Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Инвестиционная деятельность предприятия неразрывно связана с функционированием инвестиционного рынка, состоянием его конъюнктуры. В литературе существуют различные подходы к определению его сущности. В зарубежной практике под инвестиционным рынком чаще всего понимается фондовый рынок. Это обусловлено высокой степенью развития фондового рынка в развитых странах. Ценные бумаги выступают в качестве основного инструмента инвестирования, как для индивидуальных инвесторов, так и для институциональных. В отечественной литературе в связи с низким развитием фондового рынка под инвестиционным рынком понимается рынок инвестиционных товаров и услуг. В самом общем виде инвестиционный рынок можно рассматривать как форму взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности. Инвестиционный рынок играет очень важную роль, которая обусловлена его функциями: 1. мобилизация временно свободного капитала из разнообразных источников; 2. эффективное распределение аккумулированного капитала между конечными потребителями; 3. определение наиболее эффективных направлений использования капитала; 4. обеспечение рыночных цен на инвестиционные товары и услуги, объективно отражающих соотношение спроса и предложения; 5. обеспечение квалифицированного посредничества между продавцами и покупателями инвестиционных товаров и услуг; 6. формирование условий для минимизации рисков; 7. ускорение оборота капитала Понятие инвестиционного рынка является в некой мере собирательным. В реальности инвестиционный рынок состоит из отдельных сегментов. Рассмотрим деление инвестиционного рынка на сегменты в соответствии с различными признаками. 1. По объектам инвестирования · рынок объектов реального инвестирования · рынок объектов финансового инвестирования. Рынок объектов реального инвестирования характеризуется тем, что объектом купли-продажи на нем выступают реальные активы. Данный сегмент инвестиционного рынка в РФ характеризуется наибольшим объемом сделок. В свою очередь в структуре рынка объектов реального инвестирования можно выделить следующие сегменты: 1. Рынок капитальных товаров. На данном рынке обращаются машины, механизмы, производственное оборудование, ПК, средства связи, широкая номенклатура товаров строительного назначения. 2. Рынок недвижимости. Охватывает обращение предприятий как целостных имущественных комплексов, объекты незавершенного строительства, офисы, квартиры, земельные участки и т.д. 3. Рынок инновационных товаров. Объектами купли-продажи на данном рынке выступают патенты на изобретение, лицензии, торговые марки. 4. Рынок прочих объектов реального инвестирования. Сюда относятся сделки по купле-продаже объектов, используемых в процессе реального инвестирования в оборотные активы. На рынке объектов финансового инвестирования в качестве объектов купли-продажи выступают все виды финансовых инвестиционных инструментов. По объему сделок он уступает рынку объектов реального инвестирования, однако характеризуется достаточно высокими темпами роста. Рынок объектов финансового инвестирования включает следующие сегменты: 1. Рынок денежных инструментов; 2. Рынок ценных бумаг 3. Рынок прочих объектов финансового инвестирования (рынок золота и других драгоценных металлов). 2. По организационным формам · организованный рынок. · неорганизованный рынок Организованный рынок представлен системой товарных, валютных и фондовых бирж. В рамках данного сегмента инвестиционного рынка обеспечивается высокая концентрация спроса и предложения. Это позволяет устанавливать объективные цены на инвестиционные товары и услуги. На организованном рынке проводится оценка состоятельности котируемых ценных бумаг и гарантируется исполнение заключаемых сделок. Однако организованный рынок имеет и слабые стороны: 1. перечень торгуемых на нем инструментов ограничен; 2. строго регламентируется со стороны государства; 3. достаточно высокие затраты на осуществление сделки и узкий круг участников. Неорганизованный рынок представляет собой рынок, на котором осуществляется купля-продажа инвестиционных товаров и услуг, финансовых инструментов, сделки по которым не регистрируются на бирже. Он характеризуется более высоким уровнем риска. Это обусловлено тем, что котируемые на нем финансовые инструменты не проходят процедуру проверки на надежность. В целом покупатели на данного сегменте инвестиционного рынка являются менее защищенными. Вместе с тем, данный сегмент рынка обеспечивает обращение более широкой номенклатуры инвестиционных товаров и услуг, финансовых инструментов. 3. По условиям обращения финансовых инструментов · первичный рынок · вторичный рынок Сегментация инвестиционного рынка может быть значительно расширена за счет более детальной сегментации отдельных сегментов. Например, в рамках рынка недвижимости можно дополнительно выделить такие сегменты, как рынок земельных участков, рынок офисов, рынок квартир и т.д. На инвестиционном рынке присутствуют различные участники. Перечень выполняемых ими функций зависит от целей их инвестиционной деятельности. В целом всех участников инвестиционного рынка можно разделить на основных и вспомогательных. К основных участникам инвестиционного рынка относят продавцов и покупателей инвестиционных товаров и услуг и инвестиционных посредников. Данные участники принимают непосредственное участие в осуществлении сделок. Функции инвестиционных посредников выполняют дилеры и брокеры. Брокер – профессиональный участник рынка ценных бумаг. Основная функция этих инвестиционных посредников заключается в оказании помощи, как продавцам, так и покупателям инвестиционных товаров и услуг, финансовых инструментов. Основным доходом является комиссионные платежи от заключаемых сделок. Они действуют от имени своих клиентов. Дилер – профессиональный участник рынка ценных бумаг. Его основная функция заключается в купле-продаже инвестиционных товаров и услуг, финансовых инструментов за свой счет и от своего имени с целью последующей перепродажи. Основным доходом являются курсовые разницы. К числу участников инвестиционного рынка, выполняющих вспомогательные функции, относят: · товарная, фондовая, валютная и другие биржи; · депозитарии; · регистраторы и другие. К числу основных элементов инвестиционного рынка относят: спрос, предложение цена. В результате их взаимодействия обеспечивается равновесие каждого сегмента инвестиционного рынка. Самым главным элементов инвестиционного рынка является цена. Именно данный элемент обеспечивает сбалансированность спроса и предложения. Этим определяется особая роль ценообразования в механизме функционирования инвестиционного рынка. Цены на инвестиционном рынке определяется доходностью отдельных инвестиционных товаров, услуг, финансовых инструментов. Инвестиционные рынки характеризуются динамичностью, т.е. цены на инвестиционные товары и услуги, финансовые инструменты, объемы сделок существенно изменяются в различные временные периоды. Эти изменения обусловлены множеством разнообразных факторов. В тоже время, инвестиционные менеджеры, выступая в качестве покупателей или продавцов инвестиционных товаров и услуг, должны уметь оценивать состояние рынка и прогнозировать тенденции его развития. Это в существенной мере определяет их доходы. Рассмотрим основные особенности формирования цен на инвестиционном рынке в целом и на отдельных его сегментах. Факторы, влияющие на весь инвестиционный рынок: 1. Спекулятивный капитал. Спрос на инвестиционные товары и услуги, финансовые инструменты определяется не только потребностями хозяйствующих субъектов, вытекающими из их производительности, но и фактом получения дохода от владения объектами инвестирования. Под воздействием спекулятивного капитала уровень цен на инвестиционном рынке в существенной мере зависит не только от реального спроса, но и от ожидаемых изменений уровня цен в будущем. Если инвесторы ожидают роса цен на инвестиционные товары и инструменты, то это приводит к повышению спекулятивного спроса. 2. Государственное регулирование Инструментами такого регулирования выступают уровень учетной ставки, нормирование обязательных резервов коммерческих банков и т.д. 3. Эффективность рынка. Степень эффективности рынка определяется доступностью информации различным участникам инвестиционной деятельности. Может быть выделено три степени эффективности инвестиционного рынка.
Тема 5. Инвестиционное планирование Планирование инвестиций является сердцевиной управления инвестиционной деятельностью предприятия. Все инвестиционные решения по осуществлению реальных инвестиционных проектов и программ, вложению денежных средств в финансовые активы, а также решения по их финансированию объективно взаимосвязаны, а значит, их нельзя принимать порознь и нужно использовать инструменты планирования для связи этих решений. В новых условиях хозяйствования значение инвестиционного планирования возрастает. В ходе планирования выбирается направление бизнеса, вырабатываются планы финансирования, производства, маркетинговой политики, исследований и т.д. Все инвестиционные мероприятия и их последствия должны быть заранее просчитаны во избежание отрицательных финансовых последствий. Планирование способствует постановке совершенно конкретных целей, которые служат способом мотивации инвестиционной деятельности и позволяют установить критерии оценки результатов деятельности предприятия. В условиях свободного предпринимательства планирование становится сугубо внутрифирменным мероприятием, и предприятия в той или иной степени уделяют внимание как анализу деятельности, так и прогнозированию. Однако серьезная проблема заключается в нестабильности и непредсказуемости, резких изменениях и излишней политизированности, столь характерных для российской экономики. Данные предпосылки значительно затрудняют точные долгосрочные прогнозы и планирование деятельности. Инвестиционное планирование — процесс разработки системы планов, плановых (нормативных) заданий и показателей, обеспечивающих развитие предприятия с использованием необходимых инвестиционных ресурсов и способствующих повышению эффективности его инвестиционной деятельности. В процессе инвестиционного планирования существует тесная зависимость между определением общего стратегического направления инвестиционного развития предприятия и тактическим планированием. Инвестиционное планирование на предприятии состоит из трех важнейших этапов: 1) прогнозирование инвестиционной деятельности; 2) текущее планирование инвестиционной деятельности; 3) оперативное планирование инвестиционной деятельности. Стратегическое планирование имеет самое непосредственное отношение к принятию инвестиционных решений в целях осуществления инвестиционной деятельности и как деятельность, направленная на видение будущего предприятия, должно обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и использование ресурсов. В стратегическом планировании участвует высшее руководство предприятия, которое определяет концепцию развития, главные и основные цели предприятия, стратегию развития на предстоящий перспективный период (5—10 лет). Прогнозирование, как элемент планирования, сосредоточено на наиболее серьезных, стратегически важных, перспективных направлениях и формах инвестиционной деятельности. Прогнозирование инвестиционной деятельности связано с разработкой общей инвестиционной стратегии и инвестиционной политики предприятия. Разработка инвестиционной стратегии предприятия базируется на концепции стратегического управления, которая широко стала внедряться с начала 70-х гг. прошлого столетия в США и Западной Европе. Основа стратегического управления — стратегическое планирование. Нечто подобное использовалось и успешно развивалось в СССР в форме долгосрочного планирования. Однако если традиционное долгосрочное планирование основано на концепции экстраполяции сложившихся тенденций развития, то стратегическое планирование учитывает еще и систему возможностей и опасностей развития предприятия, которые способны изменить сложившиеся тенденции развития, а также выявляет наиболее вероятные события и результаты и определяет наиболее оптимальные варианты действий. Поиск направлений и приемлемых условий, обеспечивающих успешное исполнение стратегических планов, конкретизация специфических целей и численно измеримых показателей, объективно отражающих ожидаемые результаты деятельности, заставляют руководство и менеджеров предприятия осуществлять тактическое планирование. Его основными целями являются постановка задач для отдельных подразделений, делегирование полномочий и разработка текущих планов Текущее планирование осуществляется во взаимосвязи с процессом планирования операционной и финансовой деятельности предприятия, рассчитано, как правило, на период до одного года и позволяет: • определить все формы инвестиционной деятельности предприятия и источники ее финансирования; • сформировать структуру доходов и затрат предприятия; • обеспечить финансовую устойчивость и постоянную платежеспособность предприятия; • предопределить прирост и структуру активов предприятия на конец планируемого периода. На предприятии разрабатывается несколько видов текущих инвестиционных планов. Основу составляет план общего объема инвестиционной деятельности в разрезе отдельных форм реального и финансового инвестирования. Главная цель этого плана – обеспечение простого и расширенного воспроизводства выбывающих основных фондов и нематериальных активов, а также рост финансовых активов предприятия. План доходов и расходов по инвестиционной деятельности отражает все затраты, связанные с реальными инвестициями и приростом объема долгосрочных финансовых вложений. Этот план определяет объем потребностей в финансовых ресурсах для реализации намеченных инвестиционных проектов и программ, а также возможных поступлений этих ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности. План поступления и расходования денежных средств в процессе осуществления инвестиционной деятельности характеризует результаты прогнозирования денежных потоков от инвестиционной деятельности и обеспечивает четкую взаимосвязь показателей поступления денежных средств, их расходования в плановом периоде и суммы чистого денежного потока по инвестиционной деятельности на конец периода. Целью разработки плана является обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всем протяжении планового периода. Балансовый план отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры использования финансовых средств предприятия. Он определяет необходимый прирост отдельных видов активов, обеспечивает их внутреннюю сбалансированность и способствует формированию оптимальной структуры капитала, что обеспечивает достаточную финансовую устойчивость предприятия. При разработке балансового плана используют укрупненную схему статей баланса предприятия. Оперативное планирование инвестиционной деятельности рассматривается как совокупность мероприятий по эффективному размещению финансовых ресурсов среди альтернативных вариантов инвестирования. Основные задачи оперативного планирования состоят в распределении и эффективном размещении финансовых ресурсов с целью реализации намеченной стратегии, в разработке согласованных и скоординированных бюджетов, а также контроле над качеством их исполнения. Горизонт планирования при этом не превышает 12 мес. В процессе оперативного планирования разрабатывается инвестиционный бюджет предприятия. Он отражает объем и состав всех расходов, связанных с инвестиционной деятельностью, обеспечивает покрытие этих расходов инвестиционными ресурсами из различных источников и определяет объемы финансирования, необходимого для реализации конкретных форм и вариантов инвестирования на предприятии. Инвестиционный бюджет предприятия всегда детализирует показатели текущих инвестиционных планов и разрабатывается в рамках одного календарного года с разбивкой по месяцам и (или) кварталам. Инвестиционный бюджет не следует путать с бюджетом инвестиционного проекта. Бюджет инвестиционного проекта представляет собой финансовый план (смету), в котором детально представлены все притоки и оттоки денежных средств на протяжении всего жизненного цикла инвестиционного проекта. Особое место в содержании бюджета занимает информация о начальных инвестициях в проект. На предприятии могут разрабатываться различные бюджеты. Их виды определяются различными классификационными признаками. По видам инвестиционной деятельности предприятия составляют: бюджеты реального и финансового инвестирования, бюджеты инвестиционной деятельности в целом. По видам затрат бюджеты делятся на текущие и капитальные. Текущий бюджет представляет собой план доходов и расходов предприятия и состоит из текущих расходов (издержки производства и обращения) и текущих доходов (в основном за счет доходов от реализации имущества). Капитальный бюджет — это оперативный план капитальных затрат и источников поступления средств. По широте номенклатуры затрат могут разрабатываться функциональные и комплексные бюджеты. Функциональные бюджеты разрабатываются по отдельным статьям затрат (например, бюджет оплаты труда работников, бюджет рекламных мероприятий и т.п.), комплексные – по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет реализации реального инвестиционного проекта). По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты. Стабильный бюджет не меняется от изменения объемов инвестиционной деятельности (например, бюджет расходов по проектированию объектов). Гибкий бюджет предусматривает планирование затрат (текущих или капитальных) в виде норматива расходов, привязанных к объемным показателям деятельности предприятия (например, к объему строительно-монтажных работ). В ходе использования планов, подготовленных для краткосрочного периода времени (год, квартал или месяц), к концу текущего бюджетного периода происходит определенный разрыв между детально запланированной деятельностью и едва обозначенными направлениями развития предприятия. В результате требуется заново проводить большой объем работы по составлению нового бюджета на очередной календарный плановый период. На практике альтернативой данному подходу являются так называемые непрерывные бюджеты, или бюджеты с относительно непрерывным временным горизонтом планирования. В процессе подготовки такого бюджета необходимо по завершении каждого отчетного года присоединение дополнительного периода. За счет поступающей информации о тенденциях изменения базовых переменных (относительно внешних и внутренних условий бизнеса) постоянно корректируются плановые задания и объемы инвестиций. Процесс планирования становится постоянным и опирается на задания текущего года в пределах полностью сформированного инвестиционного бюджета. Непрерывный бюджет улучшает предсказуемость и обеспечивает повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов предприятия. Особой формой оперативного планирования инвестиционной деятельности является платежный календарь. Он разрабатывается как по предприятию в целом, детализируя текущий план поступления и расходования средств по инвестиционной деятельности, так и по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь по инвестиционной деятельности; платежный календарь по расчетам с поставщиками и т.п.). Платежный календарь обычно составляется на планируемый месяц, с разбивкой заданий по декадам, неделям и дням. Он состоит из графика расходования денежных средств (предстоящих платежей) и графика поступления денежных средств. График расходования денежных средств отражает сроки и суммы платежей предприятия в плановом периоде по всем видам его финансовых обязательств. График поступления денежных средств разрабатывается по тем видам движения средств, по которым имеется их возвратный поток, и тем самым фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу предприятия. Инвестиционное бизнес планирование В современных условиях основу инвестиционной деятельности большинства предприятий составляет реальное инвестирование. Поэтому и разработка, и реализация инвестиционных планов связаны, прежде всего, с реальными инвестиционными проектами. Инвестиционный проект представляет собой документ, определяющий и обосновывающий необходимость осуществления реального инвестирования, в котором содержатся основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией. Выделяются три основных направления реальных инвестиционных проектов, которые связаны с капитальным инвестированием (или капитальными вложениями), инновационным инвестированием в нематериальные активы и инвестированием прироста оборотных средств. Наибольшую долю занимают проекты, реализуемые путем различных форм капитальных вложений. К ним относятся: новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение предприятий, а также приобретение целостных имущественных комплексов. Инновационное инвестирование в нематериальные активы осуществляется путем либо разработки новой, либо приобретения готовой научно-технической продукции и других прав ("приобретение патентов на научные открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки; приобретение ноу-хау и т.п.). Инвестирование прироста оборотных активов обусловлено необходимостью обеспечения возможности выпуска дополнительного объема продукции при расширении производственного потенциала предприятия соответствующими материальными оборотными активами (запасами сырья, материалов, полуфабрикатов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.п.). На предприятии подготовка к реализации инвестиционных проектов, связанных с инновационным инвестированием в нематериальные активы и инвестированием прироста оборотных активов, не требующих высоких инвестиционных затрат, как правило, носит форму внутреннего служебного документа (например, докладной записки), в котором содержатся сведения, обосновывающие необходимость осуществления проекта, его объектную направленность, потребный объем инвестиционных ресурсов, а также экономическую эффективность. Осуществление инвестиционных проектов, связанных с капитальными вложениями, требует серьезной предварительной проработки, так как связано с большим объемом инвестиционных ресурсов, привлекаемых как из внутренних, так и внешних источников финансирования. Собственники и менеджеры предприятия, а также инвесторы и кредиторы должны иметь четкое представление о стратегической концепции проекта, его масштабах, важнейших показателях маркетинговой, экономической и финансовой эффективности, объеме необходимых инвестиционных затрат, сроках их возврата и т.п. Для принятия решения по проекту участникам его реализации целесообразно иметь компактный документ, в котором были бы отражены основные, достаточные для принятия инвестиционного решения данные. Таким документом служит бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-план инвестиционного проекта — форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действий по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики. Основное назначение и задача бизнес-плана состоит в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта. Бизнес-план необходим: • инвестору — для определения экономической целесообразности вложения инвестиций; • органу управления реализацией инвестиционного проекта – для выработки программы действий и руководства в процессе реализации; • кредиторам – для принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита; • органам государственного управления – для регулирования и контроля экономических отношений по линии бюджетного финансирования проекта, льготного кредитования. Основное требование, предъявляемое к бизнес-плану инвестиционного проекта, – обеспечение полноты содержащейся в нем информации. При этом все материалы, расчетные показатели и прочие данные должны быть достоверными. Важнейшими принципами составления бизнес-плана инвестиционного проекта являются: • объективность и надежность входной и выходной информации; • необходимость и достаточность параметров выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений по проекту на всех фазах и циклах его реализации; • комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта; • возможная краткость. Обычный бизнес-план не должен превышать 15—20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса (в частности венчурных проектов), где проект может достигать 40—50 страниц. Все обосновывающие материалы необходимо приводить в Приложении, а в основном тексте должны содержаться только итоговые показатели и данные; • выделение привлекательных и доказанных преимуществ проекта; • отсутствие общих и неконкретных формулировок, приукрашиваний и искаженной интерпретации данных, влияющих на принятие решений по проекту. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштаба инвестиционного проекта и сферы бизнеса, к которой он относится. Кроме того, в зависимости от продвинутости проектов бизнес-планы на разных стадиях их осуществления, сохраняя свою структуру и разделы, могут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией содержащихся в них данных, а их первоначальное содержание – развиваться и углубляться. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта жестко не регламентирована, однако подчинена четкой логике и носит унифицированный характер в большинстве стран с рыночной экономикой. Бизнес-план, претендующий на поддержку из федерального или территориального бюджетов, должен иметь следующую структуру: 1. Титульный лист. 2. Вводная часть (резюме проекта). 3. Анализ положения дел в отрасли. 4. Производственный план. 5. План маркетинга. 6. Организационный план. 7. Финансовый план. На титульном листе помещаются название предприятия – инициатора проекта, наименование проекта, место и время его разработки. Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно составляется в последнюю очередь, так как суммирует всю информацию, содержащуюся в проекте. В резюме излагаются данные, которые должны позволить потенциальному инвестору понять, о чем идет речь, какова предполагаемая стоимость и рентабельность проекта.
Тема 6. Портфель реальных инвестиционных проектов Реальное инвестирование составляет основу инвестиционной деятельности предприятия. В настоящее время данный вид инвестирования является основным для большинства предприятий, поскольку управление реальными инвестициями в системе инвестиционной деятельности ведется на более высоком уровне и позволяет минимизировать инвестиционные риски. Портфель реальных инвестиционных проектов, формируемый предприятиями, имеет ряд особенностей, обусловленных специфическими чертами реальных инвестиций. 1. Реальное инвестирование является главной формой реализации стратегии экономического развития предприятия. Данная стратегия обеспечивается осуществлением эффективных реальных инвестиционных проектов, а сам процесс стратегического развития является совокупностью этих проектов, реализуемых во времени. Реальное инвестирование позволяет предприятию осуществлять выход на новые товарные и региональные рынки, а также обеспечивать постоянное возрастание своей рыночной стоимости. 2. Реальное инвестирование тесно связано с операционной деятельностью предприятия. В результате реального инвестирования предприятие может расширить границы своей операционной деятельности, увеличить объем производства и реализации продукции, расширить ассортимент выпускаемых товаров, повысить их качество, снизить текущие затраты и т.д. От успешной реализации реальных проектов зависят параметры будущего операционного процесса и высокие темпы развития предприятия. 3. Реальные инвестиции обеспечивают, как правило, более устойчивый уровень рентабельности в сравнении с финансовыми инвестициями. Данная закономерность позволяет точнее прогнозировать финансовые результаты, что является мотивацией к предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики. 4. Реализованные реальные инвестиции обеспечивают предприятию устойчивый денежный поток. Чистый денежный поток формируется за счет амортизационных отчислений от основных средств и нематериальных активов даже в те периоды, когда эксплуатация реализованных реальных инвестиционных проектов не приносит предприятию прибыль. 5. Реальные инвестиции имеют высокую степень защиты от инфляции. В условиях инфляционной экономики темпы роста цен на многие объекты реального инвестирования зачастую опережают темпы роста инфляции. 6. Портфель реальных инвестиционных проектов является высококапиталоемким, что связано с большой капиталоемкостью проектов, входящих в портфель. 7. Портфель реальных инвестиционных проектов наиболее рисковый, что обусловлено высоким риском морального старения реальных инвестиций. Стремительный технологический прогресс сформировал тенденцию к увеличению данного риска на стадии, как осуществления реальных инвестиционных проектов, так и их эксплуатации. 8. Портфель реальных инвестиционных проектов отличается низкой ликвидностью. Это связано с узкоцелевой направленностью большинства форм реальных инвестиций, практически не имеющих в незавершенном виде альтернативного хозяйственного применения. В связи с этим компенсировать в финансовом отношении неверные управленческие решения, связанные с началом осуществления реальных инвестиций, крайне сложно. 9. Портфель реальных инвестиционных проектов является наиболее сложным в управлении. Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов может быть представлено как типичная модель принятия инвестиционного решения. Процесс принятия таких решений неразрывно связан с внутренней средой предприятия, в которой он возникает и протекает. Поэтому все инвестиционные проекты, потенциально рассматриваемые для включения в портфель, не должны противоречить стратегическим планам предприятия, ибо они определяют общее направление его деятельности. В этом взаимосвязь стратегического планирования и инвестиционной деятельности. Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов включает следующие этапы: • поиск потенциальных проектов; • формулировка, первичная оценка и отбор проектов для включения в портфель; • финансовый анализ и окончательный выбор проектов в портфель. Поиск потенциальных проектов имеет огромное значение для конечного успеха капитальных вложений. На практике предприятие часто сталкивается с ситуацией, когда инвестиционные проекты уже имеются и просто ждут своего осуществления. Активный поиск вариантов реальных инвестиционных проектов позволяет предприятию создать солидный банк данных из проектов, готовых к проработке, оценке и анализу. Вместе с тем благополучие предприятия зависит не только от его способности находить выгодные инвестиционные проекты, но и от умения создавать их. Именно взгляд на формирование портфеля как на процесс принятия инвестиционных решений, органически вписывающихся во внутреннюю среду предприятия, позволяет рассматривать идеи о капитальных вложениях, возникающие у работников различных уровней управления, как потенциальные к реализации инвестиционные проекты. Поиск потенциальных инвестиционных проектов внутри предприятия, стимулирование идей и инноваций, а также выделение средств на дальнейшее исследование и разработку идей и проектов, которые выглядят наиболее перспективными, значительно увеличивают шансы предприятия сформировать эффективный портфель. Формулировка, первичная оценка и отбор проектов для включения в портфель. Завершая этап поиска инвестиционных проектов и идей, предприятие сталкивается с проблемой превращения их в четко сформулированные потенциальные капитальные вложения. Данный этап может оказать большое влияние на принятие конечного решения о формировании портфеля. На этом этапе готовится необходимая информация для получения четкой формулировки проекта (например, технические данные, сведения о расценках поставщиков, маркетинговые исследования). В ходе подготовки такой информации рассматриваются и оцениваются бизнес-планы инвестиционных проектов, которые проходят первичный отбор и отсев с целью определения необходимости дальнейших исследований проектов. Поскольку осуществление финансового анализа на следующем этапе формирования портфеля требует значительных средств, повышается значимость и ответственность процесса первичной оценки проектов. Первичный отбор в основном базируется на качественной оценке основных вопросов, касающихся жизнеспособности проекта. Проекты, которые нерентабельны, физически неосуществимы или не согласуются со стратегическими целями предприятия, должны быть отвергнуты прежде, чем будут потрачены дополнительные средства на их дальнейшую формулировку и финансовую оценку. Первичный отбор инвестиционных проектов ведется на основе системы показателей, к которым относятся: • соответствие инвестиционного проекта стратегии деятельности и имиджу предприятия; • соответствие проекта направлениям отраслевой и региональной диверсификации предстоящей инвестиционной деятельности; • степень разработанности инвестиционного проекта и его обеспеченности основными факторами производства; • необходимый объем инвестиций и период их осуществления до начала эксплуатации проекта; • проектируемый период окупаемости инвестиций; • уровень инвестиционного риска; • планируемые источники финансирования и т.п. Инвестиционные проекты, отвечающие требованиям жизнеспособности и осуществимости и прошедшие отбор, подвергаются детальному финансовому анализу для окончательного формирования портфеля. Финансовый анализ и окончательный выбор проектов в портфель проводятся последовательно. На первой стадии дается классификация проектов, на второй — проводится их финансовый анализ, на третьей — сопоставляются результаты финансового анализа с критериями отбора проектов в портфель, а на четвертой стадии отобранные проекты рассматриваются с точки зрения бюджета предприятия. Методы и содержание финансового анализа различн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.145 (0.013 с.) |