Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы регионального законодательства о местном самоуправлении.

Поиск

Правовая основа местного самоуправления:

Местное самоуправление в РФ функционирует на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне субъектов федерации и на местном уровне (рис. 1). Высшей юридической силой в отношении всех законодательных актов обладают конституционные нормы.

Конституция РФ содержит начала всех правовых актов и закрепляет в гл. 8 «Местное самоуправление» наиболее важные принципиальные положения, определяющие: основные цели и задачи местного самоуправления, роль местного самоуправления в механизме осуществления народовластия, основы деятельности населения по решению задач местного значения, защиту прав местного самоуправления и другие вопросы.

В Конституции отмечена обязательность учета исторических и иных местных традиций при осуществлении местного самоуправления. Поэтому установление общих принципов организации местного самоуправления является согласно Конституции предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. Это предлагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ.

Закон России «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другие Федеральные законы
Конституция Российской Федерации
Указы Президента РФ, постановления правительства РФ
Конституции, уставы субъектов РФ, законы и другие правовые акты, издаваемые высшими органами государственной власти субъектов РФ
Уставы муниципальных образований и правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления

 


Рис. 1. Система нормативно-правовых актов, в соответствии с которой осуществляется местное самоуправление

На основе Конституции Российской Федерации разработан второй по значимости документ в законодательной базе местного самоуправления – Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. В нем раскрыты основные понятия, термины местного самоуправления, обозначена роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, как основы конституционного строя России, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления. Закон разграничивает полномочия в области местного самоуправления между уровнями власти, выделяет вопросы, находящиеся в ведении муниципального образования, устанавливает правовую, организационную, финансово-экономическую и территориальную основы местного самоуправления, определяет ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и порядок контроля за их деятельностью.

Ввод в действие и применение данного закона способствует становлению и укреплению местного самоуправления в российских регионах. В соответствии с ним продолжает формироваться система законодательства Российской Федерации и ее субъектов по вопросам местного самоуправления, происходит создание местных органов самоуправления, осуществляется поиск эффективных форм и методов реализации местного самоуправления.

Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только исключительно нормативно-правовыми актами муниципального права, но и посредством широкого круга федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих деятельность муниципальных образований. Например:

· Гражданский кодекс РФ содержит статьи о признании муниципальных образований и выступающих от их лица органов местного самоуправления равноправными участниками гражданских правоотношений;

· Земельный кодекс РФ определяет механизм формирования муниципальной собственности на землю, права органов местного самоупр. на земли своей территории, порядок землепользования в городах и других поселениях;

· Бюджетное и налоговое законодательство регламентирует права органов местного самоуправления по бюджетно-финансовым вопросам, порядок разработки и утверждения минимальных государственных социальных стандартов и нормативов бюджетной обеспеченности;

· Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» является основой для муниципального избирательного права и т.д.

В каждом субъекте Российской Федерации на основании Федерального закона должен быть принят закон о местном самоуправлении на своей территории, а также пакет других законов по вопросам местного самоуправления, вытекающих из федерального законодательства.


35. Понятие «муниципальное образование». Типы муниципальных образований в РФ.

Муниципальное образование — территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные, и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения

Муниципальные образования в России.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

· сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.

· городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[2]; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.

· муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

· городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

· внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

36. Принципы и критерии определения оптимальной территории муниц. образования.

Территориальное деление государства производится с целью наилучшего осуществления функций аппаратом государственной власти, который разделяется по вертикали и горизонтали в соответствии с территориальным делением государства.

Существуют следующие критерии для определения оптимальных территорий муниципальных образований (населенных территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление).

1. Территория должна определяться исходя из возможности максимально эффективного исполнения функций местного самоуправления. При этом граничными условиями для установления предельного размера территории является возможность непосредственного контакта населения с органами местного самоуправления и контроля их деятельностью, а также наличие коммуникаций, позволяющих населению в течение возможно короткого времени получать услуги муниципальных учреждений и организаций. На этом основан принцип «инфраструктурного единства».

2. Территория должна определяться на основе принципа финансово-экономической самодостаточности. Единственным ограничителем служит требование о том, что муниципальное образование должно быть частью территории субъекта Российской Федерации.

Конституция РФ в ст. 131 закрепила три важнейшие нормы определения территориальных основ местного самоуправления:

1) местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях;

2) территориальные основы местного самоуправления определяются с учетом исторических и иных местных традиций;

3) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" развил и конкретизировал данные конституционные положения.

При определении оптимальной территории муниципального образования важно учитывать те цели, которые ставятся перед ним, и те предметы ведения, которые определены для органов местного самоуправления в данном субъекте России. Именно в этом принципе реализуется тот потенциал, который имеется у местного самоуправления в силу его знания местных условий и подконтрольности органов власти населению.


37. Виды преобразования и упразднения муниципальных образований.

ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Статья 13. Преобразование муниципальных образований.

1. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

2. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим ФЗ. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниц. образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта РФ о преобразовании муниц. образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муницип. образования, в период кампании местного референдума.

3. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

Статья 13.1. Упразднение поселений (введена ФЗ от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1. Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

2. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим ФЗ. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Действующее федеральное законодательство (ст. 13, 13.1 Федерального закона №131-ФЗ) закрепляет ограниченный перечень форм создания, преобразования, упразднения муниципальных образований:

Предусмотренные в законе формы Не предусмотренные в законе формы
Создание муниципального образования
- 1) Создание поселения на межселенной территории
Преобразование муниципальных образований путем их объединения
1) объединение поселений в границах одного муниципального района 2) объединение городского округа и поселения 3) объединение муниципальных районов 1) объединение поселений различных муниципальных районов 2) объединение городских округов 3) объединение муниц. района и всех поселений в его границах в единый городской округ
Преобразование муниципального образований путем его разделения
1) разделение поселения на два и более поселений 2) разделение муниципального района на два и более муниципальных районов 1) разделение городского округа на муниципальный район и входящие в него поселения (т.е. преобразование городского округа в муниципальный район) 2) разделение городского округа на два и более городских округов
Изменение статуса муниципального образования
1) преобразование городского поселения в городской округ 2) преобразование городского округа в городское поселение 1) преобразование сельского поселения в городское 2) преобразование городского поселения в сельское
Упразднение муниципального образования
1) Упразднение поселения -

Из обозначенных в таблице «отсутствующих» форм наиболее остро на практике обозначились проблемы невозможности в правовом поле преобразования городского округа в муниципальный район или муниципального района (с поселениями на его территории) в городской округ.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.011 с.)