Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Система стратегий предприятия↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Система стратегий предприятия Прежде чем перейти к понятию инвестиционной стратегии, необходимо определить сущность экономического термина «стратегия». В зарубежной и отечественной теории в области стратегического менеджмента существует множество взглядов на определение понятия стратегия. Результат изучения библиографических списков представлен в табл. 1. Таблица 1 Хронология изменения определений понятия стратегия
В российских и иностранных публикациях, которые посвящены вопросам стратегического планирования, выделяют следующие понятия: генеральная, конкурентная и функциональная стратегия. Содержательная сторона вопроса представлена в виде схемы на рис. 1. Рис. 1. Система стратегий промышленного предприятия Генеральная стратегия определяет деятельность предприятия в целом, рассматривает вопросы выбора сферы бизнеса для предприятия, главные ориентиры успешного функционирования, цели и задачи предприятия. На данном уровне принимаются решения о формировании бизнес-портфеле хозяйствующего субъекта. Основной целью генеральной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции для получения максимального экономического эффекта функционирования предприятия. Конкурентные стратегии описывают способ достижения конкурентных преимуществ на выбранном товарном рынке. Данные стратегии направлены на улучшение конкурентной позиции товаров и услуг, рассматривает перспективы по выработке новых продуктов и отказа от существующих нерентабельных товаров, раскрывает производственную, ценовую, рекламную, сбытовую политики предприятия на определенном сегменте рынка. Функциональные стратегии конкретизируют действия отделов и служб на уровне производственных подразделений предприятия. Таким образом, каждая функциональная структура (производство, маркетинг, финансы, НИОКР и т.д.) планируют свой способ достижения генеральной и конкурентной стратегией. Согласно данной схеме, все разновидности поведения предприятия в современных условиях можно свести к трем основным видам: рост стабильность и выживание. Стратегию роста целесообразно применять в динамично развивающихся отраслях, на ранних стадиях жизни продукта, в условиях быстрого изменения технологий, так как данная стратегия характеризуется высокими темпами развития финансовой деятельности. Стратегия роста реализуется через три типа конкурентных стратегий: § вертикальная интеграция заключается в распространении хозяйственной деятельности на новые сферы через механизмы слияния и поглощения поставщика (вертикальная нисходящая интеграция) или потребителя (вертикальная восходящая интеграция) § горизонтальная интеграция представляет собой объединение или скупку предприятий конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию. § стратегия «первого хода» означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый продукт или услугу, получая при этом конкурентное преимущество в данном бизнесе или в конкретном регионе. Стратегия стабильности – это сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержка. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать государственного контроля и/или наказаний за монополизацию (способ действий многих российских фирм-монополистов). Стратегия стабильности включает в себя три конкурентных стратегии: § лидерство по издержкам; § фокусирование на определенном сегменте рынка; § дифференциация продукта. В таблице приведен сравнительный анализ конкурентных стратегий. Таблица 2 Сравнительный анализ конкурентных стратегий
Стратегия выживания. Применяется в случаях, когда выживание фирмы находится под угрозой. Её разновидностями являются следующие: а) стратегия разворота – используется, если фирма действует неэффективно, но ещё не достигла своей критической точки. Она выражается в отказе от производства нерентабельной продукции, сокращении излишней рабочей силы, закрытии плохо работающих каналов распределения и в дальнейшем поиске механизма повышения эффективности использования ресурсов. В случае получения положительных результатов от использования стратегии разворота, в дальнейшем можно перейти к стратегии роста. б) стратегия отделения. Используется в случаях, когда компания включает несколько видов бизнеса и при этом имеются плохо работающие единицы. В этом случае производится отказ от последних – продажа этих деловых единиц или превращение их в отдельно работающие фирмы. в) стратегия «сбор урожая». Предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время "сбор урожая". Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия "сбора урожая" рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального дохода. Осуществление проектов В осуществлении проектов основное место занимает планирование, организующее начало всего, процесса реализации проектов. Центральное место в нем занимают календарные планы, в которых работы, выполняемые для предприятия различными организациями, увязываются во времени между собой и с возможностями их обеспечения различными видами материально-технических и трудовых ресурсов. Эти планы определяют объемы работ, их продолжительность, резервы времени и размеры ресурсов, необходимых для выполнения работ и проекта в целом. Календарные планы реализации инвестиционных проектов разрабатываются в определенной последовательности и базируются на следующих принципах: • пообъектная дифференциация плана; • временная дифференциация плана; • функциональная дифференциация плана; • создание резерва плана; • планирование ответственности и распределение рисков; • обеспечение постоянного контроля выполнения плана. Пообъектная дифференциация календарного плана означает, что планирование должно осуществляться в разрезе каждого включенного в портфель проекта капитальных вложений. При этом в основе плана лежат базовые сроки реализации и график потока инвестиций, отраженные в бизнес-плане проектов. Руководитель проекта, назначенный для его реализации, возглавляет разработку календарного плана. По крупным инвестиционным проектам, осуществляемым подрядным способом, к разработке календарного плана могут привлекаться представители заказчиков, подрядчиков, субподрядчиков, ответственные за планирование и успешную реализацию отдельных разделов календарного плана. Временная дифференциация календарного плана дает возможность оценить продолжительность работ, вычислить и определить даты и моменты времени, описывающие данные работы в рамках реализуемых инвестиционных проектов. В рамках календарного плана разрабатываются годовые графики реализации инвестиционных проектов, которые уточняются и детализируются в квартальных, месячных, а иногда и декадных планах работ. По проектам, реализуемым в течение нескольких лет, годовой график реализации инвестиционных проектов составляется только на объем работ, намечаемых к выполнению в рамках планируемого календарного года. По проектам, сроки реализации которых не выходят за рамки одного года, график учитывает последовательность, объемы и сроки выполнения проекта в целом. При разработке календарных планов реализации инвестиционных проектов широко используют методы сетевого планирования и критического пути. Функциональная дифференциация календарного плана позволяет выделять отдельные этапы освоения капитальных вложений в инвестиционные проекты: • подготовка проекта к реализации — включает план мероприятий по выбору подрядчиков (субподрядчиков) и заключению контрактов; • проектно-конструкторские работы — предусматриваются только по тем инвестиционным проектам, по которым они не были проведены или завершены при их включении в портфель. Календарный план проведения этих работ определяет состав и сроки подготовки комплектов рабочих чертежей и спецификаций на оборудование; • анализ и утверждение проектной документации заказчиком; • материально техническое обеспечение — представляется в виде детализированного списка материалов и оборудования со сроками их поставки, ценовыми предложениями, потенциальными поставщиками и т.п. Этот блок календарного плана должен быть четко увязан по времени с блоком осуществления строительно-монтажных работ; • строительно-монтажные работы — требуют особенно четкой проработки в ходе составления календарного плана реализации инвестиционных проектов. План должен содержать: сроки начала и окончания каждого вида и этапа работ; динамику использования машин, механизмов, техники, материалов, рабочей силы; • ввод в эксплуатацию — предусматривает подготовку персонала для эксплуатации объектов; закупку и доставку сырья и материалов для обеспечения работы введенных объектов; планирование пусконаладочных работ и т.п. Ввод в действие завершает процесс прямого инвестирования в проект, после чего начинается эксплуатация инвестиционного проекта; • освоение проектных мощностей — включает мероприятия, обеспечивающие выход объекта на проектные технико-экономические показатели. Создание резерва, обеспечивающего реальность планирования, является важным принципом разработки календарного плана. Резерв времени, необходимый для выполнений работ по проекту, должен составлять около 10—12% общего времени календарного плана. Данный резерв времени обычно распределяется между участниками проекта и оговаривается в контракте. Соблюдение принципа планирования ответственности и распределения рисков также обеспечивает реальность реализации инвестиционного проекта, как со стороны заказчика (инвестора), так и со стороны подрядчика (исполнителя работ). Исходя из обязанностей, вытекающих из заключенных контрактов, ответственность исполнения отдельных видов работ и мероприятий календарного плана распределяется между заказчиком и подрядчиком. Параллельно на заказчика и подрядчика возлагаются и риски. Планирование ответственности и рисков имеет целью защитить инвестора от катастрофического риска и минимизировать дополнительные затраты его капитала на реализацию инвестиционного проекта. Внутреннее страхование рисков осуществляется обычно путем создания финансовых резервов в рамках бюджета реализации инвестиционного проекта. Кроме того, в календарном плане могут предусматриваться мероприятия по внешнему страхованию рисков. Обеспечение постоянного контроля выполнения плана позволяет успешно реализовывать инвестиционный проект. По результатам контроля выявляются проблемы, связанные с реализацией проекта, и определяются возможности ускорения отдельных видов работ с целью соблюдения календарного плана. Для достижения реалистичности календарного плана он при необходимости может корректироваться. Наряду с календарным планом эффективность инвестиционных проектов в значительной степени определяется финансовым планом или бюджетом. Бюджет реализации инвестиционных проектов отражает расходы и поступления средств, связанные с осуществлением проектов. В ходе разработки бюджета определяются объемы и структура расходов по реализации инвестиционных проектов в разрезе отдельных этапов календарного плана, а также обеспечивается необходимое покрытие этих расходов в пределах общего объема финансирования проектов. Основой для разработки бюджета являются календарный план, сметы затрат, разработанные в разрезе отдельных функциональных блоков календарного плана, графики инвестиционных потоков и денежных потоков для возмещения инвестиционных затрат. В процессе осуществления инвестиционных проектов разрабатываются два вида бюджетов: 1) бюджет капитальных затрат (капитальный бюджет) — разрабатывается на этапе проведения строительно-монтажных работ, связанных с новым строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением объектов; 2) бюджет текущих денежных доходов и расходов (текущий бюджет) — разрабатывается на этапе эксплуатации объектов (после их ввода в действие). При разработке бюджета реализации инвестиционных проектов иногда используется метод гибкого бюджета, который предусматривает планирование капитальных и текущих затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, привязанных к соответствующим объемным показателям. По инвестиционному циклу это может быть показатель объема строительно-монтажных работ, а на стадии эксплуатации объекта — объем выпуска или реализации продукции (товаров, услуг). Гибкий бюджет позволяет оперативно корректировать финансовые потоки бюджета в зависимости от реального объема деятельности и тем самым оперативно управлять реализацией инвестиционных проектов. Мониторинг портфеля Мониторинг портфеля представляет собой разработанный предприятием механизм осуществления постоянного наблюдения за важнейшими показателями реализации инвестиционных проектов, включенных в портфель. Основные цели системы мониторинга: • своевременное обнаружение отклонений от календарного плана и бюджета отдельных инвестиционных проектов, входящих в портфель; • анализ причин, вызвавших отклонения; • разработка предложений по корректировке отдельных направлений инвестиционной деятельности с целью повышения ее эффективности. Мониторинг должен выявлять просчеты и проблемы заблаговременно. Построение системы мониторинга включает в себя выбор и оценку различных показателей реализации проектов. Показатели могут выражаться в натуральной форме (например, количество дополнительных единиц продукции, полученных от установки нового оборудования) и в денежной форме. Система информативных и оценочных показателей должна давать возможность проверить, планомерно ли тратятся средства и насколько своевременно выполняются те или иные работы. Все это требует организации эффективной информационной системы, которая позволит контролировать процесс реализации проектов и его ключевые параметры. Периодичность формирования базы данных для мониторинга определяется исходя из периодичности календарного плана и бюджета реализации инвестиционных проектов. При этом объектом мониторинга является оперативная сводка (декадная, двухнедельная), месячный и квартальный отчеты. Отклонения от запланированных показателей, выявленные в процессе мониторинга, сигнализируют о необходимости дополнительной проверки и анализа основных причин, вызвавших это отклонение. Для нормализации хода реализации отдельных инвестиционных проектов в портфеле могут быть использованы резервы в разрезе отдельных функциональных блоков календарного плана, а также финансовый резерв бюджета. Если нормализовать ход реализации инвестиционных проектов невозможно, завершающим этапом мониторинга может быть обоснование текущей корректировки инвестиционного портфеля и предложения о «выходе» из отдельных инвестиционных проектов. Тема 1. Система стратегий предприятия Прежде чем перейти к понятию инвестиционной стратегии, необходимо определить сущность экономического термина «стратегия». В зарубежной и отечественной теории в области стратегического менеджмента существует множество взглядов на определение понятия стратегия. Результат изучения библиографических списков представлен в табл. 1. Таблица 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.013 с.) |