ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ



Ольховиков Л.А

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Учебные материалы для студентов

Москва 2016

Введение

1. Цели и задачи курса, актуализация проблем ГУ.

2. Государственное управление: природа и содержание понятия.

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy).

Государственное управление - воздействие на общество с целью его развития и совершенствования, осуществляемое государственным аппаратом.

 

Раздел 1. Государство, государственное устройство и государственное управление: исторический, философский и организационный аспекты

Тема 1. Государство и государственное управление.

Понятие и сущность государства.

Государство- политическая организация общества, обладающая верховной властью, осуществляющая его управление и охрану на данной территории; страна, находящаяся под управлением определенной верховной власти.

Функции государства

В самом общем виде – это:

  • решение экономических и социальных проблем;
  • обеспечение целостности государства;
  • управление хозяйством и обществом;
  • оборона собственной территории.

Однако сегодня можно достаточно уверенно назвать признаки современного государства (см. рисунок).

 

Содержание понятия управление: субъект и объект управления.

Вникая в смысл определения управления как процесса воздействия на коллектив людей, можно задаться вопросами: кто воздействует? Кто, кем и чем управляет? В управленческой науке существуют понятия субъекта и объекта управления.

Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления, для вышестоящих руководителей.

Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время все больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т. е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.

Таким образом, центральная фигура в управленческом процессе — человек, который может выступать и как субъект, и как объект.

С позиций государственного управленияИсточник: http://reftrend.ru/353495.html

3. Государственное управление: содержание понятия. Субъекты и объекты ГУ.

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy).

Государственное управление - воздействие на общество с целью его развития и совершенствования, осуществляемое государственным аппаратом.

Такое воздействие обеспечивается силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств.

Государственное управление в широком понимании — регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

 

ГУ – взаимодействие объекта и субъекта управления. Для осуществления процесса управления необходимо наличие трех элементов: субъекта управления, объекта управления и отношений, которые складываются в процессе управления.


Свойства ГУ:

1. Наличие специфического субъекта – государства;

2. Наличие у субъекта властных полномочий(правоприменительных, властных);

3. Масштаб охватываемых управлением общественных явлений(ГУ должно быть направлено на согласование всех интересов населения, нацелено на удовлетворение коллективного управления);

4. Право применение со стороны субъекта управления методов принуждения. Субъект управления - структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние.

Субъектами ГМУ являются соответствующие государственные органы и должностные лица: органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц - от Президента России до начальника паспортного стола. Различные виды управляющих субъектов используют разные полномочия, способы и методы управления. Эти различия в правовом государстве вытекают из закона.

 

Объект управления - структурированная социальная общность, функционирующая под направляющим воздействием управляющего субъекта для достижения общих целей системы управления. Объектом ГУ являются общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц и отдельных граждан, приобретающее общественное значение.

 

В структуре управляемой общественной системы можно выделить три основных уровня управляемых объектов:

1) Человек в проявлениях его сознания, поведения, деятельности. На этом уровне реализуются социальные роли.

2) Коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности. Уровень реализации видов деятельности.

3) Общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений. На данном уровне реализуются формы общественных отношений.

 

В ходе воздействия субъекта на объект реакция последнего может быть различной и зависеть как от характера этого воздействия, так и состояния самого объекта. Чтобы воздействие субъекта на объект было максимально эффективным, необходимо своевременное и точное представление о поведении объекта, которое может дать организация прямых и обратных связей между сторонами этого взаимодействия.


Субъекты РФ

федерализм предполагает демократическую децентрализацию, то есть автономность, самостоятельность территориальных государственных образований, имеющих собственные конституции (уставы), законодательные, исполнительные и судебные органы.

Конституционные основы российского федерализма. Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 года. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов. Конституция России закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации.

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект федерации — название территориальной единицы верхнего уровня в России. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти.

Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

Современная Россия унаследовала перечень регионов от РСФСР (за рядом исключений в виде переименований и преобразований[2]). В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который был включён в текст Конституции РСФСР 1978 года. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя субъектов в Российской Федерации стало 85 (22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа).

 

Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведение и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т. п.). Регламентация прочих вопросов составляет область исключительного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. В пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему государственной исполнительной власти в стране. Уровень самостоятельности субъектов РФ определяется кругом полномочий и предметом ведения. Запрещается односторонний выход субъекта Федерации из союзного государства и одностороннее изменение статуса субъекта.

Тема 4. Система федеральной законодательной и исполнительной власти и органов государственной власти.

 

1. Понятие государственного органа. Характеристика государственных органов. Система органов государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН - составная часть (элемент) государственного аппарата, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Совокупность Г. о. (учреждений, организаций), осуществляющих практическую работу по реализации задач и функций государства, образует целостную, иерархическую систему, называемую "государственный аппарат". Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

 

Принципы системы органов государственной власти:

 

· Единство системы органов государственной власти Российской Федерации

Разделение властей. Конституция РФ закрепляет: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»(ст. 10).

· Демократизм - каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности: свободные выборы, отчетность должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

 

 

 

 

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

 

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти. К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

 

 

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

 

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти - «федеральные органы государственной власти с особым статусом»: Прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академии наук.

Источник: http://reftrend.ru/353495.html

 

Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.

Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст.401 ТК).

 

Ольховиков Л.А

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Учебные материалы для студентов

Москва 2016

Введение

1. Цели и задачи курса, актуализация проблем ГУ.

2. Государственное управление: природа и содержание понятия.

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy).

Государственное управление - воздействие на общество с целью его развития и совершенствования, осуществляемое государственным аппаратом.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.7.202 (0.01 с.)