Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кредитная система РФ и ее структура. Банковская система РФ. Основные направления

Поиск

Кредитная система РФ и ее структура. Банковская система РФ. Основные направления

Кредитная система – совокупность кредитных отношений, принятых в стране, банков и других финансово-кредитных учреждений, осуществляющих и организующих данные отношения.

Кредитные системы развитых стран включают следующие звенья:

- Центральный или главный банк страны

- Банковский сектор (различные виды банков)

- Парабанковский сектор (инвестиционные, финансовые, страховые компании, не гос. пенсионные и благотворительные фонды, ссудосберегательные орг-ции, кредитные союзы)

 

Кредитная система России имеет 2 уровня:

1. Центральный банк РФ

2. Коммерческие банки и др фин-кред институты.

 

Проблемы кред системы России:

  1. Большинство банков – мелкие и средние банки
  2. Монопольное положение крупных банков
  3. Неразвитость специализированных банков
  4. Неразвитость рынка корпоративных ценных бумаг
  5. Отсутствие законодательной основы, регламентирующей деятельность спец не банковских инс-тов.

 

Банковская система РФ(2 уровня):

1.Центральный банк

2.Комерческие банки.

Стратегия развития банковской системы.

Приоритетом гос соц-эк политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов эконом развития. Повышение роли банковского сектора в развитии экономики является одной из главных задач.

Задачи:

- Усиление защиты интересов вкладчиков и др кредиторов банка

- Повышение эффективности концентрации ресурсов юрид и физ лиц и их размещения

- Повышение конкурентоспособности российских банков

- Развитие конкурентной среды и обеспечение транспорентности в деятельности кредитных орг-ций

- Укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков

- Предотвращение использования кредитных орг-ций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности, т.е. легализация доходов.

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливается к процессу новых экономических реформ.

В тоже время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны банковской системы РФ нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

 

Порядок создания и ликвидации банков. Лицензирование банковской деятельности.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России.

Лицензирование банковских операций
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Ликвидация осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.
Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Короче тут много чего можно понарассказывать… Лицензию короче цбанк отбирает и в арбитражный суд подаёт чтоб ликвидировали, или не подаёт если банк в состоянии банкротства… а за что ликвидируют? ну вот за банкротство и за всякие нарушения законодательства… вот и весь вопрос…

 

Сущность и формы пассивных операций коммерческих банков.

Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами.

Существует четыре формы пассивных операций комерческих банков:

1) первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.

2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение

фондов.

3) получение кредитов от других юридических лиц.

4) депозитные операции.

(раскрыть как сможншь)

 

С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая

крупная группа кредитных ресурсов- собственные ресурсы.Следующие две

формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов-

заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.

Характеристика ресурсов КБ: источники, состав и структура ресурсов.

Ресурсы коммерческого банка (банковские ресурсы) - это его уставный капитал и фонды, а также средства, привлеченные банками в результате проведения пассивных операций и используемые для активных операций банка. Далее следует обратить внимание, что понятие “банковские ресурсы” шире, чем понятие” кредитные ресурсы”, поскольку первые предоставляются не только для целей кредитования, но и для финансирования и осуществления других активных операций банков.

Кредитные ресурсы коммерческого банка - это часть собственного капитала и привлеченных средств, в денежной форме направляемая на активные кредитные операции. Причем в момент использования кредитных ресурсов они перестают быть ресурсом для банка т.к. они уже не запас (возврат кредита - рисковая операция), а становятся вложенными кредитными ресурсами.

Депозиты

Кредиты Банка России.

В соответствии с ФЗ “О Центральном Банке” он является кредитором последней инстанции и организует систему рефинансирования кредитных организаций. Для предоставления кредитов коммерческие банки заключают с ЦБ РФ соответствующий договор. Порядок предоставления кредитов сформулирован в таких нормативных актах, как:

1) “О порядке предоставления Банком России кредита, обеспеченного залогом или поручительством” № 122 П.

2) “О порядке предоставления Банком России кредита кредитным организациям, обеспеченного ценными бумагами” от 4 авг. 2003 г. № 236 П.

3) “О порядке предоставления Банком России кредита, обеспеченного залогом векселей, прав требований по кредитным соглашениям организаций или поручительством кредитных организаций” № 273 П.

Особенности последнего положения:

Кредит предоставляется на срок до 180 дней.

% ставка зависит от сроков:

А) до 90 дней 0,6% ставки рефинансирования

Б) свыше 90 дней 0,75% ставки рефинансирования

В настоящее время ЦБ предоставляет 2 группы кредитов:

1) под залог ценных бумаг

2) под залог векселей и прав требования

Основной кредит − ломбардный кредит. Ломбардный кредит подразделяется на внутридневный (на 1 день) и кредит овернайт. Внутридневные кредиты предоставляются на погашение задолженности к концу дня перед ЦБ. Обеспечение по внутридневным кредитам выступает, как правило, ценные бумаги. Кредит овернайт предоставляется на погашение задолженности по внутридневному кредиту.

Кроме того, ЦБ предоставляет просто ломбардные кредиты на фиксированных условиях и на аукционной основе. Зачисляются на любые банковские счета. Ломбардные кредиты проводятся еженедельно. А кредиты предоставляются на следующий день после проведения аукциона. Средства предоставляются на срок до 14 дней без права досрочного возврата. Ограничения на объем кредитов и число банков, участвующих в аукционе, устанавливаются условиями проведения аукционов.

С 11 апреля 2005 г. Банк России возобновил практику проведения операций ломбардного кредитования на фиксированных условиях. Данный порядок предоставляет кредитным организациям эффективно управлять собственной ликвидностью при наличии усреднения обязательных резервов. В этих условиях кредиты предоставляются в день обращения кредитной организации в ЦБ на срок 7 календарных дней без права досрочного возврата о фиксированной процентной ставке, которая устанавливается с учетом последнего кредитного аукциона. В случае если кредитные аукционы не состоялись 2 раза подряд, то используется ставка рефинансирования (10,5%).

Обеспечением по всем ломбардным кредитам выступают ценные бумаги, указанные в ломбардном списке Банка России. Данный список утверждается Советом директоров ЦБ. Для обеспечения возможности получения ломбардных кредитов каждая кредитная организация заключает договор с Банком России. Финансово устойчивые кредитные организации имеют право заключать Генеральный кредитный договор.

 

21. Активные операции коммерческих банков В ходе использования средств, привлекаемых коммерческими баками от своей клиентуры, других баков, с денежного и финансового рынков, а также собственных ресурсов банка в целях получения прибыли производят различного рода вложения (инвестиции), совокупность которых и составляет их активные операции. Активные операции коммерческого банка можно разделить на четыре крупные группы: 1) кредитные операции (или ссуды); 2)инвестиции в ценные бумаги;3)кассовые операции; 4)прочие активы.Активные операции банковпредставляют собой использование собственных и привлеченных (заемных) средств, осуществляемое банками в целях получения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм, поддержания необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения указанных требований вынуждает банки размещать часть средств во вложения, не приносящие дохода, либо приносящие его в крайне ограниченном размере (наличность в кассе, средства на счетах в центральном банке и другие виды ликвидных активов). С другой стороны, потребности всестороннего обеспечения деятельности банка и ее дальнейшего развития обусловливают наличие в их активах таких статей, как банковские здания и оборудование, инвестиции в филиальные, ассоциированные и “дочерние” компании, занимающиеся специализированными банковскими операциями. По своим задачам активные операции можно подразделить на операции, имеющие целью поддержание на том или ином уровне ликвидности банка, и операции, направленные на получение прибыли. К вложениям, имеющим основной целью поддержание ликвидности банка, относятся: наличные средства в кассе банка, остатки на счетах в центральном банке, инвестиции в быстрореализуемые ценные бумаги (казначейские и первоклассные коммерческие векселя), средства на счетах и вклады (депозиты) в других банках,При этом, хотя некоторые из перечисленных вложений и приносят банкам определенный доход, основной причиной их наличия является необходимость поддержания общей ликвидности банка на соответствующем уровне, тогда как доход по ним служит хотя и существенным, но второстепенным фактом. Операции банков по кредитованию компаний и фирм, то есть корпоративной клиентуры, по своей сути не могут считаться ликвидным размещением средств и осуществляются банками исключительно в целях получения прибыли на разнице впроцентных ставках между привлечением и размещением средств и в виде дополнительных доходов, связанных с предоставлением таких кредитов (в виде комиссии по сопутствующим расчетным, конверсионным и другим операциям)

 

 

Расчеты по аккредитивам

Аккредити́в — именная ценная бумага, являющаяся поручением банку на выплату держателю аккредитива определённой суммы в определённые сроки на определённых условиях.

Аккредитивы используются как банковские гарантии оплаты после поставки продавцом товара. То есть покупатель до получения товара передаёт продавцу аккредитив, который получает по нему денежные средства при наступлении определённых в аккредитиве условий (как, например, поставка товара на склад).

Виды аккредитивов

Отзывной аккредитив — аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его.

Безотзывный аккредитив — аккредитив, который не может быть отозван (аннулирован).

Аккредитив с красной оговоркой — аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму до представления торговых документов. Обычно такая оговорка, в силу своей особой важности, выделяется в документе красным цветом, откуда и название.

Аккредитив покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.

Расчеты чеками

Чек (англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате.

Акцепт чека — это отметка о согласии банка плательщика перечислить на счет получателя указанную в чеке сумму.

В России акцептованные чеки (англ. accepted cheque) применяются только при одногородних расчетах бюджетных организаций, а также при возврате налоговыми органами доходов бюджета через предприятия связи.

Обращение чеков в России регламентируется Положением Центрального банка № 2-П от 12.04.01.

Расчеты по инкассо

Инкассо (англ. Collection, Encashment; итал. Incasso) - посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счет получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные.

Инкассо - банковская расчетная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товаро-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счет клиента в банке.

Инкассо может быть чистым и документарным. Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами. Документарное инкассо - это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство банка получить по поручению экспортера от импортера сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить ее экспортеру.

Международной торговой палатой в 1978 г. были изданы "Унифицированные правила по инкассо", к которым присоединились банки многих стран. Недостатки инкассовой формы расчетов:

1) разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, который может быть достаточно продолжительным, что замедляет оборачиваемость средств экспортера;

2) отсутствие надежности в оплате документов (может отказаться от оплаты товарных документов или оказаться неплатежеспособным к моменту прибытия их в банк импортера). Эти недостатки преодолеваются путем применения телеграфного инкассо, позволяющего сократить нежелательный разрыв во времени, а также за счет применения инкассо с предварительно выданной банковской гарантией, что позволяет создать надежность платежа, близкую к той, которая возникает по безотзывным аккредитивам.

5. Расчеты платёжными требованиями

Платёжное тре́бование — это расчётный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк.

Наибольшее распространение платёжные требования получили при командно-административной экономике.

Для расчетов по платежному требованию необходим акцепт плательщика. Однако в определённых случаях (если это оговорено в договоре плательщика и получателя или если такой случай оговорён в законодательстве) возможно проведение расчётов без акцепта.

31. Цессия: правовая основа и организация.

 

Уступка (цессия) – это документ заемщика (цедента), в котором он уступает свое требование (дебиторскую задолженность) кредитору (банку) в качестве обеспечения возврата кредита.
Правовая структура цессии. Договор о цессии дополняет кредитный договор, создавая правовую основу для обеспечения возврата полученной клиентом банка ссуды. Договор о цессии предусматривает переход к банку права получателя денежных средств по установленному требованию. Стоимость уступленного требования должна быть достаточной, чтобы платить ссудную задолженность. Банк имеет право воспользоваться поступившей выручкой только для погашения выданного кредита и платы за него. Если по установленному требованию поступает сумма денежных средств, превышающая задолженность по ссуде, то разница возвращается цеденту.
На практике используется два вида цессии: открытая и тихая.
Открытая цессия предполагает сообщение должнику (покупателю цедента) об уступке требования. В этом случае должник погашает свое обязательство банку, а не заемщику банка (цеденту).
При тихой цессии банк не сообщает третьему лицу об уступке требования, должник платит цеденту, а тот обязан передать полученную сумму банку.Заемщик предпочитает тихую цессию, чтобы не подрывать свой авторитет. Но для банка тихая цессия связана с большим риском, так как, во первых, средства по уступленным требованиям, находящиеся в других банках, могут получить на счета заемщика; во – вторых, заемщик может уступить требования несколько раз; в – третьих, заемщик может уступать уже не существующие требованию.

 

32.Оценка кредитоспособности юридических лиц.

 

Кредитоспособность ЮЛ определяется по средством системы коэффициентов.

 

Коэффициенты ликвидности.

1.Коэфф абсолютной ликвидности

 

Кол = Д+КФВ \ КФО, где Д- денежн ср-ва; КФВ – краткосроч фин вложения; КФО – Краткосроч фин обязательства.

 

2.Коэфф промежуточного покрытия

 

Кпп = Д+КФВ+Дз \ КФО, где Дз – дебиторская задолжность.

 

3.Коэфф общего покрытия

 

Коп = Д+КФВ+Дз+Зат1+Зат2 \ КФО, где Зат1, Зат2 – текущие затраты

 

4.Коэфф фин устойчивости

 

Кфу = СС \ ∑ Б, где СС – собственные средства, ∑ Б сумма баланса

 

По ним установлены нормативы величины…

33.Определение платежеспособности физических лиц.

Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов

 

Уровень кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику. Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии оценки кредитного риска и кредитоспособности клиента.

 

Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Уровень кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику.

 

Виды счетов

Новая Инструкция устанавливает, что банковские счета и счета по вкладам (депозитам) открываются в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, а также называет субъектов, на порядок открытия и закрытия счетов которых она распространяет свое действие.

Так, Инструкция устанавливает порядок открытия и закрытия банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) клиентов в рублях и иностранных валютах юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (адвокатам, нотариусам и др.), кредитным организациям и их филиалам, доверительным управляющим, а также судам, подразделениям службы судебных приставов и правоохранительным органам.

Однако она не распространяется на случаи открытия и закрытия счетов, открываемых по иным основаниям, отличным от договора банковского счета, вклада (депозита).

По сравнению с ранее действовавшей Инструкцией Госбанка СССР № 28 новая Инструкция более предметно определяет виды счетов, которые могут быть открыты банком, и конкретизирует перечень документов, необходимых для открытия соответствующего счета.

В частности, Инструкция определяет, что расчетные счета открываются юридическим лицам, их обособленным подразделениям, а также индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, занимающимся частной практикой. Цель открытия расчетных счетов для указанных лиц — совершение расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Текущие счета открываются физическим лицам для осуществления расчетов, не связанных с предпринимательской деятельностью; корреспондентские счета и субсчета — соответственно кредитным организациям и их филиалам; счета доверительного управления — доверительному управляющему для осуществления расчетов, связанных с деятельностью по доверительному управлению; специальные банковские счета — юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида; депозитные счета — судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Ранее действовавшая Инструкция Госбанка СССР № 28 содержала понятие расчетного субсчета, который могли открывать предприятия по месту нахождения своих подразделений — филиалов, магазинов, складов и т.п. Новая Инструкция возможность открытия такого счета не предусматривает.

Следует заметить, что Инструкция Госбанка СССР № 28 (подп. 3.2.1 и 3.2.3) также предусматривала открытие временного счета учредителям акционерного общества для зачисления первоначальных взносов учредителей и лиц, участвующих в подписке на акции, и участникам общества с ограниченной ответственностью для зачисления их вкладов до регистрации общества, устанавливала перечень документов, необходимых для открытия такого счета, и порядок его открытия и закрытия.

Новая Инструкция не содержит положений по открытию временного или накопительного счета вновь образуемому юридическому лицу, тем не менее согласно п. 1.16 Положения Банка России от 05.12.2002 № 205-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» кредитные организации имеют право открывать на определенный срок накопительные счета юридическим и физическим лицам (клиентам) на том же балансовом счете, на котором предполагается открытие расчетного счета для зачисления средств. Расходование средств с накопительных счетов не допускается. Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформ-ленные в установленном порядке расчетные (текущие) счета клиентов.

Порядок открытия счета

Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение соответствующего договора и представление всех установленных документов. По ранее действовавшей Инструкции Госбанка СССР № 28 счет открывался по разрешительной надписи уполномоченного должностного лица банка на заявлении на открытие счета.

Клиенту может быть отказано в открытии счета, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. При открытии счета должностные лица банка проводят идентификацию клиента, а также проверяют наличие у клиента правоспособности (дееспособности).

Требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприоб-ретателей установлены Положением ЦБ РФ от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк обязан идентифицировать не только своего клиента, то есть лицо, находящееся на обслуживании и совершающее банковские операции и иные сделки, но и установить и идентифицировать выгодоприоб-ретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.

При открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) должностное лицо банка должно не только идентифицировать клиента (выгодоприобретателя), проверить наличие у клиента правоспособности (дееспособности), но и установить, действует ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени или по поручению и от имени другого лица, которое будет являться клиентом.

В случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, должностные лица банка обязаны установить личность представителя клиента, а также получить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий.

Одним из нововведений Инструкции является использование аналога собственноручной подписи при установлении личности лиц, обратившихся в банк. Так, при установлении личности лиц, наделенных правом первой или второй подписи, а также лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, должностные лица банка могут использовать аналог собственноручной подписи вышеперечисленных лиц, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий.

Данное положение Инструкции корреспондирует с положениями п. 2 ст. 160 и п. 3 ст. 847 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), допускающими использование при совершении сделок как самой подписи, так и ее аналогов. Пункт 2 ст. 160 ГК РФ к числу аналогов собственноручной подписи относит факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи.

Инструкция обязывает банки располагать копиями документов, удостоверяющих личность идентифицируемого банком лица или личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу, документировать сведения, устанавливаемые банком при открытии банковских счетов, а также систематически обнов-лять информацию о клиентах и выгодоприобретателях.

Юридическое дело

Инструкцией определено, что по каждому открытому банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента банком должно быть сформировано юридическое дело. При наличии у клиента нескольких счетов, открытых в одном банке, допускается формирование одного юридического дела по этим счетам. В юридическом деле должны храниться документы, представляемые клиентом при открытии счета; договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию счета, со всеми изменениями и дополнениями; документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета; утратившие силу карточки; переписка банка с клиентом и иные документы.

Банк обязан разработать правила, исключающие несанкционированный доступ к юридическим делам клиентов.

Таким образом, новые положения об открытии и закрытии банковских счетов, несомненно, будут способствовать эффективному взаимодействию банков и их клиентов, тем более что работу по регламентации правил, касающихся порядка открытия и закрытия счетов, должны проделать сами банки.

 

36. Банковский клиринг: виды и схемы организации.

 

Банковский клиринг - система регулярных безналичных расчетов, основанная на многостороннем зачете взаимных встречных обязательств участников расчетов, завершающимся платежом на разницу между суммами обязательств. Клиринговые расчеты производятся сеансами.

Виды расчетных схем

При классификации системы расчетов необходимо отметить следующее. В каждой стране имеется электронная межбанковская система крупных денежных переводов (брутто-расчеты), а также система розничных операций, которая обслуживается традиционно клиринговыми палатами (нетто-расчеты). Таково наиболее общепринятое деление межбанковских платежей по принципам организации расчетов. Они также могут различаться по используемым инструментам и обслуживаемым сферам бизнеса. Так, сложились самостоятельные платежные системы по операциям с ценными бумагами, по валютным операциям, системы международных расчетов, системы с использованием пластиковых карт и др.

Брутто-расчет или расчет на валовой основе, предполагает, что в соответствии с каждым поручением или требованием проводится отдельная операция посредством соответствующего перечисления средств. Платежи исполняются последовательно по мере их поступления.

Нетто-расчет - зачет взаимных требований и обязательств, его также называют клиринговым илинеттингом. Неттинг представляет собой расчет нетто позиций по встречным платежам согласно суммам, отраженным в расчетных документах двух и более участников расчетов на нетто-основе, в соответствии с порядком проведения расчетов.

Клиринг этопроцесс передачи, сверки и, в некоторых случаях, подтверждения платежей перед расчетом, возможно, включающий взаимный зачет платежей и определение конечного расчетного сальдо (нетто-позиции).

Нетто-позиция - вычисленная на определенный момент времени разница между суммой, отраженной в расчетных документах участников расчетов на зачисление денежных средств со счетов участников расчетов и суммой, отраженной в расчетных документах на списание денежных средств со счета данного участника для зачисления на счета участников расчетов. Положительная разница является кредитовой нетто-позицией, отрицательная - дебетовой нетто-позицией.

В целях ограничения возникновения рисков не уплаты участниками дебетовых нетто-позиций могут использоваться: денежные средства, депонируемые участниками клиринга у оператора платежной системы; денежные средства специально созданных участниками расчетов фондов. Основанием для создания фонда и выхода из него, а также использования средств фонда участником фонда, является соглашение между оператором системы и участниками фондов.

Системы брутто-расчетов различаются по скорости и порядку проведения расчетов. Расчеты на валовой основе могут проводиться непрерывно в течение дня, а могут осуществляться в заранее определенный период времени. Это определяет деление брутто-расчетных систем на расчеты в режиме реального времени и расчеты с периодической обработкой платежей.

Системы нетто-расчетов различаются по способу проведения зачета требований и обязательств на: двухсторонний зачет и многосторонний зачет.

Нововведения в функционировании некоторых систем расчетов завершились созданием смешанных систем, сочетающих быструю завершенность платежа систем валовых расчетов и более эффективное использование ликвидности, характерное для неттинговых систем. Основной чертой этих систем является частый зачет платежей в течение операционного дня с немедленным завершением расчета.

 

37. Формы международных расчетов по экспортно-импортным операциям.

Мировая практика выработала такие формы международных расчётов, как инкассо, аккредитив, банковский перевод, авансовые расчеты, расчеты по открытому счету, расчеты в виде векселей и чеков, в последние десятилетия появились кредитные карточки, а также расчеты с использованием системы SWIFT, телеграфные переводы.

Ввиду того, что развитая международная банковская система появилась лишь в 20-м столетии, аккредитив по существу, является одной из самых молодых форм расчета. Относительная молодость аккредитива является одной из причин отсутствия глубокого изучения экономистами его природы

Выбор форм расчетов определяется рядом факторов. Интересы экспортеров и импортеров товаров и услуг не совпадают: импортёр стремится получить от экспортера платежи в кратчайший срок, в тоже время последний стремится отсрочить платеж до момента окончательной реализации товара.

Поэтому выбранная форма расчетов является компромиссом, в котором учитываются экономические позиции контрагентов, степень доверия друг к другу, экономическая конъюнктура, политическая ситуация и т. п. Поскольку международные расчеты тесно связаны с кредитными отношениями, то наличие или отсутствие кредитных соглашений (как на межгосударственном уровне, так и на уровне контрагентов) также оказывает влияние на выбор формы расч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.33 (0.017 с.)