Правовой обычай и правовой прецедент как источники права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой обычай и правовой прецедент как источники права



Обычай правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного времени. Подразделяют обычаи на неправовые и правовые.

Неправовой обычай - это обычай, который действует в обществе, где право исторически еще не сложилось (обычай родового общества), или регулирует неправовую социальную сферу (сферу этикета).

Под правовым обычаем понимается обычай, получивший санкцию государства и признаваемый вследствие этого источником права.

С развитием государства соотношение между обычаем и законом меняется в пользу закона. Устная форма обычая порождала известные трудности при доказывании в суде факта его существования. Поэтому со временем обычаям придается писаная форма. Санкционирование обычая, т. е. превращение его в правовой, осуществляется путем отсылки к нему в норме закона и (или) путем решения на его основе судебного дела.

До принятия Гражданского кодекса РФ 1994 г. разновидностью обычая рассматривалось обыкновение. Оно понималось как неправовой обычай, действующий в сфере, регулируемой правом. ГК РФ 1994 г. ввел новое понятие — "обычай делового оборота", который признается источником права.

Выделяют три разновидности обычаев.

- Обычаи (в дополнение к закону), служит уяснению смысла тех терминов и фраз закона или судебного решения, которые употреблены в особом, отличном от общепринятого значении (злоупотребление правом, разумная цена и т. д.);

- Обычаи (кроме закона), применяющиеся при пробелах в праве;

- Обычаи (против закона), встречающиеся при коллизии закона и обычая, играют незначительную роль в правовой системе.

Место обычая в системе источников права:

а) полное его отрицание (ст. 7 французского Гражданского кодекса);

б) признание обычая в качестве субсидиарного источника права (Гражданский кодекс РФ);

в) признание за обычаем силы, равной закону и даже превосходящей его (Франция, ФРГ, Япония).

Судебный прецедент - наиболее своеобразный источник права англосаксонской правовой системы. Суть прецедента в обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня, а также в связанности апелляцийонных судов своими прежними решениями. Условием действия системы прецедентов является наличие источников информации о прецедентах, т. е. судебных отчетов.

Соотношение прецедента и закона:

- прецедент со второй половины XIX в. утратил свое верховенство в правовой системе.

- неоднозначность взаимоотношений закона и прецедента, либо приоритетом обладает закон по отношению к прецеденту, поскольку последний может быть отменен нормой закона, либо судебный прецедент по отношению к закону, что вытекает из обязанности суда толковать акты парламента. При этом лишь нормы законодательства, получившие судебное истолкование, считаются частью общего права.

- судьи в известных случаях обязаны применять иностранные прецеденты, что вступает в конфликт с принципом верховенства юрисдикции национальных судов и верховенства конституции в системе источников права. Вместе с тем, будучи санкционированным применившим его судом, судебный прецедент перестает быть иностранным и становится источником национального права.

 

Доктрина и религиозные нормы как источники права

В ряде правовых систем к числу источников права относится также правовая доктрина, т. е. мнения авторитетных ученых по вопросам права. Так, мнения юристов были источником права в Древнем Риме. Важную роль сыграла правовая доктрина в становлении и Развитии мусульманского права. Сегодня она является основным источником этого права.

В странах общего права судьи нередко обосновывают решения ссылками на труды английских ученых. Такие труды, а также юридические учебные руководства называются в этих странах литературными источниками права. Использование доктрины в качестве основы судебного решения предполагает отсутствие при рассмотрении дела необходимой нормы, закона, судебного прецедента или обычая. Поэтому роль доктрины более значительна на тех стадиях развития права, когда государственное нормотворчество еще не получило достаточного развития. И сегодня она остается важной.

Соотношение права и религии имеет глубокие исторические корни. Оно различно в различных цивилизациях, различных мировых религиях. Оно достаточно подвижно и динамично в европейских странах христианской религии. По мере исторического развития этих стран право и религия как социальные регуляторы все более обособляются друг от друга. Но они при нормальном течении общественных процессов не противостоят друг другу, а в определенных ситуациях осуществляют взаимоподдержку. В этих системах социальной регуляции выражаются целесообразные формы человеческого общения и поведения.

Разрушение религиозных основ, где бы оно не происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как в конечном счете право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности.

 

 

Нормативно-правовой акт как источник права. Понятие и классификация НПА

НПА - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов); 2) ФКЗ - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, ФКЗ об арбитражных судах, о военных судах), 3) ФЗ - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, ФЗ и пр.); 4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства - Правительства;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6 ) нормативные акты муниципальных органов;

7 ) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

общефедеральные;

нормативные акты субъектов Российской Федерации;

нормативные акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

нормативные акты неопределенно длительного действия;

временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.007 с.)