Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система пенсионного обеспеченияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из важных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия (от лат. Pension–платеж) – регулярная денежная выплата определенной категории лиц со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случае. Согласно Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» – пенсия – совокупность пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий, накопительных пенсионных фондов. Теоретические аспекты развития пенсионной системы основаны на том, что ускоренные демографические изменения, вызванные ростом ожидаемой продолжительности жизни и снижением рождаемости обуславливают увеличение доли престарелых граждан в общей численности населения. Это является одной из причин пересмотра и реформирования ранее существовавших концепций системы пенсионного обеспечения. Правовой основой функционирования системы пенсионного обеспечения в РК является Конституция и Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» 20 июня 1997 года в стране началась перестройка пенсионной системы от принципа солидарности поколений при формировании пенсионного фонда к принципу индивидуальных накоплений. В соответствии с законом определяются порядок реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения считается труд и его результаты. Перед системой пенсионного обеспечения стоят три главные цели: · защита от бедности при наступлении старости; · предоставление гарантированного дохода по завершении трудовой деятельности, размер которого обычно составляет определённую сумму, пропорционально сумме заработка, выплачиваемого непосредственно перед выходом на пенсию; · защита дохода от последующего снижения реального уровня жизни в результате инфляции. В соответствии с законом для создания среды, благоприятствующей образованию и развитию полностью самофинансируемой системы пенсионного обеспечения, с целью обеспечения адекватного размера пенсий государство устанавливает обязательные пенсионные взносы работников в накопительную систему. Другой немаловажной отличительной особенностью пенсионной системы является возможность производить пенсионные накопления не только за счёт взносов вкладчиков, но и за счёт получения инвестиционного дохода от их инвестирования НПФ в различные финансовые инструменты. Пенсионная система Казахстан опирается на следующие принципы: Принцип возвратности накоплений. Вкладчикам НПФ и ГНПФ перечисленные ими взносы в размере 10 % от всех форм дохода будут возвращены с соответствующим инвестиционным доходом. Обязательность пенсионных отчислений. Полноту и своевременность перечисления пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды контролируют налоговые органы и применяют штрафные санкции в виде пени за каждый день просрочки к нарушителям. Государственные гарантии минимальной пенсии. Гражданам, не имеющим необходимый трудовой стаж, или имеющим низкооплачиваемую работу, государством гарантируется ежегодно устанавливаемый размер минимальных базовых пенсионных выплат. Материальное стимулирование. Выплаты из НПФ зависят как от продолжительности трудовой деятельности и размера дохода граждан, так и от успешной инвестиционной деятельности пенсионного фонда или его управляющей компании. Саморегулирование. Индивидуальный учет пенсионных отчислений позволяет гражданам контролировать полноту и своевременность пенсионных отчислений работодателем и делать дополнительные добровольные взносы. Законом регулируются правоотношения трех уровней пенсионного обеспечения: базовой (социальной) пенсии, солидарной и негосударственной. Социальная пенсия выплачивается из государственного или местного бюджета и гарантирует утвержденную правительством величину прожиточного минимума. Она предоставляется инвалидам, сиротам, престарелым гражданам, по различным причинам, не имеющим трудового стажа. Солидарная (распределительная) пенсия назначается с учетом продолжительности трудового стажа и величины заработка. Она финансируется за счет обязательных пенсионных взносов юридических и физических лиц, а также прямыми ассигнованиями из государственного бюджета страны (трансфертные платежи). Обязательные пенсионные отчисления для юридических лиц определены в размере 15 % от фонда оплаты труда, а физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в размере 5 % от месячного дохода. Солидарное пенсионное обеспечение будет функционировать до того времени, пока в Казахстане существует поколение состоявшихся пенсионеров и тех, кто к 1 января 1998 года имел стаж работы не менее 6 месяцев. Негосударственная пенсия, формируемая за счет обязательных и добровольных пенсионных взносов граждан. Она накапливается в течение всей трудовой деятельности человека и аккумулируется в Накопительных пенсионных фондах. Структурная схема системы пенсионного обеспечения приведена на рис. 9.1 Рис.9.1 Структурная схема системы пенсионного обеспечения РК
Государственная распределительная система действует для состоявшихся пенсионеров до 1998 г. и тех, кто к 1 января 1998 года имел стаж работы не менее 6 месяцев и выплачивается в виде социальной пенсии и трудовой через ГЦВП; Негосударственная (частная пенсионная система) для будущих пенсионеров включает: накопительную пенсию, выплачиваемую через ГНПФ и НПФ; Для состоявшихся пенсионеров рассчитывается государственная базовая пенсионная выплата, которая выплачивается гражданам Республики Казахстан: 1) получающим пенсию до 1 января 1998 года; 2) достигшим пенсионного возраста; 3) военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции и противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, имеющим право на получение пенсионных выплат по выслуге лет. Государственная базовая пенсионная выплата осуществляется независимо от получения пенсионных выплат из Центра и (или) из накопительных пенсионных фондов, а также государственного социального пособия по инвалидности. Размер государственной базовой пенсионной выплаты ежегодно устанавливается на соответствующий финансовый год с поэтапным приближением к прожиточному минимуму. Базовая пенсионная выплата на 2012 год установлена в размере 40% от прожиточного минимума и составляет 6981 тенге. Минимальная пенсия для назначения в 2012 году установлена 14344 тенге. Выплата государственной базовой пенсионной выплаты осуществляется за счет бюджетных средств. При достижении пенсионного возраста государственные социальные пособия по случаю потери кормильца и по возрасту по желанию граждан могут быть заменены государственной базовой пенсионной выплатой в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Повышение размеров пенсионных выплат из Центра производится ежегодно. Пенсионные выплаты осуществляются из государственного центра по выплате пенсий (ГЦВП) гражданам, достигшим пенсионного возраста. С 1 июля 2001 года - мужчинам по достижении 63 лет при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года, женщинам по достижении 58 лет при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года. Гражданам, проживавшие в зонах радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 10 лет, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» имеют право на назначение пенсии: мужчины - по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет. Женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом. Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме рассчитываются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, как доля от полной пенсии пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года. Социальная пенсия включает г осударственные социальные пособия поинвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту. Назначенные пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии с 1 января 1998 года выплачиваются за счет бюджетных средствв форме государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту. Размер государственного социального пособия не может быть меньше размера пенсии, получаемой до 1 января 1998 года. Для будущих пенсионеров отчисление пенсионных взносов в НПФ может проходить по трем направлениям: обязательные, добровольные и добровольные профессиональные. Вкладчик обязательных пенсионных взносов обязан выбрать для уплаты обязательных пенсионных взносов только один накопительный пенсионный фонд и заключить с ним договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов. Не допускаются заключение вкладчиком обязательных пенсионных взносов одновременно двух и более договоров о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов равно как фактическое внесение обязательных пенсионных взносов вкладчиком в два и более накопительных пенсионных фонда либо уплата взносов в один и хранение части пенсионных накоплений в другом накопительном пенсионном фонде. От уплаты обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды освобождаются лица, достигшие пенсионного возраста, имеющие инвалидность первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно. Так же освобождаются военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания, которым назначены пенсионные выплаты до 1 января 1998 года и выплаты из ЦВП. Обязательные пенсионные взносы уплачиваются в национальной валюте Республики Казахстан. Контроль за полным и своевременным осуществлением уплаты обязательных пенсионных взносов осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Обязательные пенсионные взносы не могут быть уплачены в пользу других лиц. Обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в накопительные пенсионные фонды, устанавливаются в размере десяти процентов от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать семидесятипятикратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Для судей Республики Казахстан дополнительно устанавливаются обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере десяти процентов от ежемесячного дохода судьи за счет средств республиканского бюджета. Для адвокатов, частных нотариусов, а также индивидуальных предпринимателей обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в накопительные пенсионные фонды, устанавливаются в размере десяти процентов от заявляемого дохода, но не менее десяти процентов от минимального размера заработной платы и не выше десяти процентов от семидесятипятикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, исчисляемые за каждый месяц налогового периода. Для крестьянских (фермерских) хозяйств, применяющих специальный налоговый режим, обязательные пенсионные взносы в пользу совершеннолетнего члена (участника) и главы крестьянского (фермерского) хозяйства, подлежащие уплате в накопительные пенсионные фонды, устанавливаются в размере не менее десяти процентов от минимального размера заработной платы. Для физических лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе разового талона, обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в накопительные пенсионные фонды, устанавливаются в размере десяти процентов от минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, исчисляемые за каждые тридцать дней, на которые приобретаются разовые талоны. Заявляемым доходом является доход, определяемый самостоятельно индивидуальным предпринимателем, адвокатом и частным нотариусом для исчисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды в свою пользу. Добровольные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды вносятся вкладчиками - физическими лицами в свою пользу за счет своего дохода при заключении ими договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов. Вкладчиками добровольных пенсионных взносов в пользу получателя могут быть физические и юридические лица. Ставка добровольных пенсионных взносов, порядок их уплаты, а также порядок пенсионных выплат устанавливаются по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов. Добровольные профессиональные пенсионные взносы осуществляются вкладчиками за счет собственных средств в пользу работников, перечень профессий которых определяется Правительством Республики Казахстан. Ставка добровольных профессиональных пенсионных взносов устанавливается по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов, но не выше десяти процентов от ежемесячного дохода работника. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления добровольных профессиональных пенсионных взносов, определяется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Право на пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов за счет обязательных пенсионных взносов имеют лица, имеющие пенсионные накопления в накопительном пенсионном фонде: 1) при достижении пенсионного возраста 2) при достижении пятидесятипятилетнего возраста и достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии; 3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно; 4) категория лиц, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет; 5) выезжающие или выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие намерение или факт выезда. В случае смерти лица, имеющего пенсионные накопления в накопительном пенсионном фонде за счет обязательных пенсионных взносов, они наследуются. Право на пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов за счет добровольных пенсионных взносов возникает у следующих лиц, имеющих пенсионные накопления в накопительном пенсионном фонде: 1) достигших пятидесятипятилетнего возраста; 2) являющихся инвалидами; 3) выезжающих или выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан и представивших документы, определенные законодательством Республики Казахстан, подтверждающие намерение или факт выезда. Право на пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов возникает у лиц: 1) достигших пятидесятилетнего возраста; 2) выезжающих или выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан и представивших документы, определенные законодательством Республики Казахстан, подтверждающие намерение или факт выезда. Пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов производятся получателям, имеющим пенсионные накопления на индивидуальных пенсионных счетах, при наличии документа, удостоверяющего его личность. Лица, достигшие пенсионного возраста, а также инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно, по своему выбору имеют право на получение пенсионных накоплений из накопительного пенсионного фонда в виде пенсионных выплат по установленному графику либо страховых выплат из страховой организации в соответствии с договором пенсионного аннуитета за счет пенсионных накоплений. Сумма ежемесячных пенсионных выплат, назначенных получателю из Центра, и пенсионных выплат по графику не может быть менее размера минимальной пенсии, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. С 2004 года введено понятие пенсионного аннуитета, который дает право выхода на пенсию при достижении пенсионного возраста, либо при достижении пятидесятипятилетнего возраста при наличии пенсионных накоплений в накопительном пенсионном фонде. Такой вид пенсионного обеспечения предлагают страховые компании, занимающиеся страхованием жизни. Страхователь вправе заключить договор пенсионного аннуитета со страховой организацией об осуществлении страховых выплат пожизненно с использованием пенсионных накоплений, сформированных за счет как обязательных пенсионных взносов, так и добровольных. При этом ежемесячная страховая выплата из страховой организации не может быть ниже размера минимальной пенсии, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, на дату заключения договора пенсионного аннуитета. Страховые выплаты производятся страховой организацией пожизненно в соответствии с договором пенсионного аннуитета.
Структура пенсионного рынка Созданная пенсионная система Республики Казахстанвыполняет двойственную функцию, являясь финансовым стабилизатором и финансовым посредником. На рисунке представлена структура пенсионного рынка РК.
Рис.2 Институциональная инфраструктура пенсионного рынка
Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП). Он функционирует в форме государственного предприятия, основанного на праве оперативного управления. Центр осуществляет: 1) пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение за счет бюджетных средств, государственные социальные пособия; 2) присвоение социальных индивидуальных кодов гражданам (СИК); 3) формирование базы данных вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам и единого списка физических лиц, заключивших договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов; 4) персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов; 5) перевод обязательных пенсионных взносов от агентов в накопительные пенсионные фонды; 6) возврат агенту обязательных пенсионных взносов лиц, не заключивших договора о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов и (или) не имеющих свидетельства о присвоении социального индивидуального кода, и (или) в реквизитах которых допущены ошибки; 7) перевод пенсионных накоплений вкладчиков из одного накопительного пенсионного фонда в другой; 8) представление в центральный исполнительный орган, обеспечивающий налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством, реестров и платежных документов агентов по перечисленным на счет Центра и возвращенным агенту из Центра суммам обязательных пенсионных взносов; 9) другие функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Государственный накопительный пенсионный фонд – юридическое лицо, производящее сбор только обязательных пенсионных взносов вкладчиков и осуществляющее пенсионные выплаты получателям. Создание этого фонда было связано с реформированием солидарной пенсионной системы. Первоначальное назначение фонда было «фонд по умолчанию» для тех, кто не мог определиться с выбором накопительного пенсионного фонда. Сегодня это полноправный субъект пенсионной системы с активами на 1 января 2012 г. в сумме 293545 млн. тенге и занимающим 16 % доли пенсионного рынка. Накопительный пенсионный фонд (НПФ) – – это юридическое лицо, создаваемое в форме АО, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам, а также деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами. Накопительные пенсионные фонды могут быть двух видов: q открытые – принимающие пенсионные взносы независимо от места работы и жительства вкладчиков, с выпущенным (оплаченным) уставным капиталом не менее – 250 млн. тенге, Для получения лицензии на осуществление деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами– уставный капитал должен быть не менее 500 млн. тенге; q корпоративные – создаваемые для получателей-работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами накопительного пенсионного фонда, с уставным капиталом не менее – 100 млн. тенге. Для получения лицензии на осуществление деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами– уставный капитал должен быть не менее 300 млн. тенге. В Казахстане на 1 января 2012 года функционировало 11 НПФ. Накопительный пенсионный фонд вправе открывать свои обособленные подразделения – филиалы и представительства на территории Республики Казахстан. Филиал накопительного пенсионного фонда – обособленное подразделение накопительного пенсионного фонда, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождения накопительного пенсионного фонда, осуществляющее деятельность от имени накопительного пенсионного фонда и действующее в пределах полномочий, предоставленных ему накопительным пенсионным фондом. Филиал накопительного пенсионного фонда имеет единые с накопительным пенсионным фондом баланс, а также наименование, полностью совпадающее с наименованием накопительного пенсионного фонда. Представительство накопительного пенсионного фонда – обособленное подразделение накопительного пенсионного фонда, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождения накопительного пенсионного фонда, действующее от имени и по поручению накопительного пенсионного фонда и не осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат, по инвестиционному управлению пенсионными активами. Открытие филиалов и представительств накопительных пенсионных фондов-нерезидентов Республики Казахстан в Республике Казахстан запрещается. Учредителями и акционерами открытого накопительного пенсионного фонда могут быть юридические и физические лица – резиденты Республики Казахстан, а также Правительство Республики Казахстан. Учредителями и акционерами корпоративного накопительного пенсионного фонда могут быть юридические лица Республики Казахстан. Учредителем или акционером открытого накопительного пенсионного фонда может быть юридическое лицо-нерезидент Республики Казахстан, имеющий определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств. Юридические лица, имеющие статус коммерческой организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, и юридические лица, в уставном капитале которых прямо или через аффилиированные лица участвуют юридические лица, зарегистрированные в оффшорной зоне, не могут быть учредителями или акционерами накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан. Суммарный уставный капитал открытых накопительных пенсионных фондов с иностранным участием не может превышать двадцать пять процентов совокупного объявленного уставного капитала всех открытых накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан. Не менее одной трети членов совета директоров и правления открытого накопительного пенсионного фонда с участием нерезидента Республики Казахстан должны составлять граждане Республики Казахстан. Нерезиденты Республики Казахстан - члены совета директоров и правления открытого накопительного пенсионного фонда обязаны представить документы, свидетельствующие об опыте руководящей работы не менее трех лет в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке. Открытым накопительным пенсионным фондом с участием нерезидента Республики Казахстан является открытый накопительный пенсионный фонд, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого в совокупности находятся в собственности или управлении: 1) нерезидента Республики Казахстан; 2) юридического лица-резидента Республики Казахстан, более пятидесяти процентов акций (вкладов участников) которого находятся в собственности и (или) управлении нерезидентов Республики Казахстан; 3) резидентов Республики Казахстан, являющихся номинальными держателями ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан. В период деятельности открытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться и/или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса от их общего количества такого накопительного пенсионного фонда, за исключением случаев, разрешенных уполномоченным органом. Данные ограничения не распространяются на корпоративный накопительный пенсионный фонд. Государственное предприятие не может быть учредителем или акционером накопительного пенсионного фонда. В случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода. Накопительный пенсионный фонд не может выступать в качестве учредителя или акционера другого накопительного пенсионного фонда. Накопительные пенсионные фонды имеют право: осуществлять сбор пенсионных взносов; заключать договор с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, либо, (при наличии лицензии) инвестиционному управлению пенсионными активами, получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность; осуществлять иные права, согласно условиям пенсионного договора. Накопительные пенсионные фонды обязаны: – производить пенсионные выплаты получателям в установленном порядке; – осуществлять индивидуальный учёт пенсионных накоплений и выплат; – обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии пенсионных накоплений и предоставлять её вкладчику и получателю не реже одного раза в год (а также по его запросу); – отвечать за нарушение пенсионного законодательства и условий пенсионного договора; – по заявлению получателя переводить его пенсионные накопления в другой накопительный пенсионный фонд; – информировать о своей деятельности, не допуская в ней гарантий и обещаний доходов по вкладам; – обеспечивать равные условия гражданам, заключившим пенсионный договор с накопительным пенсионным фондом; – нести иные обязанности. Накопительным пенсионным фондам запрещается: – производственная и страховая деятельности; – торговля имуществом, за исключением ценных бумаг и финансовых инструментов, определёнными уполномоченной организацией; – передача в залог пенсионных активов; – выпуск ценных бумаг (кроме акций). Пенсионные фонды реализуют важнейшую социальную задачу государства. Они в реальном времени осуществляют социальную защиту населения на перспективу. Пенсионные фонды сами не распоряжаются привлеченными денежными средствами, они находятся на хранении в банке-кастодиане, выступающего в данном случае в качестве номинального держателя. Банк-кастодиан – банк, осуществляющий деятельность по фиксации и учету прав по ценным бумагам, хранению документарных ценных бумаг и учету денег вкладчиков. Кастодиальная деятельность банка требует отдельной лицензии. Ответственность банка перед пенсионным фондом за сохранность пенсионных активов гарантируется собственным капиталом банка. Банк-кастодиан осуществляет контроль над размещением активов НПФ и обязан блокировать поручения ООИУПА, в случае их не соответствия законодательству. НПФ может иметь только один банк-кастодиан, тогда как банк- кастодиан имеет право заключать договоры с несколькими НПФ. В качестве банков-кастодианов НПФ выбирают самые надежные банки. На пенсионном рынке представлено 8 ведущих казахстанских банков. Так, АО «НПФ «ГНПФ» в качестве банка-кастодиана имеет Нацбанк РК, АО «НПФ ГРАНТУМ», являясь дочерней организацией АО «Казкоммерцбанк» – банк-кастодиан ДБ «АО «HSBC Банк Казахстан» Каждый из субъектов движения пенсионных активов независим и не может иметь общих учредителей. Это обеспечивает безопасность средств вкладчиков. Немаловажной отличительной особенностью пенсионной системы является возможность производить пенсионные накопления не только за счёт взносов вкладчиков, но и за счёт получения инвестиционного дохода от их инвестирования в различные финансовые инструменты. Управление пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) или пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии. ООИУПА в течение трех дней со дня поступления пенсионных взносом на счет банка-кастодиана обязана разместить эти средства в соответствующие активы. На пенсионном рынке РК работают на 1 января 2010 г. 4 ООИУПА. Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества. в установленном законодательством Республики Казахстан порядке. Учредителями или акционерами организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, могут быть юридические и физические лица-резиденты и нерезиденты Республики Казахстан. Учредителем или акционером организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, являющейся нерезидентом Республики Казахстан, может быть только юридическое лицо - финансовая организация, имеющая определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств Юридические лица, имеющие статус коммерческой организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, и юридические лица, в уставном капитале которых прямо или через аффилиированных лиц участвуют юридические лица, зарегистрированные в оффшорной зоне, не могут быть учредителями или акционерами организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами Республики Казахстан. Суммарный уставный капитал организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, с иностранным участием не может превышать пятьдесят процентов совокупного объявленного уставного капитала всех организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами Республики Казахстан. Не менее одной трети членов совета директоров и правления организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, с участием нерезидента Республики Казахстан должны составлять граждане Республики Казахстан. Нерезиденты Республики Казахстан - члены совета директоров и правления организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, обязаны представить документы, свидетельствующие об опыте руководящей работы не менее трех лет в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке. Организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, с участием нерезидента Республики Казахстан является организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами, более двадцати пяти процентов голосующих акций которой в совокупности находятся в собственности или управлении: 1) нерезидента Республики Казахстан; 2) юридического лица-резидента Республики Казахстан, более пятидесяти процентов акций (вкладов участников) которого находятся в собственности и (или) управлении нерезидентов Республики Казахстан; 3) резидентов Республики Казахстан, являющихся номинальными держателями ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан. Имущество организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами обособлено от пенсионных активов накопительных пенсионных фондов. Инвестиционное управление пенсионными активами накопительного пенсионного фонда осуществляется на основании договора с одной и более организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, по его выбору и (или) накопительным пенсионным фондом самостоятельно при наличии соответствующей лицензии на право занятия таким видом деятельности, выдаваемой уполномоченным органом. Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами вправе заключать договоры на управление пенсионными активами одновременно с двумя и более накопительными пенсионными фондами. Договор на управление пенсионными активами заключается в письменной форме, несоблюдение письменной формы договора влечет за собой его недействительность. Накопительные пенсионные фонды, самостоятельно осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами, не вправе заключать договоры с другими накопительными пенсионными фондами на инвестиционное управление пенсионными активами последних. Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами обязана: 1) осуществлять инвестирование пенсионных активов; 2) регулярно производить оценку пенсионных активов; 3) отчитываться о своей деятельности в сроки, установленных уполномоченным органом; 4) регулярно отчитываться о своей деятельности перед накопительным пенсионным фондом и уполномоченным органом; 5) публиковать информацию о своей деятельности; 6) выполнять другие обязанности, установленные уполномоченным органом и договором об управлении пенсионными активами. В целях защиты прав и интересов вкладчиков накопительных пенсионных фондов организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами запрещается: 1) выпускать иные виды ценных бумаг, кроме акций; 2) привлекать заемные средства от банков на срок, превышающий три месяца, в размере не более размера собственного капитала; 3) совершать за счет пенсионных активов сделки с аффилиированными лицами, за исключением сделок на организованных рынках и договоров на управление пенсионными активами, а также случаев, установленных нормативным правовым актом уполномоченного органа; 4) предоставлять займы любыми способами; 5) продавать ценные бумаги, входящие в состав пенсионных активов, на условиях обязательства их обратной покупки; 6) приобретать любые ценные бумаги по марже; 7) заключать договоры о продаже ценных бумаг, которые не принадлежат накопительному пенсионному фонду («короткие продажи»); 8) выдавать поручительства и гарантии любого рода, совершать залоговые сделки с пенсионными активами; 9) публиковать информацию, содержащую гарантии или обещания доходов по инвестициям пенсионных актив
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.186.247 (0.018 с.) |