Режим полетов в международном воздушном пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режим полетов в международном воздушном пространстве



В соответствии с принципом свободы полетов в международном воздушном пространстве воздушные суда подчинены в этой сфере юрисдикции государства флага, государства регистрации. Порядок регистрации определяется внутренним правом, а национальная принадлежность обозначается на самолете. Решения ИКАО носят характер рекомендаций, за исключением тех, что относятся к полетам в международном пространстве, которые являются обязательными.

Государства обязаны осуществлять контроль за соответствием зарегистрированных в нем воздушных судов требованиям безопасности полетов и за соблюдением ими международных норм. Это относится не только к летательным аппаратам, но и к аэропортам, и другим структурам обслуживания.

Особое значение в наше время приобрела борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Конвенция по морскому праву 1982 г. содержит ряд статей, относящихся к воздушному пиратству. Под последним понимается любой неправомерный акт насилия, задержания, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частного летательного аппарата. Этот акт совершается в международном пространстве и направлен против другого морского или воздушного судна либо лиц или имущества, находящихся на их борту (ст. 101).

В отношении пиратства установлена универсальная уголовная юрисдикция. В международном пространстве правительственные суда любого государства могут захватить пиратский летательный аппарат, арестовать захвативших его лиц и предать суду своего государства (ст. 105).

Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. установила универсальную юрисдикцию в отношении перечисленных в ней актов. Любое государство обязано либо судить, либо выдать совершивших их лиц. Соответствующие положения включаются и в двусторонние соглашения о воздушном сообщении, например в соглашение России с США 1986 г. В данном случае мы наблюдаем весьма распространенное в международном праве явление: пересечение двух отраслей — международного воздушного права и международного уголовного права.

 

3. Роль международных организаций в регулировании деятельности международной гражданской авиации

Важная роль в формировании и применении норм международного воздушного права принадлежит международным организациям. Растущая потребность в регулировании деятельности гражданской авиации определила рост числа международных организаций в данной области.

Наиболее представительной по числу членов (более 180 стран) и авторитетной из межгосударственных организаций, связанных с деятельностью международной гражданской авиации, является ИКАО - центр универсального сотрудничества заинтересованных стран по всем вопросам в данной области международных отношений. Созданная на основе положений Чикагской конвенции 1944 г., она с 1947 г. осуществляет исследования, разработку и совершенствование стандартов, правил, регламентов, призванных обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие гражданской авиации, надежность и экономичность воздушно-транспортных сообщений.

Кроме довольно многочисленного центрального аппарата Организация имеет свои бюро в основных регионах.

В целом миссия ИКАО состоит в организации и координации международного сотрудничества в деле практического использования в глобальном масштабе воздушного пространства, как международного, так и национального, гражданской авиацией.

Для вступления в ИКАО государство должно направить депозитарию Чикагской конвенции, которым уполномочено быть правительство США, уведомление о своем присоединении к этому многостороннему договору. По прошествии тридцати дней с момента получения депозитарием такого уведомления, о чем одновременно оповещаются все другие участники Организации, присоединение считается вступившим в силу, а государство-претендент становится полноправным участником ИКАО.

Членство в ИКАО прекращается через двенадцать месяцев после того, как соответствующее государство-член известит депозитарий о денонсации им Чикагской конвенции. Прекращение членства может осуществиться также автоматически — при исключении государства из состава членов Организации Объединенных Наций, если, однако, Генеральная Ассамблея ООН при этом не выскажется за сохранение членства этой страны в ИКАО. В случае невыполнения государством — членом ИКАО своих финансовых обязательств перед нею его членство может быть приостановлено.

В целях организации межгосударственного сотрудничества по регулированию деятельности международной гражданской авиации в региональных рамках учреждены и эффективно действуют несколько межправительственных структур. Так, в Европе функционируют:

- Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК), дислоцирующаяся в Страсбурге и занимающаяся изучением проблем воздушного транспорта Западной Европы, содействующая координации соответствующей деятельности стран региона, более эффективному использованию и развитию международного невоенного воздухоплавания, сотрудничеству с ИКАО.

- Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль) со штаб-квартирой в Брюсселе, созданная в результате заключения Конвенции о создании таковой в 1960 г. Ее задача состоит в предупреждении и предотвращении столкновений в воздухе военных и гражданских летательных аппаратов, а также в совершенствовании управления воздушным движением над территорией Западной Европы. Практическая работа этой межправительственной организации заключается в разработке унифицированных правил полетов и деятельности наземных аэронавигационных служб, в выработке рекомендаций относительно корректировки региональных аэронавигационных планов, принятых ИКАО, и определении зон обслуживания полетной информацией.

В роли исполнительного органа Евроконтроля выступает специально созданное Агентство по безопасности аэронавигации, в котором представлены все государства - члены Евроконтроля. В рамках Евроконтроля учрежден арбитражный суд для разрешения споров, возникающих между государствами-участниками, а также между ними и самой Организацией. Решения такого арбитража имеют окончательную силу и обжалованию не подлежат.

Сотрудничество Евроконтроля с ИКАО и некоторыми европейскими государствами, не являющимися членами Организации (например, со скандинавскими странами), осуществляется на основе специально заключаемых соглашений.

На Африканском континенте организация сотрудничества в области гражданской авиации осуществляется действующей с 1969 г. Африканской комиссией гражданской авиации (АФКАК) со штаб-квартирой в Аддис-Абебе и Агентством по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА), созданным в 1959 г., со штаб-квартирой в Дакаре (Сенегал).

На Латиноамериканском континенте решение вопросов сотрудничества в области международной гражданской авиации осуществляется на межгосударственном уровне в основном Центральноамериканской организацией по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА), начавшей свою деятельность в 1961 г. Ее задача состоит в непосредственном обеспечении в соответствии с региональным планом ИКАО управления воздушным движением над территориями государств региона. Свои услуги данная Организация предоставляет не только государствам-членам, но и зарегистрированным в них юридическим лицам, а также частным лицам, имеющим их гражданство и владеющим летательными аппаратами.

Помимо КОКЕСНА в Латиноамериканском регионе с 1973 г. действует Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК), образованная четырнадцатью расположенными здесь государствами, включая центральноамериканские страны и Мексику. Основная задача Комиссии состоит в координации деятельности воздушного транспорта стран-членов на основе сбора, систематизации и распространения статистической информации о международных воздушных сообщениях в регионе по пунктам отправления, назначения и транзитных перелетов, исследования общей ситуации на рынке услуг в области воздушных перевозок, практики установления тарифов, разработки рекомендаций относительно их применения, планирования мероприятий по развитию и расширению сотрудничества, особенно в части создания государствами-членами собственных внутренних механизмов обеспечения единообразного применения и соблюдения тарифов, применения в необходимых случаях соответствующих санкций.

Развитию сотрудничества в области международной гражданской авиации практически всех стран Лиги арабских государств посвящена деятельность основанного в 1965 г. Совета гражданской авиации стран этой группы (КАКАС). Его работа, ведущаяся в сессионном порядке (раз в год), направлена на обеспечение координации и обмена опытом, изучение международных стандартов и рекомендованной практики ИКАО, на организацию научных исследований в различных областях деятельности международной гражданской авиации. Совет наделен правом урегулирования споров и разногласий между государствами — членами КАКАС по вопросам практической работы стран и конкретных эксплуатантов в области гражданской авиации, по оказанию помощи в области технической и в части подготовки специалистов по обслуживанию самолетного парка и других служб, существующих в данной области.

Сотрудничество в области регулирования деятельности гражданской авиации между странами — бывшими союзными республиками СССР осуществляется преимущественно на основе двусторонних соглашений. Однако все такие соглашения учитывают в качестве базовых положения Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 21 декабря 1991 г.

В соответствии с этим документом был провозглашен подвергшийся затем обоснованной критике специалистов-международников тезис «единого воздушного пространства» государств — членов Содружества, что не сообразовалось ни с принципом государственного суверенитета в отношении воздушной территории каждой страны, ни с реальной последующей практикой в этой области. Необходимую корректировку в этот вопрос внесло заключенное вскоре (15 мая 1992 г.) Соглашение об использовании воздушного пространства государств — членов СНГ, которое закрепило все установившиеся в международной практике принципы использования гражданской авиации в международных сообщениях. С учетом его положений был образован и функционирует в качестве координирующего органа Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Важным элементом деятельности МАК является разработка проектов соглашений о сотрудничестве в сфере развития и поддержания международных воздушных сообщений между странами СНГ и государствами Западной Европы, Америки, Азии и Африки. Об эффективности работы МАК свидетельствует, в частности, тот факт, что рекомендованные им системы сертификации авиационной техники и стандарты восприняты практически всеми странами — членами СНГ и в результате включения таковых в заключаемые ими соглашения получили статус международных.

Вопросы для повторения

1. Дайте понятие международного воздушного права, раскройте его принципы.

2. Выявите особенности правого регулирования международных полетов над государственной территорией.

3. Выявите особенности правового регулирования международных полетов в международном воздушном пространстве (над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.013 с.)