Электронные информационные ресурсы НИЦ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электронные информационные ресурсы НИЦ



1. Университетская библиотека он-лайн : Электронная библиотечная система, электронные издания, электронные учебники, электронные книги для вузов. – Электрон. дан. – М.: Директ-Медиа, 2001-2010. – Режим доступа : www.biblioclub.ru.

2. Polpred.com. База данных алтайской академии кономики и права. – Электрон. дан. – М. : ПОЛПРЕД Справочники, 1997–2010. - Режим доступа : www.polpred.com.

3. Полнотекстовая база «Методическое обеспечение». – Электрон. база данных. – Барнаул : ААЭП, 2007-2010. – Режим доступа : Интранет Алтайской академии экономики и права.

СПС как ресурсы удаленного доступа:

1. Гарант. Информационно-правовое обеспечение : информационно-правовой портал. - Электрон. данные. – М. : Гарант-Сервис, 1990-2010. – Режим доступа : http://www.garant.ru/.

2. Консультант Плюс - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления, нормативные акты : официальный сайт компании "Консультант Плюс". – Электрон. данные. – М. : Консультант Плюс, 1997-2010. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/.

СПС как ресурсы локального доступа:

1. Консультант Плюс. Технология Проф : справочная правовая система. – Электрон. база данных. – М. : Консультант Плюс, 1997-2010. – Режим доступа : Компьютерная сеть Алтайской академии экономики и права.

2. Гарант-Эксперт. Гарант-Аналитик : справочная правовая система. – Электрон. база данных. – М. : Гарант-Сервис, 1990-2010. – Режим доступа : Компьютерная сеть Алтайской академии экономики и права.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Подготовка специалистов в высшей школе (ВУЗе) ставит перед студентами вузов две основные задачи:

1. Овладеть суммой современных научных и практических знаний и навыков по данной специальности.

2. Научиться самостоятельно мыслить, разрабатывать и решать научные и производственные задачи.

Высшая школа - это, прежде всего, научная школа. Образование, которое она дает, — это не только обширные знания, но и умение широко и творчески мыслить. В высшей школе совершается процесс глубокого взаимопроникновения обучения и научного творчества.

В высшем образовании акцент переносится с изучения фактов на изучение общих закономерностей, объединяющих факты, на творческое овладение методологией получения новых знаний. Это и определяет особенности организации умственного труда студентов.

Студент должен научиться пользоваться энциклопедиями, справочниками, словарями, библиографическими указателями, летописями журнальных статей, книг, рецензий, реферативными журналами и каталогами, уметь систематизировать материал, правильно его обрабатывать, использовать в своей учебной и научной деятельности рациональные приемы организации труда. Все это приучает к самостоятельному знакомству с научной литературой, развивает инициативу в отыскании нужных источников, позволяет с наименьшими затратами времени, средств и трудовых усилий достигать наилучших результатов.

Существуют традиционные для учащихся формы обучения - очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная. Отличие очного обучения от заочного заключается в том, что очник может больше времени уделять аудиторным занятиям, непосредственному общению с преподавателем, но это не освобождает его от обязанности и необходимости самостоятельно работать над учебным материалом.

Умение самостоятельно учиться - не простое занятие, это определенное искусство, но им может и должен овладеть каждый студент.

Глубокие, прочные и систематизированные знания приобретаются только постоянным, добросовестным и правильно организованным трудом. Нельзя приобрести серьезные знания, если учиться не систематически.

Чтобы не тратить время и силы впустую, студенты должны овладеть передовыми приемами и навыками обучения уже на первом курсе. Это не только ускорит и улучшит восприятие учебного материала, но и вызовет интерес к обучению и научному творчеству.

Привитие студентам умений и навыков самостоятельной работы преследует более широкие и глубокие цели, чем обеспечение высокой успеваемости в период обучения. Речь идет о том, чтобы студент как будущий специалист повышал свой профессиональный уровень в течение всей трудовой деятельности. Под самостоятельной работой нужно понимать не только домашние занятия (хотя они и являются весьма важным моментом в работе студента заочной формы обучения по расширению и закреплению знаний), а всю совокупность занятий:

· умение слушать лекции и рационально фиксировать их, активно пользоваться консультациями, не стесняясь задавать вопросы преподавателям;

· выполнение контрольных и курсовых работ;

· подготовка научных докладов, рефератов и др.

Работа студентов в основном складывается из следующих элементов: изучение и усвоение в соответствии с учебным планом Академии программного материала по всем учебным дисциплинам, выполнение письменных контрольных и курсовых работ, подготовка и сдача зачетов, курсовых и итоговых экзаменов, подготовка и защита дипломной работы.

Для успешного выполнения учебного плана решающее значение приобретает правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени.

Приступая к изучению конкретной дисциплины, студент должен внимательно ознакомиться с записями установочной лекции, требованиями программы и методическими указаниями по данному курсу.

Учебная литература, которой должен пользоваться студент при изучении предусмотренных учебным планом дисциплин, указывается в программе, методических указаниях, а также на установочных лекциях.

Методические указания обращают внимание студента на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анализировать явления и факты, связывать теоретические положения с практикой, а также облегчают подготовку к написанию контрольных, курсовых работ и к экзаменам.

Прочные знания приобретаются в том случае, если студент работает регулярно и выделяет необходимое время для повторения пройденного материала перед экзаменом.

Занятия студента должны быть ритмичными. Упущенное в течение всего учебного года время студент не сможет наверстать в дни, предшествующие экзаменационной сессии.

Работа с книгой.

Успешное овладение знаниями немыслимо без эффективной самостоятельной работы студента над учебными и другими изданиями.

Работа студента с книгой - это проба сил, она приносит удовлетворение, которое, в свою очередь, поддерживает постоянный интерес к учебе. Чем больше студент проявляет самостоятельности в учебной работе, тем глубже и прочнее его знания. Поэтому для студента очень важно овладеть рациональными приемами и навыками работы с книгами.

Техника поиска и подбора литературы:

При поиске и подборе литературы, прежде всего, необходимо знать:

· точную формулировку вопросов, на которые нужно найти ответы, что позволит более эффективно вести поиск;

· уровень собственной подготовленности и осведомленности по данному вопросу (какая литература требуется: научная, учебно-методическая, справочная и т.д.);

· свою скорость чтения, чтобы определить оптимальный объем информации для самостоятельного изучения. Так, если студент читает со скоростью 250-300 слов в минуту (это 1 страница книги), то за час он может прочитать 50-60 страниц. Следовательно, за год - 15-20 тыс. страниц. Пока с этой нормой справляются лишь немногие студенты;

- как быстро найти необходимую литературу, используя библиотечные каталоги.

Каждая библиотека имеет алфавитный каталог, который содержит перечень имеющихся в ней книг. Во многих библиотеках ведутся и тематические каталоги книг, статей научных журналов и сборников. Особенно ценны каталоги с аннотациями, т.е. краткими описаниями содержания книги.

Студентам необходимо пользоваться монографическими работами, диссертациями, в которых подобраны и даны подробные перечни литературы по той или иной проблеме.

Техника чтения

Студенту нужно научиться читать быстро и качественно, вырабатывая культуру чтения и работы с книгой, а также привычку, читая, быстро делать сжатые деловые записи, т.е. подходить к книге с определенной целью. Это необходимо для того, чтобы работать над книгой без лишних затрат времени и сил.

Экономия времени в процессе работы с литературой достигается, прежде всего, за счет выбора наиболее соответствующего цели и задаче вида чтения. Условно можно выделить следующие виды чтения книги:

· предварительное чтение - общее знакомство с книгой и выделение в ней всего того, что наиболее существенно и требует детальной проработки в другое время;

· выборочное чтение (чаще следует после предварительного) - для поиска ответа на конкретный вопрос;

· чтение с проработкой материала - подробный разбор читаемого с целью глубокого понимания его и конспектирования.

Начиная работать с книгой, нужно вначале ознакомиться с ее библиографическими данными и общим содержанием, т.е. оглавлением.

Получив предварительные сведения о книге, необходимо бегло ее прочитать, не останавливаясь на трудных местах, чтобы представлять изложенный в ней материал в целом. При повышенной скорости чтения концентрируется внимание, идеи автора охватываются целиком; такое чтение очень продуктивно, хотя и несколько поверхностно.

За первым прочтением книги следует ее детальное изучение. Лучше всего это сделать через некоторый промежуток времени после первого беглого чтения, чтобы осмыслить то, на что вы обратили внимание при первом чтении. Таким образом, при повторном чтении материал будет восприниматься легче, чем в первый раз.

Второй раз читают с карандашом в руках. При этом происходит как бы препарация текста, многие страницы перечитывают по несколько раз, из текста делают выписки. Если книга библиотечная, то этим дело и ограничивается, если же она собственная, то с ней можно обращаться иначе. В этом случае в книге могут и даже должны появиться «маргиналии» (от лат. слова margo - край), т.е. карандашные пометки на полях; у каждого читателя может быть своя индивидуальная система обозначений. Например, одна прямая черта - важная мысль; две - основная, главная; волнистая - фактический материал. Восклицательный знак - важное место, обратить внимание, вопросительный - сомнение, надо проверить и т.п.

Такое подчеркивание различной информации облегчает ее поиск и использование.

В течение самостоятельной работы с литературой важное место занимают выписки. Отдельные факты, мысли, положения лучше всего фиксировать на карточках определенного формата. Развернутые подробные конспекты в тетрадях - далеко не лучший способ. Как правило, карточка заполняется с одной стороны.

Газетные и журнальные вырезки могут быть наклеены на карточки. Обязательно указывать источник выбранного материала: название статьи, автора, время издания, название издания.

Постепенно, когда количество карточек будет большим, создается картотека, своего рода банк данных.

Карточки определенным образом систематизируются (по темам, проблемам) и хранятся в специальных коробочках или конвертах.

У каждого студента, который готовит себя к профессиональной деятельности, должна быть и своя профессиональная библиотека с необходимым и достаточным минимумом литературы.

Конспектирование первоисточников

Основой глубокого изучения студентами программы обучения является их систематическая и целеустремленная самостоятельная работа с первоисточниками. К ним относятся: Конституция РФ, законы РФ, указу Президента РФ, постановления Правительства РФ и других органов власти, законы и постановления органов власти республик в составе РФ, нормативные документы, труды отечественных и зарубежных ученых, произведения классиков по конкретным дисциплинам, энциклопедии и энциклопедические словари, научные статьи, справочники и статистические сборники, учебные пособия, принятые в качестве базовых по данной дисциплине, хрестоматии и др.

Прежде чем приступить к конспектированию, следует внимательно прочитать работу, осмыслить ее содержание, вычленить основные проблемы, проанализировать подходы, систему аргументации, составить план ее изучения.

В процессе конспектирования необходимо выписывать не только основные положения, но и факты, систематизировать их, сопоставить с другими, затем делать выводы и обобщения, записывать свое понимание проблемы. В обширной педагогической и научно-методической литературе имеется немало интересных и полезных советов о том, как формировать эти навыки.

Большим подспорьем при предварительном ознакомлении с первоисточником могут оказаться специальные методические пособия. Такие пособия неплохо ориентируют студентов в проблемах первоисточника, помогают им понять основные идеи и положения конкретной работы. Однако научить студента самостоятельно исследовать и анализировать приводимый фактический материал, вскрывая систему доказательств, они не могут, даже если подробно освещают конкретные вопросы.

Предварительная подготовка студента к изучению и конспектированию первоисточников должна включать:

1. ознакомление с первоисточником, методическими пособиями и материалами к нему;

2. логико-содержательный анализ изучаемого произведения;

3. разработку рабочего плана изучения и конспектирования первоисточника.

Логико-содержательный анализ произведения - это выделение сложных и новых для студента понятий и терминов; определение основных теоретических проблем, ключевых положений произведения, фактического материала для анализа этих проблем в аспекте изучаемого предмета; выделение наиболее трудных для усвоения мест.

Значительную трудность для студентов представляет составление рабочего плана изучения и конспектирования произведения по конкретной дисциплине. Не следует при составлении плана стремиться охватить все вопросы, затрагиваемые в произведении, и повторять их в плане в той же последовательности, в какой они изложены в главах и разделах первоисточника.

Выполнив такую предварительную подготовку, студент приступает непосредственно к изучению первоисточника.

 

Работа на лекции.

Одно из основных назначений лекции состоит в организа­ции самостоятельной работы студентов. В определенной сте­пени характер этой работы зависит от вида лекций. На дневной (очной) форме обучения читаются учебные лекции по программе курса «Теория государства и права», то есть обычные, традиционные, самые распространенные в вузе лекции. В таком курсе лекций представлены практически все темы учебной программы (за малым исключением) в логи­ческой последовательности в соответствии с системой данной науки. А на старших курсах читаются тематические и обзорные лекции.

В первой вводной лекции наряду с раскрытием конкрет­ной темы, как правило, предмета и метода науки, даются мето­дические рекомендации по изучению дисциплины, по организа­ции самостоятельной работы студента.

Тематические лекции читаются, как правило, по спецкурсам государственно-правовой специализации. В них в соответствии с тематическим планом чтения курса (спецкурса) раскрывается содержание конкретной темы, одно­временно в них могут содержаться рекомендации по самостоя­тельному углубленному изучению данной темы, а также обзор­ный материал по проблемам, затрагиваемым в лекции.

Обзорные (итоговые) лекции читаются обычно перед государственными экза­менами. В них излагаются, как правило, узловые вопросы программы, актуальные пробле­мы, последние достижения данной науки. Такие лекции ориен­тируют на более глубокое осмысление всего материала изучен­ной учебной дисциплины.

Работать самостоятельно студент должен до лекции, во время лекции и после нее.

Подготовка студента к лекции. Восприятие лекции тем эффективнее, чем больше студент подготовлен к ней. Для этого совсем неплохо, во-первых, ознакомиться с вопросами темы по действующей программе учебного курса, и, по возможности, самому выделить основные, главные из них, во-вторых, поста­раться прочитать что-нибудь по теме, хотя бы соответствующую главу учебника (учебного пособия). Но это, как мы понимаем, почти идеальный случай.

Работа студента на лекции. Важно сразу же психологи­чески настроить себя на нужный лад, на внимательную работу в ходе лекции. Для этого надо подготовить тетрадь для веде­ния конспекта, другие необходимые материалы. Относительно конспектирования лекций нет единого мнения. Одни считают, что записи на лекциях должны ограничиваться фиксацией вы­водов, правил, закономерностей; другие, напротив, полагают, что записывать следует более подробно; мнение третьих сво­дится к тому, что вообще нет необходимости конспектировать лекцию, ибо у студента, который конспектирует, действует лишь слух, а мышление не работает.

На наш взгляд, студент несомненно должен вести кон­спект лекции. Другое дело, что не все умеют это делать. Опыт показывает, что не всегда студенты выделяют главное, основное в лекции, некоторые склонны за­писывать лишь те положения, которые запомнили. Многие студенты пишут только тезисы лекции, другие ограничиваются записью вопросов темы.

Нередко встречаешься с неправильным оформлением кон­спектов; запись ведется сплошным текстом, без полей, абзацев, заголовков.

Записывание лекции способствует лучшему ее усвоению, запоминанию. Процесс записи дольше поддерживает внимание и трудоспособность на лекции. По данным академика И. П. Павлова, чем больше анализаторов берет участие в восприятии учебного материала и его запоминании, тем устойчивее, крепче и яснее будут знания. Как известно, по содержанию различают
четыре вида памяти в зависимости от того, что запоминается: образная, словесно-логическая, моторная и эмоциональная. В каждом конкретном процессе запоминания, понимания, освое­ния участвуют все виды памяти, дополняя и усиливая друг друга. Вот почему И. П. Павлов, по свидетельству его учеников, требовал от студента обязательного конспектирования лекции.
Когда студент воспринимает материал лишь на слух, мозг работает вполсилы, концентрация внимания ослаблена, когда же он слушает и записывает, тогда освоение материала происходит активнее.

Конспектирование лекций служит средством развития умст­венных способностей человека (мобилизует внимание, активи­зирует восприятие, мышление), вырабатывает умение в корот­кой и сжатой форме излагать мысли, развивает навыки лите­ратурного изложения, повышает культуру речи.

В лекции нередко сообщаются такие факты, научные дан­ные, выводы и обобщения, которые еще не отражены в учебни­ке, не описаны систематически в научной литературе. Новый научный материал может встретиться в различных научных источниках (статьях, рецензиях, монографиях). В лекции же он обобщается, приводится в систему. Вот почему важно записы­вать лекцию. Наконец, конспект лекции — это опора для памя­ти, материал для подготовки к семинарским занятиям, к заче­ту, экзамену, а после окончания учебы — это полезный архив студента.

Конспектируя лекции, необходимо понять излагаемый мате­риал. Даже дословное механическое записывание лекции без достаточного ее понимания пользы не принесет.

Конспект должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко, сжато и вместе с тем пол­но. Дословно следует записывать определения, правила, вы­воды.

Лектор интонацией голоса, манерой изложения материала выделяет важное, основное, помогая тем самым студентам отделить главное от второстепенного. В тех случаях, когда лек­тор диктует (повторяет) отдельные положения, их следует обя­зательно записывать.

Важно фиксировать в конспекте и то, что преподаватель пи­шет на доске (схемы, графики, формулы и т. д.).

Записи в конспекте должны быть расчлененными, графи­чески четкими. В них должны быть заголовки, подзаголовки, абзацы, широкие поля, на которых студент может в процес­се конспектирования записывать свои мысли, вопросы, свое от­ношение к излагаемому. Все это служит лучшему, более глубо­кому осознанию того или иного вопроса, затронутого в лекции.

Конспектируя лекцию, студент, вполне естественно, встре­чается с непонятными для него вопросами. Необходимо отметить их для себя на полях с тем, чтобы потом разобраться в них в процессе самостоятельной работы, читая первоисточники, кон­сультируясь с преподавателем.

В конце конспекта каждой лекции следует оставить одну-две страницы для того, чтобы, читая учебник, дополнительную ли­тературу, можно было дополнить, углубить и пояснить те места, которые записаны неполно или неразборчиво.

Работа студента после лекции. Работу над конспектом следует продолжить и после лекции. Немаловажное значение имеет упорядочение записей лекции, которое заключается в опреде­ленной доработке конспекта — дополнении, исправлении, выде­лении главного, уточнении новых терминов и т. д. Следует это делать систематически, в процессе, работы над учебной и моно­графической литературой.

Наконец, доработка конспектов заключается в освоении схем, рисунков, сделанных, в ходе лекции не всегда четко и точно.

Нужно учитывать свойство памяти постепенно утрачивать свежесть и не откладывать доработку конспектов лекций на долгое время.

Систематическая работа студентов над конспектами лек­ций (некоторые обращаются к ним только при подготовке к се­минарским занятиям, зачету или экзамену) обеспечит им при­обретение прочных и твердых знаний.

Целесообразно перед каждой новой лекцией просматривать записи предыдущей лекции.

Как уже отмечалось, лекционный курс имеет свою логику построения и развития. Эту логику постичь трудно или даже просто невозможно, если лекции будут посещаться студентом нерегулярно, с пропусками. Если лекция пропущена, то обяза­тельно нужно восполнить образовавшийся пробел активной са­мостоятельной работой, акцентируя внимание на изучении тех вопросов, которые освещались в лекции. В этом случае воз­можно обращение за помощью к лектору на консультации, к сокурсникам.

 

Методические рекомендации для подготовки

К семинарским занятиям

Семинары — один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых студенты учатся творчески работать, аргу­ментировать и отстаивать свою позицию, правильно и доходчи­во излагать свои мысли перед аудиторией, овладевать культу­рой речи, ораторским искусством, являются также действен­ной формой активизации самостоятельной работы студентов, формой ее учета и контроля.

Главными задачами семинарского занятия являются:

- закрепление, расширение и всемерное углубление знаний, ко­торые получены на лекциях, добытых самостоятельно при работе с основными и дополнительными источниками, правовыми актами, материалами практики и др. источниками;

- проверка и текущий контроль усвоения программного материа­ла (отвечающего требованиям государственного образовательного стандарта), оценка знаний обучаемых по конкретной теме (темам) изучаемой дисциплины (курса);

- формирование у студентов умений, навыков работы с различ­ными источниками знаний и информации; развитие творческих способ­ностей при подготовке аргументированных выступлений и научных со­общений; письменного оформления рефератов, докладов с точным соб­людением требуемой культуры исполнения; логически правильного и грамотного построения своих мыслей и передачи их вслух; умения убедительно и грамотно говорить, высказывать свое мнение, аргументированно вести спор, отстаивая свою позицию, дискутировать, уметь находить компромиссы.

Подготовка студента к семинару. Основное в подготовке и проведении семинаров — это самостоятельная работа студента над изучением темы семинара.

Семинарские занятия проводятся по специальным планам-
заданиям, которые содержатся в учебно-методических материалах.

Студент обязан точно знать план семинара либо конкрет­ное задание к нему. В плане-задании семинарского занятия содержатся основ­ные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготов­ке каждого вопроса, выполнению задания. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были, предметом рассмотрения в лекции.

Могут быть и специальные задания к той или иной теме се­минара, например, прочитать какую-либо книгу или ее раздел, статью для обсуждения на занятии.

План-задание дополняется списком рекомендуемой основ­ной и дополнительной литературы.

Готовиться к семинару нужно, естественно, заранее, а не накануне его проведения. Необходимо внимательно ознакомить­ся с планом-заданием семинара и другими материалами, уяснить вопросы, содержание задания. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал (через библиотеку, учебно-методический кабинет и др.).

Но прежде всего студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекций и соответствующему разделу учебника. После этого можно приступить к изучению основной и дру­гой специальной литературы, нормативного материала, а также ознакомиться с публикациями в периодических журналах: «Государство и право»; «Правовая политика и правовая жизнь»; «Журнал российского права»; «Юридический мир»; «Законность»; «Закон и право»; и др.. Изуче­ние всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы; нужно законспекти­ровать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины. Вся эта работа должна найти отражение в выписках, замет­ках на полях конспектов лекций, в закладках текстов произ­ведений, сборников норматив­ных актов и др. В среде студентов существует заб­луждение, что для положительной оценки на семинарском занятии до­статочно изучить лекцию и раздел учебника. Лекция и учебник — на­чальный путеводитель в сложном мире научных знаний. Поэтому только их изучения явно недостаточно.

Часто у студентов возникает вопрос, а нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Прежде всего, необходимо запоминать определе­ния понятий, так как именно в них фиксируются признаки, показываю­щие их сущность и позволяющие отличить от других правовых катего­рий, но заучивать необходимо осмысленно. Бессмысленная зубрежка приводит к неудовлетворительной оценке, когда студент точно воспро­изводит определение, но не может указать признаки, а они ведь и содер­жатся в определении. Например, студент дает определение нормы пра­ва: «норма права — это установленное и обеспеченное государством, общеобязательное, формально определенное правило поведения, направлен­ное на урегулирование общественных отношений». Сами признаки нормы права: формальная определенность, связь с государством, общеобяза­тельность и т. д. непосредственно вытекают из определения, а если сту­дент не может их выявить и пояснить, а дает только зазубренное опреде­ление, то получение отрицательной оценки неизбежно. Запоминая определение, следует иметь в виду, что оно не в состоянии отразить всех признаков (иначе оно получится «тяжеловесным» и «громоздким»), а часть признаков находится за рамками определения. Поэтому препода­ватель на семинарском занятии проверяет, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать свою позицию, объяснять, пере­давать необходимую информацию своими словами.

Завершающий этап подготовки к семинару состоит в состав­лении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть го­товы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).

Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к
семинарам по каждой учебной дисциплине либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради по каждому предмету.

При подготовке к семинарам следует чаще обращаться к справочной литературе, полнее использовать консультации (групповые и индивидуальные) с препо­давателями, которые читают лекции и проводят семинары.

Участие студента в работе семинара.

Порядок проведения семинарского занятия:

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение вопросов темы – до 20 мин. по каждому вопросу.

3. Заключение преподавателя – до 10 мин.

Семинарские занятия проводятся в следующих формах, дополняющих друг друга:

- Устные доклады с последующим их обсуждением. Докладчики (выступающие) назначаются преподавателем здесь же на занятии (как правило, из числа желаю­щих). Доклады делаются устно (8-10 мин.), разрешается обращаться к за­писям (конспекту, выпискам из книг), к первоисточникам, тек­сту Конституции и др. Однако, нужно избегать сплошного чте­ния написанного текста. Следует стремиться к выражению мыс­лей своими словами, путем свободной устной речи. Докладчику задаются вопросы. После ответов на них же­лающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Преподаватель может вызвать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в пла­не развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы.

- Развернутая беседа, предполагающая основательную подготов­ку всей группы по всем вопросам и участие максимума студентов в обсуждении темы. На семинаре в форме развернутой беседы отдельным студентам поручаются фиксированные выступления по тому или иному пункту; ставятся дополнительные вопросы.

- Обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных ос­тальными студентами до семинара. Доклад или реферат могут быть поручены не одному, а двум-трем студентам. Помимо основного докладчика могут быть назначены содокладчики и оппоненты по основным докладам. Студенту-докладчику может предоставляться не вступи­тельное, а заключительное слово по вопросу, обсуждаемому в поряд­ке развернутой беседы.

- Обсуждение сложных теоретических вопросов и проблем, по­лезных для углубленного изучения отдельных тем курса, затронутых в монографиях. Студентам дается задание изучить проблемы, подни­маемые в монографии и быть готовым к обсуждению на занятии.

Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре.

Выступление студента на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается суть, теория рас­сматриваемого вопроса, дается анализ исторического, норматив­ного материала, закономерностей, принципов, законов, катего­рий на основе достижений современной науки. Выдвинутые по­ложения подкрепляются фактами, аргументами, доказательства­ми, примерами и иллюстрациями, взятыми из политико-право­вой жизни, из практики совершенствования государства и права в современный период, а также из достижений юридической науки и иных отраслей знаний.

Излагать свои мысли нужно просто, но одновременно с использованием четкой юри­дической терминологии. Часто студенты обижаются и полагают, что преподаватель «придирается» к словам. Это не так. Он преследует совер­шенно иные цели - сформировать юридически грамотную речь будуще­го специалиста. Во многом на это влияет и особенность самой теории государства и права, которая занимается разработкой общего категори­ального аппарата. Поэтому разные терминологические «ляпы» всегда режут слух преподавателя и снижают общую оценку за ответ. Дома целе­сообразно не только читать соответствующую литературу, но и прогова­ривать ее, репетировать будущий ответ.

Активность каждого участника семинара проявляется и в том, как внимательно он слушает всех выступающих, стремит­ся ли понять логику их рассуждений, замечает ли пробелы в их выступлениях, готов ли он вступить в дискуссию по обсуждае­мому вопросу, поправить или дополнить других выступающих. Важно обращать внимание на материал, который является для студента новым. Следует задавать вопросы выступающим как для уточнения их позиций, так и своих собственных. На семинаре рекомендуется вести записи.

Обсуждение заканчивается заключением преподавателя, которое необходимо внимательно прослушать, усвоить и записать данные им рекомендации, советы.

Следует предостеречь от кажущейся иногда на первый взгляд простоты тех или иных изучаемых вопросов, в особен­ности, если студент встречался с ними раньше (например, при изучении философских, общеполитических и других дисцип­лин). Эта кажущаяся простота может ввести в заблуждение, отвлечь от углубленной проработки вопроса. Действительно, при изучении ряда дисциплин используются одни и те же по­нятия, факты, примеры. Но дело заключается в том, что один и тот же объект, например государство и право, каждая юри­дическая наука изучает с позиций своего предмета. Важно уло­вить, понять специфику предмета каждой науки и с позиций предмета этой науки углубить свои знания относительно объек­та изучения. Пробел в знаниях по конкретному предмету может выявиться на зачете или экзамене.

Работа студента после семинара. Вполне естественно, что у студента и после семинара могут остаться невыясненными отдельные вопросы. Целесообразно продолжить поиск ответов на них. Для этого следует обратиться на консультации к лектору или преподавателю, ведущему семинар, прочитать дополнительную литературу по данному вопросу. Полученный дополнительный материал, прочитанные рабо­ты должны быть законспектированы.

Последствия непосещения семинарских занятий. В случае пропуска семинарского занятия студент обязан подготовить материал семинара и отчитаться по нему перед преподавателем в обусловленное время. Преподаватель может предложить отдельным студентам, ввиду их слабой подготовки, более глубоко освоить материал и прийти на индивидуальное собеседование.

Студент не допускается к зачету или экзамену, если у него есть задолженность по семинарским занятиям.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Занятие 1. Тема: Происхождение государства

Тема: Происхождение права

Домашнее задание:

1. Подготовить устные ответы на вопросы, выносимые на семинарское занятие.

2. Выучить наизусть основные термины, используемые в рассматриваемых вопросах.

3. Подготовить доклады (рефераты).

4. Подготовиться к тестированию по теме: «Происхождение государства и права».

Литература:

Алексеев В. П., Першиц А.. И. История первобытного общества: Учебник. М. - 1990.

Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. - 1993. № 7.

Венгеров А. Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки // Советское государство и право. - 1983. № 3.

История первобытного общества: Эпоха классообразования. М. - 1988.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие для вузов. — М., 2004.

Кашанина Т.В., Любаниц В.Я. Эволюция государства как политического института общества// Государство и право.- 2005.- № 9.- С.118-120.

Ленин В. И. О государстве // Полное собрание сочинений. Т. 39.

Нагих С.И. Происхождение властных структур предгосударственного общества в свете исследований политической антропологии // Вестник МГУ Право. – 1999г. №2.

От доклассовых обществ к раннеклассовым. - М., 1987.

Фролов С.Н. Теологическая (божественная) концепция происхождения права: пра­вильно ли мы ее понимаем? // История государства и права. - 2006. - №12.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Марк



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.033 с.)