Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методика диагностики предприятия

Поиск

 

Методология — это учение о структуре, логической организа­ции, методах и средствах деятельности. Методология диагности­ки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания в этой области знаний, в основе которой лежит фор­мальная логика. В новых рыночных условиях, когда традиционные методы экономического анализа уже не в состоянии показать реальное положение дел на предприятии и наметить пути повыше­ния эффективности его деятельности, когда недостаточно анализи­ровать традиционными методами только внутренние факторы, воз­никает объективная потребность в изучении влияния внешних факторов. В связи с этим при рассмотрении методологии диагно­стики возникает необходимость в выделении двух основных на­правлений в исследовании деятельности предприятия: анализ внеш­них и внутренних факторов.

Чтобы наметить регламент осуществления диагностики предприя­тия, необходимо уточнить определение предприятия. В данной главе оно рассматривается как организованная совокупность (или система) людских ресурсов, материальных и финансовых средств, приводимых в движение человеческой волей и направленных на достижение цели собственника, которая может выражаться, например, в получении прибыли.

Анализируя в хронологическом порядке данное определение, мож­но найти в основе предприятия человеческую волю (желание), конеч­ную цель руководителей предприятия, цели, стратегии, чтобы достичь их, средства, организацию, методы управления и контроля, а также теку­щую деятельность и результаты (прибыль). На практике эта последо­вательность больше похожа на движение по кругу или на цикл, нежели на строго линейную последовательность, где, кроме всего прочего, необ­ходимо уточнить также последовательные взаимодействия и приспо­собления между различными этапами или ступенями. Причем анализ этапов, следующих друг за другом, применяется как на глобальном уровне (на уровне предприятия), так и внутри каждой важной функции: маркетинга, производства, снабжения и т.п.


 


Следовательно, можно выделить в качестве фундамента методоло­гии диагностики хронологическую последовательность различных этапов, следующих друг за другом для достижения целей предприя­тия: анализ проявлений той или иной функции; оценка проводимой политики; оценка средств и организации, необходимых для реализа­ции функции; аудит методов управления и контроля; анализ конку­рентного окружения; заключение о качестве реализации той или иной специализированной функции.

Далее определим этапы, фазы и составные части диагностики предприятия, в том числе и функциональной. Этапы — это ана­лиз внешних и внутренних факторов; фазы — финансово-эконо­мический анализ, функциональная и стратегическая диагностика; составные части — составляющие фаз, например для функци­ональной диагностики — это маркетинг, производство, снабжение, персонал и т.п.

На рис. 14.2. показана схема фаз и составных частей диагностики предприятия.

Исследуя внешние аспекты, воздействующие на деятельность ана­лизируемого объекта, следует выделить изучение состояния рынка, конкурентной активности предприятия, сырьевых ресурсов, состоя­ния технологий, рынка труда, налогового законодательства, рынка капиталов, политической ситуации. Кроме того, здесь целесообраз­но проанализировать социально-культурные факторы и методоло­гию действующих систем оценки стоимости, наметить тенденции будущего развития, спрогнозировать будущие результаты и послед­ствия воздействия (влияния) на анализируемый объект указанных выше внешних факторов.

При проведении анализа внутренних факторов в первую оче­редь необходимо исследовать имеющиеся у предприятия матери­альные, трудовые и финансовые ресурсы, возможности (мощности), стратегии, политики, изучить организацию, методы управления, сис­тему контроля и стиль руководства, имеющие место на анализиру­емом объекте, что" также должно закончиться планированием деятельности, прогнозированием, выявлением тенденций будущего развития, просчетом последствий запланированных и спрогнозиро­ванных действий.

Рассмотрев методологические основы диагностики, определим особенности функциональной диагностики и регламент ее проведе­ния. К ним относятся определение миссии той или иной функции предприятия, анализ результатов, оценка политики и стратегии, средств и организации той или иной функции, изучение методов управления и контроля, а также текущей деятельности. Далее про­цессуальный кругооборот повторяется. Изучив влияние на текущую деятельность взаимодействия функций и внешней среды, мож­но опять приступать к анализу результатов той или иной функции, последовательно переходя от одной к другой. При этом один этап диагностики предприятия является точкой отсчета другого этапа. Здесь также прослеживается кругооборот, специализированные функции предприятия таким образом взаимосвязаны и влияют друг на друга, прослеживается взаимопроникновение указанных выше функций и, следовательно, направлений функциональной диагности­ки, так как все они воздействуют на конечный результат деятельно­сти анализируемого объекта и формируют его.

На рис. 14.3 схематически изображены миссия и задачи специали­зированных функций предприятия.

Для успешного практического применения диагностического ме­тода нами предложена система показателей для проведения обследо­вания по всем

 
 

указанным выше специализированным функциям, ис­пользуемая для оценки эффективности последних и принятия опти­мальных управленческих решений по результатам функциональной

 

Рис. 14.3. Миссия и задачи специализированных функций (отделов) предприятия

диагностики. Все показатели оценки проявлений той или иной специ­ализированной функции необходимо рассчитывать в динамике за три года, определяя при этом темпы их прироста и причины, вызвавшие такие изменения, их устойчивую динамику, которая позволяет вы­явить тенденции той или иной функции.

Изменение темпов роста, или прироста, показателя выражает уско­рение его динамики. Для оценки последней следует определять знак ускорения («+» или «-»), абсолютный и относительный его размеры. При этом темповые характеристики необходимо определять за рав­ные периоды, поэтому анализируемый период следует разделять по месяцам или декадам (в случае необходимости даже ежедневно), что позволит учесть еще и сезонные колебания, характерные для боль­шинства отраслей промышленности.

На рис. 14.4 представлена схема анализа специализированных фун­кций предприятия.

При диагностике функции маркетинга прослеживается динами­ка общего оборота предприятия до налогообложения, а также дина­мика этого же оборота, скорректированная на рост цен предприя­тия, изучаются темпы прироста этих показателей с детализацией

по сегментам «товары — рынки» не только в стоимостном, но и в натуральном выражении. При этом исследуется структура затрат на производство и реализацию продукции по каждому соотноше­нию «товар — рынок». Кроме того, определяется доля предприятия в том или ином сегменте рынка, рассматриваются темпы роста рынков, которые сравниваются с темпами роста производства пред­приятия. Проводится анализ распределения продаж в. зависимости от периода жизни производимого товара (запуск, рост, зрелость, спад), что позволяет оценить возможности развития предприятия. Слишком большое число товаров на стадии спада несет риски банкротства предприятия. Слишком же большое число товаров на стадии запуска может создать достаточно серьезные проблемы с рентабельностью предприятия, и в этом случае потребуются до­полнительные инвестиции в производство.

Затем нужно проанализировать движение денежной наличности по каждой связке «товары — рынки». Только в результате положи­тельных потоков денежных средств, особенно от «товаров — рын­ков» в фазе зрелости и спада, предприятие может финансировать продукцию на стадии запуска или роста.

Цель диагностики функции маркетинга — повышение его эффек­тивности. Общая схема его проведения следующая:

а) анализ результатов;

б) оценка проводимой политики (по видам товаров, цене, каналам распределения, интенсивности продаж, рекламной деятельности);

в) оценка средств и организации, необходимых для реализациифункции маркетинга; оценка материальных ресурсов, уровня квалификации персонала и организации этой специализированной функции;

г) аудит методов управления и контроля;

д) анализ текущего состояния с учетом влияния взаимодействия
различных видов деятельности и окружающей среды на данную специализированную функцию;

е) выявление связей между причинами (проводимая предприятием политика, ее средства, организация, методы управления, внешние факторы, взаимодействие между специализированными функциями) и следствием — финансовым результатом;

ж) построение выводов: поиск сильных и слабых сторон с точки зрения функции маркетинга, а также рекомендаций по мерам его улучшения.

При исследовании производственной функции выделяется ана­лиз показателей объемов производства, его издержек, уровня каче­ства продукции и соблюдение сроков выполнения заказов, кален­дарных планов производства, его ритмичности. С точки зрения технической политики представляет интерес изучение деятельнос­ти, направленной на НИОКР, инвестиции и инновации, обеспечива­ющие повышение производительности и качества производимой про­дукции. При исследовании и оценке ресурсов и организации, кро­ме материальных и человеческих ресурсов, их организации, необходимо изучить технические ноу-хау, определяющие конку­рентное преимущество предприятия и материально-техническое обеспечение производства. Аудит методов управления и контроля предполагает изучение внутренней структуры предприятия, пла­нирование труда, производственный контроль, техническое обслу­живание и снабжение производства. В остальном регламент осу­ществления производственной диагностики соответствует изложен­ному выше регламенту проведения диагностики маркетинга.

Цель диагностики функции снабжения — анализ места и роли этой функции, измерение ее собственных результатов (или проявле­ний) и пути повышения эффективности. Цели диагностики той или иной специализированной функции идентичны — поиск путей повы­шения эффективности их деятельности.

Аналитические показатели по функции снабжения можно раз­делить на три основные группы, характеризующие уровень потреб­ления, оборачиваемость запасов и затраты по снабжению. В изу­чении их динамики как раз и заключается суть анализа проявлений функции снабжения. Далее оценивается политика в области снаб­жения: политика закупок и критерии выбора закупаемых ресурсов; отношения с поставщиками и пополнение запасов. В остальном регламент хода диагностики функции снабжения идентичен функ­ции маркетинга: оценка средств и организации, аудит методов уп­равления и контроля и т.п.

Регламент диагностического обследования функции «управле­ние — финансы» тот же: анализ проявлений функции (анализ «фи­нансовых расходов», финансовых потоков, кредитоспособности); оценка проводимой политики (политики роста, управления задол­женностью, сбыта, банковских связей); оценка средств и организа­ции, необходимых для реализации этой функции; анализ текущей деятельности; выявление причинно-следственных связей; выводы и рекомендации по повышению эффективности административно-финансовой функции. В данном случае, с нашей точки зрения, пред­ставляет интерес анализ финансовых потоков, которые являются следствием коммерческой и финансовой политики, производства и управления.

При проведении анализа финансовой политики в связи со сказан­ным выше следует рассчитывать максимальный уровень роста, кото­рый может взять на себя предприятие (без риска оказаться несосто­ятельным), зависящий от его рентабельности. При этом основным в финансовой политике является согласование рентабельности и лик­видности с целью обеспечения предприятия долговременным и по­стоянным развитием. При этом должно соблюдаться следующее не­равенство:

ССФ > ИН + ЛПОФ + ВД,

где ССФ — способность самофинансирования за отчетный период; ИН — инвестиции за отчетный период; АПОФ — прирост потребно­сти в оборотных фондах за отчетный период; ВД — выплата долгов за отчетный период.

Основная цель диагностики менеджмента и организации заклю­чается в измерении достижений администрации и оценке соответ­ствия менеджмента требованиям рынка. Изучение проявления этой функции заключается в анализе финансовых результатов и сто­имости предприятия в динамике. Чем выше темпы роста этих параметров, тем при прочих равных условиях значительнее эффек­тивность реализации данной функции. Оценивая ее, следует изу­чить потенциал и перспективы развития предприятия, его имидж. Анализ генеральной политики предполагает исследование миссии и задач предприятия в целом, иерархических структур управления, целей и задач различных уровней менеджмента, стратегических направлений развития предприятия. На следующем этапе оценива­ются стиль менеджмента, культура и действующая на предприятии система ценностей, компетенция и способности высшего управлен­ческого звена. Затем анализу подвергаются организация и струк­тура менеджмента, осуществляется аудит методов планирования и контроля управления (информационные системы, применяемые ме­тоды планирования и контрольные техники), выявляются причин­но-следственные связи, делаются выводы с учетом сильных и сла­бых аспектов деятельности, предлагаются рекомендации по повы­шению уровня менеджмента и организации.

Показатели оценки социальной функции («персонал — менедж­мент») касаются в основном изучения параметров, характеризу­ющих различного рода формы протеста персонала, а также исследо­вания социального климата и анализа производительности труда. Изучая политику, проводимую предприятием в социальной облас­ти, в первую очередь обращают внимание на наем на работу пер­сонала, условия его работы, уровень заработной платы, образование и на разработку мероприятий, направленных на повышение квали­фикации персонала и улучшение социального климата. Затем ана­лизируется структура штатного расписания, осуществляется аудит методов управления и контроля с позиций управления персоналом, оплаты его труда, повышения квалификации и профессионально­го роста, активности профсоюзной деятельности на предприя­тии. В остальном регламент является таким же, как и для всех специализированных функций: анализ текущей деятельности с уче­том взаимодействий различных взаимосвязанных служб (специа­лизированных функций) предприятия и влияния окружающей сре­ды, выявление причинно-следственных связей в деятельности со­циальной функции, заключение по указанной функции, поиск сильных и слабых сторон функционирования и рекомендации по повыше­нию ее эффективности.

Для проведения диагностики необходимо располагать информаци­ей, которая характеризует количественные и качественные особенно­сти хозяйственных операций (процессов), показателей и результатов деятельности. Она включает информацию, касающуюся внутренних факторов функционирования предприятия, и информацию, имеющую отношение к его окружению, т.е. внешние факторы.

Внутренние факторы структурируются по функциям. В зависимо­сти от предложенного методологического подхода они могут иметь отношение к результатам (или проявлениям), политике, средствам и организации, необходимым для осуществления деятельности, методам управления и проблемам функционирования той или иной специали­зированной функции.

Внешние факторы касаются партнеров или факторов окружения, специфических для каждой функции (например, тенденция рынка или поведение потребителей). Прежде всего следует уточнить, что среди всех необходимых данных лишь определенная часть отражает зафик­сированные факты. Все остальные могут выясниться из наблюдения или интервью.

При этом автор главы разработал неформализованные методы анализа по основным специализированым функциям предприятия, пред­ставляющие собой взаимосвязанную систему аналитических таблиц, тестов, анкет, опросных листов, вопросников и интервью, где предло­жены правила поведения и регламент осуществления работ по каждо­му структурному подразделению.

В результате диагностического обследования предприятия разра­батывается план его развития, который должен быть построен на ос­нове выводов и рекомендаций по результатам диагностического об­следования основных специализированных функций предприятия. Этот план должен состоять из следующих частей: маркетинг-плана, плана снабжения, производственного, финансового и социального планов, а также планов повышения эффективности менеджмента и организа­ции.

Выбор стратегии развития должен основываться прежде всего на результатах функциональной диагностики. Она позволит установить, чего можно ожидать от предприятия в перспективе, на какие трудно­сти сегодня необходимо обратить особое внимание, чтобы завтра они не превратились в финансовые и не возник их порочный круг.

Какими бы ни были предложения по повышению эффективности специализированных функций, они должны быть оправданны и объяс­нены, выстроены в определенную иерархию в зависимости от степени значимости и срочности, распределены во времени, строго подчинены определенным руководителям, просчитаны с точки зрения затрат (или бюджета) и ожидаемых последствий от их введения.

Разработка рекомендаций по результатам функциональной диаг­ностики дает предприятию возможность сделать выбор оптимальной стратегии и необходимых средств для ее реализации, а также предви­деть результат, который будет при этом получен. Такой подход значи­тельно повысит качество управления промышленным предприятием, что приведет к более эффективной его деятельности, предотвратит сползание к кризисному состоянию (или к банкротству)

Качество управления зависит от функциональной достаточности, состояния маркетинга и менеджмента, уровня снабжения и управле­ния запасами, применяемых техники, технологии и организации произ­водства, т.е. от состояния специализированных функций предприятия. Следовательно, основа всей работы по повышению качества управле­ния и, соответственно, эффективности производства в целом базиру­ется на диагностическом подходе, характеризующимся скрупулезным изучением разладившегося механизма путем всестороннего исследо­вания специализированных функций, поиском дисфункций и трудно­стей, разработкой системы показателей и норм, позволяющих иденти­фицировать состояние и характер дисфункций предприятия, определе­нием путей санации.


Контрольные вопросы

 

1.Каковы основные задачи диагностики?

2.Какие направления, фазы и составные части диагностики можно выделить?

3.Что такое углубленная (глобальная) диагностика, экспресс-ди­агностика и функциональная диагностика?

4.Что такое функция и какие существуют основные специализи­рованные функции предприятия?

5.Какие выделяются основные этапы диагностики специализиро­ванных функций предприятия и каков регламент их проведения?

6.В чем заключается аудитный метод с позиций диагностики и что такое аудит соответствия и эффективности?

7.Какую характеристику можно дать предприятию с точки зрения диагностического метода исследования?


Ш Литература

 

1.Глазов ММ. Функциональная диагностика и аудит. СПб.: Изд-воСПбГУЭФ, 1999.

2.Глазов ММ. Функциональная диагностика — основа повыше­ния качества планирования и управления промышленным предприя­тием в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

3.Глазов ММ. Функциональная диагностика промышленного предприятия. 2-е изд. СПб.: Изд-во РГГМУ, 2005.

4.Глазов ММ. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. 3-е изд. СПб.: Изд-во РГГМУ, 2005.


Учебное издание

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации

 

Редактор Т. А. Ярмахова Корректор М. Б. Быкова Компьютерная верстка Н. Ф. Цыганова

Подписано в печать 10.02.2007. Формат 60 х 90'/16.

Гарнитура «Antiqua». Печать офсетная. Усл. печ. л. 32,00. Тираж 3000 экз. Заказ № 7273.

Издательство «Высшее образование»

140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1 Тел. (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.ru Home Page: www.urait.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.


— отложенные налоговые обязательства не списывались со счета 77 на счет 99 в связи с отсутствием выбытия объектов их начисления.

[2] В отчетном периоде:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.161 (0.016 с.)