ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие российской доктрины международного частного права.



Цель норм международного частного права, применяемых российским государством, - правовое обеспечение многообразных международных экономических, научно-технических и культурных связей, а также установление правового положения иностранцев в РФ, соответствующего правам человека, определенным международными пактами.

В России провозглашено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это положение Конституции отражает тенденцию перехода к рыночной экономике, открывает новые возможности для предпринимательской деятельности иностранных фирм в России. В РФ гарантируется свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Россия последовательно исходит из положений Заключительного акта и принятых в его развитие других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эти документы направлены на обеспечение каждым государством в пределах его территории прав человека и основных свобод лицам, подлежащим его юрисдикции, на обеспечение эффективной юридической помощи гражданам других государств-участников, временно находящимся на их территории, а также на обеспечение возможности заключения браков между гражданами различных государств.

Действия российского государства и его органов в области международного частного права исходят из закрепленных в Конституции РФ принципов. Согласно Конституции РФ 1993 года, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

Отношения России с другими государствами строятся на основе соблюдения, признания и уважения суверенитета и суверенного равенства всех стран, отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ, территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств; добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Из принципа суверенного равенства государств вытекает принцип недискриминации. В силу этого принципа не должна допускаться дискриминация как в области торгово-экономических отношений между различными странами, так и в отношении правового положения иностранных юридических лиц и граждан по причине принадлежности данного государства к той или иной общественно-политической системе или на основании иного отличительного признака.

 

Понятие и значение коллизионных норм.

Коллизионная норма – норма общего, абстрактного, отсылочного характера, которая не содержит материальной модели поведения, не устанавливает прав и обязанностей сторон, а только на основе заложенного в этой норме объективного критерия определяет право какого государства должно регулировать соответствующие отношения. (Т е указывает куда смотреть :)

Суть коллизионного вопроса - право какого гос-ва должно регули-ать данные правоотнош с иностранным элементом: право страны суда или право того гос-ва, к кот относиться иностранный элемент.

Возможность применения национальными правоприменительными органами иностран частного права - основной парадокс и основная сложность мчп. Иностранное право применятся исключительно в силу постановлений национального законодат-ва.

Коллиз нормы национального права наделяют иностранное частн право экстерриториальным действием.

 

Структура коллизионных норм.

Коллизионная норма – норма общего, абстрактного, отсылочного характера, которая не содержит материальной модели поведения, не устанавливает прав и обязанностей сторон, а только на основе заложенного в этой норме объективного критерия определяет право какого государства должно регулировать соответствующие отношения. (Т е указывает куда смотреть :)

Структура:

•Объем (определяет содержание правоотношния к кот применяется данная норма);

•Привязка (указывает право какого гос-ва должно разрешать данное правоотношнние. Основной элемент коллиз нормы, и отсылает не к конкретного закону или нпа, а к правовой системе в целом, ко всему правопорядку какого-либо гос-ва).

 

Виды коллизионных норм.

1)По способу выражения воли законодателя:

-Императивные (в них только одна колиз привязка, любая кроме автономии воли и производных от нее привязок - это критерий реальной связи, закон существа отношения и собственное право контракта); ст 1224, 1205, 1027 ГК

Имп кол норма - властное предписание законодателя о применении права только одного конкретного гос-ва, устанавливаемого на основании какого-либо объективного критерия.

-Простые альтернативные. Альт норма предоставляет суду право по собственному усмотрению выбрать применимое законодат-во. Простые альт кол нормы предусматривают возможность того или иного права в зависимости от судейского усмотрения и фактических обстоятельств дела. 1213 (или!)

-Сложные альт коллиз нормы или соподчиненные алтернативные (устанавливаю основную и ... привязки в зависимости от дифференциации объема данной кол нормы). ч1-2 ст1219

-Диспозитивные (предусм в качестве основной коллиз привязки автономию воли сторон) 1210, 1222, 1197 ГК

2)По правовой форме (по источнику права):

-Национально-правовые - 3 часть ГК

-Унифицированные (международно-правовые) - во всевозможных конвенциях (Гаагская конвенция 1961г - примен-ся к дог купле-продажи). Специфика этих норм закл-ся в том, что это единообразные коллиз-ые правила, созданные на основе межд соглашений и представляющие собой конечный результат процесса согласования воли гос-тв.

3)По форме коллизионной привязки:

-Односторонние (предусм-ют возможность применение только собственного нац-ого права - право страны суда); ст.1206

-Двусторонние (предусм возможность применения как нац-ого, так и иностран (международного) права); ст.1219

4)По значению:

-Генеральные (устанавливают право (применимое) в первую очередь);

-Субсидиарные (уст дополнительное право, применимое только в определенных обстоятельствах);

-Общие (общие для большинства правовых систем мира коллиз привязки - закон флага, закон суда и т пр)

-Специальные (сформулированные непосредственно для конкретных институтов мчп)

 

21.​ Виды коллизионных привязок и сферы их применения.

Коллизионная привязка - это один из элементов коллизионной нормы, который указывает право какого гос-ва должно разрешать данное правоотношнние. КП отсылает не к конкретного закону или нпа, а к правовой системе в целом, ко всему правопорядку какого-либо гос-ва.

Виды КП и сферы (формулы прикрепления) - наиболее типичные максимально обобщенные правила, чаще всего используемые для построения колиз норм (их еще называют коллизионный критерий или колиз принцип):

1)ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗ ЛИЦА (определ-ся по закону гражданства или места жительства). Личный закон физ л определяет гражданскую и гражданско-процессуальную правосубъектность - личный статут индивида.

2)ЗАКОН НАЦИОНАЛЬНОСТИ (ЛИЧНЫЙ) ЮР ЛИЦА.Сущ. 4 определения: 1) согласно теории инкорпорации личным законом юр л счит право того гос-ва, в кот данное лицо зарегистр-но: Америка, Индия и др.; 2) по теории оседлости: юр л принадлежит тому гос-ву на чьей территории находится его административный центр (органы управления юр л, штаб квартира, правление и т пр: Франция, ФРГ, Бельгия, Польша, Украина, Испания); 3)в соотв эффективного места деят-ти юр л имеет национального того гос-ва на чьей тер оно ведет основную хоз-ую деят-ть: Италия, Алжир и др.развивающихся гос-тв); 4) согл теории контроля юр л имеет национальность того гос-ва с тер кот-ого контролируется и управляется его деят-ть. Она закреплена в межд актах: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров м/у гос-ом и иностран-ми лицами 1965г и договор к энергетической хартии 1994г. Национальный (личный) закон юр лица определяет его правосубъектность.

3) ЗАКОН МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ВЕЩИ. С тз современной мировой практики закон места нах вещи определяет правовой статут движ и недвиж вещей. Исключение из этого правила: если вещные права полностью возникли на тер одного гос-ва, а вещь в последствии была перемещена на тер др-ого, то сама возникновение права соб-ти определ-ся по закону места приобретения имущества. Правовой статус вещей, внесенных в гос-ый реестр определ-ся правом государства держателя реестра.

4) ЗАКОН СТРАНЫ ПРОДАВЦА. В узк смысле - применение к договору купле-пр право того гос-ва на чьей тер находится место жительства или основное место деятельности продавца. В шир смысле - применяется право того гос-ва на чьей тер находится место жительства или основное место деят-ти страны, кот осуществляет исполнение имеющее значение для содержания договора,

5)ЗАКОН МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ АКТА (закон места заключения договора, закон места исполнения обязательства, место фактической сдачи товара, место совершения платежа). Акт имеется ввиду сделка. Это родовая привязка обязательственного (договорного или там где есть обязательсва) статута правоотношения. Форма внешнеторговой сделки подчиняется праву того гос-ва на чьей тер этот акт имеет место. Это положение носит императ хар-р. Этот закон определяет порядок подписания и форму сделки.

6) ЗАКОН МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ ДЕЛИКТА (ПРАВОНАРУШЕНИЯ). Основной принцип современного разрешения деликтных обязательств - возможность выбора законодательства наиболее благоприятного для потерпевшего.

7) ЗАКОН ВАЛЮТЫ ДОЛГА - спец закон для регулирования денежных обязательств. В российском праве такой коллиз привязки нет, но в ряде гос-тв она присутствует. Если сделка заключена в определ иностран валюте, то во всех валютных вопросах она подчинена правопорядку того гос-ва, которому принадлежит данная валюта.

8) ЗАКОН СУДА - односторонние коллиз нормы, означающие применение исключительно местного права (Французский гражд кодекс - "мы применяем только свое право"), то есть суд применяет свое право.

9) ЗАКОН ФЛАГА. Этот коллиз принцип яв-ся трансформацией привязки личный закон применительно к воздушным и водным судам, и космическим объектом. Правовой статус таких объектов регул-ся правом того гос-ва, чей флаг несет воздушное или водное судно, космич объект.

10) ЗАКОН ИЗБРАННЫЙ СТОРОНАМИ ПРАВООТНОШЕНИЙ (автономия воли, право выбора права сторонами, оговорка о применимом праве). Это основная коллиз привязка по обязательствам. *При отсутствии в соглашении сторон о применимом праве, российский суд разрешает спор на основе предписаний ст. 1211 ГК.

 

 

22.​ Применение коллизионных норм: общая характеристика.

Кол-я норма (кл) – норма общего, абстрактного, отсылочного характера, которая не содержит материальной модели поведения, не устанавливает прав и обязанностей сторон, а только на основе заложенного в этой норме объективного критерия определяет право какого государства должно регулировать соответствующие отношения. (Т е указывает куда смотреть :)Структура:1)Объем (определяет содержание правоотношния к кот применяется данная норма); 2)Привязка (указывает право какого гос-ва должно разрешать данное правоотношнние. Основной элемент коллиз нормы, и отсылает не к конкретного закону или нпа, а к правовой системе в целом, ко всему правопорядку какого-либо гос-ва).

Применение коллизионных норм в значительной степени отличается от применения норм собственной, национально-правовой системы гос-ва. Специфика кл-ы непосредственно отражается и на механизме её применения, который более сложен, так как отражает взаимодействие различных правовых систем, имеющих собственные значительные особенности. Механизм применения кы-ы включает в себя две отчётливо обособленные и различные по своим правовым компонентам стадии.

На первой стадии необходимо выяснить, применяется ли кл вообще, какая именно и к праву какой страны она отсылает. На этой стадии возникают такие вопросы как: взаимность, квалификация, обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны. После выяснения и решения этих вопросов наступает вторая стадия - применение права, к которому отсылает кл. На этапе применению подлежит материальная норма национального или иностранного права. При этом возникают уже иные правовые вопросы: публичный порядок и установление содержания иностранного права.

При рассмотрении того или иного правоотношения осложнённого иностранным элементом правоприменитель должен руководствоваться помимо общих кл собственными правовыми убеждениями, способствующими наиболее правильному и всестороннему рассмотрению дела.

"Мобильный конфликт в МЧП" - возникает в случае, когда юрилич ситуация в результате изменения одного из элементов привязки последовательно подчиняется двум различным правопорядкам. (В одной стране брак запрещено расторгать - люди сменили гражданство, например на гр-во РФ - и теперь могут развестись).

Пределы применения и действия кл. Один из принципов мчп применения норм иностран права не должно нарушать основ местного правопорядка. Сверх императивный характер в нац-ом праве имеют: 1)основополагающие фундаментальные принципы нац публич права (конститц, угол права, адм права принципы); 2)общепризнанные принципы морали и справедливости, национального характера; 3)законные права и интересы физ и юр лиц, общества и гос-ва; 4)общепризнанные принципы и нормы межд права.

Во общем, иностран право не будет применятся если императ нормы другого гос-ва будут нарушаться.

23.​ Обратная отсылка в международном частном праве.

Обратная отсылка в МЧП - это коллизионно-правовой институт, возможность применения которого возникает, когда суд одного государства обращается к праву другого государства. Этот термин также включает в себя отсылку к праву третьего государства.

Теория отсылок в МЧП.

В МЧП встречаются скрытые коллизии в данной ситуации коладируют не материальные, а коллиз нормы права разных гос-тв. Существуют позитивные и негативные коллизии.

Позитивные коллизии проявляются когда два и более правопорядка одновременно претендуют на регулирование одного и того же отношения.

Негативные кол-ии имеют место тогда, когда не один из возможно применимых правопорядков не соглашаются регулировать спорное правоотношение.

Интерлокальная коллизия - это несовпадение в правовом регулировании различными территориальными единицами определенного вида общественных отношений в рамках одного гос-ва.

Интерперсональная коллизия - дифференциация правового регул-ия в зависимости от национальности, вероисповедания.

Интертемпоральная коллизия - различные правовые системы относятся к различным периодам времени в рамках гос-ва (когда есть длящиеся правоотнош, закл дог произошло в один момет, сущ одно законолат-во, далее закон-во поменялось. Будет применять ту норму, кот будет соотвеств правоотношению).

Основные подходы:

-Страны, законы которых предусматривают применение обратной отсылки в полном объеме (Австрия, Польша, Финляндия, Югославия);

-Страны, законы которых предус-ют применение обратной отсылки в целом, но оговаривают ее применение каким-то принципиальным условием (Германия, Италия, Мексика, Португалия, Чехия);

-Страны, законы которых предус-ют применение только обратной отсылки — отсылки к своему собственному праву (Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Испания, Иран, Лихтенштейн, Россия, Румыния, Япония).

-Страны, законы которых отвергают проблему (Бразилия, Греция, Египет, Перу, Китай (за счет исключения норм коллизионного права из применимого права).

-Страны, законы которых вообще не решают эту проблему (Алжир, Аргентина, Болгария. К этой же группе стран до вступления в силу третьей части Гражданского кодекса относилась Россия.

24.​ Оговорка о публичном порядке.

Оговорка о публичном порядке - это ограничение применение норм иностранного права, к которым отсылает коллизионная норма. Путем применения этой оговорки ограничивается действие отечественной коллиз-ой нормы.

На сегодняшний день ни одно гос-во легально не определило понятие «оговорка о публичном порядке» - здесь очень много оставлено на судейское усмотрение + нет единообразного применения оговорки.

2 подхода к содержанию "оговорки":

1) рыночные, развитые, правовые страны используют расширительный подход и включают в содержание:

1.Основы правопорядка в этой стране (как они закреплены и как они понимаются);

2.Основные обычаи и традиции в этой стране. Н-р арабские мусульманские страны, индия.

3.Основы морали и нравственности.

4.Менталитет (своеобразие)населения этой страны.

2) Бывшие социалистические, развивающиеся страны, бывшие колонии, страны с диктаторским режимом используют ограниченный подход и включают в содержание «оговорки»: только основы правопорядка в конкретном государстве. (В РФ на данный момент такой подход) Общее правило, которое применяется во всех странах: Иностранное право применяется, если его применение (а не само право) не противоречит оговорке о публичном порядке. (т.е. не будут ли противоречить последствия применения этого права оговорке о публичном порядке – важно именно это, а не само право).

Н-р, закон Афганистана позволяет 2 жены: это противоречит зак-ву РФ, но необходимо смотреть на последствия (н-р, имущественные отношения между супругами и тд).В этому случае признать брак в РФ нельзя, так как он противоречит публичному порядку РФ, однако имущественные вопросы, последствия которых не будут противоречить публичному порядку, будут признаны.

Мировой практике известны 2 вида оговорки о публичном порядке:

1.позитивная. Позитивная оговорка сложилась во Франции. Общая концепция позитивной оговорки о публичном порядке как некоторой совокупности внутренних норм права, которые в силу особой, принципиальной важности для защиты общественных и моральных устоев данного государства должны применяться всегда, даже если отечественная коллизионная норма отошлет к иностранному праву.

2.негативная - исходит из содержания иностранного права: иностранное право, которое следует применить по предписанию национальной коллизионной нормы, не должно применяться, так как оно или его отдельные нормы несовместимы с публичным порядком этого гос-ва. Негативная форма оговорки преобладает в МЧП, она закреплена в законах многих государств.

Норма в ГК. Статья 1193. Оговорка о публичном порядке

Норма ин-ого права, подлежащая применению в соответствии с правилами ГК, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

25.​ Установление содержания иностранного права. Применение и толкование иностранного права.

Процесс регулирования ЧПО с иностранным элементом состоит из двух стадий:

1 стадия – это решение коллизионного вопроса и выбор применимого права на основе предписаний кол-ой нормы права страны суда.

2 стадия - непосредственное применение избранного права. Если компетентным признано иностранное право, то возникают такие проблемы: определение общих понятий права другого гос-ва; установление его содержания; особенности толкования и применения ин-ого закона. Общее положение – суд обязан установить содержание ин-ого права в целях определения нормативно-правовой основы будущего судебного решения.

Европейская конвенция относительно информации об иностранном законод-ве 1968 г. устанавливает процедуру и механизм, предназначенные облегчить судам доступ к информации об ин-ом праве: 1)Государства-участники обязаны создать при министерствах юстиции специальные отделы либо самостоятельные ведомства, занимающиеся сбором информации об ин-ом и национальном праве;

2)отвечать на запросы соответствующих иностранных и национальных органов о содержании национального и ин-ого права;

3)направлять запросы в компетентные органы ин-ых гос-тв о содержании права данных гос-тв.

В этих целях в России создан специальный Научно-исследовательский центр правовой информации при Минюсте России.

Положения российского законодательства о порядке и способах установления содержания ин-ого права содержатся в ГК, СК и АПК. Суд в соответствии со своими полномочиями обязан самостоятельно заниматься установлением содержания ин-ого права. Механизм этого процесса – дипломатический порядок, официальные запросы через Минюст России, непосредственные сношения судов разных гос-тв друг с другом и иными компетентными органами. Суд устанавливает содержание норм ин-ого права в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной соответствующего гос-ва.

Российские суды вправе обращаться с запросами о содержании ин-ого права в Минюст России, в иные компетентные органы РФ, в зарубежные компетентные органы, привлекать экспертов.

Участвующие в деле лица по собственной инициативе могут предоставлять судам РФ информацию о содержании ин-ого права, соответствующие документы, иным образом помогать суду при определении содержания применимого ин-го права.

Несмотря на решение коллизионного вопроса в пользу ин-ого права, российское право применяется в случаях, если все предпринятые в соответствии с законом действия не помогли в «разумные» сроки установить содержание ин-ого права.

Понятие «разумные» сроки законом не определено. С точки зрения отечественной доктрины – это время, обычно необходимое для установления содержания норм ин-ого права.

 

26.​ Унификация и гармонизация в международном частном праве.

Поскольку нормы права различных стран очень различаются, поэтому необходима унификация – приведение в соответствие, гармонизация – сближение.

Унификация - объединение аналогичных норм разных государств, для образования материально правовых норм, с целью избежания регулирования споров коллизионными нормами. (Гаагская конвенция, Комиссия ООН по МЧП, ЮНЕСКО).

Единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах—в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Гармонизация- приведение внутреннего законодательства в соответствие с международным. Это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем.

Главное отличие гармонизации права от унификации — отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

 

27.​ Субъекты международного частного права: общая характеристика.

Субъекты МЧП - это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом» . Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов МЧП относятся: 1) физ лица (граждане; лица без гражд-ва – апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражд-во - бипатриды);

2) юр лица (госуд-ые организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные орг-ии);

3) государства;

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные орг-ии;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами МПП (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви).

 

28.​ Физические лица как субъекты международного частного права.

Субъектами большинства ЧПО с иностранным элементом являются физ лица.

В МЧП определены следующие категории физ лиц: иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы.

Иностранные граждане – это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо гос-ом; Бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими гос-ми;

Апатриды – лица, не имеющие юридической связи ни с каким гос-ом;

Беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего гос-ва и получившие убежище на территории другого. Правовой статус бипатридов и апатридов обладает серьезной спецификой. В международном праве он оценивается как усложненный статус, международно-правовая патология.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам – правопорядку гос-ва места пребывания и правопорядку гос-ва своего гражданства. Их правовое положение отличается двойственным характером.

 

29.​ Личный закон физического лица.

Личный закон фл - один из распространенных коллизионных привязок (формул прикрепления), применяемый для выбора права при регулировании отношений, существующих или возникающих в связи с правоспособностью и дееспособностью физ лиц, их личным статусом, как индивида общества.

ЛЗФЛ определ-ся по "закону местонахождения", существующий в двух разновидностях: гражданства или места жительства.

Российское закон-во определяет ряд специальных правил ЛЗФЛ (ст. 1195 ГК РФ):

-Если лицо наряду с гражданством другого государства имеет российское гражданство, его личным законом является российское право

-Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право

-При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в котором это лицо имеет место жительства

-Личным законом лица без гражданства (апатрида) считается право страны в которой это лицо имеет место жительства

-Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище

ЛЗФЛ определяет: способность лица иметь права и нести обязанности, дееспособность лица и ее объем. Например, определяет возраст с которого лицо считается совершеннолетним, брачный возраст, обязательные критерии личного состояния для совершения сделок и т. п.

 

30.​ Правовое положение иностранных граждан в РФ.

Ин-ми гр-ми в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного гос-ва.

В соответствии с КРФ ин-ым гр-ам в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из К РФ, и других актов российского закон-ва.

Ин гр-не в РФ равны перед законом независимо от происхождения, соц-ого и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Использование ин гр-ми прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и гос-ва, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Находящиеся в РФ ин-ые гр-не обязаны уважать К РФ и соблюдать российские законы.

Ин гр-не могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Ин гр-не, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

РФ предоставляет политическое убежище ин гр-ам и лбг в соответствии с общепризнанными нормами МП.

!Условия выезда и пребывания (как постоянного, так и временного) ин-х гр-н на тер-ии РФ и соответствующие их права и обязанности регламентированы в ФЗ «О правовом положении ин-ых граждан в РФ» 2002 г. Это касается отношений:

-избирательного права, трудовой и образовательной деят-ти;

-призыва ин-х гр-н на военную или альтернативную гражданскую службу либо к принятию на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лиц гражданского персонала;

-несения ин-ми гр-ми госуд-ой или муниц-ой службы или ведению иной деят-ти;

-передвижения ин-х гр-н в пределах РФ, регистрации, учебе и ответственности ин-х граждан.

Предоставление или отсутствие предоставления соответствующих прав ин-ым гр-ам в РФ могут обусловливаться как правилами национальных актов, так и предписаниями межд-ых договоров.

Определенные изъятия из принципа национального режима в правовом положении ин-х гр-н могут быть связаны с их статусом.

Конкретные параметры статуса лица зависят от его принадлежности к какой-либо группе лиц, например:

-в зависимости от времени пребывания на терр-ии РФ («резиденты» и «нерезиденты»);

-в зависимости от цели пребывания лица в РФ, характера деят-ти, рода занятий и пр.

 

31.​ Правовое положение российских граждан за границей.

К РФ устанавливает, что каждый может свободно выезжать за РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.

Российские гр-не выезжают за границу на постоянное жительство, временно по приглашению родственников, на работу, учебу, лечение, отдых, в туристические поездки, а также служебные командировки. Основными документами, удостоверяющими личность российских гр-н за пределами РФ, признаны паспорт гр-на РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Правовое положение российских гр-н за границей определяется как российским законодат-ом, так и многочисленными актами законодат-ва страны пребывания. Большое значение в этом имеют положения межд-ых договоров РФ с иностранными гос-ми.

Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойном подчинении: их правовое положение опред-ся соответствующим ин-ым законодат-ом, но они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гр-ми, проживающими на территории РФ, за исключением случаев, установленных межд-ми дог-ми РФ и законодат-ом РФ. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых – российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражд-ва РФ, если иное не предусмотрено межд-ым дог-ом РФ или законодат-ом РФ.

Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством РФ - это гарантировано К РФ. Российский консул обязан принимать меры к тому, чтобы граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им гос-ом пребывания, межд-ми дог-ми, а также межд-ми обычаями. В случае, если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстановления нарушенных прав.

Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения дискриминации российских граждан, изменение их правового положения в одностороннем порядке.

 

32.​ Юридические лица как субъекты международного частного права.

ЮЛ — носители имущественных прав и обязанностей, выступающие от своего имени и существующие независимо от лиц, входящих в их состав.

Между-ми ЮЛ признаются те ЮЛ, которые созданы либо непосредственно в силу межд-ого договора, либо на основании внутреннего закона одного или двух гос-тв, принятого в соответствии с межд-ым дог-ом.

Особенность правового статуса межд-ых ЮЛ заключается в том, что он определяется как внутренним правом отдельных гос-тв, так и межд-ми нормативными соглашениями. Имеется в виду, что ЮЛ как субъекты МЧП принадлежат другому гос-ву и их деят-ть регул-ся иностранным правом.

Государство определяет пределы и основные направления деят-ти ЮЛ как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают ФЛ в качестве субъектов права. Поскольку ЮЛ яв-ся производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с гос-ом, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого ЮЛ к определенному гос-ву. Независимо от понимания природы ЮЛ, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.

 

33.​ Личный закон ЮЛ. Теории определения национальности ЮЛ

Личный закон ЮЛ (закон национальности) -определенные правовые нормы, регулирующие порядок создания, деят-ти и ликвидации ЮЛ в случае коллизии законов.

ЮЛ — носители имущественных прав и обязанностей, выступающие от своего имени и существующие независимо от лиц, входящих в их состав.

Особенность правового статуса межд-ых ЮЛ заключается в том, что он определяется как внутренним правом отдельных гос-тв, так и межд-ми нормативными соглашениями. Имеется в виду, что ЮЛ как субъекты МЧП принадлежат другому гос-ву и их деят-ть регул-ся иностранным правом.

Теории определения национальности:

1) согласно теории инкорпорации личным законом юр л счит право того гос-ва, в кот данное лицо зарегистр-но: Америка, Индия и др.;

2) теория оседлости (или местопребывания административного центра): юр л принадлежит тому гос-ву на чьей территории находится его административный центр (органы управления юр л, штаб квартира, правление и т пр: Франция, ФРГ, Бельгия, Польша, Украина, Испания);

3)теория "эффективного места деят-ти": юр л имеет национального того гос-ва на чьей тер оно ведет основную хоз-ую деят-ть: Италия, Алжир и др.развивающихся гос-тв);

4) теория контроля: юр л имеет национальность того гос-ва с тер кот-ого контролируется и управляется его деят-ть. Она закреплена в межд актах: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров м/у гос-ом и иностран-ми лицами 1965г и договор к энергетической хартии 1994г. Национальный (личный) закон юр лица определяет его правосубъектность.

34.​ Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ.

ЮЛ — носители имущественных прав и обязанностей, выступающие от своего имени и существующие независимо от лиц, входящих в их состав.

Иностранное юл – это юл, созданное на территории иностранного гос-ва.

Под юл в отличие от фл понимаются обычно такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников). В МЧП в отношении ЮЛ применяется понятие личного закона ЮЛ. Таким образом понятие иностранного ЮЛ раскрывается через понятие лич





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.032 с.)