Понятие, предмет и структура науки ТГП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и структура науки ТГП



Понятие, предмет и структура науки ТГП

 

Наука, в целом, - это сфера человеческой деятельности – это не только сами истины, но и деятельность по их постижению, систематизации, а также по оптимальному использованию на практике.

ТГП - это общественная, гуманитарная наука.

Объект ее изучения - г-во и право, гос.-правовые явления соц. жизни. ТГП изучает г-во и право в целом.

Предмет ТГП ( конкретный круг проблем, предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте) составляют:

1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

Основные государственно-правовые закономерности: возникновение гос-ва и права, развитие их сущности, эволюция их форм, построение системы органов гос-ва и системы права, осуществление функций гос-ва и права, расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты, укрепление принципов демократии, законности и правопорядка, развитие правосознания и правовой культуры общества, соблюдение, применение, исполнение и использование норм права, развитие юр. науки ТГП и т.д.

ТГП изучает все гос-ва и правовые системы независимо от временных и пространственных характеристик.

2) система основных понятий юриспруденции, общие для всей юр. науки. Разрабатывает систему понятий не только для себя, но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом (право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юр. факт, правотворчество, правонарушение, законность, права и обязанности и др.).

Особенностью ТГП является то, что гос-во и право изучаются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

ТГП – это единая наука, дающая обобщенное представление о гос.-прав. действительности.

Структура ТГП состоит из 2 элементов:

1) Теория гос-ва

2) Теория права

Эти элементы имеют ряд общих вопросов и проблем исследования (напр., вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии и др.).

ТГП в системе общественных и юридических наук

Научные дисциплины, подразделяют на три большие группы: 1) технические (например, механика); 2) естественные (например, физиология); 3) гуманитарные (или общественные, например, экономика).

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения, институты и т.п. Юр. науки - часть гуманитарных наук, поскольку гос-во и право являются соц-ми институтами. Юридические науки можно подразделить на следующие виды:

ТГП;

историко-правовые науки (история гос-ва и права, История политико-правовых учений);

отраслевые юр. науки (констит-ое, гражд-е, адм-ое, угол-е, фин-е, гражданско-процесс-ое и т.п.);

прикладные науки (криминалистика, криминология, суд. медицина, суд. психология и т.п.).

ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаим-ет с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой.

ТГП активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма и т.д.

Используя данные политологии, ТГП рассматривает гос-правовые явления в контексте политической среды. С др. стороны, политология подчас использует теорет-кие выводы и обобщения, связанные с такими соц. институтами, как гос-во и право (понятие, признаки, формы и функции государства)

ТГП, эконом. теория, социология, психология и иные гуманит. науки взаимообогащают друг друга, применяя как общие, междисциплинарные понятия – собственность, общество, благо, интерес и т.д., так и сугубо специальные – гражд. общество и др.

В системе юр. наук ТГП занимает особое место. Общность ТГП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают гос-во и право в целом (историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронолог-ом порядке, ТГП же дает обобщение этих процессов, исследует сущность).

По отношению к отраслевым юр. наукам ТГП выступает как обобщающая категория.

Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.

Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правонарушение, юр. ответств-ть и т.д.).

В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Вместе с тем ТГП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, призвана обобщать отраслевую научную информацию.

Взаимодействие же ТГП с прикладными науками является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве.

Таким образом, особенности ТГП как науки состоят в том, что она является: гуманитарной, предмет которой составляют обществ-е явления – гос-во и право; политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере;

теоретической, изучающей наиболее общие закономерности гос-ва и права. По сравнению со спец-ми юр. науками ТГП изучает гос-во и право в целом (как и положено теории).

Особенности государственной и родовой организации общества

 

Общество возникло намного раньше гос-ва (если общество – около 3-4,5 млн. лет назад, то гос-во – всего 5-6 тыс. лет назад). Особенностью родовой организации общества (или социальной власти в период первобытно-общинного строя) было то, что существовавшие нормы и власть входили в саму жизнедеятельность людей, обеспечивая социально-экономическое единство рода или племени. Это было связано с несовершенством орудия труда, низкой производ-тью и необходимостью в совместном проживании, в распределении продуктов на основе равенства. Развитие же общества послужило общему улучшению условий жизни и возникновению предпосылок для разделения общества не по родству а по иным признакам.

Таким образом, можно выделить следующие основные отличия гос-ной организации общества от родовой:

1) родовая организация основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, а гос-во – на территориальной общности своих граждан или поданных;

2) власть в родовом обществе строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти совпадали), а государственная организация предполагает выборность представителей исходя из их проф. навыков, подготовки.

3) общественная власть родовой организации выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, а гос-во - это особая организация публичной власти, носящей политический характер. При этом политическая власть представляет интересы определенной части населения (некоторой соц. группы или класса) и реализация этой власти осуществляется особым аппаратом гос. служащих, кот. отделены от общества и выполняют управленческие функции, получая денежное вознаграждение.

В то время, как управление в родовом обществе не выделяло, не обособляло человека от общества. Органами власти выступали родовые собрания, старейшины.

 

 

Таким образом, государство – это суверенная организация политической публичной власти, объединяющая всех людей в пределах определенной территории.

Политический режим

 

Политический режим — методы осуществления полит. власти.

В зав. от характера используемых средств и способов управленческого возд-я различают:

Авторитарный режим опирается на авторитет определенной личности - народ фактически отстраняется от формирования гос. власти и контроля за ее деятельностью; вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения; устраняется оппозиция; решения центральной власти реализуются при использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество гос-ва над правом; личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами. Устанавливается полный приоритет интересов гос-ва над гражданином.

Известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, гос. переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей.

При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;

– правящая партия сращивается с гос. аппаратом. Объединение судебной, законодательной, и исполнительной власти в одном органе;

– крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;

– террор по отношению к населению;

Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата;

– управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;

– устанавливаются демократические методы властвования,

Гос-во не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.

Признаки

1. Господство права

2. Верховенство закона - означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами. Верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.

3. Разделение властей - государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина - правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

5. Взаимная ответственность личности и государства - в правовом государстве делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами (государство отвечает перед личностью в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или злоупотреблений предоставленными ему правами).

Понятие и признаки права

Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.). В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения - право именно в объективном смысле. Т.О. право - есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу.

признаки заключаются в следующем:

1) право носит волевой характер

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены,

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

 

Соотношение права и морали

Мораль — самый сложный регулятор – правила поведения, нормы, построенные на господствующих в обществе представлениях о добре и зле.

Право – это система норм, формальных и общеобязательных, связанных с государством. Государство придает официальность праву и защищает его.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включа­ет в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что:

во-первых, они представляют собой разновидности социаль­ных норм, обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

во-вторых, право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование об­щественной жизни;

в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирова­ния — общественные отношения;

в-четвертых, право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъек­тов;

в-пятых, право и мораль выступают в качестве фундамен­тальных ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ данных явлений за­ключаются в следующем.

1. по способам их установления, формирования -право со­здается государством, нормы морали возникают и развиваются спонтанно, создаются человечеством.

2. по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается, мораль опирается на силу общественного мне­ния.

3. по форме их выражения, фикса­ции. Правовые нормы закрепляются в специальных юриди­ческих актах государства (законах, указах, постановлениях), моральные нормы и принципы, не закрепляются нигде – устная форма.

4. по способу воздействия на сознание и поведение людей. Способом воздействия права является страх наказания, а в морали – совесть.

5. по характеру и порядку ответ­ственности за их нарушение. Право – государственное принуждение, юридическая ответственность; мораль – общественное порицание, нарушитель подвергается моральному осуждению, к нему применяются меры общественного воздействия (вы­говор, замечание, исключение из организации и т.п.).

6. по уровню требований, предъ­являемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон.

7. по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового. Право, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни.

9. У права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ. Мораль и право осуждают совершение правонарушений и особенно преступлений.

Всякое противоправное поведение - противонравственно. Право и мораль предписывают соблюдать за­коны.

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправ­ления правосудия, деятельности органов правопорядка, юсти­ции (при разрешении кон­кретных дел).

ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.

У права и морали разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало колли­зий. Мораль же более подвижна, динамична, актив­нее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.

 

признаки право мораль
Общеобязательность + +
Способ фиксирования письменная устная
Способ воздействия Страх наказания совесть
Источники формирования государство человечество
Способ наказания Государственное принуждение Общественное порицание

 

 

Классификация

В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов.

Различают национальны е правовые системы и правовые семьи.

Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования).

В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи:

Романо-германская правовая семья - относятся системы права Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Россия и др.

Признаки правовой системы: главный источник - нормативно-правовой акт; писаные конституции, кодифицированные нормативные акты, подзаконные НА, правовой обычай и юр. прецедент – вспомогательные источники, на 1 месте права человека.

Англосаксонская правовая система -относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Признаки системы: основной источник права - судебный прецедент, в формировании права участвуют суды; отсутствуют кодифицированные отрасли права; отсутствует деление права на публичное и частное; законы выступают в ка­честве дополнительных источников; на 1 месте – права человека.

К семье религиозного права - правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.. а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Признаки: главный творец права – Бог, поэтому в юр. предписания нужно верить и соответственно строго соблюдать; источники права - религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в
частности, в Коране, Сунне, Иджме; отсутствует деление права на частное и публичное; нормативно-правовые акты имеют вторичное значение; судебная практика не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

Семья традиционного права -Мадагаскар, ряд стран Африки и Дальнего Востока.

Признаки: доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, судебная практика не выступает в качестве основного источника права;

Классификация норм права

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретныхюридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных oтношений с учетом присущих им особенностей и т.д.;

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на
конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и
процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

- Императивные (содержащие властные предписания);

- диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

- рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные
(указ Президента о введении ЧП в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (устанавливают права и обязанности участников правоотношений) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на
общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и
специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц -
пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно
определенные (нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один – например, в УК РФ - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны,), региональные (действуют на терригории субъектов РФ) и локальные (действуют на территории
конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие
возможность совершать определенные действия, например принять завещание), обязывающие
(предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить
убытки) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать
правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными
(законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

 

 

44.Понятие и виды форм (источников) права

Форма права - это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения.

Выделяют 4 основные формы права:

1) нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм права;

2) правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. В российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового

оборота);

3) Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.

4) Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). Участники, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения – новую норму права.

 

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Виды правовых отношений.

1. По отраслевому признаку: государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д.

2. Различают регулятивные - возникают из правомерных действий субъектов и охранительные – возникают из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.

3. По степени конкретизациии и субъектному составу:

- абсолютные - точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий для его реализации. В этом смысле, например, право собственности является абсолютным.

- относительные - строго определены обе стороны (например, "должник-кредитор", "продавец-покупатель"). Их можно назвать поименно.

- общерегулятивные - выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, правопорядок). Они возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов.

4. По характеру обязанностей: активные - обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного и пассивные – обязанность сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

5. Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом);

6. кратковременные и долговременные.

Состав правоотношения

Содержание правоотношений. В любом правовом отношении выделяются фактическое, юридическое и волевое содержания. Фактическое (экономическое, политическое и т.д.) содержание не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов. Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы.

Структура правоотношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) содержание правоотношения – права и обязанности сторон.

Субъект правоотношения - это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения.

┌────────────────────────────────────┐

│ СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ │

└─────────────────┬──────────────────┘

┌──────────────────────┼──────────────────────┐

┌────────┴────────┐ ┌────────┴───────┐ ┌──────────┴─────────┐

│ Субъект │ │ Объект │ │ Субъективное право │

└─────────────────┘ └────────────────┘ ├────────────────────┤

│ Юридическая │

│ обязанность │

└────────────────────┘

 

Стадии применения права

Применение норм права представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий 5:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по
гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины но делу - совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины его совершения (что-где-когда-кто-как и почему)

При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной.

Абсолютная объективная истина - полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.

На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Необходимо, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный. Неосторожность тоже бывает двух видов - легкомыслие или небрежность.

Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии - выносится правоприменительный акт (приговор суда по уголовному делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным.

 

Виды юридических коллизий

1. Юридические коллизии - 6 родовых групп: 1) коллизии между НА или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних итех же предписаний); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц; 5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу); 6) коллизии между национальным и международным правом.

2. Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов;

3. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами. Разрешаются в
пользу Конституции.

4. Коллизии между обшефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между
конституциями и уставами. Приоритет имеют обшефедеральные.

5. Коллизии между Конституцией РФ и Федеративным договором, а также двусторонними
договорами между федеральным центром и отдельными территориями, равно как и расхождения между
договорами самих субъектов. Разрешаются на основе положений общефедеральной Конституции
(раздел 2, ч. 1, абз. 4 Конституции РФ).

6. Коллизии между национальным и международным правом. Приоритетимеют международные нормы

Способы толкования права

Способы толкования - конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя - в целях правильного ее применения.

Грамматическое толкование - анализ нормы права с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, соединительных иразъединительных союзов, знаков препинания и т.д.

Логическое толкование - анализ нормы права на основе законов логики. При данном способе выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трех ее элементов - гипотезы, диспозиции и санкции; устраняются возможные логические противоречия. Важно правильно понять не только то, что сказал, но и то, что хотел сказать законодатель, его логику.

Систематический способ -норма права должна толковаться не изолированно, а в контексте других норм. Особенно это касается отсылочных и бланкетных норм. Для правильного понимания общего смысла нормы имеет значение ее относимость к отрасли права, институту; местоположение в отдельном акте. При данном способе упор делается на внешние связи. Такой прием помогает выявить и устранить коллизии между различными предписаниями, найти нужную норму при применении аналогии закона.

Историко-политическое толкование обращается внимание на те социальные условия, в которых была принята норма, - не отпали ли эти условия, не изменилась ли политическая и экономическая ситуация. Важно выяснить, в чем заключалась необходимость в принятии данного акта, сохраняется ли эта необходимость.

Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий. В данном способе толкуются не отдельные слова и выражения, а целые юридические констру



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.112 с.)