ТОП 10:

Форма гос-ва :понятие, структура, методологическое значение



Форма гос-ва - это сложное комплексное понятие, которое характеризует порядок образования высших органов гос. власти, управления, их взаимодействие с населением, распределение государственно-властных полномочий, компетенция между центральными, региональными и местными органами власти, а так же содержание власти, выраженное в средствах, приемах, методах её осуществления.

Форма государства подчер­кивает особенности его внутренней структуры, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику территориальной организации государства, методы осуществления властной деятельнос­ти, взаимоотношение органов государственной власти с отдельной лич­ностью и гражданским обществом в целом.

Форма государства — внешний показатель, она позволяет оценить такие факторы, как структуру верховной власти, демократичность влас­ти, взаимодействие государства и личности.

Понятие формы гос-ва в своем развитии прошло несколько этапов. Основы понятия заложены в античности. Они характеризовали организацию высших органов гос. власти и управления в античных полисах и, как правило, основные способы организации гос. власти описывали не только какими органами данная власть определена, но и методы, приемы осуществления реализации власти. Однако, историческое развитие гос-в, расширение территорий, их захват и присоединение, выявили пробоину различных способов распределения государственно-властных полномочий в пространстве.

Проблема территориальной организации власти, взаимодействие центральных, региональных, местных органов, начала исследоваться уже в буржуазный период, и к середине 20 века ученые поднимают проблему общих способов, приемов и средств реализации власти гос. органами. Таким образов в современной науке форма гос-ва характеризует:

- способы организации гос. власти в лице её высших органов и распределения полномочий между ними

-территориальная организация власти

-содержание мер по осуществлению реализации власти

Достаточно многие авторы определяют форму государства как совокупность 3 элементов:

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3. Государственно-правовой режим

Теоретическое значение понятия «форма государства» для юридической науки достаточно велико, т.к. оно позволяет выявить характер взаимосвязей и взаимодействия всех уровней и видов гос. органов, их соподчиненности друг другу, способы и формы взаимодействия с обществом, возможности общества влиять на структуру, организацию, разработку и реализацию гос.политики.

Кроме того, научно-методологическое значение понятия, его анализ, позволяет разрабатывать обще-универсальные модели устройства гос-ва, предлагать образцы и варианты, соответствующие объективным условиям исторического развития того или иного общества, обеспечивать проведение последовательных и эффективных гос. реформ.

В теор. Моделях формы гос-ва обобщается весь исторический опыт гос. строительства человеческой цивилизации.

 

Форма правления

Это способ организации высших органов гос. власти и управления, характеризующий порядок образования органов, распределение между ними государственно-властных полномочий, качество взаимодействия с населением, степень участия последнего в их формировании.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху пожизненно. Влада монарха передается, как правило, по наследству. Монарх – глава гос-ва, представляющий страну в международных отношениях. Он обладает титулом, привилегиями, атрибутами власти. Содержится за счет средств гос. казны.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Богом.

Все монархии делятся на: абсолютные (теократия, цезарепапизм) и ограниченные (дуалистические и парламентские).

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Теократия в чистом виде подразумевает подчинение гос-ва церкви. Например, Ватикан, Тибет.

В последнее столетие наиболее распространенными являются ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные. Дуализм – система двойного подчинения органов испол. Власти, т.е. пр-во формируется при участии монарха и парламента. Устанавливаются основания и ограничения в праве роспуска парламента монархом. Правительство явл. Органом двойного подчинения, т.е. подотчетно и монарху и парламенту. Формирование ограниченного права вето монарха на решения парламента. Существует «теневой кабинет», дублирующий полномочия правительства, и полностью подчиняющийся монарху.

Парламентская монархия

Формула парламентской монархии: «Царствует, но не правит». Правительство формируется парламентом, существует срок его полномочий и несет перед ним ответственность за осуществление им деятельности.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. Орган утверждается монархом, ликвидируется им же, несет перед ним ответственность за осуществление своей деятельности; монарх обладает правом абсолютного вето на все решения представительного органа. Все остальные полномочия у монарха. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Признаки:

1. Производность. Высшие гос. органы производны от воли избирательного большинства

2. Срочность. Это высшие гос. органы, избираются и назначаются на опред. срок.

3. Юр. ответственность высших должностных лиц (импичмент президента)

4. Наличие независимого правосудия. Независимость определяется формальными критериями.

5. Наличие системы разделения властей.

Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

"Республиканская монархия"

В современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

3.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки

Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт, как:

2.1. высокая степень централизации государственного аппарата;

2.2. гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного положения;

2.3. важная роль армии в политической жизни;

2.4. преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего поста президента);

2.5. почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.

Одной из основных отличительных особенностей этой формы правления по сравнению с США явилась и значительно большая концентрация власти в руках президента, а также абсолютизация роли исполнительной власти.

Соединяя в своих руках функции главы государства и главы правительства, свободного от парламентской ответственности, президент, как правило, являлся также главнокомандующим вооруженными силами республики, что в совокупности с его правом объявлять в стране чрезвычайное или осадное положение превращало его, по словам известного мексиканского юриста Д. Косио Вильегаса, в “судью последней инстанции и верховного арбитра при решении конфликтов между теми, кто управляет, и теми, кем управляют”.

Характерной чертой президентской формы правления в условиях авторитарных режимов обычно служит наделение исполнительной власти столь широкими законодательными полномочиями, что конгресс превращается в декоративный придаток правительства всевластного президента. Президентское законодательство является по существу основным, а подчас и единственным законодательством в стране.

3.3. “Монархическая республика” в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.116 (0.01 с.)