Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и функции теории государства и права

Поиск

Функции ТГП предст. собой основные напр-я действия данной науки, необх-ые для решения стоящих перед ней целей и задач.

С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) ТГП познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и т.п.

Гносеологическая функция ТГП (гносеология - теория познания) состоит в выработке научных концепций, доктрин, прав. понятий, а также способов, помогающих научному познанию гос-ва и права.

С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов.

Прогностическая функция ТГП проявляется в предвидении изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

Методологическая функция- ТГП создает систему понятий и категорий, применяющуюся в юр. науках.

Идеологическая функция - ТГП приводит в систему идеи и взгляды о гос-ве и праве, воздействует на сознание S и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

Организационно-прикладная - проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению акт-х проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности гос-го управл-я и прав-го регулирования.

Метод науки - совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых наука (обучающийся) постигает предмет. Учение о методах научного познания - методология. Все методы ТГП:

1) Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривает гос-во и право как вечные и неизменные институты, не связанные друг с другом и с иными общ-ми явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования гос-ва и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором); материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе.

2) Общенаучные методы - это приемы, которые применяются лишь на отдельных этапах познания.

Анализ - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

Синтез - изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних соц. явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности и т.д.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования.

3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных наук. К ним относят:

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели массовых повторяющихся государственно-правовых явлений (правонарушения, юр. практика, деятельность гос. органов и т.д.)

Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками.

4. Частноправовые, являющиеся сугубо юридическими, выделяют:

Формально-юридический метод позволяет определять юр. понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Специфич. черта - отвлечение от сущностных сторон права для уяснения и объяснения действующего законод-ва, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств.

 

 

4. Возникновение государства, его предпосылки. Основные формы возникновения государства

 

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общ-го развития и предст-щая собой центр. институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической; договорной; психологич-кой; органической; материалистической; теории насилия и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности влияли многие факторы: социально-экономические, нравственно-религиозные, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали известные им регионы Земли; в-четвертых, на взгляды авторов теорий очень часто влияли их философские и идеологические пристрастия.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины - это пример классической формы возникновения государства, поскольку государство появилось непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Две революции, происшедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и др. гос-ми учреждениями.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками - знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Итак: во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.007 с.)