Психологическая служба на предприятии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая служба на предприятии



Психологическая служба на предприятии

Вопрос. Цели и задачи психологической службы на предприятии с учетом современных тенденций развития.

Изначально Ψ-ая служба образования была создана для помощи адаптации ребёнка к требованиям образовательного учреждения. Позже она стала рассматриваться как max-ое содействиеΨ-ому и личностному развитию. С 2000 г. как создание оптимальных условий для обеспечения психического и Ψ-ого здоровья субъектов образовательного пространства.

Цель Ψ-ой службы в организации- Ψ-ое обеспечение деятельности организации.

Задачи: 1.освоение Ψ-ого содержания проблем организации 2. анализ текущей ситуации в связи со структурными преобразованиями 3.решение вопросов работы с персоналом 4.содействие Ψ-ому здоровью сотрудников организации 5. создание благоприятных социально- Ψ-их условий для обеспеченья служебно-делового взаимодействия между работниками для достижения общей силы.

 

Вопрос. Основные модели работы практического психолога на предприятии (организации).

В настоящее время существует ряд моделей деятельности практического психолога. В основе каждого из них лежит определённая ценностная идея, теоретическая концепция развития ребёнка, а также обозначена та роль, которая в этом процессе играет взрослый и созданная им воспитательно-образовательная среда.

1. Модель помощи (И.В. Дубровина)

Существует чёткое разведение функций педагога и психолога. Психолог нацелен на детей, имеющих трудности.

2. Научное руководство учебно-воспитательным процессом (Фридман Л.М.)

Психолог работает во взаимодействии с педагогами, может руководить их деятельностью, анализирует конкретную педагогическую практику, находит ей психологическое объяснение.

3. Модель ведения (Крывцова)

Нацелена на работу с детьми, имеющими трудности в психическом и личностном развитии, имеющих асоциальные формы поведения.

4. Модель сопровождения (М.Р. Битанова, Т.И. Черкова)

Соединение психологической и педагогической практики. Система работы подразумевает деятельность с участием всех субъектов взаимодействия. Делается акцент на определении компенсаторного фонда личности.

Основные модели в организации

1. Научно-методическое обеспечение кадров

Основа деятельности психолога – решение кадровых вопросов: подбор, воспитание, образование и пр.

2. Модель помощи

- это профессиональная деятельность психолога, которая осуществляется в рамках системы управления персоналом предприятия и направление социально-психологических условий для успешной профессиональной деятельности и личностного роста сотрудника в ситуации служебного взаимодействия.

3. Модель сопровождения

Система работы подразумевает деятельность с участием всех субъектов взаимодействия. Делается акцент на определении компенсаторного фонда личности.

Система работы с персоналом. Она состоит из 5 подсистем:

1. Кадровая политика (организационно-методологические принципы психологической службы)

2. Подбор персонала (психологические требования к претендентам на вакантную должность)

3. Оценка персонала (роль и место психолога в аттестационной комиссии)

4. Расстановка персонала (движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала)

5. Обучение персонала (психологическая составляющая обучения для различения категорий работников)

Сопоставление модели помощи и сопровождения:

Компоненты деятельности психолога Поддержка Сопровождение
Доминирующий предмет деятельности Неблагополучия в организации, в управлении персоналом. Позитивные аспекты проф. Деятельности и развития сотрудников.
Приоритетное целеполагание Поиск причины существующих проблем в целях его устранения Создание соц-психол условий для успешной проф деятельности и позитивного развития.
Ожидаемый результат деятельности Полноценность развития и успешность процесса управления персоналом на основе помощи и поддержки со стороны психолога. Полноценность развития и успешность процесса управления на основе саморегуляции и самодвижении.
Ролевые позиции психологов во взаимодействии с субъектами. «Сверху», «рядом», сотрудничество, источник информации, помощник, обучающий и т.д. Сотрудничество, участие, «рядом», главные, связующие.
Приоритетные виды деятельности их этапность. Психодиагностика, коррекция, экспертиза, консультирование, просвещение, профилактика, соц-диспетчерская деятельность. Психол просвещение, профилактика, пропедевтика, диагностика, коррекция, консультирование, экспертиза, соц-диспетчерская деятельность.
Центрация деятельности На условиях, устраняющих дефект, неблагополучие. На условиях, обеспечивающих позитивность развития.
Стратегия планирования содержания работы. Выполнение «заказов», собственная инициатива в поиске содержания деятельности. Собственная инициатива в определении содержания работы, согласованность с нуждами других субъектов.

 

Вопрос. Нормативно- правовая основа деятельности практического психолога на предприятии.

Права.

1. Запрашивать у должностных лиц необходимую информацию и документацию для решения задач от структурных подразделений (отделов, служб, участков) в рамках компетенции службы.

2. Пользоваться услугами вычислительного центра, библиотеки, множительной лаборатории предприятия при решении задач.

3. Проводить индивидуально-психологические и социально-психологические обследования структурных подразделений и давать соответствующие рекомендации.

4. Вносить предложения руководству организации о совершенствовании структуры и работы службы.

5. Разрабатывать должностные инструкции для подчиненных работников на основе типовых должностных инструкций и осуществлять контроль за их выполнением.

6. Вносить предложения по подбору и расстановке кадров, устанавливать подчиненным работникам должностные оклады при составлении штатного расписания и премировать работников в соответствии с индивидуальным вкладом в конечные результаты.

7. Организовывать и проводить оперативные совещания предприятия по всем вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.

8. Участвовать в научно-практических семинарах и конференциях, посвященных психологическим проблемам. Обращаться к другим специалистам за консультацией.

9. Привлечение специалистов из других предприятий (организаций) осуществляется только по разрешению генерального директора.

Ответственность

Руководитель психологической службы несет ответственность:

1. За несвоевременное и некачественное выполнение функций и задач, предусмотренных данным положением.

2. За несвоевременное и некачественное предоставление исходной информации по решаемым задачам генеральному директору, его заместителю по кадровым вопросам и в структурные подразделения.

3. За необоснованную и некачественную разработку планов и невыполнение заданий службы, указанных в плане экономического и социального развития.

4. За нарушение правил охраны труда, техники безопасности.

5. За нерациональное использование трудовых, материальных, технических, энергетических и финансовых ресурсов.

Поощрения

1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач коллектив психологической службы предприятия может поощряться всеми мерами, согласно ст. 131 и ст. 134 КЗоТ РФ, по приказам генерального директора.

2. Показателями качества труда психологической службы являются: качество и своевременность проводимых обследований, надежность принимаемых на их основе решений, качество оформления заключений и рекомендаций и уровень трудовой дисциплины.

3. Сотрудники психологической службы стимулируются за выполнение следующих показателей:

уменьшение потерь рабочего времени на 1 работника; уменьшение текучести кадров;

- увеличение надежности работы персонала (уменьшение возможной величины сбоев в работе по вине работников);

- увеличение коэффициента равномерности загрузки персонала работой;

- повышение уровня трудовой дисциплины;

- увеличение качества труда персонала предприятия;

- своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в структурных подразделениях.

4. Оценка, оплата и поощрение каждого сотрудника осуществляется руководителем психологической службы исходя из фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат. Оценку работы руководителя психологической службы осуществляет заместитель генерального директора предприятия по кадровым вопросам.

Должностная инструкция

руководителя психологической службы

(предлагаемый вариант)

Руководитель психологической службы в своей работе руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- КЗоТ;

- Устав предприятия;

и курсах переподготовки, подтвержденную документом государственного образца.

4. В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими нормативно-правовыми документами: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; КЗоТ; Устав предприятия; Философия предприятия; План экономического и социального развития предприятия; Положение об оплате труда; Правила внутреннего трудового распорядка;

5. Основной целью деятельности психологической службы является психологическое обеспечение реализации кадровой политики предприятия.

Функции и задачи.

1. Проведение профессионально - психологического отбора кандидатов на работу.

1.1. Разработка и оптимизация критериев профотбора различных должностных и профессиональных категорий работников.

1.2. Подбор и стандартизация методик профотбора.

2. Работа по оценке и аттестации персонала.

2.1. Участие в работе аттестационной комиссии.

2.2. Проведение психологического анализа трудового вклада и потенциальных возможностей аттестуемых сотрудников.

2.3. Проведение работы по психологической профилактике должностных преступлений и нарушений трудовой дисциплины.

3. Участие в расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями работников.

3.1. Проведение работы по анализу социально-психологических процессов в структурных подразделениях и выработка рекомендаций по управлению ими.

3.2. Осуществление динамического психологического наблюдения за сотрудниками (регулярное повторное тестирование, анализ поведенческих фактов в быту и на работе и т.д.).

3.3. Проведение психологического анализа управленческой деятельности должностных лиц и кадровых решений (по решению первого лица организации).

4. Обучение персонала основам психологических знаний.

4.1. Обучение сотрудников приемам эффективного общения и разрешения конфликтных ситуаций.

4.2. Проведение психолого-педагогического обучения руководителей структурных подразделений.

4.3. Обучение персонала приемам саморегуляции психического состояния.

положения о психологической службе предприятия (организации).

Общая часть

1. Психологическая служба подчиняется заместителю генерального директора по кадровым вопросам.

2. Психологическая служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказами директора по решению правления предприятия.

3. Руководитель психологической службы должен иметь высшее психологическое образование и опыт практической работы. На должности психологов принимаются специалисты с высшим базовым психологическим образованием, а также специалисты с высшим образованием, прошедшие специальную переподготовку в области практической психологии на факультетах

- Философия предприятия;

- План экономического и социального развития предприятия;

- Положение об оплате труда;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- Коллективный договор;

- Организационно-методологические принципы психологической службы;

- Другими нормативными актами и документами по вопросам его деятельности и настоящей Инструкцией.

4. Руководитель психологической службы должен знать: специализацию и особенности работы предприятия; стратегию развития предприятия; основы трудового и хозяйственного законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; общую психологию; дифференциальную психологию; социальную психологию; психологию труда; психологию управления. А также в совершенстве владеть соответствующим психодиагностическим инструментарием; иметь навыки научного исследования и опыт преподавания психологических дисциплин.

5. Основной целью деятельности руководителя психологической службы является организация психологического обеспечения подбора, оценки, расстановки и обучения персонала предприятия.

 

Описать документы, регламентирующие деятельность психолога. Важно менять документы на новые.

- Положение о ПС

- Квалификационная характеристика практического психолога.

- Документ, регламентирующий рабочий день психолога.

- Договор, контракт психолога с организацией.

- Положение о структуре организации.

Психологическая служба на предприятии



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.2.222 (0.012 с.)