоуправления – основные направления деятельности органов местного самоуправления по управлению социальными сферами и процессами на территории муниципального образования в целях достижения стоящих перед местным самоуправлением целей и задач.

Функции: - общие для государства и местного самоуправления (обеспечение законности, формирование федеральных программ развития муниципального образования)

- собственно функции местного самоуправления (управление муниципальной собственностью, финансами, обеспечение социально-экономического развития, коммунального обслуживания, охрана порядка).

Цели:

1. обеспечение потребностей населении в различного рода услугах

2. обеспечение реализации социально-экономического потенциала территории

3. достижение местных, общественных, общегосударственных интересов.

 

Ответственность в МУ

Ответственность рассматривается в позитивном и негативном аспекте.

Позитивная ответственность – осознание личностью необходимости выполнения долга.

Негативная ответственность – юридическая ответственность, т.е. реагирование субъекта власти на нарушение и обязанность нарушителя претерпеть неблагоприятные последствия.

Создание юридических лиц

ФЗ «О регистрации юридических лиц» 01.07.2002г.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ:

1. Выработка и утверждение учредительных документов.

2. Государственная регистрация.

1.1. Имущественная обособленность: ссылка на размер уставного капитала. Для оплаты уставного капитала еще не существующему юридическому лицу в банке открывается временный накопительный счет, по которому производятся только три операции:

- зачисление взносов уставного капитала;

- перечисление средств с временного расчетного счета на постоянный расчетный счет юридического лица после его государственной регистрации и закрытие временного счета;

- возврат средств учредителям в случае отказа в государственной регистрации юридического лица.

1.2. Организационное единство: учредительные документы утверждаются общим собранием учредителей (акционеров), либо уполномоченным органом. Должны указываться органы управления и их компетенция, все структурные подразделения, наличие филиалов и представительств, а также дочерних и зависимых обществ, основные особенности их функционирования

1.3. Самостоятельная ответственность: юридическое лицо не может уменьшить объем своей ответственности, которая оговаривается в законодательстве.

Способность от своего имени выступать в обороте (гражданском, торговом).

Должно указываться полное наименование юридического лица, адрес, торговая марка и др. атрибуты.

2. Государственную регистрацию осуществляют налоговые органы.

Для регистрации необходимо предоставить следующие документы:

ü Заявление в установленной форме

ü Учредительные документы, утвержденные уполномоченными органами

ü Документ, подтверждающий оплату государственных пошлин, сборов

ü Др. документы в зависимости от организационно-правовой формы и особенностей юридического лица.

После подачи документов в течение 5 дней осуществляется государственная регистрация. Регистрирующий орган вносит сведения о новых юридических лицах в «Единый государственный реестр предприятий и организаций всех форм собственности». Юридическому лицу выдается свидетельство о регистрации.

После государственной регистрации юридическое лицо становится на учет в налоговых органах, ВБФ, в органах статистики (присваиваются классификационные органы).

Ликвидация юридических лиц - прекращение юридического лица без правопреемства.

Может быть добровольной и принудительной.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ:

- истечение срока, на который было создано юридическое лицо

- при достижении цели, ради которой оно было создано и др.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ (решение принимает суд):

- при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения, лицензии

- осуществление деятельности, запрещенной законом

- систематическое осуществление организацией деятельности, противоречащей ее цели

- в др. случаях, предусмотренным законом

ЭТАПЫ ЛИКВИДАЦИИ:

1. принятие решения о ликвидации учредителями (оформляется протоколом общего собрания учредителей, акционеров) или уполномоченными органами в унитарных предприятиях (постановлением правительства для казенного предприятия; акты органов государственной, муниципальной власти для ГУП, МУП). Решением суда при принудительной ликвидации. Назначается ликвидационная комиссия, в которую должны ходить учредители, директор, главный бухгалтер и др. лица.

2. уведомление регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации

3. публикация сведений о ликвидации предприятия в СМИ (газета «Курс») не позднее, чем за 2 месяца до начала процедуры ликвидации

4. формирование активов и пассивов предприятия, проведение инвентаризации, получение дебиторской задолженности, выявление кредиторов в течение этих 2 месяцев

5. после окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (бухгалтерский баланс с приложением, который содержит сведения о кредиторах, предъявивших свои требования). Требования кредиторов, предъявленных после окончания установленного срока удовлетворяется из единственного имущества после уплаты всех долгов, предъявленных в установленное время. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями и одобрен ликвидационной комиссией, после чего предъявлен в регистрирующий орган.

6. со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинается удовлетворение требований кредиторов в установленном порядке:

ü В 1очередь погашаются требования перед гражданами за причиненный им вред жизни и здоровью

ü Во 2 очередь – требования по зарплате, выходным пособиям, авторским вознаграждениям

ü В 3 очередь – требования кредиторов по обязательствам, которые обеспечены залогом имущества, ликвидируемого юридического лица

ü В 4 очередь – задолженности в бюджет и ВБФ (с последующим снятием с учета)

ü В 5 очередь – требования др. кредиторов

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными (исключение составляют юридические лица, для которых предусматривается дополнительная ответственность учредителей).

7. составляется ликвидационный баланс из оставшегося имущества, который утверждается учредителями и одобряется ликвидационной комиссией. Баланс сдается в регистрирующий орган.

8. закрываются расчетные счета в банках, аннулируются коды классификации в органах статистики, ликвидируются штампы и печати.

9. оставшееся имущество распределяется между учредителями согласно учредительным документам.

10. Внесение записи о ликвидации предприятия в ЕГРП и О всех форм собственности, решение о ликвидации выдается учредителем.

 

Полное товарищество

Учредители: физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (они называются полными товарищами).

Для того, чтобы создать полное товарищество, необходимо наличие 2х полных товарищей (min=2; max=∞).

Имущество: складочный капитал, образующийся из долей полных товарищей (деньги, ценности, оборудование и т.п.).

Учредительный документ: учредительный договор, который должен быть подписан всеми полными товарищами.

Ответственность: всем своим имуществом, а также имуществом полных товарищей.

Управление: осуществляется всеми полными товарищами.

Ведение дел: может осуществляться 3мя способами:

1. собранием полных товарищей. Решение принимается большим большинством голосов. Количество голосов у полных товарищей пропорционально их доле в складочном капитале;

2. каждым полным товарищем от имени полного товарищества, но при ведении дел полные товарищи обязаны действовать в интересах полного товарищества, а не в своих личных интересах или интересах третьих лиц.

3. одним или несколькими полными товарищами, уполномоченными либо собранием полных товарищей, либо учредительными документами. В этом случае остальные полные товарищи могут осуществлять ведение дел по доверенности.

Права полных товарищей:

- на прибыль;

- на передачу своей доли другому полному товарищу, либо третьему лицу;

- на выход из полного товарищества (но предупредить за 6 месяцев);

- на исключение полного товарища в судебном порядке.

Обязанности полных товарищей:

- внести 50% своей доли к моменту регистрации, оставшуюся часть – в течение времени, определенного учредительным договором (обычно – 1 год).

- должны действовать в интересах полного товарищества.

Производственный кооператив

Учредители: физические лица, юридические лица могут быть учредителями, если это предусмотрено учредительным документом.

Имущество: уставный капитал, который складывается из паевых взносов.

Ответственность: всем имуществом производственного кооператива, а также субсидиарная ответственность его участников, если это предусмотрено учредительными документами.

Управление: исполнительный орган.

Характерная черта: предусматривает личное трудовое участие учредителей.

Права пайщиков:

- на прибыль;

- на выход из производственного кооператива в конце финансового года;

- на передачу своего пая.

Обязанности пайщиков:

- оплата 10% своего пая к моменту регистрации организации;

- личное трудовое участие (кроме юридических лиц);

- соблюдение дисциплины.

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Потребительские кооперативы – объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей.

Учредители: как физические, так и юридические лица, но обязательно наличие хотя бы 1 физического лица.

Имущество данного кооператива складывается из паевых взносов.

Учредительный документ: устав.

Управление: осуществляется высшим органом управления – собранием членов кооператива, а также может быть назначен исполнительный орган – правление.

Участники потребительского кооператива в отличие от производственного кооператива не обязаны принимать личное трудовое участие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (1.213 с.)