Формирование государственной и муниципальной политики и контроль над ее реализацией



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование государственной и муниципальной политики и контроль над ее реализацией



Государственная политика – это искусство управления государством, ведения государственных дел, содержание деятельности органов власти. Политика представляет собой совокупность целей и задач, решаемых государством с помощью необходимых для этого средств. Государственная политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Муниципальная политика – ¾ это искусство управления муниципальным образованием, ведение муниципальных дел, которую можно представить в виде трех основных блоков: 1. равновесие интересов всех жителей муниципального образования; 2. эффективное управление муниципалитета экономической сферой муниципального образования и инвестиционная политика, когда муниципальное образование рентабельно управляет своей собственностью и помогает предпринимателям получать прибыль; 3. структурообразующая деятельность муниципалитета во властном, экономическом и культурно-историческом пространстве.

Государственная и муниципальная политика формируется, опираясь на Концепцию развития регионов. Цель Концепции развития – создание механизмов управления, которые гибко реагируют на изменения в обществе. Выделяют 4 этапа формирования Концепции: 1. Анализ существующих проблем. 2. Формирование целей и стратегий на основе проведенного анализа. Проведение проверки на непротиворечивость целей друг другу. Происходит выделение наиболее существенных мер для решения проблем. 3. Оценка возможных последствий. Анализ изменений состояния решаемых проблем. 4. Выбор оптимальной стратегии осуществляется в зависимости от следующих критериев: - эффективность использования ресурсов; - универсальность стратегии (возможность адаптации к изменяющимся условиям); - комплексность развития.

Концепция, как правило, включает: - итоги социально-экономического развития за определенный период; - проблемы в экономической и социальной сфере; - цели и задачи; - приоритеты развития; - этапы реализации.

Для контроля над процессом реализации Концепции создаются специальные органы. Контролирует Дума, Президент, Председатель Правительства.

Политика - это совокупность мероприятий, направленных на выполнение функций государства.

4, 5, 6, 7 главы Конституции – государственное управление, 8 глава – местное самоуправление.

Функции местного самоуправления – основные направления деятельности органов местного самоуправления по управлению социальными сферами и процессами на территории муниципального образования в целях достижения стоящих перед местным самоуправлением целей и задач. Функции: - общие для государства и местного самоуправления (обеспечение законности, формирование федеральных программ развития муниципального образования); - собственно функции местного самоуправления (управление муниципальной собственностью, финансами, обеспечение социально-экономического развития, коммунального обслуживания, охрана порядка).

Функции ГУ: 1. Институциональная – через утверждение необходимых при решении гос. вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий. 2. Регулятивная – через системы норм, законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение общества. 3. Целеполагающая – через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путём реализации поддерживаемых большинством населения программ. 4. Функциональная – через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры, государства в лице ведущих отраслей. 5. Идеологическая – через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

Государственная и муниципальная политика формируется, опираясь на Концепцию развития регионов.

Цель Концепции развития – создание механизмов управления, которые гибко реагируют на изменения в обществе.

Выделяют 4 этапа формирования Концепции:

1. анализ существующих проблем. Выявление диспропорций и вызывающих их факторов; анализ механизмов возникновения диспропорций; выявлений ключевых проблем и деление их на внешние (характерные для всей страны в целом) и внутренние (характерные для региона)

2. формирование целей и стратегий на основе проведенного анализа. Проведение проверки на непротиворечивость целей друг другу. Происходит выделение наиболее существенных мер для решения проблем

3. оценка возможных последствий. Анализ изменений состояния решаемых проблем. Определяют, не возникли ли новые проблемы, не произошло ли обострение существующих

4. выбор оптимальной стратегии осуществляется в зависимости от следующих критериев:

· - эффективность использования ресурсов

· - универсальность стратегии (возможность адаптации к изменяющимся условиям)

· - комплексность развития.

Концепция, как правило, включает:

1. итоги социально-экономического развития за определенный период

2. проблемы в экономической и социальной сфере

3. цели и задачи

4. приоритеты развития, этапы реализации

Для контроля над процессом реализации Концепции создаются специальные органы. Контроль носит, как правило, правовой характер.

Субъекты государственного управления.

Субъекты ГУ непосредственно осуществляют функции ИВ. Это органы ИВ и представители ИВ.

I. Президент РФ

Президент РФ как орган ГУ – глава государства, не входит ни в одну из ветвей власти, имеет полномочия во всех ветвях власти. Большинство полномочий в сфере ИВ. Его статус в сфере государственного управления – представитель исполнительной власти. Президент воздействует на ИВ в 2-х формах:

1) прямо, непосредственно, когда Президент принимает решения в сфере ИВ;

2) косвенно – участвует в принятии решений в сфере ИВ.

Основные полномочия Президента в сфере ГУ:

· - Президенту непосредственно подчиняется ряд федеральных органов (ех, МВД, МЧС, ФСБ, МинОб, МИД),

· - Президент назначает председателя Правительства с согласия Гос.Думы (ГД), (прямо)

· - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства,

· - принимает решения об отставке Правительства, с немедленным сообщением Совету Федерации (прямо)

· - по предложения председателя Правительства назначает федеральных министров, заместителей председателя Правительства и отправляет их в отставку (прямо),

· - представляет ГД-ме кандидатуры на должность председателя ЦБ РФ и ставит вопрос об его освобождении от занимаемой должности (косвенно),

· - Является высшим главнокомандующим, назначает высшее командование вооруженных сил (ВС) и освобождает их от занимаемых должностей,

· - присваивает Высшие Воинские и специальные звания, назначает и отзывает дипломатических представителей после консультации с соответствующими комиссиями Федерального Собрания, (прямо);

· Предлагает законодательному органу субъекта РФ кандидатуру на должность Главы Субъекта РФ и ставит вопрос о его освобождении (косвенно);

· - вводит военное положение и чрезвычайное положение с сообщением Совету Федерации (прямое),

· - вправе приостановить действие актов органов ИВ субъекта федерации в случае их противоречия закону до решения соответствующего вопроса судом (косвенно),

· - вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между различными органами гос. власти. В случае недостижения согласованного решения спор решается судом (косвенно),

· - Президент награждает гос.наградами, почетными званиями (прямо),

· - Президент от своего имени издает административно-правовые акты ( в форме указов и распоряжений), которые обязательны на территории России,

· - вправе отменить акт Правительства, если он противоречит закону (прямо);

· И другие в сфере ГУ

 

Органы Исполнительной Власти (ОИВ)

Орган ИВ – это гос. орган, действующий на основе закона с целью его исполнения, обладающий государственно-властными полномочиями и осуществляет исполнительно-распорядительскую деятельность.

Признаки:

· Исполнять закон издавая подзаконные акты;

· Действует от имени государства;

· Имеет внутреннюю структуру и штат

· Штат состоит из гос служащих

· Осуществляет административное распорядительство

Отличия ОИВ от других гос. структур:

· законодательные органы имеют исключительное право на принятие законов – органы ИВ исполняют законы, издавая подзаконные акты.

· судебные органы 1) осуществляют правосудие, судьи независимы и подчиняются только закону – для системы ИВ характерна субординация и подчиненность вышестоящим органам.2) судебные акты издаются по поводу нарушения норм права (охранительные) – акты ИВ могут быть и охранительными, и регулятивными. 3) судебные акты всегда индивидуальные, т.е. решают конкретное дело – акты ИВ иогут быть нормативными (ПДД) и индивидуальными (штраф за…).

· Прокуратура осуществляет надзор за законностью во всех ветвях власти и по различным вопросам за неподчиненными субъектами по различным нарушениям – ОИВ осуществляют контроль за подчиненными по службе органами, а также надзор за неподчиненными органами по строго установленному кругу нарушений (административный надзор).

· Государственные организации созданы для материального производства, непосредственного оказания социальных, культурных и других услуг (Гос Университет – образовательные). При этом они сами являются объектами гос управления (руководства со стороны системы ОИВ) – Исполнительные органы благ не создают, услуг не оказывают, а осуществляют гос управление.

Виды ОИВ:

I. по порядку принятия решений:

- коллегиальные (большинство голосов): например, правительство

- единоличные: например, министерство

II. в соответствии с федеративным устроством:

- федеральные

- ОИВ субъектов (региональные)

III. по функциональной направленности:

· Органы общего управления (Правительство, Губернатор)

·

- органы, действующие в социально-культурной сфере (Министерство образования и науки)

- действующие в экономической сфере (МинФин)

- действующие в административно-политической сфере (МИД)

IV. по объему компетенции:

- органы общей компетенции – управление большинством сфер по различным вопросам

- органы отраслевой компетенции – управление одной сферой по различным вопросам

-органы межотраслевой компетенции – управление своей сферой по различным вопросам, а также другими сферами по одному вопросу (ех, МинФин, Министерство налогов и сборов, Федеральная служба гос.статистики, ФСБ);

- специальной компетенции – осуществляет управление частью отрасли (федеральное агентство по рыболовству)

 

II. Федеральные ОИВ

Наивысший орган ОИВ – Правительство РФ – коллегиальный, общей компетенции. Назначается Президентом. Состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Сроки деятельности Правительства = срок деятельности Президента (4 года) если не произошло отставки Правительства.

Полномочия Правительства:

1. разрабатывает федеральный бюджет, представляет его ГД и обеспечивает исполнение (и отчитывается за исполнение перед ГД).

2. обеспечивает проведение в России единой финансовой, социально-культурной политики.

3. управляет федеральной собственностью, реализует меры по обороне, гос. безопасности, внешней политики.

4. реализует меры по защите собственности, охране общественного порядка, обеспечению законности, борьбе с преступностью.

5. от своего имени издает административно-правовые акты в форме постановлений и распоряжений, которые обязательны к исполнению.

 

Система федеральных ОИВ

1) федеральное министерство – это федеральный ОИВ, осуществляющий гос.управление в установленной сфере деятельности. Осуществляет отраслевое и межотраслевое управление. Это орган единоначальный – возглавляется федеральным министром, который назначается Президентом по предложению председателя правительства. Основная функция министерства – нормотворческая деятельность. Принимает нормативные акты.

2) федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти осуществляющий отраслевое, межотраслевое и специальное управление. Осуществляет управление в своей сфере, координацию деятельности в других сферах ГУ. ФС может быть и коллегиальным органом, и единоначальным. Основная функция – правоприменение (издание индивидуальных актов), надзор, контроль.

3) федеральное агентство – федеральный орган гос власти осуществляющий межотраслевое и специальное управление. Осуществляет ГУ в своей сфере и координирует деятельность других сфер по своему вопросу. Основная функция – управление оказанием государственных услуг (может быть коллегиальным, и единоначальным). Гос. услуги – образование, здравоохранение, транспорт, связь,СМИ. Осуществляет хозяйственное, организационное, информационное и иное управление.

ФС и Фа находится в ведении министерств. Есть федеральные министерства, которые не имеют в своем составе федеральных агентств и федеральных служб (ех, МЧС). Существуют федеральные службы, которые не входят в структура какого-либо министерства. Все федеральные ОИВ находятся в ведении Президента (ех, МВД), либо в ведении Правительства. ФС, не имеющие своего министерства, находятся так же в ведении Президента или Правительства (ех, ФС гос.статистики). Нормативная основа – указ Президента «О системе и структуре федеральных ОИВ» от 09.03.04. Структура федеральных органов установлена указом Президента в мае 2007г. Гос комитеты созданные в 2007г. указом 2008г. Упразднены.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.011 с.)