Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная служба понятие виды система↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принципы гос.службы Принципы государственной службы – это основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, специфику, основное содержание и тенденции развития данного правового института. В литературе имеются разные подходы к классификации принципов государственной службы. Можно выделить из всего комплекса принципов те, которые относятся только (или в основном) к службе в целом; те, которые адресуются служащим; и, наконец, принципы, касающиеся граждан, когда они соприкасаются с государственной службой. Д.Н.Бахрах разделяет принципы по трем основным критериям: законность; демократизм; профессионализм. Существует выделение конституционных и организационно-функциональных принципов государственной службы (по аналогии с системой принципов государственного управления). Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. В зависимости от занимаемого места в структуре правового регулирования института государственной службы можно ст. 5 Федерального закона “Об Основах государственной службы РФ” закрепляются основные принципы государственной службы. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав (развивает положение ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Этот принцип иначе называют принципом законности. Этот принцип является всеобщим. Государственный служащий обязан осуществлять отраслевые и конкретно-институционные принципы осуществлять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную должность, и в соответствии с законодательством РФ; в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с должностными обязанностями. Отказ или уклонение от действий, предписанных федеральными законами, влечет установленную законом ответственность государственных служащих. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы и ее отдельных элементов. В структуру принципа верховенства Конституции и законов входят принцип верности государственных служащих государству при осуществлении служебных обязанностей и принцип доверия служащим со стороны, как государства, так и граждан; также важное значение приобретает и соразмерность в государственном управлении, т.е. соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Важным является требование закона, чтобы государственные служащие, прежде всего, признавали права и свободы человека и гражданина. Признание государственным служащим этих прав и свобод влечет за собой его обязанность соблюдать и защищать их, т.е. делать все возможное для реализации гражданином принадлежащих ему прав и свобод. Перед государственными служащими стоит задача руководствоваться положениями Конституции РФ в своей деятельности: учитывать интересы граждан; удовлетворять их законные требования; признавать, соблюдать и защищать права и свободы в полном объеме, установленном законодателем; создавать условия для активного участия граждан в государственном управлении. Конституция РФ содержит ряд норм, регламентирующих деятельность государственных служащих при решении этих задач: запрет на вмешательство в личную жизнь (ст.23); обязанность обеспечения возможности ознакомления с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают права и свободы человека (ст.24); ответственность за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья граждан (ст.41); возможность обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц в судебном порядке (ч.2 ст.46); право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (ст.53). В конечном счете, данный принцип определяет главный смысл и сущность деятельности государственных служащих. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Государственная служба представляет собой множество государственных должностей, учреждаемых в единой системе органов государственной власти. Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны. Федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а государственная служба субъектов Федерации – в совместном ведении РФ и ее субъектов. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. В соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом разделения властей дифференцируется государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей. Каждый вид государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают и уравновешивают друг друга. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Закрепленное в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ положение соответствует п. “с” ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (вступил в силу 23 марта 1976 г.), в соответствии, с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Однако совершенно ясно, что государственным служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий государственный орган. Претенденту необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий по должности. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственной службы. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Другое название - принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. Этот принцип определяет следующие важнейшие положения: во-первых, принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения обязательны для исполнения нижестоящими государственными служащими; во-вторых, эти решения должны быть законными, т.е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий и должны не противоречить закона. Данный принцип способствует обеспечению нормальной деятельности государственных органов с учетом построения всего государственного аппарата на традиционных принципах организации управления: иерархичность структуры; разделение и четкое определение компетенции государственных органов; фиксирование полномочий, прав, обязанностей и ответственности государственных служащих; взаимосвязь отраслевого и межотраслевого начал в государственном управлении; сочетание коллегиальности и единоначалия. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе. Основные требования являются едиными и для федеральной государственной службы, и для государственной службы субъектов РФ, а также и для специальных видов государственной службы. Принцип единства основных требований осуществляется посредством системного регулирования государственной службы и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей процедур функционирования всех элементов института государственной службы. В Российской Федерации устанавливаются единая классификация государственных должностей, квалификационные разряды государственных служащих, единые права и обязанности (при различии служебных полномочий), единый порядок прохождения государственной службы и т.д. Принцип единства требований обеспечивает независимость государственной службы от структурных и иных перестроек в системе органов власти. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Профессия является родом деятельности, занятий человека, который владеет комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки, а также опыта работы. Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов следует считать высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего государства и требующей особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Компетентность в отличие от профессионализма – понятие более динамическое; это практическая реализация профессиональных способностей и деловых качеств работника; она выражается, прежде всего в качественном осуществлении полномочий. Можно сказать, что компетентность служащих – это обладание знаниями о предмете собственной государственно-служебной деятельности. Принцип профессионализма и компетенции государственных служащих является ведущим началом организации и функционирования государственной службы в вопросах подбора, расстановки и перемещения кадров государственных служащих. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, ели иное не предусмотрено законом. Однако государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности. Подготовка или принятие некачественного решения является частным случаем ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, образует состав должностного проступка и влечет применение дисциплинарных взысканий. Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Государственные служащие руководствуются законодательством РФ и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений. Вместе с тем государственные служащие пользуются свободой совести, свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободой принадлежности к политическим партиям. Однако государственным служащим запрещено официально или публично демонстрировать свою принадлежность к указанным партиям, движениям, объединениям. Государственные служащие должны быть независимы от них. Принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах. Он выражается в устойчивости профессионального положения государственного служащего и преемственности в проведении государственной кадровой политики. Стабильность положения, стабильность служебных отношений является одним из тех первичных необходимых условий, с которым служащие прежде всего связывают личные перспективы. “Ощущение устойчивости своего положения, перерастающее в уверенность, что они гарантированы от случайностей субъективного характера (например, усмотрения вышестоящего должностного лица) специальными юридическими установлениями, психологически раскрепощает служащих и самым благоприятным образом влияет на их профессиональную деятельность (и наоборот, отсутствие гарантий от субъективных влияний вызывает неуверенность, которая в свою очередь порождает ритуальную приверженность существующему в организации порядку вещей; начинает развиваться “ригидность организации)”. Помимо закрепленных в ст.5 Федерального закона “Об основах государственной службы РФ” нормативно и теоретически выделяют и другие принципы государственной службы. Так, Положение о федеральной государственной службе (ст.2) устанавливает принцип социальной защищенности федеральных государственных служащих. Теоретически выделяются принципы запрета на участие государственного служащего в забастовке, обязательности этических требований к лицам, замещающим государственные должности. Все принципы государственной службы тесно взаимосвязаны и призваны действовать в системе: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов. Принципы государственной службы являются важнейшей основой разработки и реализации государственной кадровой политики. Должности гос. Службы Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории и пять групп. К категориям должностей относятся следующие: - Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; - Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; - Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; - Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности; главные должности; ведущие должности; старшие должности; младшие должности. Правом на замещение вакантной должности гражданской службы обладают гражданские служащие (граждане), которые соответствую установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности. К числу квалификационных требований относятся: требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности, требования к уровню образования, требования к профессиональному уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы. Требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности включают: - для высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности; - для главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности; - для ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности; - для старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.
В число требований к уровню образования входит: наличие высшего профессионального образования для замещения должностей государственной гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей государственной гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы; наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы. Прохождение госслужбы Прохождение государственной службы включает несколько этапов. Поступление на госслужбу. Законодательством установлен принцип равного доступа к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18лет, владеющие государственным языком. Определенные требования предъявляются к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью. Предусматривается перечень ситуаций, когда гражданин не может быть призван на государственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности; наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому; наличие гражданства иностранного государства и др. Способом замещения государственной должности государственной службы является назначение, т. е. юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего прав и обязанностей, соответствующих занимаемой должности. В ряде ситуаций акт назначения может состояться только в случае успешного прохождения конкурса на замещение вакантной должности либо в форме конкурса документов, когда конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы, другой трудовой деятельности и др., либо в форме конкурса-испытания на соответствующую государственную должность. После назначения на должность гражданин заключает трудовой договор на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет. Прохождение госслужбы. При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными Федеральным законом о госслужбе. Так, закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Прекращение госслужбы. Законодательство предусматривает расширенный по сравнению с трудовым законодательством перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. Так, кроме оснований, предусмотренных ТК РФ, руководитель может уволить госслужащего в следующих случаях: достижение госслужащим предельного возраста нахождения на госслужбе (он установлен в 60 лет); прекращение гражданства Российской Федерации; несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего; разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны; возникновение обстоятельств, препятствующих поступлению на госслужбу. государственная служба понятие виды система Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. Нынешнему нормативно-правовому закреплению государственной службы в качестве службы только в государственных органах способствует сложившееся в теории мнение о ее публичности. Так, в процессе государственной службы возникают публично-правовые отношения, “состоящие в том, что поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем органе, но и у государства в целом”; а суть государственной службы в этом плане состоит в “формировании властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом”. Анализируя ст.2 Федерального закона “Об Основах государственной службы РФ”, можно выделить следующие признаки государственной службы: во-первых, это профессиональная деятельность, т.е. осуществляемая на основе специальных знаний и навыков; во-вторых, в процессе осуществления этой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов, в-третьих, эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов; в-четвертых, такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей конкретными лицами, замещающими штатные государственные должности. И, наконец, деятельность эта должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета. Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Государственная служба Российской Федерации сегодня имеет многоплановую структуру, определяемую:
а) конституционно-федеративным устройством нашего государства; б) функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов. В соответствии с принципом федерализма, находящим свою реализацию в российском законодательстве и правовой практике, структура государственной службы Российской Федерации включает два уровня: федеральную государственную службу, находящуюся в соответствии с п. “т” ст.71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ; государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ в соответствии с п. “к” ст. 72 Конституции РФ. Другой, не менее важный принцип государственного управления, установленный Конституцией РФ 1993 года, - принцип разделения власти при ее осуществлении, предопределяет существование особых видов государственной службы: государственной службы в органах представительной (законодательной) власти; государственной службы в органах исполнительной власти; государственной службы в органах судебной власти. Характерной особенностью в функционировании видов государственной службы являются различия в компетенции и предметах ведения органов государственной власти, то есть в содержании государственно-властных функций, обеспечиваемых государственно-служебной деятельностью. Общая или общеадминистративная государственная служба – это служба в органах государственной власти общей компетенции. Содержание государственно-служебной деятельности в них не отличается однородной функционально-профессиональной спецификой. К этому подвиду относятся: президентская государственная служба в Администрации Президента РФ, в том числе аппаратах Совета Безопасности, Представительствах Президента по федеральным округам, Управлении делами Президента РФ, в аппаратах (администрациях) высших должностных лиц субъектов РФ; парламентская государственная служба в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, в аппаратах Законодательных Собраний (парламентов) субъектов РФ; правительственная государственная служба в аппарате Правительства РФ; в аппаратах правительств (администраций) субъектов РФ, а также исполнительная государственная служба в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих различные сферы деятельности. Исполнительная государственная служба создается и осуществляется с непременным учетом функционального многообразия отраслевой специфики сфер государственной деятельности. Для регулирования этого вида государственной службы характерно то, что оно обычно ведется системно, охватывая службу в органах всех уровней или отдельной сферы (отрасли) управления в целом. Специализированная государственная служба предназначена для реализации особо установленных полномочий государственными служащими с соответствующей профессиональной специализацией, которые исполняют должностные обязанности в органах государственной власти, имеющих особую (специальную) компетенцию, как правило, для выполнения преимущественно однородной деятельности (по соответствующим предметам ведения). Специализированная государственная служба выделяется как вид гражданской службы в зависимости от функциональной специфики и особенностей компетенции государственных органов власти, а также специального профессионального образования, необходимого для исполнения полномочий по соответствующим должностям государственной службы. К специализированным видам государственной службы согласно действующему законодательству и сложившейся системе органов государственной власти можно отнести: дипломатическую государственную службы – МИД РФ; налоговую государственную службу – МНС РФ; правозащитную государственную службу – аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ; контрольно-надзорную государственную службу – в контрольно-надзорных органах (Госатомнадзор, Министерство по антимонопольной политике и т.п.), сотрудники которых, в силу служебных обязанностей, взаимодействуют с населением, должностными лицами и другими представителями предприятий, учреждений и организаций, осуществляют специальные контрольно-надзорные функции, являясь представителями власти; финансово-кредитную государственную службу – в финансово-кредитных государственных органах (ЦБ РФ, Федеральное Казначейство); избирательную государственную службу – в аппаратах избирательных комиссий (ЦИК, избирательные комиссии субъектов РФ); альтернативную государственную службу, предусмотренную в соответствии с Конституцией РФ. Специальные функции и специальная компетенция присущи также органам государства, которые призваны заниматься правоохранительной деятельностью. Она осуществляется путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении законодательно установленных порядка, правил и процедур. Государственная служба в правоохранительных органах, называемая правоохранительной, осуществляется на государственных должностях, учрежденных в: аппаратах судов РФ – судебная государственная служба; органах Прокуратуры – прокурорская государственная служба; органах внутренних дел – милицейская государственная служба; органах налоговой полиции – налогово-полицейская государственная служба; таможенных органах – таможенная государственная служба; органах Федеральной службы безопасности – государственная служба безопасности; органах Службы внешней разведки – разведывательная государственная служба; органах юстиции – государственная служба юстиции; в государственном нотариате – нотариальная государственная служба. Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы в составе частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск и военных структур РФ (пограничные войска, внутренние войска, войска ФСБ, войска СВР, войска ФАПСИ, железнодорожные войска, войска гражданской обороны МЧС). Военную службу отличает от гражданской ряд особенностей, которые присущи и некоторым видам правоохранительной службы. Это: а) особые условия деятельности, сопряженные с риском для жизни и здоровья служащих и необходимостью применения оружия и специальных средств, значительными, а порой критическими физическими и психологическими нагрузками. Именно это порождает особые требования, предъявляемые к возрасту, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам лиц, зачисляемых на такую службу; б) в состав служебных обязанностей входят, при необходимости, участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан, материальных ценностей; в) наличие особых требований к дисциплине, оформленных в виде дисциплинарных уставов; г) особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения. Поступление на военную службу осуществляется по смешанному способу, который сочетает обязательный призыв с возможностью добровольного поступления на военную службу по контракту; д) установление особого порядка привлечения к ответственности; е) определение специальных видов денежного и материального содержания, расширение гарантий и льгот; ж) ношение форменной одежды, знаков различия и другой внешней атрибутики. Система: Выделяется три основных концепции правового регулирования государственной службы: политически подконтрольной, корпоративной и публично-правовой государственной службы. Государственная служба реализует свою правовую природу и обретает юридический смысл по мере исполнения функций государства, которые имеют нормативную форму (основы конституционного строя определены в Конституции). Цели государства составляют предмет политики, которая всегда опережает науку и право. Государственная служба во взаимоотношениях права, закона, государственной политики является основным инструментом практического осуществления каждого их них. Профессионализм государственных служащих проявляется, в том числе, и в их способности рационализировать политику и проводить её в рамках действующего закона. Государствоосуществление предполагает определенный баланс разделений власти, политики, государственной службы, которые оказываются зависимыми друг от друга, а также от закона и права. Политически подконтрольная государственная служба обслуживает интересы политической группировки, стоящей у власти. При этом, законы исполняются по мере политической целесообразности, постепенно утрачивая связь с правом, а государственная служба утрачивает связь со своим источником – народом, подчиняясь воле политиков. В конце концов, функции государственной службы в интересах политики опережают закон, выходя за его рамки, а, следовательно, оказываются несоответствующими функциям государства, в котором данная служба функционирует. Нарастание кризиса вследствие политико-дисциплинарной подконтрольности государственной службы было характерно для России и других стран, что заканчивалось политической катастрофой. Другая ситуация складывается, когда государственная служба оказывается избавлена от политического контроля, как со стороны избранных народом лиц, так и со стороны иных форм гражданского общества. Она представлена сформированной законом корпорацией, не зависящей от других элементов гражданского общества, участвующих в реализации государственного режима. Государственный служащий оказывается зависимым от корпоративных интересов самой государственной службы (либо через установление профессиональных, либо военно-дисциплинарных отношений, определенных в формах, неограниченных законом). Корпоративизация государственной службы фактически лишает государственный режим публично-правового характера, превращая его в частное достояние корпорации, что приводит к искажению осуществления закона и права государства. Таким образом, выходя за рамки закона, функции государственной службы подменяют закон, законодательство и государственная служба утрачивают связь с правом и политикой, что приводит к разрушению действующей администрации. Публично-правовая государственная служба подконтрольна как политическим институтам государства, так и институтам гражданского общества, при этом конкретные лица получают возможность контролировать службу во исполнение закона и статуса занимаемой ими государственной должности. Государственная служба защищена от политического усмотрения через определение профессионального правового статуса государственного служащего. Лишение этого статуса совершается исключительно в судебном порядке по основаниям, установленным законом исчерпывающим образом. Возможна добровольная отставка, но также по процедуре, четко урегулированной законом, а также правовые последствия и ограничения для граждан, состоявших ранее на государственной службе. Реализация публично-правовой концепции государственной службы позволяет исчерпывающим образом реализовывать закон в функциях государственной службы, обеспечивая интересы политики, всего общества, так как правовая традиция народа постепенно оформляется в виде закона, становится более полной вследствие развития государственной службы. Политика реформирует государство и общество через законодательный процесс, формируя устойчивое демократическое правосознание. Гарантированная возможность равного доступа к государственной службе реализуется через организацию конкурсного замещения вакантных государственных должностей, системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной службы. Принципы гос.службы Принципы государственной службы – это основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, специфику, основное содержание и тенденции развития данного правового института. В литературе имеются разные подходы к классификации принципов государственной службы. Можно выделить из всего комплекса принципов те, которые относятся только (или в основном) к службе в целом; те, которые адресуются служащим; и, наконец, принципы, касающиеся граждан, когда они соприкасаются с государственной службой. Д.Н.Бахрах разделяет принципы по трем основным критериям: законность; демократизм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.012 с.) |