Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система законодательства - понятие и структураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например: - отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.: - комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство; - общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях); - законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы); - конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе). Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов. Структура системы законодательства (ее внутреннее строение): -отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения, тесно связанные с трудовыми); -иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе. Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях. Признаки правовой нормы: Структура правовой нормы: 1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения. 2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение. 3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. 4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. 5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты. 6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.
Понятие и виды реализации норм права. Толкование норм права. Понятие и виды реализации норм права. Реализация норм права - это воплощение их предписаний в реальное поведение субъектов права. В то же время реализация права имеет две стороны. Во-первых, это следование праву со стороны государства, его органов и должностных лиц. Во-вторых, - осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства. Исходной формой реализации права государством является правотворчество. Толкование нормативных актов также можно отнести к форме реализации воли законодателя. Следует обратить внимание на социальную природу правомерного поведения, значение гражданского долга и социальной ответственности в его механизме, уяснить требования, предъявляемые к деятельности должностных лиц, государственных органов и общественных объединений по реализации предоставленных им полномочий и возложенных на них обязанностей. Существуют следующие формы реализации норм права: Осуществление прав - это использование возможностей, предоставленных правовыми нормами. Исполнение обязанностей - есть обязательное совершение активных действий, предписываемых нормами права. Соблюдение обязанностей (запретов) - это воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.
Толкование норм права. Толкование норм права - это мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и содержания норм права. В толковании выделяются два аспекта - внутренний - уяснение и внешний - разъяснение. Сначала необходимо уяснить юридическое содержание нормы права, а затем необходимо объяснить данное понимание нормы права третьим лицам. Уяснение смысла нормы права - это толкование для себя, разъяснение смысла нормы права - это толкование содержания нормы права для других лиц. Реализация права, включая правоприменительную деятельность, всегда сопровождается толкованием норм права. Существует множество причин, обусловливающих необходимость толкования права. Как и любая целенаправленная деятельность, реализация права объективно требует его сознательно-волевого осмысления. Кроме того, законодатель и субъекты, реализующие право, не совпадают в одном лице. Абстрактный характер норм права, наличие в законодательстве оценочных категорий, неясностей, противоречий, правовых коллизий обостряет потребность в толковании права. Главная цель толкования заключается в обеспечении правильного и единообразного понимания и реализации права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности. Рассмотрим способы толкования норм права. Грамматическое толкование норм права - это анализ юридического текста с использованием правил языкознания - грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п. При данной разновидности толкования норм права выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т.д. Правила грамматического толкования: · словам и формулировкам придается общеупотребительное значение, придание словам и формулировкам иного, специального значения должно быть обоснованно; · если в законодательстве существует нормативное определение термина, следует использовать термин именно в этом значении; · значение термина, нормативно установленное для одной отрасли права, нельзя без достаточных на то оснований применять в других отраслях. Это особенно актуально, если речь идет об отраслях публичного и частного права; · если значение термина нормативно не определено, следует руководствоваться юридической, прежде всего судебной, практикой и правовой доктриной; · придание разным терминам одного значения, равно как и одинаковым терминам разного значения, не допускается без достаточных на то оснований; · ни одно слово, формулировка, суждение или знак препинания не могут толковаться как излишние. Систематическое толкование норм права - это выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права. Логическое толкование норм права - это использование логического анализа, т.е. исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями. Историческое толкование норм права - это изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта. Функциональное толкование норм права - это изучение сложившейся практики применения правовых норм. Рассмотрим виды толкования норм права. Официальное - это толкование права компетентными государственными органами, носящее общеобязательный характер. Официальное толкование осуществляется в установленной процессуальной форме, его результат оформляется специальным актом. Акты официального толкования обладают юридической силой, то есть признаком общеобязательности. Официальное толкование классифицируют по субъекту на аутентичное или авторское и делегированное. Аутентичное толкование осуществляется самим органом, издавшим толкуемую норму. В данном случае субъект правотворчества и субъект толкования права совпадают в одном лице. Делегированное толкование осуществляется специально уполномоченным субъектом. Например, Конституционный Суд уполномочен законом официально толковать нормы Конституции России. По содержанию официальное толкование подразделяется на нормативное и правоприменительное - казуальное. Нормативное толкование распространяется на все юридические ситуации определенного рода. Правоприменительное или казуальное толкование распространяется на конкретную юридическую ситуацию - казус. Процесс нормативного толкования идентичен правотворчеству. Акты нормативного толкования содержат конкретизирующие нормы, то есть имеют нормативный характер. Неофициальное толкование - это толкование права частными субъектами. Неофициальное толкование осуществляется в произвольной форме - устной или письменной и не обладает признаком официальной обязательности для третьих лиц. В неофициальном толковании выделяют три разновидности: · доктринальное; · профессионально-юридическое; · обыденное. По объему выделяют: · буквальное толкование; · расширительное толкование; · ограничительное толкование. При буквальном толковании результаты толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы. При расширительном толковании результаты толкования шире текстового содержания нормы. При ограничительном толковании толкование сужает текстовое содержание нормы. Вопрос:12.Правотворчество Правотворчество- форма гос.деят.-ти направл-я на создание изменение отмену норм права. может выражаться в след.формах: -применение норм права гражданами в результате референдума(крф) -принятие законов др.норм-прав.актов органами гос.власти -заключение договоров соглашения нормат-го характера между федеральными орг.гос.власти и орг.гос.власти субъектов с общ-ми объедин-ми с др.гос-ми. В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.
Непосредственное правотворчество народа — yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.
Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.
Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие не лигитимного нормативно- правового акта.
Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.
Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.
Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.
Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.
Субъектами правотвор-ва выступают: народ.гос.орг.(орг.власти и упр-я).должн-е лица.
мпр- особенности характера осуществл.-го прав-е регулир-е тех или иных общ.отношений. 2метода прав.регулир-я: 1.диспозитивный- предоставл-е с помощью норм права участникам общ.отнош.свободы повед-я в устан-х пределах. 2.императивный- предписание с помощью норм права определенного поведения для участников общ.-х отнош-ий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.012 с.) |