Правоприменительная практика как источник права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоприменительная практика как источник права



Правоприменительная практика – ставшее общепринятым юридически значимое поведение судей и других правоприменителей, основанное на сложившемся истолковании правовых норм или восполнение их пробелов и неясностей.

Источники права - это закономерные и объективные процессы общественной жизни, а также деятельность специальных субъектов, направленные на определение содержания юридической нормы в виде принятых в данном государстве и обществе официальных форм их выражения. В зависимости от того, чем или кем предопределено возникновение источника права, вызван ли он к жизни объективными факторами или человеческой деятельностью, все источники права можно подразделить на социальные и легальные.

социальные источники права - сложная система факторов общественной жизни, прямо или косвенно, с различной степенью выраженности на конкретном этапе исторического развития государства и общества влияющих на содержание права и инициирующих формирование его источников.

Легальные источники права - целенаправленная деятельность специально уполномоченных государством субъектов, урегулированную нормами права и имеющую своей конечной целью и результатом создание правовых норм через принятые в данном обществе формы и способы выражения государственной воли. Юридические источники, или формы права, делятся на установленные государством: нормативные акты - законы и подзаконные акты, и на санкционированные им: правовой обычай, нормативный договор, нормативные акты общественных объединений, юридическая практика, правовая доктрина, религиозные нормы.

2. Критерием типизации правовых систем, объединения их в основные правовые семьи выступает культурологический облик источников права, включающий в себя особенности правообразования и правотворчества, традиции формирования источников права, национальные черты законодательной техники, правовой

культуры, приоритет отдельных юридических источников в деятельности правоприменительных органов. По критерию характерности, «при-

нятости» той или иной формы права для конкретной правовой семьи, все источники можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Нетрадиционные источники права - система нормативных предписаний, создаваемых в процессе правоприменительной деятельности специально не уполномоченными на то государственными органами, или хотя и уполномоченными органами, но при дополнительном, характере применения таких предписаний, возникающих в практике правового урегулирования без прямого государственного вмешательства, но при последующем государственном одобрении. Правоприменительная практика в узком смысле представляет собой накопленный в области индивидуального регулирования общественных отношений социально-правовой опыт, который при этом тесно примыкает к системе нормативных средств правового регулирования и является по своей сути дополнительным источником права.

Причинами существования практики правоприменения в российской правовой системе выступают различные факторы. Первая группа таких факторов представлена внутренними потребностями социальной системы по урегулированию юридическими нормами вновь возникающих или изменившихся, модифицированных общественных отношений. Вторая группа факторов связана с процессами интеграции России в международную экономическую и правовую систему. Третья группа факторов обусловлена несовершенством и дефектностью норм позитивного права, содержащихся в традиционных юридических источниках.

Правоприменительная практика подразделяется на 1) текущую, 2) прецедентную и 3) обобщенную. Схема формирования правоприменительной практики: прецедент толкования —* прецедент применения —* правоположение —> деловое обыкновение. Прецедент толкования есть сформулированный в деятельности органов применения права образец нормативного толкования норм права с целью их конкретизации или же их нового актуального понимания и применения с учетом познанной на момент разрешения юридического дела государственной воли, привносящий элемент новизны в правовое регулирование однородных общественных отношений.

Прецедент применения правовой нормы - стандартизированное правило понимания и применения определенных норм права, состоящее в а) стандартизированном массовидном применении нормы по однородной категории дел в контексте единожды ранее состоявшегося ее принципиального истолкования; или же б) постепенно унифицировавшееся применение нормы при разрешении однородной категории дел без официального ее толкования в индивидуальном акте применения права по конкретном делу; или же в) выработка по однородной категории дел требований к минимально допустимой совокупности доказательств, их доброкачественности и достаточности для суждения о наличии или отсутствии юридически значимых для разрешения дела обстоятельств, а в конечном счете - для юридической квалификации фактической основы правоприменительного дела.

Правоположения - это выработанные в наиболее сложных ситуациях текущего правоприменения на основе получивших признание в юридической практике прецедентах толкования и прецедентах применения конкретизированные общие правила, выступающие вспомогательным источником права и тем самым дополнительной правовой основой разрешения юридического дела..

Обобщающая практика возникает в результате издания органамиприменения права интерпретационных актов не в связи с потребностями конкретного правоприменительного дела, а на основе анализа множества дел однородной категории со сходной юридической основой.

Руководящая практика, аккумулированная в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, является дополнительным, вспомогательным источником права, нетрадиционным по своему происхождению и юридической силе.

Правотворческое толкование - это осуществляемое высшими судебными инстанциями РФ и, прежде всего Конституционным Судом РФ в порядке судебно-конституционного нормоконтроля официальное толкование правовых норм, в результате которого лишаются юридической силы нормы права, признанные не соответствующими конституционному законодательству, а вынесенный по его результатам акт в своей мотивировочной части становится источником права в той мере, в которой он властно выражает уяснение и разъяснение абстрактных положений конституционного текста.

Функции правоприменительной практики - это основные и наиболее существенные направления ее воздействия на состояние правовой системы конкретного общества. Они подразделяются на общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным функциям относятся: а) адаптационная, или приспособительная, функция, направленная на сглаживание противоречий между общественной жизнью и имеющимися правовыми нормами в традиционных юридических источниках права; б) функция ценностно-ориентационная, через которую практика правоприменения проявляет себя как критерий истинности и легитимности действующего позитивного права.

Специально-юридические функции практики правоприменения делятся на две группы. Первая группа представлена производной от правоприменительной деятельности вообще функцией индивидуального регулирования общественных отношений. Вторую группу составляют те функции, которые характеризуют качественное своеобразие практики правоприменения и ее конкретную роль в правовом регулировании: 1) правотворческая функция практики, через которую проявляется регулирующий эффект властной правореализации, когда нормы традиционных источников «не справляются» в части или полностью с поставленной перед ними задачей регулирования общественных отношений. Она реализует себя через две особые подфункции: а) совершенствования законодательства, или косвенного влияния на правовое регулирование; б) прямого, или непосредственного, влияния практики на правовое регулирование общественных отношений, когда практика выступает нетрадиционным источником права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.004 с.)