Рефератов по теории государства и права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рефератов по теории государства и права



 

1. Характеристика теорий происхождения государства.

2. Государственная власть как особая разновидность соци­альной власти.

3. Законодательство субъектов Федерации: понятие, про­блемы становления.

4. Дискуссионные вопросы предмета теории государства и права.

5. Частноправовые методы теории государства и права.

6. Правовые категории, понятия, термины.

7. Правовые презумпции и аксиомы.

8. Юридическая техника и язык законодательства.

9. Свобода и ответственность личности.

10. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

11. Правовое государство: понятие, принципы, формирование.

12. Проблемы понятия и классификация функций государ­ства.

13. Разделение властей как принцип правового государства.

14. Взаимная ответственность государства и личности как принцип правового государства.

15. Экологическая функция государства.

16. Формационный и цивилизационный подходы к типоло­гии государства: сравнительный анализ.

17. Особенности формы Российского государства на совре­менном этапе.

18. Конфедерация как форма государственного устройства.

19. Налогообложение как функция современного Россий­ского государства.

20. Формы осуществления функций государства.

21. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

22. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы.

23. Правопонимание: разные подходы.

24. Диалектика взаимосвязи классового и общечеловече­ского в сущности государства,

25. Статика и динамика права.

26. Характеристика основных правовых семей современности.

27. Рецепция права.

28. Дискуссионные вопросы понятия и структуры правовой системы.

29. Противоречия между правом и моралью и пути их пре­одоления.

30. Проблемы взаимодействия правосознания и права.

31. Особенности правовой культуры современного российского общества.

32. Правовой нигилизм

33. Дискуссионные вопросы структуры норм права.

34. Юридический прецедент как форма права.

35. Нормативный договор как форма права.

36. Правовой обычай.

37. Консолидация как форма систематизации законодатель­ства.

38. Специализация и унификация российского законода­тельства.

39. Частное и публичное право: дискуссионные вопросы их разграничения.

40. Правовой режим: понятие и виды.

41. Правовые средства: понятие, признаки, виды.

42. Механизм правового регулирования.

43. Стимулы и ограничения в праве.

44. Соотношение поощрений и наказаний в праве.

45. Право и закон: проблемы их соотношения,

46. Виды правоотношений.

47. Понятие и структура субъективного права.

48. Понятие и структура юридической обязанности.

49. Правовой статус личности.

50. Единство прав и обязанностей личности.

51. Юридические коллизии и способы их разрешения.

52. Проблемы эффективности права.

53. Проблемы соотношения законности и целесообразности.

54. Дисциплина и демократия.

55. Дискуссионные вопросы юридической ответственности.

56. Юридическая практика: понятие и виды.

57. Юридический процесс.

58. Юридический состав правонарушения.

59. Преступление и проступок.

60. Юридическая ответственность и государственное при­нуждение.

61. Обстоятельства, исключающие юридическую ответст­венность.

62. Соотношение государства и права.

63. Федерализм в России: проблемы развития.

64. Нормативность права.

65. Государство, право, собственность.

66. Причины правонарушений и пути их предупреждения и устранения.

67. Правовые акты: понятие, признаки, виды.

68. Тенденции развития современного российского законо­дательства.

69. Соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства.

70. Марксистская теория права.

71. Социологическая теория права.

72. Естественно-правовая доктрина.

73. Психологическая теория права.

74. Нормативистская теория права.

75. Историческая школа права.

76. Реалистическая школа права.

77. Право, законность, правопорядок: проблемы соотношения.

78. Льготы в праве: понятие, признаки, виды.

79. Запреты и приостановления в праве.

80. Проблемы принципов права.

81. Основные требования правильного применения права.

82. Дискуссионные вопросы юридических фактов и факти­ческих составов.

83. Юридические лица как субъекты права.

84. Система российского права и международное право.

85. Проблемы совершенствования правотворческой деятель­ности в Российской Федерации.

86. Проблемы кодификации законодательства.

87. Система нормативных актов в России.

88. Принципы организации и деятельности государствен­ного аппарата.

89. Взаимодействие органов государства и местного самоуправления.

90. Законные интересы личности.

91. Юридическая квалификация.

92. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды, сти­мулы.

93. Справедливость как принцип права.

94. Гуманизм как принцип права.

95. Проблемы пробелов и путей их устранения и преодоления.

96. Политический и государственно-правовой режимы.

97. Право как мера свободы.

98. Способы (приемы) толкования права.

99. Отрасли российского права: проблемы развития.

Методические рекомендации

по подготовке и сдаче зачета и экзамена

В период зачетно-экзаменационной сессии предусматриваются такие основные виды учебной работы, как групповые и индивидуальные консультации, экзамены и зачеты по дисциплине «Теория государства и права».

Экзаменационная сессия является заключительным этапом учебного года и одним из наиболее ответственных периодов учебы студентов.

Практика показывает, что успешно сдают экзамены и зачеты те студенты, которые систематически на протяжении всего учебного года изучали рекомендованную литературу, в установленные сроки выполняли курсовую работу и широко пользовались консультациями и другими видами помощи преподавателей.

Большую ошибку допускают те студенты, которые подготовку к экзаменам и зачетам откладывают до последнего момента. Подготовку к сессии рекомендуется начинать за один-полтора месяца до ее начала. Повторяя уже знакомый материал, студент должен обратить внимание на его обобщение и систематизацию. Не следует при этом забывать и об использовании накопленных в процессе изучения курса планов, тезисов, конспектов прочитанных книг, записей.

При повторении следует учесть те критические замечания, которые были сделаны по данной дисциплине.

Процесс повторения изученного материала должен быть активным. Одно только многократное перечитывание материала малополезно. Повторяя материал, следует составлять схемы, таблицы, обзоры, делать наброски и пометки.

Объем знаний, требуемых от студентов на экзаменах или зачетах, определяется программой, поэтому программа по каждому предмету должна быть тем основным документом, по которому студент должен проверять степень своей подготовленности к экзаменам или зачетам. После окончания работы над той или иной темой студенту следует продумать этот материал и ответить на все вопросы программы, раскрывающие содержание данной темы или главы.

Большое значение для подготовки к экзаменам и зачетам имеют консультации, на которых студент должен задать все неясные для него вопросы и получить необходимые советы и рекомендации преподавателя.

Консультация - это активный процесс восприятия знаний. Идя на консультацию, каждый студент должен хорошо к ней подготовиться: тщательно продумать, какие конкретные вопросы ему неясны, по каким вопросам он хочет получить более подробные сведения. Ответы преподавателя следует конспектировать.

Большое значение в период подготовки к зачетам и экзаменам имеет правильная организация труда и отдыха. Для плодотворного учения необходимо «благоустроить» рабочее место с хорошим освещением. Надо, чтобы работать было удобно.

Когда долго сидишь за столом, то до какой-то степени нарушается кровообращение. Чтобы избежать этого, через каждые 30-40 минут нужно отвести назад голову, потянуться, использовать эти 5-10 минут, чтобы сделать гимнастические упражнения: они помогут быстрее восстановить глубокое дыхание, нормализовать кровообращение.

Садясь заниматься, следует по возможности устранить то, что мешает сосредоточиться, - шум, посторонние разговоры. Комната для занятий должна быть хорошо проветрена.

Курсовые экзамены и зачеты являются важной формой контроля знаний студента и его подготовки по данной дисциплине. Они имеют своей целью:

а) выяснение и оценку знаний студента;

б) проверку умения студента применять положения теории на практике;

в) в отдельных случаях - оказание студенту методической помощи для дальнейшей самостоятельной работы и углубления знаний по данной дисциплине.

Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, име­ет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необхо­димо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к эк­замену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени ис­пользовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на эти и некоторые другие вопросы.

Перед экзаменом на консультации, как правило, спраши­вают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходи­мо запоминать определение понятий, ибо именно в нем фикси­руются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.

Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания опреде­лений конкретных понятий "наращивает" свою правовую куль­туру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствую­щей юридической деятельностью. Всякая наука, в том числе теория государства и права, имеет свою систему понятий, и студент-юрист через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, "поднимается" до ее уровня, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов. Это может исказить содержание рассматриваемых проблем, что недопус­тимо.

Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как сту­дент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать за­ученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экза­менов необходимо разумное сочетание запоминания и понима­ния, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается так называемому "условно-гарантированному" запо­минанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов. Речь, на­пример, идет о той информации, которая содержится в про­грамме курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдель­ных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.). Учитывая, что программа курса долж­на обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необхо­димо научиться максимально использовать сведения, содержа­щиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный ми­нимум.

Следует распространить этот метод запоминания и на не­которые классификационные критерии: предмет и метод пра­вового регулирования, время и сфера действия, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и струк­тура и т. п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде своеоб­разной схемы, специфического универсального набора.

Такие "палочки-выручалочки" не только позволяют облег­чить, упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не те­ряя при этом той информации, которую необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразитель­ности, ассоциативности, творческого отношения к анализу кон­кретного учебного материала.

Для того, чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнитель­ные (моторные) ресурсы памяти.

В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с начала учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т. п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную подготовку.

Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы "свалить" экзамен. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими поня­тиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочны и надежны.

Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зре­ния, связанный ассоциациями с другими событиями и неодно­кратно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.

Важно иметь в виду высказывание Л. Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилия­ми своей мысли, а не памятью.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уде­лить конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, кур­сам лекций и т. п. печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, ил­люстрированны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие ау­диторию в данный момент вопросы.

На консультациях подчас задают вопросы: каким пользо­ваться учебником при подготовке к экзамену? Однозначно от­ветить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различ­ных школ, научных направлений, по-разному интерпретирую­щих философские проблемы государства и права и т. п., и по­этому в каждом из них есть свои достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда для сравнения учебной ин­формации и полноты картины желательно использовать два или более учебных пособий.

Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается много­образие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с услови­ем ее достаточной аргументации.

При подготовке к экзамену важно наряду с "живыми" лек­циями, учебниками и т.п. максимально использовать и про­грамму курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основ­ные проблемы предмета, в рамках которых и формируются во­просы для экзамена. Поэтому студент, заранее посмотрев про­грамму курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему помо­жет программа и в какой последовательности (чтобы структу­рировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.

На экзамене студент имеет право пользоваться программой по данному предмету и в некоторых случаях, с разрешения экзаменатора, - наглядными пособиями (картами, схемами, диаграммами и т.д.), которые находятся в аудитории, где проходит экзамен.

Программа окажет содействие, напомним, и на самом экза­мене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смы­словой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где распо­ложен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абза­це), как он связан и соотносится с другими вопросами и приме­няя приемы, так сказать, "систематического и логического тол­кования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.

Получив экзаменационный билет, студент должен тщательно продумать все вопросы. Если ему непонятен какой-то вопрос, он может обратиться к экзаменатору за разъяснением.

При подготовке к ответу не рекомендуется делать пространные записи. Внимательно продумав вопрос, нужно найти в нем главное, наиболее существенное и в соответствии с этим составить план ответа.

При ответе следует придерживаться логической последовательности: выдвинув положение, необходимо его раскрыть, обосновать, подкрепить примерами, проиллюстрировать и сделать выводы.

На экзамене преподаватель может задать студенту допол­нительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются по­мимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как прави­ло, с плохим ответом, то вторые — в рамках билета и направле­ны на уточнение мысли студента.

Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и дос­таточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески при­менять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, ана­логий;

7) культура речи.

Это значит, что преподаватель оценивает как знания дан­ного предмета (содержания), так и форму изложения их сту­дентом.

ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и предмет теории государства и права

2. Теория государства и права в системе юридических наук

3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук

4. Функции теории государства и права.

5. Методы теории государства и права: понятие и их классификация.

6. Общая характеристика перво­бытного (догосударственного) общества.

7. Общие закономерности и формы возникновения государства.

8. Признаки государства, отличающие его от перво­бытного (догосударственного) общества.

9. Теологическая теория происхождения государства

10.Патриархальная теория происхождения государства

11.Договорная теория происхождения государства

12.Теория насилия по вопросу о происхождении государства

13.Органическая теория происхождения государства

14.Материалистическая теория происхождения государ­ства

15.Психологическая теория происхождения государства

16.Социальные нормы перво­бытного общества: понятие и виды.

17.Возникновение права и его отличительные признаки.

18.Государственная власть как особая разновидность соци­альной власти.

19.Понятие, основные признаки и сущность государства

20.Формационный подход к типологии государства

21.Цивилизационный подход к типологии государства

22.Понятие и классификация функций госу­дарства

23.Характеристика основных внутренних функций россий­ского государства

24.Характеристика основных внешних функций россий­ского государства

25.Формы осуществления функций государства

26.Механизм (аппарат) государства: понятие и структура

27.Государственный орган: понятие, признаки, классификация.

28.Принципы организации и деятельности государствен­ного аппарата

29.Понятие и элементы формы государства

30.Форма государственного правления: понятие и виды

31.Форма государственного устройст­ва: понятие и виды

32.Политический (государственный) режим: понятие и виды

33.Форма Российского государства

34.Политическая система общества: понятие и структура

35.Место и роль государства в политической системе об­щества

36.Государство и политические партии.

37.Взаимодействие государства с общественными объеди­нениями и иными субъектами политической системы.

38.Понятие и признаки правового государства.

39.Понятие, признаки и элементы гражданского общества.

40.Формирование правового государства в России.

41.Понятие, основные признаки и сущность права.

42.Основные концепции правопонимания (естественно-пра­вовая, историческая, нормативистская, марксистская, психоло­гическая, социологическая).

43.Принципы права: понятие и виды.

44.Функции права: понятие и виды.

45.Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

46.Соотношение права и морали: единство, различие, взаи­модействие и противоречия.

47.Понятие источника и формы права. Виды форм права.

48.Нормативные акты: понятие и виды.

49.Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

50.Понятие, принципы и виды правотворчества.

51.Понятие и основные стадии законотворческого процесса.

52.Систематизация нормативных актов: понятие и виды.

53.Юридическая техника и ее значение для правотворчест­ва и систематизации нормативных актов.

54.Понятие, признаки и виды норм права.

55.Логическая структура нормы права.

56.Норма права и статья нормативно-правового акта. Спо­собы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов

57.Понятие и основные элементы сис­темы права. Отрасль и институт права.

58.Частное и публичное право.

59.Система права и система законодательства, их соотноше­ние и взаимосвязь.

60.Понятие, признаки и структура правоотношения. Виды правоотношений

61.Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правоспо­собность, дееспособность, правосубъектность.

62.Субъективные права и юридические обязанности: поня­тие и структура.

63.Объекты правоотношений: понятие и виды.

64.Юридические факты: понятие и классификация.

65.Понятие и формы реализации права.

66.Применение права. Стадии процесса применения норм права.

67.Акт применения права: понятие, особенности, виды. От­личие правоприменительных актов от нормативных.

68.Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.

69.Понятие толкования норм права. Виды толкования по субъектам.

70.Способы (приемы) и объем толкования норм права.

71.Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды.

72.Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

73.Понятие, признаки и виды правонарушения.

74.Юридический состав правонарушения, его элементы.

75.Понятие, признаки и основания юридической ответственности.

76.Цели, функции и принципы юридической ответственности.

77.Классификация юридической ответственности.

78.Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

79.Понятие, структура и виды правосознания.

80.Правовая культура: понятие, структура, виды.

81.Понятие, формы и методы право­вого воспитания.

82.Понятие, сущность, содержание и принципы законности.

83.Понятие и виды правопорядка, его соотношение с обще­ственным порядком.

84.Правовая система общества: понятие, структура, классификация.

85.Характеристика основных правовых семей: романо-германской, англо-сак-сонской, ре­лигиозной, традиционной.

86.Особенности российской правовой системы.

87.Механизм правового регулирования: понятие и струк­тура.

88.Методы, способы, типы правового регулирования.

Методические рекомендации

по написанию и оформлению курсовой работы



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.170.169 (0.026 с.)