Форма правления: понятие и виды. Нетипичные формы правления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма правления: понятие и виды. Нетипичные формы правления



 

Форма правления - представляет собой структуру высших органов госуд. власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления.

Монархическая форма правления: Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от волеизъявления населения; 4)юридическая безответственность монарха.

Существуют следующие виды монархий:

Неограниченная - Абсолютная монархия (к сегодняшнему дню уже не существуют) - такая форма правления, при которой верховная госуд. власть по закону всецело принадлежит одному лицу - монарху.

Ограниченная - Конституционная монархия (Осман, Саудовская Аравия, Катар и др) представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Теократическая (в мусульманских странах) - монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. При дуалистической монархии (Монако, Лесото, Бутан) госуд. власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

В парламентарных монархиях (Великобритания, Япония, Швеция и др) право формировать правительство принадлежит не монарху, а парламенту. Монарх царствует, но не правит, хотя и имеет определённые права.

Республиканская форма правления: Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики: 1) выборность власти; 2)ограничение срока; 3) зависимость от избирателей. Существуют следующие виды республик:

Президентская республика (США, Бразилия, Мексика, Египет и др) - в руках президента полномочия главы гос-ва и главы правительства. При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчинённых только ему министров. Парламент не может сместить министров, а президент не может распустить парламент. Президент обладает правом отлагательного вето. Правительство формирует та партия, которая победила на президентских выборах. Выделяют также три модификации данной формы правления:

а) Суперпрезидентская республика (в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии) - президент, опирающийся на армию, явл-ся единовластной фигурой.

б) Президентско-монократическая республика (Гвинея, Тунис, Ирак) - свою роль президент осуществляет пожизненно.

в) Милитарно-президентская республика - вся власть принадлежит военному (революционному) совету.

Парламентская республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия и др.) - верховная роль в организации госуд. жизни принадлежит парламенту. Главная отличительная черта данного вида республики, это способ формирования правительства, правительство формирует партия (коалиция партий) имеющая большинство в парламенте. Правительство несёт ответ-ть только перед парламентом.

Всё чаще создаются смешанные формы правления.

Признаки:

1. Двойная ответственность правительства – перед президентом и перед парламентом.

2. Президент и парламент избираются непосредственно народом.

3. Глава государства – президент, он назначает главу правительства и министров.

4. Парламент контролирует правительство путем вынесения правительству вотума недоверия.

 

Нетипичные формы правления (с отклонениями) - советская республика и выборная монархия (Малайзия - монарх переизбирается через каждые 5-ть лет, хотя в монархии власть переходит по наследству; Объединённые Арабские Эмираты - власть осуществляется не единолично, а в коллегиально - 7-мь чел-к).

 

Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма гос-го устройства – это способ организации территории государства. Характеризует территориальную организацию гос-ва, правовое положение его составных единиц (субъектов), характер взаимоотношений между субъектами, а также между субъектами и гос-вом. По форме гос. устройства все гос-ва делятся на:

1. Унитарные – единое государство, обладающее единой системой гос-ной власти;

2. Федерация – сложное гос-во, состоящее из нескольких государство-подобных образований, которые самостоятельно осуществляют гос-ную власть.

Виды: 1) национальная (СССР, Узбекская ССР); 2) территориальная (США); 3) смешанная (Россия).

1) Централизованная (одно законодательство); 2) децентрализованное (у каждого S разное законодательство);

1) Договорная (вновь возникающее государство, можно расторгнуть договор и S имеют право выделиться); 2) конституционная (создается на основе конституции)

3. Конфедерация – это союз суверенных государств, созданных для достижения определенных целей, бюджет конфедерации состоит из отчислений из бюджетов суверенных государств (Швейцария).

Отличие конфедераций от международной организации в том, что конфедерация это государство, обладающее суверенитетом, а международная – суверенитетом не обладает; у междун-ой организации есть устав, где определены ее полномочия, больше этих полномочий она выполнять не может, а государство может.

 

Нетипичная форма гос-го устройства – Уния (Испания)– характерна для монархических государств, когда два гос-ва объединяются (1 король поженился на королеве 2 гос-ва, у них родился сын и он стал правителем унии).

 

 

Политический режим

 

Политический режим — методы осуществления полит. власти.

В зав. от характера используемых средств и способов управленческого возд-я различают:

Авторитарный режим опирается на авторитет определенной личности - народ фактически отстраняется от формирования гос. власти и контроля за ее деятельностью; вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения; устраняется оппозиция; решения центральной власти реализуются при использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество гос-ва над правом; личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами. Устанавливается полный приоритет интересов гос-ва над гражданином.

Известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, гос. переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей.

При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;

– правящая партия сращивается с гос. аппаратом. Объединение судебной, законодательной, и исполнительной власти в одном органе;

– крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;

– террор по отношению к населению;

Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата;

– управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;

– устанавливаются демократические методы властвования,

Гос-во не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.011 с.)