Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра международного права и государствоведения

Поиск

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЯ

Е.В. САФРОНОВА

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Учебно-практическое пособие

 

Белгород 2007 г.


ББК …..

УДК ……

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Белгородского государственного университета

 

Автор-составитель: д.ю.н. Е.В. Сафронова

Рецензенты: д.ю.н., проф. И.А. Исаев

 

 

Международное право: Учебно-практическое пособие / Сост. Е.В. Сафронова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.

 

Учебно-практическое пособие по курсу «Международное право» для студентов заочной формы обучения представляют собой теоретический материал и практикум по тому же курсу. Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с требованиями по обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста с высшим образованием Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», а также в соответствии с учебной программой.

 

Белгородский государственный университет, 2007


Содержание:

Вступительное слово автора.. 6

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.. 8
Общая часть
Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА.. 8

1.1. Возникновение и основные этапы развития международного права.. 8

1.2. Международное право: понятие, особенности и функции.. 10

1.3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия 12

1.4. Формы и способы реализации в РФ международно-правовых норм.. 14

1.5. Доктринальная систематика и система международного права.. 15

Вопросы для повторения. 18

Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.. 18

2.1. Нормы международного права: понятие, создание, виды.. 18

2.2. Источники международного права: общая характеристика.. 20

Вопросы для повторения. 25

Тема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.. 25

3.1. Понятие и классификация принципов международного права.. 25

3.2. Содержание основных принципов международного права.. 27

Вопросы для повторения. 32

Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.. 32

4.1. Субъекты международного права: понятие и виды.. 32

4.2. Понятие, содержание и особенности международной правосубъектности.. 35

4.3. Международная правосубъектность государств. 37

4.4. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость. 39

4.5. Правосубъектность международных межправительственных организаций.. 41

4.6. Проблема международной правосубъектности индивида.. 43

4.7. Международная правосубъектность юридических лиц.. 44

Вопросы для повторения. 45

Тема 5. ПРИЗНАНИЕ И ПРАВОПРЕЕМСТВО В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.. 45

5.1. Признание в международном праве: понятие, виды, формы.. 45

5.2. Правопреемство в международном праве. 48

Вопросы для повторения. 52

Особенная часть.
Тема 6. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ.. 53

6.1. Право договоров, его источники и кодификация. 53

6.2. Субъекты права международных договоров. Виды международных договоров. 55

6.3. Форма и структура договоров. 56

6.4. Заключение договоров. 57

6.5. Действие договора.. 61

6.6. Толкование договора.. 63

6.7. Условия действительности и недействительности договора.. 64

6.8. Прекращение и приостановление действия договора.. 66

6.9. Россия и международные договоры.. 68

Вопросы для повторения. 71

Тема 7. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 71

7.1. Краткая история создания международных организаций.. 72

7.2. Понятие и классификация международных организаций.. 73

7.3. Правосубъектность международных организаций.. 74

7.4. Членство в международных организациях.. 76

7.6. Международные конференции.. 79

7.7. ООН: история создания, структура. Главные органы ООН.. 81

7.8. Правовой статус специализированных учреждений ООН.. 91

Вопросы для повторения. 92

Тема 8: ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ.. 92

8.1. Право внешних сношений: понятие, источники, институты, субъекты.. 93

8.2. Классификация органов внешних сношений государств. 94

8.3. Дипломатические представительства: понятие, виды, функции.. 95

8.4. Дипломатические иммунитеты и привилегии.. 97

8.5. Консульские учреждения: понятие, виды, функции.. 98

8.6. Консульские иммунитеты и привилегии.. 102

Вопросы для повторения. 103

Тема 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.. 103

9.1.Понятие прав и свобод человека и их классификация. 103

2. Всеобщая декларация прав человека 1948г.: содержание и оцен.. 104

9.2. Международный пакты об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. 106

9.3. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. и апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г. 107

9.4. Международные стандарты прав человека. 108

Вопросы для повторения. 109

Тема 10: МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО.. 110

10.1. Понятие, принципы и источники международного морского права.. 110

10.2. Внутренние морские воды.. 111

10.3. Территориальное море и прилежащая зона.. 114

10.4. Исключительная экономическая зона.. 117

10.5. Континентальный шельф.. 118

10.6. Открытое море. 120

Вопросы для повторения. 122

Тема 11: МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО.. 122

11.1. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.. 123

11.2. Режим полетов в суверенном пространстве. 126

11.3. Режим полетов в международном воздушном пространстве. 128

Вопросы для повторения. 132

Тема 12: МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО.. 132

12.1. Понятие и источники международного космического права.. 132

12.2. Объект и субъекты международного космического права.. 134

12.3. Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов. 137

12.4. Ответственность в международном космическом праве. 139

Вопросы для повторения. 141

Тема 13. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.. 141

13.1. Понятие, принципы и источники международного права охраны окружающей среды.. 141

13.2. Международно-правовая охрана Мирового океана.. 143

13.3 Международно-правовая охрана атмосферы.. 144

13.4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира.. 146

Вопросы для повторения. 147

Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО.. 147

14.1.Понятие международного уголовного права.. 147

14.2. Источники международного уголовного права.. 148

14.3. Классификация международных правонарушений.. 149

14.4. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью и ответственность за отдельные уголовные преступления международного характера.. 151

14.5. Международные организации в борьбе с преступностью... 158

14.6. Зарождение и развитие международного уголовного правосудия. 161

Вопросы для повторения. 167

Тема 15: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ.. 167

15.1. Понятие международного спора.. 167

15.2. Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров. 169

15.3. Мирные средства разрешения международных споров. 171

Вопросы для повторения. 182

Практикум (семинарский) 183

Семинар №1. Право международных договоров. 183

Методические рекомендации. 184

Вопросы для обсуждения на форуме. 184

Семинар № 2. Право международных организаций.. 185

Методические рекомендации. 186

Вопросы для обсуждения на форуме. 186

Семинар № 3. Международное гуманитарное право.. 186

Методические рекомендации. 188

Вопросы для обсуждения на форуме. 189

Глоссарий.. 190

 


Вступительное слово автора

В настоящее время в мире более двухсот государств. Основы их взаимодействия на международной арене определяются нормами международного публичного права. От уровня межгосударственных отношений зависит мир и безопасность на нашей планете, степень решения глобальных проблем, эффективность международного сотрудничества. Сегодня овладение основами международного права важно каждому. В обращении к деканам юридических факультетов во всем мире заместителя генерального секретаря ООН по правовым вопросам Х. Корелла отмечено: международное право становится все более важным компонентом разветвленной системы связей, соединяющих нас как в пределах отдельных стран, так и через границы. В деловых кругах растет понимание необходимости хорошего знания международного права, и юристы, которые разбираются в международном праве, будут находиться в более выгодном положении по сравнению с их коллегами, которые не знакомы с этой дисциплиной[1].

Состав учебно-методического комплекса:

1. презентация дисциплины дает краткую характеристику учебного материала и отображает основные положения тем;

2. рабочая программа является нормативным документом, на основе которого строится учебный процесс по дисциплине;

3. учебно-практическое пособие предназначено для изложения структурированного учебного материала по дисциплине;

4. тестовые задания доступны только в электронном варианте и содержат материалы для итогового контроля.

Полная версия УМК представлена в электронном виде на CD и в сетевой программной оболочке «Пегас» по адресу http://pegas.bsu.edu.ru. Печатная версия включает в себя учебно-практическое пособие и глоссарий.

Данный курс ориентирован на самостоятельную познавательную деятельность слушателей. Курс лекций дает представление о предмете в целом и его наиболее важных конкретных положениях дисциплины. Разумеется, что в небольшом по объему учебно-практическом пособии не могли быть отражены все вопросы международного права, ряд проблем освящен схематично.

Подготовка к семинарским занятиям предполагает изучение нормативного, учебного и научного материала.

При изучении данного курса вам предстоит столкнуться со следующими видами работ:

- изучение лекционного материала;

- анализ правовых источников;

- выполнение тестовых заданий в режиме on-line;

- написание рефератов.

 

Общая часть
Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА

Вопросы для повторения

1. Назовите этапы возникновения и развития международного права.

2. Выявите основные черты современного международного права.

3. Сравните доктрины о соотношение международного и внутригосударственного права.

4. Определите: в чем проявляется взаимодействие международного и внутригосударственного права.

 

Вопросы для повторения

1. Дайте понятие нормы международного права.

2. Рассмотрите процесс создания норм международного права.

3. Определите и проанализируйте источники международного права.

Содержание основных принципов международного права

Содержание принципов международного права базируется на положениях Устава ОНН. Официальная конкретизация их содержания была осуществлена в Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Появление данного принципа пришлось на первую половину 20 века. Оно связано с такими международно-правовыми актами, как Конвенция о мирном решении международных столкновений 1899 г., Конвенция об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам 1907 г., Статут Лиги Наций, обязывающий государства не прибегать к войне до тех пор, пока не использованы определенные мирные средства, Парижский договор 1928 г., впервые закрепивший принцип запрещения агрессивной войны.

Устав ООН в п.4 ст.2 прямо закрепил данный принцип, провозгласив что «все члены ОНН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Конкретизация этой основополагающей нормы нашла отражение в Декларации о принципах международного права 1970 года, в Резолюции ГА ООН 1974 г. об определении агрессии, в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, в Декларации ГА ООН об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения в международных отношениях 1987 года.

В соответствии с этими международно-правовыми актами каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том числе территориальных, споров. Запрещаются:

любые действия, представляющие собой угрозу силой прямое или косвенное применение силы против другого государства;

любые акции с применением вооруженной силы (например, блокирование портов другого государства, осуществляющееся вооруженными силами в мирное время);

организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;

организация иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничество;

военная оккупация территории государства, является результатом применения силы в нарушении устава ООН;

приобретение территории другого государства в результате угрозы силы или ее применения;

насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость;

запрещение пропаганды войны, право на самооборону.

Применение вооруженной силы допускается только в двух случаях:

в целях самообороны (ст. 51 Устава ООН);

по решению Совета Безопасности ООН (ст. 39 и 42 Устава ООН).

Принцип мирного разрешения споров тесно связан с принципом неприменения силы. Становление этих принципов проходило, по существу, одновременно и связано с принятием вышеперечисленных международно-правовых актов.

Содержание данного принципа предполагает, что государство должно разрешать свои международные споры с другими государствами исключительно мирными средствами, чтобы не подвергались угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

В настоящее время ведется работа по созданию механизма реализации принципа мирного разрешения споров. Важнейшим моментом в данном направлении явилась разработка рекомендаций относительно комплексной системы мирного урегулирования споров, которые были приняты Советом СБСЕ в Стокгольме в декабре 1992 г. Одновременно была одобрена и открыта к подписанию Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ.

Принцип нерушимости границ. В Декларации о принципах международного права 1970 г. нерушимость границ рассматривалась как составная часть содержания принципа неприменения силы. Декларация предусматривала обязанность каждого государства воздерживаться от угрозы силой или ее применения с цепью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Впервые нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. Участники СБСЕ обязались воздерживаться от любых посягательств на существующие границы, а также от любых действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории государства-участника

Принцип территориальной целостности государств был впервые закреплен в Уставе ООН, который обязал воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств. Содержание данного принципа раскрывается в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, в соответствии с которым на государства возлагаются следующие обязательства:

уважать территориальную целостность каждого государства;

воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника;

воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.

15 апреля 1994 г. руководителями стран СНГ принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ.

Принцип уважения прав человека и основных свобод. Важнейшее значение в процессе нормативной регламентации данного принципа имеет Устав ООН. Уже при определении целей ОНН говорится о необходимости развития «уважения к правам человека и основным свободам для всех …» (п.3 ст.1). Согласно ст. 55 «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...».

Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рамках ООН постепенно через провозглашение Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и принятие в двух пактов 1966 г. - о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах определены общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться государства в области защиты прав и свобод человека.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Зарождение этого принципа относится еще к периоду буржуазных революций как принцип национальности. Впервые в общей формулировке он получил закрепление в Уставе ООН (п.2 ст.1), где говорится о развитии дружественных отношений «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Постепенно он утвердился в практике ООН в качестве правовой базы процесса ликвидации колониальных режимов и создания независимых государств. Дальнейшее развитие принцип равноправия и самоопределения получил в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.; в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Содержание принципа включает:

право всех народов свободно без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, политическое и культурное развитие;

запрет подчинения народа иностранному господству;

обязанность государств уважать это право;

все государства обязаны содействовать осуществлению народами права на самоопределение и воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства.

Принцип самоопределения наций не означает, что нация обязана стремиться к самоопределению. Это право, а не обязанность. В ряде случаев этот принцип используется экстремистами, стремящимися к власти. Выступая от имени народа, но не представляя его, они разваливают многонациональное государство. Это в большинстве случаев это противоречит истинным интересам народов данного государства, т.к. ведет к разрыву веками сложившихся экономических, семейных, культурных, научно-технических и др. связей и противоречит общей интеграционной тенденции мирового развития.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано, что содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые бы вели к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории.

Принцип суверенного равенства государств появился еще в классическом международном праве в период буржуазных революций, но распространялся лишь на «цивилизованные государства». Закрепление получил в Уставе ООН 1945 года, Декларации о принципах международного права 1970 года, в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Нормативное содержание данного принципа предполагает юридическое равенство всех государств и включает обязанность государств уважать суверенитет и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету: право устанавливать свои законы и административные правила, свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.

Принцип невмешательства во внутренние дела других государств развивался параллельно с принципом суверенного равенства государств. Зафиксирован в Уставе ООН (п.7 ст.2); в Декларации о принципах международного права; в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения. Согласно декларации 1970 г. содержание данного принципа включает:

запрещение использование экономических, политических и других мер с целью добиться себе подчинения другого государства;

запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;

запрещение организации, поощрения, помощи вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;

запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;

право государства избирать свою политическую, экономическую и культурную систему без вмешательства других государств и др.

Принцип сотрудничества государств пронизывает Устав ООН от начала до конца. Положения Устава развиваются в Декларации о принципах 1970 г. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в различных областях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств – один из наиболее старых принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН (п.2 ст.2); в Декларации о принципах международного права; в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Венских конвенциях о праве международных договоров. Нормативное содержание данного принципа включает:

добросовестность и неукоснительность выполнения международных договоров;

недопустимость ссылок на внутреннее право в оправдание их невыполнения;

недопустимость принятия обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами;

запрещение произвольного и одностороннего отказа или пересмотра международных обязательств.

Вопросы для повторения

1. Дайте понятие принципов международного права. Выявите их признаки.

2. Предложите классификацию принципов международного права.

3. Проанализируйте юридическое содержание основных принципов международного права.

 

Вопросы для повторения

1. Сравните концепции международной правосубъектности.

2. Определите особенности международной правосубъектности.

3. Выявите особенности международной правосубъектности различных субъектов международного права.

 

Вопросы для повторения

1. Дайте понятие признания.

2. Сравните различные теории международно-правового признания.

3. Назовите формы признания.

4. Выявите проблемы международно-правового регулирования правопреемства.


Особенная часть.
Тема 6. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Цели и задачи изучения темы:

1. Дать понятие права международных договоров.

2. Определить виды, формы, субъект и объекты международных договоров.

3. Рассмотреть источники международных договоров.

4. Проанализировать стадии заключения международного договора, способы выражения согласия на их обязательность, понятие и условия действительности договора, основания недействительности, действие договора во времени и пространстве, способы обеспечения и исполнения международных договорных обязательств, виды и способы прекращения международных договоров.

Цели и задачи изучения темы:

5. Дать понятие права международных договоров.

6. Определить виды, формы, субъект и объекты международных договоров.

7. Рассмотреть источники международных договоров.

8. Проанализировать стадии заключения международного договора, способы выражения согласия на их обязательность, понятие и условия действительности договора, основания недействительности, действие договора во времени и пространстве, способы обеспечения и исполнения международных договорных обязательств, виды и способы прекращения международных договоров.

 

Форма и структура договоров

Форма договоров. Форма международного договора – это его внешняя оболочка. В понятие договорной формы входят:

- язык;

- наименование;

- структура.

Язык договора. Международное право не содержит предписаний об общеобязательном языке договоров. Текст двустороннего договора чаще всего составляется на языках обеих договаривающихся сторон. Оба языковых варианта признаются имеющими одинаковую силу.

Многосторонние договоры могут быть составлены на одном языке, на официальных языках ООН или на всех языках государств-участников. Так, Устав ООН составлен на 5 языках (русском, английском, французском, испанском и китайском). Международная конвенция об охране птиц 1950 г. составлена на французском языке. Устав ВОЗ - на русском, английском, испанском, китайском и французском языках.

Наименование договора. В практике встречаются различные наименования договоров:

- договор,

- конвенция,

- соглашение,

- пакт,

- декларация,

- хартия,

- трактат,

- устав,

- статут и т. д.

Международный договор является родовым понятием, т. е. охватывает все международные соглашения. В настоящее время не существует общепризнанной классификации наименований международных договоров. Близкие по форме и содержанию договоры могут по-разному называться.

Структура договоров. Договор представляет собой единую сиcтему взаимосвязанных норм, которые все вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон. Договор, как правило, состоит из трех основных частей:

- преамбулы (указывает мотивы заключения договора и его цели),

- содержания договора (статьи договора, определяющие предмет договора, права и обязанности сторон) и

- заключительной части (постановления о порядке вступления договора в силу, сроке действия и его прекращения).

Иногда имеется четвертая, дополнительная часть договора — приложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению условий договора), обладающие, как правило, силой постановлений основной части договора. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу.

 

Заключение договоров

Заключение международного договора означает все действия государства, начиная с переговоров и заканчивая вступлением договора в силу. Процесс заключения международного договора может быть разделен на стадии.

Первой стадией в процессе заключения международных договоров являются переговоры по согласованию текста договора. Переговоры ведут специально уполномоченные лица. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями. В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров Российской Федерации предоставляются: а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации,— Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,— Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел; б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,— Правительством Российской Федерации. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел; в) в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних (на специальной конференции или в рамках международной организации) - полномочия сдаются в секретариат или специальный комитет по проверке полномочий.

В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы государств, главы правительств и министры иностранных дел могут представлять свое государство без специальных полномочий. К такой категории лиц относятся также главы дипломатических представительств, но только в целях принятия текста договора; для подписания договора им нужны специальные полномочия.

Текст договора может приниматься голосованием или консенсусом.

Второй стадией является установление аутентичности текста. После завершения переговоров наступает необходимость зафиксировать тот факт, что подготовленный текст является окончательным и дальнейшим изменениям не подлежит. Это называется установлением аутентичности договора. Аутентичность текста двустороннего договора может устанавливаться путем парафирования, т. е. постановки уполномоченными своих инициалов. Кроме этого применяются следующие способы установления аутентичности текста многосторонних договоров: включение его текста в заключительный акт международной конференции, принятие международной организацией специальной резолюции, например открывающей договор для подписания, и др. Часто стадия установления аутентичности совпадает с подписанием договора.

Третья стадия – это выражение согласия на обязательность международного договора. Согласие на обязательность выражается путем подписания, ратификации, утверждения, принятия, присоединения.

Подписание договора - это важнейший, если он не требует последующей ратификации. Оно дает также право подписавшему договор государству совершить ратификацию, присоединение.

Ратификация — это способ выражения согласия государства на обязательность для него договора, означающий утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства силу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если: а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты многостороннего договора сдаются государству-депозитарию, определенному участниками договора.

Утверждение (конфирмация) означает одобрение договора тем органом, в компетенцию которого входит его заключение. Утверждаются только те договоры, которые не подлежат ратификации, но предусматривают необходимость их утверждения. Согласно ст. 20 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» утверждение, принятие международных договоров осуществляются: а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»,— в форме федерального закона; б) в отношении иных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, — Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,— Правительством Российской Федерации; в) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,— Правительством Российской Федерации. Однако Президент Российской Федерации принимает решения об утверждении, принятии международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью.

Утверждение, принятие международных договоров межведомственного характера осуществляются федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры.

Присоединение имеет место тогда, когда государство, не участвующее в заключении договора, изъявило желание стать его участником на условиях, в нем предусмотренных. Присоединение возможно как к действующему договору, так и к договору, который не вступил в силу.

В Российской Федерации присоединение осуществляется теми же органами, что и утверждение (ст. 21 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

На любой стадии выражения согласия на обязательность международного договора государство или международная организация вправе заявить о том, что для них неприемлемо какое-либо положение договора. Одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединении к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству, называется оговоркой.

Оговорка не может быть сделана, если:

- данная оговорка запрещается договором;

- договор предусматривает, что можно |делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит;

- оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Право на оговорку является суверенным правом каждого государства. Оно дает возможность стать участником договора государствам, которые принимают основные положения договора, его объект и цели, но в силу различных причин не могут согласиться с отдельными, чаще всего второстепенными, частями договора.

Оговорка и возражение против нее должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся государств — участников договора или имеющих право стать ими.

Если оговорка сделана при подписании договора, подлежащего ратификации, принятию или утверждению, она обычно содержится в ратификационной грамоте, в протоколе об обмене или сдаче на хранение ратификационных грамот или же в обоих этих документах. Государство — участник договора может в любое время снять оговорку или возражения против нее.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» при подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров Российской Федерации или присоединении к договорам могут быть сдела



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.249 (0.015 с.)