Регулирующие механизмы глобального финансового рынка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирующие механизмы глобального финансового рынка



Глобализационные тенденции в мировом экономическом пространстве сопровождаются специфическими противоречиями. Во-первых, сохраняется несоответствие между глобальной природой экономических процессов и их регулированием преимущественно в рамках национальных хозяйственных и законодательных систем. Во-вторых, исключительно велики и нарастают различия в темпах отдельных глобализационных процессов. В-третьих, ослабление роли государства в плане повышения проницаемости границ превращает все большее число хозяйствующих субъектов в фактических участников конкуренции на глобальном уровне. В этой связи все большую значимость приобретают регулирующие механизмы финансового сектора, деятельность которого характеризуется высокой мобильностью и огромными межстрановыми переливами капитала.

Главными регулирующими структурами мировой экономики являются «группа 7» (группа высших руководителей ведущих индустриальных стран с обслуживающими ее органами), принимающая наиболее важные политические и экономические решения; крупные интеграционные объединения (ЕС, НАФТА, АСЕАН), организация ОПЕК. Работа регулирующих органов осуществляется в направлениях:

- укрепление и реформирование главных международных финансовых институтов – Международного валютного фонда и Всемирного банка – и соответствующие меры в области международного сотрудничества;

- повышение прозрачности финансовых институтов и рынков, поощрение любых акций, позволяющих рыночным субъектам принимать решения с учетом возможных рисков на основе качественной информации;

- усиление регулирования финансовых систем индустриальных стран, нацеленного на укрепление кредитной дисциплины и побуждающего кредиторов к более тщательному взвешиванию рисков, связанных с операциями;

- совершенствование макроэкономической политики и финансовых систем стран с формирующимися рынками, обеспечивающее их заемщикам возможность полностью использовать выгоды интеграции в международную финансовую систему;

- улучшение работы по предотвращению и управлению кризисами с привлечением к ней частного сектора, создание условий, при которых рыночные субъекты ощущали бы неотвратимость негативных для них последствий своих рискованных действий;

- проведение социальной политики, нацеленной на защиту бедных и уязвимых слоев населения.

В процессе регулирования мировой финансовой системы участвуют многочисленные структуры и институты национального, наднационального и глобального уровней. Ведущая роль отводится таким институтам, как МВФ, ВБ, а также Базельский комитет по банковскому надзору и Международная организация органов надзора за финансовыми рынками. Все они участвуют в формировании правил и стандартов, различных кодексов и деклараций.

Существует международно признанная практика регулирования финансовых рынков, формализованная рядом крупных международных организаций, таких как Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международная ассоциация по услугам в области ценных бумаг, Мировой банк, МВФ, Организация экономического содействия и развития. Определены три цели регулирования финансового рынка:

- защита инвесторов (против вводящей в заблуждение манипулятивной, мошеннической и инсайдерской практики);

- справедливость, эффективность и прозрачность рынков (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестной торговой практики);

- сокращение системного риска (эффективное управление рисками).

Выступая в качестве основного международного регулирующего органа, МВФ занимается надзором с 1971 года – с момента прекращения режима фиксированных валютных курсов. Ему было поручено осуществлять жесткий надзор за курсовой политикой стран и обеспечением бесперебойного функционирования мировой финансовой системы. Фонд следит за усилиями стран в проведении денежной и курсовой политики, не допускающей хаотических колебаний и срывов. Инструменты надзора и мониторинга – ежегодные консультации со всеми странами-членами, ежегодные и полугодовые обзоры, а также аналитические разработки исследовательских структур фонда.

В 1997 году произошло реформирование методов надзора МВФ. Принципы новой стратегии таковы:

1. Повышение достоверности информации об экономическом и финансовом положении в мире и в отдельных странах.

2. Непрерывность надзора. Заблаговременное прогнозирование нестабильных ситуаций в результате реализации этого принципа позволит с меньшими потерями адаптироваться к изменениям.

3. Концентрация надзора. Меняющийся глобальный экономический и финансовый климат требует сосредоточения надзорных усилий на потоках частного капитала, на новых инструментах и явлениях финансового рынка, на положении в «проблемных» странах.

4. Полнота и достоверность надзора. Решение этой проблемы возможно при том условии, что каждая страна подходит к своей информации с теми же повышенными требованиями, которые она применяет к информации других стран.

МВФ был разработан «Специальный стандарт распространения данных», в соответствии с которым страны, имеющие доступ к международным финансовым рынкам, на добровольной основе предоставляют сведения о своем экономическом и финансовом положении. МВФ имеет в Интеренет специальный бюллетень, позволяющий пользователю получать необходимую информацию для принятия взвешенных решений при проведении операций на финансовых рынках.

Главное внимание в надзоре по-прежнему уделяется режиму и эффективности обменных курсов, но большее значение придается и ситуации на финансовом рынке, а также состоянию платежного баланса и банковской системы страны. Развитием надзора следует считать требование разработки совместно с фондом программ с изложением целей и содержания избранной политики, инструментов ее реализации. МВФ должен постоянно диагностировать финансовую систему и банковский сектор отдельных стран, следить за соблюдением банками международных стандартов и правил.

В рамках происходящего реформирования МВФ изменяет механизмы финансирования своих клиентов. Прекращается функционирование нескольких фондов. Меняются его условия: от заемщиков требуются соблюдение международных стандартов и правил, урегулирование отношений с частными кредиторами. Имеется в виду сократить сроки кредитования, повысить процентные ставки, ускорить возвращение кредитов, ввести процентные надбавки за превышение лимитов финансирования и т.п. Принято решение о создании независимой организации по оценке эффективности операций фонда.

Таким образом, финансовый сектор является лидером глобальных процессов, его исключительно высокая динамичность и огромные размеры финансовых потоков оказывают влияние практически на все сферы жизни современного общества. Поэтому в формирующейся международной финансовой системе важно определить роль каждой экономической, юридической и административной структуры на любом уровне.

Саморегулирование

 

Саморегулируемая организация (СРО) – юридическое лицо, созданное профессиональными участниками рынка ценных бумаг в форме ассоциации (союза) с целью установления единых правил и стандартов их деятельности на рынке ценных бумаг.

Основной задачей СРО являются защита прав и интересов членов СРО и их клиентов, а также обеспечение создания единых условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Основными целями СРО являются:

1) установление единых правил и стандартов профессиональной деятельности членов СРО;

2) осуществление контроля и надзора за деятельностью членов СРО и соблюдением ими законодательства РК о рынке ценных бумаг;

3) защита прав и интересов членов СРО и их клиентов;

4) разрешение споров между членами СРО, а также споров между членами и их клиентами;

5) представительство интересов членов СРО в органах государственной власти и управления, в судах и иных организациях.

Статус СРО присваивается уполномоченной организацией юридическому лицу на основании документов, подтверждающих, что:

1) членами данного юридического лица являются не менее половины всех лицензиатов, осуществляющих определенный вид деятельности на рынке ценных бумаг;

2) внутренние документы данного юридического лица согласованы с уполномоченной организацией;

3) все работники (за исключением работников, осуществляющих технические функции) обладают квалификационными свидетельствами соответствующей категории;

4) руководящие работники не являются аффилиированными лицами членов данного юридического лица.

Юридическое лицо утрачивает статус СРО в случае несоответствия этим требованиям. Порядок присвоения юридическому лицу статуса СРО и его утраты устанавливается уполномоченной организацией.

Наименование СРО должно содержать указание на основной вид деятельности членов этой организации, а также слова «Ассоциация»«, «Союз» или «Объединение».

Функциями СРО являются:

1) представление уполномоченной организацией предложений по проектам нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и их разработке;

2) рассмотрение споров, возникающих на рынке ценных бумаг между членами СРО, и между членами и их клиентами;

3) разработка учебных программ и проведение обучения лиц, намеренных осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг при наличии соответствующего разрешения УО;

4) участие в процессе тестирования лиц, намеренных осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг или подтверждающих свой профессиональный уровень;

5) составление и опубликование рейтингов членов СРО;

6) участие в проверках деятельности членов СРО по инициативе уполномоченной организации;

7) осуществление контроля за деятельностью своих членов на рынке ценных бумаг и применение мер дисциплинарного воздействия, установленных ее внутренними документами к членам СРО, допустившим нарушения законодательства РК и внутренних документов СРО.

СРО вправе требовать от своих членов предоставления информации об их деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

СРО обязана доводить до своих членов информацию, предоставляемую УО, по вопросам деятельности ее членов.

Внутренние документы СРО должны устанавливать:

1) правила и стандарты деятельности членов СРО;

2) правила проведения СРО контрольных и (или) надзорных мероприятий в отношении деятельности своих членов;

3) правила разрешения споров между членами СРО и споров между членами и их клиентами;

4) правила принятия в члены СРО, приостановления членства и исключения из членов СРО;

5) правила профессиональной этики членов СРО;

6) правила наложения взысканий;

7) порядок деятельности подразделений, комитетов, филиалов и представительств СРО.

СРО вправе устанавливать правила страхования деятельности своих членов.

Внутренние документы СРО разрабатываются советом членов СРО, подлежат согласованию с уполномоченной организацией и утверждаются общим собранием членов СРО.

Внутренние документы СРО становятся обязательными для членов СРО с даты, установленной общим собранием ее членов.

УО вправе отказать в согласовании внутренних документов СРО в случае их несоответствия законодательству РК. Мотивированный отказ в согласовании направляется в СРО не позднее 30 календарных дней с момента получения внутренних документов СРО.

СРО вправенаправлять уполномоченной организации ходатайства в отношении своих членов по следующим вопросам:

1) выдачи, приостановления и отзыва лицензии члена СРО;

2) проведения проверки деятельности члена СРО;

3) привлечения члена СРО к административной ответственности.

Ходатайство СРО учитывается уполномоченной организацией при принятии соответствующего решения в отношении члена СРО.

Уполномоченная организация не вправе вмешиваться в деятельность СРО, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК о рынке ценных бумаг.

СРО обязана доводить до сведения уполномоченной организации информацию о нарушениях ее членом законодательства РК, внутренних документов СРО, а также о мерах воздействия, примененных в отношении членов СРО. Уполномоченная организация при разработке нормативного правового акта, затрагивающего интересы членов СРО и их клиентов, привлекает специалистов СРО.

Порядок приема в члены СРО устанавливается внутренними документами СРО. Заявление о приеме в члены СРО рассматривается в течение 30 календарных дней с момента его поступления в СРО. К заявлению прилагаются документы, перечень которых определяется внутренними документами СРО.

Решение о приеме в члены СРО принимается советом членов СРО.

Решение об отказе в приеме в члены СРО может быть обжаловано в суд.

Исключение члена из СРО осуществляется в следующих случаях:

1) по заявлению члена СРО;

2) отзыва у члена СРО лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или прекращения действия лицензии;

3) нарушения членом СРО законодательства РК и внутренних документов СРО.

Исключение из членов СРО может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня вручения копии решения совета членов СРО об исключении.

СРО осуществляет защиту прав и интересов клиентов своих членов путем рассмотрения их обращений.

По итогам рассмотрения обращений клиентов и при наличии оснований СРО применяет в отношении члена СРО меры дисциплинарного воздействия.

Неправомерный отказ в рассмотрении обращения может быть обжалован клиентом члена СРО в уполномоченной организации.

В настоящее время в РК действует одна СРО[kgl].

 

[gl]Тема 17.Мировой финансовый рынок[:]

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.013 с.)