Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рефератов по теории государства и праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Характеристика теорий происхождения государства. 2. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 3. Законодательство субъектов Федерации: понятие, проблемы становления. 4. Дискуссионные вопросы предмета теории государства и права. 5. Частноправовые методы теории государства и права. 6. Правовые категории, понятия, термины. 7. Правовые презумпции и аксиомы. 8. Юридическая техника и язык законодательства. 9. Свобода и ответственность личности. 10. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. 11. Правовое государство: понятие, принципы, формирование. 12. Проблемы понятия и классификация функций государства. 13. Разделение властей как принцип правового государства. 14. Взаимная ответственность государства и личности как принцип правового государства. 15. Экологическая функция государства. 16. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства: сравнительный анализ. 17. Особенности формы Российского государства на современном этапе. 18. Конфедерация как форма государственного устройства. 19. Налогообложение как функция современного Российского государства. 20. Формы осуществления функций государства. 21. Механизм государства: понятие, признаки, структура. 22. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы. 23. Правопонимание: разные подходы. 24. Диалектика взаимосвязи классового и общечеловеческого в сущности государства, 25. Статика и динамика права. 26. Характеристика основных правовых семей современности. 27. Рецепция права. 28. Дискуссионные вопросы понятия и структуры правовой системы. 29. Противоречия между правом и моралью и пути их преодоления. 30. Проблемы взаимодействия правосознания и права. 31. Особенности правовой культуры современного российского общества. 32. Правовой нигилизм 33. Дискуссионные вопросы структуры норм права. 34. Юридический прецедент как форма права. 35. Нормативный договор как форма права. 36. Правовой обычай. 37. Консолидация как форма систематизации законодательства. 38. Специализация и унификация российского законодательства. 39. Частное и публичное право: дискуссионные вопросы их разграничения. 40. Правовой режим: понятие и виды. 41. Правовые средства: понятие, признаки, виды. 42. Механизм правового регулирования. 43. Стимулы и ограничения в праве. 44. Соотношение поощрений и наказаний в праве. 45. Право и закон: проблемы их соотношения, 46. Виды правоотношений. 47. Понятие и структура субъективного права. 48. Понятие и структура юридической обязанности. 49. Правовой статус личности. 50. Единство прав и обязанностей личности. 51. Юридические коллизии и способы их разрешения. 52. Проблемы эффективности права. 53. Проблемы соотношения законности и целесообразности. 54. Дисциплина и демократия. 55. Дискуссионные вопросы юридической ответственности. 56. Юридическая практика: понятие и виды. 57. Юридический процесс. 58. Юридический состав правонарушения. 59. Преступление и проступок. 60. Юридическая ответственность и государственное принуждение. 61. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. 62. Соотношение государства и права. 63. Федерализм в России: проблемы развития. 64. Нормативность права. 65. Государство, право, собственность. 66. Причины правонарушений и пути их предупреждения и устранения. 67. Правовые акты: понятие, признаки, виды. 68. Тенденции развития современного российского законодательства. 69. Соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства. 70. Марксистская теория права. 71. Социологическая теория права. 72. Естественно-правовая доктрина. 73. Психологическая теория права. 74. Нормативистская теория права. 75. Историческая школа права. 76. Реалистическая школа права. 77. Право, законность, правопорядок: проблемы соотношения. 78. Льготы в праве: понятие, признаки, виды. 79. Запреты и приостановления в праве. 80. Проблемы принципов права. 81. Основные требования правильного применения права. 82. Дискуссионные вопросы юридических фактов и фактических составов. 83. Юридические лица как субъекты права. 84. Система российского права и международное право. 85. Проблемы совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации. 86. Проблемы кодификации законодательства. 87. Система нормативных актов в России. 88. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 89. Взаимодействие органов государства и местного самоуправления. 90. Законные интересы личности. 91. Юридическая квалификация. 92. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды, стимулы. 93. Справедливость как принцип права. 94. Гуманизм как принцип права. 95. Проблемы пробелов и путей их устранения и преодоления. 96. Политический и государственно-правовой режимы. 97. Право как мера свободы. 98. Способы (приемы) толкования права. 99. Отрасли российского права: проблемы развития. Методические рекомендации по подготовке и сдаче зачета и экзамена В период зачетно-экзаменационной сессии предусматриваются такие основные виды учебной работы, как групповые и индивидуальные консультации, экзамены и зачеты по дисциплине «Теория государства и права». Экзаменационная сессия является заключительным этапом учебного года и одним из наиболее ответственных периодов учебы студентов. Практика показывает, что успешно сдают экзамены и зачеты те студенты, которые систематически на протяжении всего учебного года изучали рекомендованную литературу, в установленные сроки выполняли курсовую работу и широко пользовались консультациями и другими видами помощи преподавателей. Большую ошибку допускают те студенты, которые подготовку к экзаменам и зачетам откладывают до последнего момента. Подготовку к сессии рекомендуется начинать за один-полтора месяца до ее начала. Повторяя уже знакомый материал, студент должен обратить внимание на его обобщение и систематизацию. Не следует при этом забывать и об использовании накопленных в процессе изучения курса планов, тезисов, конспектов прочитанных книг, записей. При повторении следует учесть те критические замечания, которые были сделаны по данной дисциплине. Процесс повторения изученного материала должен быть активным. Одно только многократное перечитывание материала малополезно. Повторяя материал, следует составлять схемы, таблицы, обзоры, делать наброски и пометки. Объем знаний, требуемых от студентов на экзаменах или зачетах, определяется программой, поэтому программа по каждому предмету должна быть тем основным документом, по которому студент должен проверять степень своей подготовленности к экзаменам или зачетам. После окончания работы над той или иной темой студенту следует продумать этот материал и ответить на все вопросы программы, раскрывающие содержание данной темы или главы. Большое значение для подготовки к экзаменам и зачетам имеют консультации, на которых студент должен задать все неясные для него вопросы и получить необходимые советы и рекомендации преподавателя. Консультация - это активный процесс восприятия знаний. Идя на консультацию, каждый студент должен хорошо к ней подготовиться: тщательно продумать, какие конкретные вопросы ему неясны, по каким вопросам он хочет получить более подробные сведения. Ответы преподавателя следует конспектировать. Большое значение в период подготовки к зачетам и экзаменам имеет правильная организация труда и отдыха. Для плодотворного учения необходимо «благоустроить» рабочее место с хорошим освещением. Надо, чтобы работать было удобно. Когда долго сидишь за столом, то до какой-то степени нарушается кровообращение. Чтобы избежать этого, через каждые 30-40 минут нужно отвести назад голову, потянуться, использовать эти 5-10 минут, чтобы сделать гимнастические упражнения: они помогут быстрее восстановить глубокое дыхание, нормализовать кровообращение. Садясь заниматься, следует по возможности устранить то, что мешает сосредоточиться, - шум, посторонние разговоры. Комната для занятий должна быть хорошо проветрена. Курсовые экзамены и зачеты являются важной формой контроля знаний студента и его подготовки по данной дисциплине. Они имеют своей целью: а) выяснение и оценку знаний студента; б) проверку умения студента применять положения теории на практике; в) в отдельных случаях - оказание студенту методической помощи для дальнейшей самостоятельной работы и углубления знаний по данной дисциплине. Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к экзамену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени использовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на эти и некоторые другие вопросы. Перед экзаменом на консультации, как правило, спрашивают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходимо запоминать определение понятий, ибо именно в нем фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других. Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий "наращивает" свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Всякая наука, в том числе теория государства и права, имеет свою систему понятий, и студент-юрист через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, "поднимается" до ее уровня, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов. Это может исказить содержание рассматриваемых проблем, что недопустимо. Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли. Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается так называемому "условно-гарантированному" запоминанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов. Речь, например, идет о той информации, которая содержится в программе курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдельных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.). Учитывая, что программа курса должна обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необходимо научиться максимально использовать сведения, содержащиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный минимум. Следует распространить этот метод запоминания и на некоторые классификационные критерии: предмет и метод правового регулирования, время и сфера действия, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и структура и т. п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде своеобразной схемы, специфического универсального набора. Такие "палочки-выручалочки" не только позволяют облегчить, упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не теряя при этом той информации, которую необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческого отношения к анализу конкретного учебного материала. Для того, чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти. В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с начала учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т. п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную подготовку. Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы "свалить" экзамен. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочны и надежны. Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания. Важно иметь в виду высказывание Л. Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. При подготовке к экзамену следует особое внимание уделить конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и т. п. печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, иллюстрированны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы. На консультациях подчас задают вопросы: каким пользоваться учебником при подготовке к экзамену? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных школ, научных направлений, по-разному интерпретирующих философские проблемы государства и права и т. п., и поэтому в каждом из них есть свои достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда для сравнения учебной информации и полноты картины желательно использовать два или более учебных пособий. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации. При подготовке к экзамену важно наряду с "живыми" лекциями, учебниками и т.п. максимально использовать и программу курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее посмотрев программу курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему поможет программа и в какой последовательности (чтобы структурировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы. На экзамене студент имеет право пользоваться программой по данному предмету и в некоторых случаях, с разрешения экзаменатора, - наглядными пособиями (картами, схемами, диаграммами и т.д.), которые находятся в аудитории, где проходит экзамен. Программа окажет содействие, напомним, и на самом экзамене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смысловой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где расположен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абзаце), как он связан и соотносится с другими вопросами и применяя приемы, так сказать, "систематического и логического толкования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ. Получив экзаменационный билет, студент должен тщательно продумать все вопросы. Если ему непонятен какой-то вопрос, он может обратиться к экзаменатору за разъяснением. При подготовке к ответу не рекомендуется делать пространные записи. Внимательно продумав вопрос, нужно найти в нем главное, наиболее существенное и в соответствии с этим составить план ответа. При ответе следует придерживаться логической последовательности: выдвинув положение, необходимо его раскрыть, обосновать, подкрепить примерами, проиллюстрировать и сделать выводы. На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые — в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене: 1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.); 2) полнота и одновременно лаконичность ответа; 3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников; 4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям; 5) логика и аргументированность изложения; 6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий; 7) культура речи. Это значит, что преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержания), так и форму изложения их студентом. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ 1. Понятие и предмет теории государства и права 2. Теория государства и права в системе юридических наук 3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук 4. Функции теории государства и права. 5. Методы теории государства и права: понятие и их классификация. 6. Общая характеристика первобытного (догосударственного) общества. 7. Общие закономерности и формы возникновения государства. 8. Признаки государства, отличающие его от первобытного (догосударственного) общества. 9. Теологическая теория происхождения государства 10.Патриархальная теория происхождения государства 11.Договорная теория происхождения государства 12.Теория насилия по вопросу о происхождении государства 13.Органическая теория происхождения государства 14.Материалистическая теория происхождения государства 15.Психологическая теория происхождения государства 16.Социальные нормы первобытного общества: понятие и виды. 17.Возникновение права и его отличительные признаки. 18.Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 19.Понятие, основные признаки и сущность государства 20.Формационный подход к типологии государства 21.Цивилизационный подход к типологии государства 22.Понятие и классификация функций государства 23.Характеристика основных внутренних функций российского государства 24.Характеристика основных внешних функций российского государства 25.Формы осуществления функций государства 26.Механизм (аппарат) государства: понятие и структура 27.Государственный орган: понятие, признаки, классификация. 28.Принципы организации и деятельности государственного аппарата 29.Понятие и элементы формы государства 30.Форма государственного правления: понятие и виды 31.Форма государственного устройства: понятие и виды 32.Политический (государственный) режим: понятие и виды 33.Форма Российского государства 34.Политическая система общества: понятие и структура 35.Место и роль государства в политической системе общества 36.Государство и политические партии. 37.Взаимодействие государства с общественными объединениями и иными субъектами политической системы. 38.Понятие и признаки правового государства. 39.Понятие, признаки и элементы гражданского общества. 40.Формирование правового государства в России. 41.Понятие, основные признаки и сущность права. 42.Основные концепции правопонимания (естественно-правовая, историческая, нормативистская, марксистская, психологическая, социологическая). 43.Принципы права: понятие и виды. 44.Функции права: понятие и виды. 45.Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь. 46.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия. 47.Понятие источника и формы права. Виды форм права. 48.Нормативные акты: понятие и виды. 49.Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 50.Понятие, принципы и виды правотворчества. 51.Понятие и основные стадии законотворческого процесса. 52.Систематизация нормативных актов: понятие и виды. 53.Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов. 54.Понятие, признаки и виды норм права. 55.Логическая структура нормы права. 56.Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов 57.Понятие и основные элементы системы права. Отрасль и институт права. 58.Частное и публичное право. 59.Система права и система законодательства, их соотношение и взаимосвязь. 60.Понятие, признаки и структура правоотношения. Виды правоотношений 61.Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность. 62.Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура. 63.Объекты правоотношений: понятие и виды. 64.Юридические факты: понятие и классификация. 65.Понятие и формы реализации права. 66.Применение права. Стадии процесса применения норм права. 67.Акт применения права: понятие, особенности, виды. Отличие правоприменительных актов от нормативных. 68.Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права. 69.Понятие толкования норм права. Виды толкования по субъектам. 70.Способы (приемы) и объем толкования норм права. 71.Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды. 72.Правомерное поведение: понятие, признаки, виды. 73.Понятие, признаки и виды правонарушения. 74.Юридический состав правонарушения, его элементы. 75.Понятие, признаки и основания юридической ответственности. 76.Цели, функции и принципы юридической ответственности. 77.Классификация юридической ответственности. 78.Правовой статус личности: понятие, структура, виды. 79.Понятие, структура и виды правосознания. 80.Правовая культура: понятие, структура, виды. 81.Понятие, формы и методы правового воспитания. 82.Понятие, сущность, содержание и принципы законности. 83.Понятие и виды правопорядка, его соотношение с общественным порядком. 84.Правовая система общества: понятие, структура, классификация. 85.Характеристика основных правовых семей: романо-германской, англо-сак-сонской, религиозной, традиционной. 86.Особенности российской правовой системы. 87.Механизм правового регулирования: понятие и структура. 88.Методы, способы, типы правового регулирования. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.016 с.) |