Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки, формы и виды применения права

Поиск

Правоприменение - особая форма реализации права.

Правоприменение требуется в тех случаях,когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государств(признание гражданина в судебном порядке умершим)

Признаки правоприменения:

1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган. Не могут применять нормы права граждане.

2) имеет государственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок приме­нения права регламентирован специальными (процедурными) юридически­ми нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - граж­данское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

6) представляет собой сложный, стадийный процесс;

7)имеет творческий характер;

8) результаты правоприменения оформляются - актом применения права.

Правоприменение - государственно-властная деятельность, осуществляемая компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленная на содей­ствие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-кон­кретных решений.

Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение - осуществляется не по по­воду правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм (назначение пенсии, обмен жилых помещений, выде­ление земельного участка). По-другому можно сказать, что позитивное при­менение - это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций в случае нарушения диспозиций.

 

Стадии применения права

Применение норм права представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий 5:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по
гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины но делу - совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины его совершения (что-где-когда-кто-как и почему)

При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной.

Абсолютная объективная истина - полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.

На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Необходимо, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный. Неосторожность тоже бывает двух видов - легкомыслие или небрежность.

Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии - выносится правоприменительный акт (приговор суда по уголовному делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным.

 

Акты применения права: понятие, признаки, структура, виды

Правоприменительный акт - официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права - призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые.

Наиболее характерные признаки:

1. они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых
можно назвать поименно (например, приговор суда). Этим они отличаются от нормативных актов;

2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства, органов МСУ, др.; за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3. несодержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются
источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;

4. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между
тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют;

5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не
распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6. обеспечиваются государственным принуждением.

Не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (справки, доверенности, квитанции, дипломы и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки.

Правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами) - место и время вынесения, дата, подпись, печать, кем издан и т.д.

Структура: описательная часть, мотивировочная и резолютивная, в которой излагается само решение.

Виды правоприменительных актов.

По отраслевому признаку: уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания: акты судебных органов, органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства.

По юридической природе: правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям: правообразуюшие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза).

По форме выражения: письменные и устные; акты-документы и акты-действия. Акты-действия могут быть подразделены на словесные (распоряжение руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину).

По названию: акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, указания и т.д.


Юридические коллизии. Способы их разрешения

Юридические коллизии - расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентнымиорганами и должностными лицами своих полномочий.

Причины коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, относятся: противоречивость, изменчивость регулируемых правом общественных отношений.

К субъективным причинам - те, которые зависят от воли и сознания людей - законодателей, представителей власти (низкое качество законов, пробелы, непродуманность правового материала и др.).

Виды юридических коллизий

1. Юридические коллизии - 6 родовых групп: 1) коллизии между НА или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних итех же предписаний); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц; 5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу); 6) коллизии между национальным и международным правом.

2. Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов;

3. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами. Разрешаются в
пользу Конституции.

4. Коллизии между обшефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между
конституциями и уставами. Приоритет имеют обшефедеральные.

5. Коллизии между Конституцией РФ и Федеративным договором, а также двусторонними
договорами между федеральным центром и отдельными территориями, равно как и расхождения между
договорами самих субъектов. Разрешаются на основе положений общефедеральной Конституции
(раздел 2, ч. 1, абз. 4 Конституции РФ).

6. Коллизии между национальным и международным правом. Приоритетимеют международные нормы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.103 (0.008 с.)