Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции Социология (от лат. societas — «общество» и греч. logos — «учение») — наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем и подсистем, вплоть до малых групп. Объектом познания социологии и целого комплекса иных общественных наук — социальной философии, истории, антропологии, этнографии, политологии, экономической теории, культурологии, религиоведения, демографии, социальной статистики, социальной психологии и т. д. — является социальная реальность, или общество. Каждая наука выбирает в этом объекте свой материал, т. е. свой предмет изучения. Так, история изучает прошлое человеческого общества, политология — политические процессы и явления, экономическая наука — экономические процессы во всей их полноте и разнообразии, демография — количественные показатели рождаемости и смертности, т. е. основные тенденции народонаселения и т. д. Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения — сквозь призму социальных явлений, процессов и отношений (например, отношений между классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т. д.). В свою очередь, своеобразие социальных отношений состоит в том, что они носят комплексный характер и не сводимы к отношениям только экономическим, только политическим или духовным. Именно такое понимание социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследования. Поэтому можно сказать, что предметом социологии является изучение социальных аспектов общественного бытия. Специфика метода социологии определяется особенностями ее предмета. К сказанному необходимо добавить ряд обобщающих положений, важных для понимания своеобразия метода данной науки: во-первых, метод социологии — это специфическое проявление социально-философского метода во всестороннем изучении общества как целостной социальной системы; во-вторых, изучение в социологии общества как целостной социальной системы и под углом зрения его субъектно-деятельной стороны предопределяет широкое использование метода структурно-функционального анализа, в соответствии с которым каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, социальная или духовная) и каждый ее субъект (личность, класс, нация, семья и др.) рассматриваются как соответствующие подсистемы и выясняется их место и роль в обществе (как системе), их действие и взаимодействие; в-третьих, понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. В структуру метода социологии включаются методологические принципы исследования общества на макроуровне (как целостной социальной системы), на средних уровнях (уровнях отдельных ее элементов, подсистем) и на микроуровне (уровне межличностного взаимодействия); в-четвертых, В изучении социальной реальности социология опирается на ее эмпирическое исследование самыми разнообразными методами: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.; В-пятых, социологическое знание включает следующие составные части: факты, гипотезы и теории. Большинство социологических исследований стремится выявить изменения какого-то определенного явления, называемого “зависимой переменной”, а затем объяснить эти изменения в связи с другим явлением, называемым “независимой переменной”. Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль: теоретико-познавательную, прогностическую, организационно-управленческую и воспитательно-идеологическую. Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Прогностическая функция связана с выработкой научно обоснованных прогнозов об изменениях в рамках различных социальных структур, тенденциях их развития. Организационно-управленческая функция социологии связана с выработкой предложений и рекомендаций для политики и практики, направленных на совершенствование социальной жизни, повышение эффективности управления социальными процессами. Прежде всего, на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности, а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Воспитательно-идеологическая функция социологии находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности, нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы, обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. Связь социологии с другими науками Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими науками (естественными, социальными, гуманитарными). Кратко рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, сопоставим социологию с социальной философией, которая представляет собой раздел философского знания, посвященный осмыслению структуры общества и его развития с наиболее общей и абстрактной точки зрения. Поэтому между ней и социологией есть как общие, так и отличительные моменты. Общим является то, что и та, и другая области познания связаны с изучением структуры общества, законов его развития и функционирования. Отличие же заключается в самом подходе к этому объекту. Социальная философия представляет собой общую теорию социального устройства и развития, а социология стремится дать конкретную картину этого развития. Общество в социологии изучается не умозрительно, а на основе общенаучных методов исследования. Отличаясь друг от друга, эти две сферы социального познания взаимодополняют друг друга. Социальная философия, обобщая достижения общественных наук, выступает по отношению к социологии как ее теоретическая основа. Немало общего между социологией и историей. И та, и другая науки изучают все общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук, так или иначе, базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Но между этими науками и немало существенных различий. История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий. В отличие от этого, главное в социологии как «теоретической» науки — обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Кроме того, история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, а социология, как показано выше, только «социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект социологии уже объекта истории. Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление, проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т. д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики. Тем не менее социология и политология — это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая — политическую действительность, политическую жизнь общества. В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Было бы серьезной ошибкой разрывать и тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании, поскольку это — двуединые стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга. Иной специфический аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методологии, обогащение основ самой социологической науки, прикладная — на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, выработку практических рекомендаций в этой области. И ту, и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования. Основоположником социологии считается французский социальный философ Огюст Конт (1798—1857), впервые употребивший сам термин «социология» в 3-м томе своего главного труда «Курс позитивной философии» в 1839 г. О. Конт разработал классификацию наук, расположив их по восходящей от более общих к более частным и более сложным (и, в силу этого, менее точным): математика, астрономия, физика, химия, биология. Получилась своеобразная пирамида, на вершине которой ученый поместил социологию — науку высшего порядка, так как она непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна и опирается на достижения других наук. О. Конт выделил 3 стадии интеллектуального развития человека, которым соответствуют определенные стадии развития человеческого общества (закон трех стадий): 1) на теологической стадии (до 1300 г.) человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, решающую роль в общественной жизни на этой стадии играют военные режимы; 2) на метафизической стадии (до 1800 г.) человек анализирует мир с помощью философских абстракций. Этой стадии интеллектуальной эволюции соответствует период феодального господства; Важную роль в развитии социологии середины второй половины XIXв. сыграл английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903). Главный его социологический труд — «Основания социологии», в 3-х томах (1876—1896). Основные социологические идеи Г. Спенсера: 1. Органицизм. Г. Спенсер считал, что общество — это социальный организм, сходный по своей структуре и функциям с природными биологическими организмами. В частности, в обществе, как и у биологического организма, имеются подсистемы, отвечающие за питание, распределение, адаптацию к внешней среде и коммуникацию. 2. Социал-дарвинизм. Г. Спенсер был большим поклонником учения Ч. Дарвина и перенес его взгляды на анализ общества. В частности, он утверждал, что в обществе, как и в природной среде, протекает борьба за существование и естественный отбор, причем выживают те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Эволюционизм. Эволюция (по Г. Спенсеру) — универсальный процесс развития природы и общества, в ходе которой происходит дифференциация функций социальных организмов, и в то же время рост их взаимозависимости, интеграция. Г. Спенсер предложил следующую оригинальную типологию обществ: · военные общества, для которых характерны принуждение, дисциплина, коллективизм; · промышленные общества, основанные на экономике, свободе и индивидуализме. Большой вклад в становление социологии внес немецкий ученый Карл Маркс (1818—1883). Его наиболее знаменитыми работами являются: «Капитал» (1867—1894), «К критике политической экономии. Предисловие» (1859), «18 Брюмера Луи Бонапарта» (1852). К. Маркс, сформулировав основные идеи диалектического материализма, перенес их на понимание общества, создав исторический материализм. Суть исторического материализма: · развитие общества носит закономерный характер; · общественные процессы зависят, прежде всего, от способа производства материальных благ, составляющего базис общества, который определяет функционирование надстройки (политика, идеология, мораль, право), хотя надстройка способна влиять на базис; · важную роль в общественном развитии играет взаимодействие производительных сил (люди и средства производства) и производственных отношений (базирующихся на отношениях собственности), которые и составляют в совокупности способ производства. Изменение производительных сил приводит к их конфликту с более стабильными производственными отношениями, что неизбежно требует их корректировки либо коренной ломки; · развитие человеческого общества носит прогрессивный характер, в основе которого лежит смена общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической). Одним из классиков социологии считается французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Его произведения «Правила социологического метода» (1895), «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897) были очень популярны в конце XIX — начале XXвв. Э. Дюркгейм выдвинул очень важный постулат: «Объяснять социальное социальным». Иными словами, причины социальных процессов следует искать не извне, а изнутри общества. Социология должна, прежде всего, изучать социальные факты (коллективные привычки, традиции, обычаи, обряды, законы, верования), которые существуют объективно, как вещи, и оказывают влияние на поведение индивида. Общество, по Э. Дюркгейму, — целостная система социальных отношений, в основе которых лежит принцип социальной солидарности. В примитивных обществах солидарность носит механический характер, где единство поддерживается репрессиями, религией и подчинением личности коллективу, обществу. Однако в развитом обществе солидарность становится органической, а индивиды скрепляются в единое общество разделением труда, экономической взаимозависимостью. Э. Дюркгейм изучал не только нормальные, но и патологические состояния общества. К таковым он относил, в частности, аномию. Аномия — состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезорганизацию, рост социальной напряженности. В это время наблюдается разлад между человеком и обществом. Старые нормы и ценности рушатся, а новые не созданы или еще не полностью установились. В этой ситуации человек зачастую не знает, как себя вести, что приводит к росту преступности, наркомании, самоубийств. Какую бы область социально-гуманитарных наук мы не взяли, обязательно встретимся с именем выдающегося немецкого социолога и политолога конца XIX — начала XXвв. Макса Вебера (1864—1920). Широко известны его работы: «Хозяйство и общество» (1921), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913) и др. М. Вебер большое внимание уделял влиянию на общественное развитие социально-духовных факторов (культурных, правовых и особенно религиозных). Так, например, возникновение капитализма он связывал с появлением новой разновидности христианства — протестантизма. Ученый считал основой социальной жизни социальное действие, имеющее определенную цель и ориентированное на других людей. В соответствии с критерием осознанности он выделил четыре вида социального действия: 1. целерациональное действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания цели, средств ее достижения и результатов действия (наиболее развит в экономической сфере); 2. ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную ценность самого действия, безотносительно к его результатам; 3. традиционное действие основано на привычке к определенным действиям. Это действие, формируемое на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике; 4. аффективное действие. Здесь доминантой действия является эмоциональное состояние субъекта (страсть, страх, гнев). Основная функция такого социального действия — снять напряжение. Такой тип действия обычно присущ людям в толпе, на митинге и т. д. Поведение с аффективным типом действия находится на границе осмысленного действия, за пределами которого поступок перестает быть социальным. Ученый был сторонником идеи цикличности в общественном развитии. Историю человечества он рассматривал как периодическую смену трех социокультурных суперсистем: чувственной, умозрительной и идеалистической. Западная социология XXв. В начале XXв. происходит рост популярности социологии и ее институционализация. Социологию начинают изучать практически во всех университетах по всему миру, возникает большое количество исследовательских центров, кафедр, факультетов, журналов, проводится множество исследований и научных конференций. В это же время происходит резкое увеличение роли эмпирических исследований в социологии. Этим занималась, в частности, Чикагская школа социологии, представители которой проводили конкретные социологические исследования проблем урбанизации, миграции, преступности, семейных проблем, трудовых конфликтов, национальных и расовых отношений. Основоположниками российской (т. е. отечественной) социологии считаются Петр Лаврович Лавров (1823—1900), Николай Константинович Михайловский (1842—1904), Евгений Валентинович де Роберти (1843—1915), Михаил Михайлович Ковалевский (1851—1916), Николай Иванович Кареев (1850—1931) и другие. Эти исследователи не только разработали общие теоретические и методологические идеи социологии, но и внесли свой вклад в дело ее институционализации, создавая первые учебные пособия и научные социологические центры. В 1887 г. вышел в свет учебник Н. И. Кареева «Введение в изучение социологии». В 1901 г. М. М. Ковалевский совместно с Е. В. де Роберти открыл в Париже русскую Высшую школу общественных наук, ставшую фактически первым российским факультетом социологии. В 1908 г. М. М. Ковалевский при поддержке В. М. Бехтерева открыл в частном психоневрологическом институте первую в России кафедру социологии. В 1912 г. была открыта секция социологии при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета. В 1916 г. учреждено Русское социологическое общество. В первые послереволюционные годы, как в России, так и в Беларуси прослеживается тенденция к научному осмыслению социально-политических процессов, происходящих в стране. Так, в 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет, в состав которого вошел факультет общественных наук, на базе которого была открыта кафедра социологии и первобытной культуры (заведующий — профессор С. З. Каценбоген). Студентам читались лекции по общей социологии, проблемам труда, экономики, права, истории культуры, семьи и брака. В связи с этим второй период развития отечественной социологической мысли ознаменован тем, что все, что выходило за рамки марксизма и материалистического объяснения истории, зачислялось в разряд буржуазной науки и подлежало искоренению. В 30-е гг. истинное положение дел в общественной жизни оказывается весьма далеким от коммунистических идеалов и начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится делом отнюдь небезопасным, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под жесткий контроль партийной цензуры. После окончания второй мировой войны и особенно после смерти Сталина все больше и больше дает о себе знать необходимость расширения международных контактов (в области дипломатии, торговли, искусства, спорта, науки и т. д.). В этот период оживляется и работа в области обществознания. Развиваются международные контакты ученых, происходит обмен студентами и аспирантами. Вновь оживляется интерес к социальной проблематике и к западной социологии. К концу 60-х — началу 70-х гг. в стране складывается вполне благоприятная обстановка для полной реабилитации социологии. В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация (председатель Ю. П. Францев). В 1969 г. в Академии наук СССР открыт Институт конкретных социологических исследований. С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследования». На фоне изменений в Советском Союзе, общего отношения к социологии оживляется интерес к социологии и в Беларуси. В 1968 г. в составе академического Института философии и права был создан сектор социологических исследований, а в 1978 г. — сектор проблем социологических исследований, преобразованный в 1989 г. в Центр социологических исследований. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 г. в рамках Национальной академии наук Института социологии. Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в высшие учебные заведения. С конца 60-х гг. в вузах республики на базе обществоведческих кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, которые на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления. Третий период развития отечественной социологической мысли начинается с открытия в 1989 г. в Белорусском государственном университете философско-экономического факультета с отделением социологии и кафедрой социологии. В настоящее время кафедра социологии входит в состав факультета философии и социальных наук БГУ (заведующий — профессор А. Н. Данилов). С 1997 г. в Беларуси выходит профессиональный журнал «Социология», главным редактором которого является профессор А. Н. Данилов, он же в 2000 г. был избран президентом Белорусского социологического общественного объединения. Таким образом, в период перестройки происходит полноценное развитие социологии как самостоятельной науки об обществе, и процесс ее институционализации приобретает вполне законченные формы. 6.Понятие об обществе как системном образовании Что собой представляет общество? Как возможно его существование? Какова исходная клеточка общества? На протяжении всей истории существования социологической науки ученые ищут ответы на эти важнейшие вопросы. Э. Дюркгейм видел первооснову общества в коллективном сознании. По М. Веберу, общество — это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество — это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. При всем многообразии в подходах к интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены. При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят следующие сферы: 1. экономическая — материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями; 2. политическая — деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня; 3. духовная — образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство; Итак, общество — это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности. рассмотрим отличительные признаки общества: 1. социальность (от лат. socialis — совместный), выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей; 2. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга; 3. территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы — белорусов, украинцев, русских); 4. существование в социальном пространстве и социальном времени; 5. высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей; 6. наличие специальных органов для осуществления саморегуляции — социальных институтов; 7. существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения; 8. наличие социальной структуры, элементами которой могут быть: · социальные институты; · социальные общности; · социальные группы, классы, слои; · социальные организации; · человеческие индивиды. Большинство социологов сходятся во мнении, что в развитии общества существуют определенные тенденции и закономерности. Утверждается, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит в более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий. Также в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности политического, экономического, социального и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец, история развития различных типов обществ свидетельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует направленность по восходящей (закон социального прогресса). Термин «культура» латинского происхождения и первоначально переводился как возделывание земли. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности. Культура — 1) в широком смысле — совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения; 2) в узком смысле — система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Ценности — общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является. Нормы — образцы и шаблоны поведения людей в обществе. Основными типами норм в порядке возрастания их социальной значимости являются: · привычки — поведенческие образцы, ставшие в силу длительного следования поведенческим стереотипом; · обычаи — массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений; · традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени; · институциональные нормы, сознательно и тщательно разрабатываемые; · законы — усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т. д.). Убеждения и верования — субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире. Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Язык — объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, являющаяся средством для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) он достигнет. Мы рассмотрели общие элементы культуры безотносительно к тому, как они функционируют в различных социальных образованиях (религиях, нациях, группах и т. д.). Можно сказать, что все эти элементы относятся к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в определенных конкретных формах. Так, все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Для современного общества характерным является оживление всех без исключения социокультурных процессов. Переориентация общества в середине ХХв. на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, последующая виртуализация и глобализация общественной жизни привели к радикальным переменам как в отдельных сферах общества (политической, экономической, производственной, социально-личностной и др.), так и в общественной организации в целом. Такие наблюдаемые сегодня процессы, как внедрение в структуру производства информационных технологий; совершенствование мировых коммуникационных систем; тенденция количественного роста высокотехнологичных товаров, именуемых также инновационными; усиление влияния транснациональных компаний, приводящее к прогрессирующей интернационализации мировой экономики; актуализация вопросов межкультурной политики, выстраивающая новые приоритеты во внутренней и внешней политике страны; глобализация культурной индустрии — являются логическим следствием перехода к постиндустриальному этапу цивилизационного развития, спрогнозированного в футурологических концепциях «постиндустриального общества», «информационного общества», «общества знаний» и одновременно предстают качественными характеристиками последнего. На рубеже второго и третьего тысячелетий в спектре интереса ученых доминантой становятся именно процессы глобализации. Часть исследователей трактует глобализацию однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что этот процесс приведет к консолидации мира, преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Позитивными результатами глобализации называют создание глобальных рынков, глобальных технологий, глобальных идей и глобальной солидарности, приводящих к уменьшению социального пространства, к ускоряющемуся бегу социального времени и усилению прозрачности границ государств. Другая часть исследователей отстаивает точку зрению о негативных последствиях влияния глобализации на современный мир, а именно: · неизбежном снижении статуса национальных государств и их социально-политической значимости вследствие интенсификаци транснациональных отношений, что оборачивается усилением националистических настроений, подчеркнутым регионализмом многих слаборазвитых стран; · глобализации нищеты в результате господства на мировых рынках транснациональных корпораций; · глобализации, делающие богатых еще богаче, а бедных — беднее; · глобализации преступности, когда организованные преступные синдикаты действуют далеко за пределами национальных границ и вступают в стратегические союзы; · игнорировании национальных интересов, традиций и культуры народов разных стран в социальных конфликтах, вследствие чего растет угроза международного терроризма; · глобализации информационных процессов, создающей новые угрозы сохранению, воспроизводству и развитию культуры многих народов, особенно в слаборазвитых странах; · усиливающемся влиянии американской продукции на индустрию развлечений, где действуют три главных кита — кинематограф, музыка и телевидение. В социокультурном измерении процесс глобализации проявляется в повсеместном распростране |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.231 (0.015 с.) |