Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Государственное правовое воздействие на экономику, политику и культуру.
Содержание книги
- Место ТГП в системе общественных наук
- Восточный тип государства и права.
- Гос. орган: понятие, признаки, виды
- Форма гос-ва :понятие, структура, методологическое значение
- Понятие и признаки и функции политической системы общества.
- Источники права. Основные виды источников (форм) права
- Правоприменительная практика как источник права
- Структура нормативно-правового акта
- Система законодательства и ее соотношение с системой права.
- Принципы правотворчества и виды (формы) правотворчества.
- Правоотношение: понятие, признаки, структура.
- Понятие, виды и признаки субъектов права.
- Правонарушение: понятие и признаки
- Правомерное поведение: понятие, признаки, структура, виды
- Понятие и признаки законности
- Государственное правовое воздействие на экономику, политику и культуру.
Похожие статьи вашей тематики
Государственно-правовое воздействие на экономику Как объект государственно-правового воздействия экономика представляет собой сложное и развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII—III вв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства свойственны и присваивающему хозяйству. Производящее хозяйство означало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел производителем продуктов потребления все в большей мере становится человек, а точнее, его труд, который постепенно приобретает черты определяющего элемента производственного процесса. Производительный труд вызвал к жизни новый тип общественных отношений — экономические. В производящем хозяйстве труд человека органично соединяется с действием природных сил. Природа действует в искусственных, созданных человеком условиях. В систему действующих природных сил «встраивается» разумная сила человека, являющаяся катализатором их эффективности. Природный процесс становится элементом производственной деятельности человека. Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право — это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования. Воздействие государства на экономику имеет иной характер. Если право воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны. Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества — также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики. В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Например, с незапамятных времен государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др. В-четвертых, с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. Так, в развитых странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым. В данном случае речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом; контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе производства
Государственно-правовое воздействие на политику Политика — широкое по объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так или иначе соприкасается каждый, и, следовательно, каждый имеет то или иное представление о том, что это за феномен. Итак, воздействие государства на политику может быть различным в зависимости от степени развитости гражданского общества, его институтов. Чем больше политических функций берет на себя государство, тем меньше их остается гражданскому обществу, и наоборот. Исторически гражданское общество постепенно формируется, укрепляется, и государство по мере этого уступает ему такие политические функции, как разработка политических программ, выбор политического курса. Данный процесс проходит в борьбе и противоречиях. Государство не просто аппарат власти, это также сословие чиновников с собственными интересами, не совпадающими с интересами общества в целом. Разумеется, слой управляющих обычно не испытывает желания передавать какие-либо свои властные функции гражданскому обществу, народу. Содержание политики, т. е. вопросы, по которым вырабатывается стратегия действий, многообразно: экономика, вопросы войны и мира, социальные, национальные, экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура государства, совершенствование законодательства и т. д. Очевидно, что политика — дело всего общества, а не только верховной власти. Государство как носитель суверенной власти ответственно за реализацию политического курса по всем направлениям и действует, управляя и принуждая. Успех указанных действий зависит от того, насколько реализуемая политика отвечает интересам общества, насколько общество солидарно с властью. Право воздействует на политику по нескольким направлениям. Прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и т. д.), политические свободы граждан. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств. Далее, право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным. И наконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.
Государственно-правовое воздействие на культуру Государство и право находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой. Термин «культура» многозначен. Наиболее важны следующие его значения: это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Различают материальную и духовную культуру, а в более узком смысле данный термин относят к сфере духовной жизни людей; это уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (политическая культура, правовая культура, культура речи и т. д.); Государство все более становится фактором становления и защиты свободы человека, развития его материальной и духовной культуры. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающего поколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан. Кроме того, государство охраняет и защищает культурные ценности, накопленные человечеством. Наибольшее влияние государство оказывает на политическую культуру, носителями которой являются общество, партии и политические лидеры, граждане. Развитие политической культуры в свою очередь образует важнейшую предпосылку развития и нормального функционирования политической системы общества, всех ветвей государственной власти. Государство заботится и о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры. Право создает оптимальные условия для творчества, для созидания культурных ценностей, для культурного развития человека. Например, в ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». На основе права формируется особый пласт культуры — правовая культура, носителями которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица, социальные группы, политические деятели, граяедане. Для России развитие правовой культуры — актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский период крайнюю форму, называемую правовым нигилизмом.
128. Личность, государство и право. Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин". Человек - родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием. Личность - индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек и гражданин. Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой правового статуса личности -является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс. В каждой отрасли права существуют свои особенные им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности". Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы. В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве. -В обществах, где господствуют тоталитарные принципы правовой статус личности устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством. -В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности, правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов. Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранца; 3) правовой статус лица без гражданства. Гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности. Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации. Выделяют общие и специальные гарантии прав человека и гражданина. К общим гарантиям относят: экономические (материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами); политические (установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством); идеологические (поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности). К юридическим гарантиям относят: совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право.
129. Правовой статус личности. Правовой статус личности - выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. Правовой статус личности находится во взаимодействии с фактическим положением людей, в их взаимоотношениях с государством и обществом. Правовой статус личности - признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса личности. В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: правовые нормы, устанавливающие данный статус; правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего типа. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Специальный статус - фиксирует особенности положения определенных категорий граждан, обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Индивидуальный статус -отражает конкретику отдельного лица и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Понятие правовой статус имеет собирательный характер, т.к. вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; дает возможность проводить сравнение статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования. Конституционный - Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве; принципы 1. Закреплена сфера и характер прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права. 2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их ему от рождения. 3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. 4. Принцип единства прав и обязанностей граждан.
130. Гарантии прав личности Гарантия прав личности - законодательно закрепленная система мер, обеспечивающая условия реального осуществления прав личности, определяющих правовое положение личности в обществе. Гарантии — это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Классификация По сфере действия: международно-правовые гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии. Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты; Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Содружество Независимых Государств и т.д.) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов. Государства — члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. автономные гарантии, -получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на: экономико-правовые, политико-правовые, социально-правовые и правовые. Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров). В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.
|