Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место ТГП в системе общественных наук

Поиск

Предмет и система науки ТГП

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей.

Предмет - часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Если объект выступает общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Многообразие объектов и особенно предметов познания, отражающее различные стороны и проявления действительности, обусловливает наличие множества наук.

Особенности, характерные черты предмета ТГП: 1) общие специфические закономерности; 2) основные коренные вопросы; 3) общая теория; 4) единство науки.

1. ТГП изучает государство и право в целом, в их наиболее общем виде. Она исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем. Общие законы общественного развития рассматриваются ТГП, она опирается на них.

Предметом специального изучения ТГП являются не общие закономерности развития общества, а специфические закономерности возникновения, развития и функционирования таких его составных частей, как государство и право.

Специфические закономерности государства и права неоднозначны, они тоже различаются. Те, которые отражают разнообразные стороны и сферы государства и права относятся к предмету той или иной специальной отраслевой или другой частной юридической науки. Например, специфические закономерности формирования, развития и функционирования представительных и законодательных органов государственной власти относятся к предмету науки государственного (конституционного) права; органов государственного управления – к административному праву; отрасли трудового права, складывающейся из норм, регулирующих труд рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях, организациях – к предмету трудового права; государства и права отдельных стран в хронологически определенных, конкретно-исторических условиях их развития – к предмету истории государства и права.

ТГП изучает общие специфические закономерности государства и права в целом, которые вместе с тем распространяются и на их структурные части и стороны, служат теоретической основой их познания. Это закономерности: возникновения, исторического движения и функционирования государства и права;единства и соответствия типа государства и права, перехода одного типа государства и права к другому; сочетания в сущности государства и права общечеловеческих и классовых начал; соотношения типа и формы государства и права; формирования и функционирования государственного механизма и системы права; правотворческой и правоприменительной деятельности государства; соотношения нормы права и правоотношения; развития демократии, законности и правопорядка; формирования правового государства. ТГП разрабатывает методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений;раскрывает взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.

2. Не все вопросы, изучаемые ТГП, могут быть включены в определение ее предмета. Главное требование – отражениеосновных коренных вопросов, характеризующих и раскрывающих государство и право в целом, изучаемых и разрабатываемых ТГП для всего правоведения. С ними непосредственно связано рассмотрение и таких важных вопросов теории государства и права, как эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем;

основные проблемы современного понимания государства и права;общая характеристика современных политико-правовых доктрин.

Предмет теории государства и права составляют: 1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Методология науки ТГП

Понятие предмета отвечает на вопрос – что изучает данная наука, понятие метода – как она это делает. Метод ТГПвключает способы, приемы, средства изучения. Метод есть теория, обращенная к практике исследования.

Методы подразделяются на общие, распространяемые на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные, используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки.Методология ТГП представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.

В ТГП, наряду с принципами, различают методы научного исследования. Группы методов: общелогические, общенаучные, частнонаучные.

Под общелогическими методами понимают совокупность интеллектуальных приемов для достижения истинного знания об изучаемой реальности (дедукция, индукция, анализ и синтез, методы рассуждения по аналогии от противного, доказательство от абсурдного, абстрагирование). Эти методы лежат в основе исследований во всех областях научного знания. При помощи только приемов формальной логики невозможно получить новые знания, поэтому в ТГП необходимо применять другие методы, используемые многими социальными науками.

Это - общенаучные методы, т.е. способы, при помощи которых предлагается объяснение тех проблем, которые были поставлены:(функциональный, структурный, системный, сравнительный, исторический, генетический).

Частнонаучные- методы различения сферы сущего и должного в праве, специально-юридическое толкование текстов права, различение буквы и духа закона.

Методы научного анализа в ТГП используются на различных уровнях исследования (описание, классификация, объяснение, критика результатов исследования).

Функциональный метод - заключается в выявлении у различных социальных объектов способов их существования. В ТГП применяется при анализе социального назначения государства и права и др.

Структурный метод в социальных науках - это выявление у социальных объектов устойчивых внутренних связей.

Системный метод в социальных науках - это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой. В ТГП отражением применения системного метода являются такие понятия, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система.

Сравнительный метод - это сопоставление одного социального объекта с другими с целью выявления их сходства или различия. Для ТГП имеет значение сравнение на уровне нормы права.

Исторический метод в ТГП предполагает фиксацию во времени отдельных этапов и стадий развития права и государства.

Генетический метод в социальных науках позволяет ответить на вопрос о происхождении явлений. В ТГП этот метод используется при решении проблем генезиса права, государства и ряда других проблем.

Диалектический метод - это метод познания явлений действительности в их развитии. Этот метод дает возможность объяснить развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Для ТГП значение имеют социологический, философский, антропологический и другие подходы.

Функции науки ТГП

Функции ТГП:

1) Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. ТГП отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба.

2) Гносеологическая функция-изучение природы познания, его отношения к реальности. ТГП способствует развитию правового познания.

3) Эвристическая функция - искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии.

4) Методологическая функция. ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. ТГП формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом.

5) Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Венцом политики выступает государственная власть. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

6) Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. ТГП приводит в систему идеи о государственном праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры, воздействует на общественную жизнь, поведение людей,на регулирование общественной жизни в целом.

7) Практически-организаторская функция. ТГП служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.

8) Прогностическая функция - анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

9) Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет "заглянуть" в будущее государственности.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Теория насилия

Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права является теория насилия.- главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.(Гумплович, Каутский)

Патриархальная теория

основателем считается философ Аристотель- государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. (Аристотель,Михайловский,Фильмер и др)

Психологическая теория.

Основные причины возникновения государства и права в особенностях психики человека, в "импульсах" и в эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права.(Коркунов,Петражицкий)

Органическая теория

Государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком.(Спенсер,Блюнчли,Вормс)

расовая теория Люди вследствие их психологической и физической неравноценности образуют высшие и низшие классы(Габино,Ницше)

Теологическая Право и гос-во созданы Богом. (Аквинский,Лебюфф,Эйве,Кост-Флорэ)

Инцеста (Леви-Строс)Запрет кровосмешения является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризация общества и возникновение гос-ва.

Гидравлическая или ирригационная (Витфогель)Гос-во возникает из необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных систем

Марксистская (Маркс,Энгельс,Ленин)В результате общественного разделения труда выросла производительность труда,человек стал производить больше,чем потреблять-появился избыточный продукт,который накапливался у определенной группы людей.Появился класс имущих и класс неимущих,между которыми возникают противоречия,отсюда потребность в гос-ве и праве для подавления класса неимущих.

Патримониальная теория

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

Феодальный тип государства.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне.

Классовая дифференциация определенным образом сочеталась делением на сословия, то есть на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий.

Большинство функций феодального государства обуславливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили армия, отряды полиции и жандармерии, органы по сбору налогов и суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов.

Феодальный тип государства и права исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя основными путями. Первый — это путь постеленного разложения рабовладельческого экономического и социально-политического строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя. Второй — это путь постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального строя. Несмотря на разнообразие путей возникновения феодального строя у различных народов, в целом этот процесс заключался в одном и том же. А именно, с одной стороны, он состоял в образовании крупного землевладения и превращении светской и духовной знати в класс феодалов, а с другой — в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян-общинников и несвободных землевладельцев, оставшихся от прежней формации, в феодально-зависимых от крупных землевладельцев либо от государства крепостных крестьян

Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них феодальной ренты. Существовало три основных формы или разновидности ренты: отработочная рента (крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю), натуральная (крестьянин должен был отдавать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник продукции своего ремесла), денежная рента (крестьянин или ремесленник должны были уплачивать феодалу определенную сумму денег). Нередко отработочная рента сочеталась с денежной или натуральной рентой. В качестве политической организации господствующего класса феодалов-крепостников это государство было призвано осуществлять роль орудия подавления и угнетения масс — крепостных крестьян и ремесленников, охранять частную собственность феодалов на землю, служить в качестве одного из важнейших средств сохранения и укрепления их экономического и социально-политического господства. Социальную сущность феодального государства составляла, таким образом, ничем не ограниченная власть класса феодалов. Выполняя волю и интересы господствующего класса феодалов, крепостническое государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри господствующего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крепостных крестьян и ремесленников и других слоев населения. Внешние функции феодального государства соответствовали внешнеполитическому курсу господствующего класса, отражали характер его активности на международной арене, выступали как основные направления деятельности феодального государства во внешней среде. Эти функции состояли в захвате и ограблении чужих территорий, в установлении и поддержании торгово-экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападения извне. Действовавшее право, особенно в раннефеодальный период, практически не ограничивало феодалов в вопросах ведения захватнических войн и присвоения чужих территорий. Церковь обладала огромными экономическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей и поведение людей. Она всячески насаждала и защищала религиозное мировоззрение, освящала феодальный строй, вела беспощадную борьбу со всякого рода отступлениями от церковных канонов и догматов — ересями. Борьба с ересями находила широкое отражение в феодальном праве.

 

Гос. служба и гос. служащие

Гос. служба – это вид общественно-полезной деятельности, который имеет публичный характер, представляет собой единый институт, комплектуемый из профессионально подготовленный граждан данного государства, предназначенный для службы государству и обществу в целом.

Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Общепризнанным является подразделение государственной службы на два вида: гражданскую и милитаризованную (например, военная служба, служба в” органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба). Гражданская служба может быть общефункциональной - осуществление государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации субъекта РФ, министерствах); специальной - реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих выраженную отраслевую компетенцию, которая определяет специфику деятельности персонала.

Виды гос. службы (РФ):

1. Класс «А» - государственно-политические должности РФ и субъектов РФ, а так же все представители судебной власти.

2. Класс «Б» - класс патронатных должностей; должности, необходимые для осуществления деятельности должностных лиц класса «А»

3. Класс «В» - административные должности. Они устанавливаются самими гос. органами и являются поддержкой в осущ-нии их полномочий.

Евросоюз:

1. Класс «а» - административно- конституционные должности

2. Класс «b» - исполнительные должности

3. Класс «с» - канцелярский персонал

4. Класс «d» - обслуживание

5. Класс «е» - переводчики

Классификация должностей в РФ:

1) Действительные гос. советники

2) Советники гос-ва

3) Младший, старший, ведущий, главный, высшие должности

Особенности гос. службы:

-Дискреционные полномочия, т.е. гос. служащий вправе руководить подчиненными сотрудниками, иными организациями и гражданами, но только в пределах своих полномочий, установленных законом

-Правонесменяемость, т.е. гос. служащий остается на должности в случае смены гос. режима и т.д.

-повешенное материальное обеспечение со стороны гос-ва, гос. гарантии

-наличие материальных придатков (армия, полиция, тюрьмы)

Государственный служащий — гражданин на государственной службе.

Государственные служащие получают денежное содержание из государственного бюджета или за счет средств местного бюджета.Государственными людьми являются, например, работники различных министерств, ведомств, администраций, военные.

Согласно российскому законодательству выделяется 2 вида государственных служащих: федеральные государственные служащие и государственне гражданские служащие субъекта Российской Федерации. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание также за счет средств федерального бюджета.

 

Форма правления

Это способ организации высших органов гос. власти и управления, характеризующий порядок образования органов, распределение между ними государственно-властных полномочий, качество взаимодействия с населением, степень участия последнего в их формировании.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху пожизненно. Влада монарха передается, как правило, по наследству. Монарх – глава гос-ва, представляющий страну в международных отношениях. Он обладает титулом, привилегиями, атрибутами власти. Содержится за счет средств гос. казны.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Богом.

Все монархии делятся на: абсолютные (теократия, цезарепапизм) и ограниченные (дуалистические и парламентские).

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Теократия в чистом виде подразумевает подчинение гос-ва церкви. Например, Ватикан, Тибет.

В последнее столетие наиболее распространенными являются ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные. Дуализм – система двойного подчинения органов испол. Власти, т.е. пр-во формируется при участии монарха и парламента. Устанавливаются основания и ограничения в праве роспуска парламента монархом. Правительство явл. Органом двойного подчинения, т.е. подотчетно и монарху и парламенту. Формирование ограниченного права вето монарха на решения парламента. Существует «теневой кабинет», дублирующий полномочия правительства, и полностью подчиняющийся монарху.

Парламентская монархия

Формула парламентской монархии: «Царствует, но не правит». Правительство формируется парламентом, существует срок его полномочий и несет перед ним ответственность за осуществление им деятельности.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. Орган утверждается монархом, ликвидируется им же, несет перед ним ответственность за осуществление своей деятельности; монарх обладает правом абсолютного вето на все решения представительного органа. Все остальные полномочия у монарха. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Признаки:

1. Производность. Высшие гос. органы производны от воли избирательного большинства

2. Срочность. Это высшие гос. органы, избираются и назначаются на опред. срок.

3. Юр. ответственность высших должностных лиц (импичмент президента)

4. Наличие независимого правосудия. Независимость определяется формальными критериями.

5. Наличие системы разделения властей.

Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

"Республиканская монархия"

В современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

3.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки

Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт, как:

2.1. высокая степень централизации государственного аппарата;

2.2. гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного положения;

2.3. важная роль армии в политической жизни;

2.4. преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего поста президента);

2.5. почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.

Одной из основных отличительных особенностей этой формы правления по сравнению с США явилась и значительно большая концентрация власти в руках президента, а также абсолютизация роли исполнительной власти.

Соединяя в своих руках функции главы государства и главы правительства, свободного от парламентской ответственности, президент, как правило, являлся также главнокомандующим вооруженными силами республики, что в совокупности с его правом объявлять в стране чрезвычайное или осадное положение превращало его, по словам известного мексиканского юриста Д. Косио Вильегаса, в “судью последней инстанции и верховного арбитра при решении конфликтов между теми, кто управляет, и теми, кем управляют”.

Характерной чертой президентской формы правления в условиях авторитарных режимов обычно служит наделение исполнительной власти столь широкими законодательными полномочиями, что конгресс превращается в декоративный придаток правительства всевластного президента. Президентское законодательство является по существу основным, а подчас и единственным законодательством в стране.

3.3. “Монархическая республика” в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть.

 

Гражданское общество в РФ

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Реальность XX в.— российское гражданское общество. Однако многие его черты и качества еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления.

Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений.

 

Теории.

Теория «естественного права» - наряду с позитивным правом, созданным государством, существует высшее «естественное право», свойственное человеку от природы, причём последнее служит критерием оценки права позитивного. Всё в позитивном праве, что противоречит «праву естественному», недостойно уважения и не должно считаться правом.

Юридический позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению правопорядка. Согласно этой теории, право есть результат только правотворческой функции государства.

Нормативизм – это крайнее проявление формализма в теории права. Сторонники этой теории относят право к сфере долженствования, которая никак не связана с миром бытия, не зависит от него и видят силу права в самом праве. Сила одних норм опирается на другие высшие нормы, но не на реальные факторы

Представители психологической школы права первичным в праве видят правовое переживание, правовые эмоции.

Теория солидаризма в праве базируется на двух положениях: человек – существо, сознающее своё положение; человек – существо общественное, он не может жить обособленно. Общество функ<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.29 (0.012 с.)