Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выясним теперь, как действует механизм социального контроля. Двумя основными элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По способу контроля все социальные нормы подразделяются следующим образом: · дозволяющие — представляют определенные права; · обязывающие — налагают определенные обязанности; · запрещающие — устанавливают запрет на совершение какого-либо действия (бездействия). В соответствии с этим существует три основных формы реализации социальных норм: 1. использование прав; 2. исполнение обязанностей; Соблюдение норм, т. е. воздержание от действий, запрещенных нормой. Социальные санкции подразделяются следующим образом: · формальные позитивные — одобрение со стороны официальных органов (награды, титулы, премии, грамоты, звания и т. д.); · неформальные позитивные — одобрение со стороны группы (похвала, улыбка, уважение, признание лидером и т. д.); · формальные негативные — наказания, исходящие от официальных органов, т. е. предусмотренные законом (штраф, тюремное заключение); · неформальные негативные — наказания, исходящие от группы (замечание, порицание, насмешка, издевка, пренебрежение, клевета, бойкот и т. д.). Особенность социального управления и социальной политики в республике Беларусь Происходящий в настоящее время переход белорусской экономики от планово-административной модели к рыночной влечет за собой трансформацию общества во всех его структурах: изменение политической и государственной систем; обновление экономических основ общества; ликвидацию системы «социального иждивенчества» с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократических свобод; смену духовно-культурных ориентиров общественного развития. Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии социального управления трансформационными переменами нет, и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Поэтому, государственная социальная политика должна, по мнению ведущих экономистов и социологов, исходить из преобразований, разработанных изнутри, в частности теми, кто чувствует нужды и потребности своей страны, а также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить качество этих преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу социальных последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства. Развитие в данном случае рассматривается как процесс, в котором особую роль играет количественная определенность, обозначаемая через понятие «темп роста». Экономический рост является обобщающим показателем развития человеческого общества, свидетельствующими, с одной стороны, о затратах общественного труда и его производительности, а с другой — о росте благосостояния индивидов и приумножении общественного богатства. Экономический рост является условием устойчивого развития. В Республике Беларусь переход к устойчивому развитию требует структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических задач, совершенствования структуры производства. Вместе с тем, структурная перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты, которые включают в себя: а) создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; б) обеспечение рациональной занятости населения; в) обеспечение роста денежных доходов населения; г) улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; д) повышение степени защиты социально уязвимых групп населения. Как они будут использованы — предмет политического выбора, определяемый основными направлениями социальной политики государства. Кроме того, необходимость социологического экспертирования экономических преобразований вытекает из известного тезиса о том, что любые существенные изменения в производительных силах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десятилетия нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в Беларуси на рубеже веков. Если говорить о человеческом капитале, то среди них в первую очередь следует выделить: 1) депопуляцию, включая резкое сокращение численности населения в дотрудоспособном возрасте со всеми вытекающими последствиями; 2) ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение; 3) нарастающая инвалидизация; 4) падение трудовой ответственности; 5) «моральный износ» квалификации и образования; 6) отсутствие возможностей (зачастую и желания) получить современное образование и его поддерживать на необходимом уровне. Теоретическая модель развития общества в Республике Беларусь задана Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). В соответствии с этой моделью, главная цель социальной политики в Республике Беларусь — стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его роста. Эмпирическая (реальная) модель развития общества в Беларуси отслеживается с помощью республиканского социологического мониторинга, анализ данных которого позволяет выявлять совокупность оценочных показателей, характеризующих общественное мнение относительно полезности проводимых экономических реформ. В основу определения изменений в материальном положении семей, в контексте социально-экономической ситуации, закладываются такие показатели, как оценка респондентом материального положения семьи, семейного достатка, величины среднего дохода на одного члена семьи в месяц, предшествующий опросу. Совокупность нормативных показателей служит своеобразным фундаментом для проявления субъективных характеристик респондентов (самоидентификация с тем или иным социальным слоем в плане материальной обеспеченности, уровня притязаний, социального настроения) и объективизации этих характеристик в той или иной стратегии экономического поведения. Специфика семьи как социального института и малой социальнойгруппы В рамкахмногоаспектного социологического изучения семьи, прежде всего, встает вопрос оприроде и сущности семьи как социального института. Здесь основноевнимание уделяется функциям семьи, а также исторически меняющимся формам семьии брака. Семья как социальный институт выражается в следующихфункциях: · сексуально-репродуктивная (регулирует сексуальные потребности супругов,рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения); · воспитательно-регулятивная (осуществляет первичную социализацию и первичныйсоциальный контроль); · рекреационно-досуговая (обеспечивает отдых, укрепление и восстановлениездоровья, организацию рационального досуга); · эмоционально-коммуникативная (осуществляет общение на основе родственных чувств,культивирует спокойное, приятное мироощущение, заботу о ближних, гордость за успехикаждого члена семьи); · хозяйственно-экономическая (включает ведение домашнего хозяйства и обеспечениенетрудоспособных членов семьи средствами существования). Как и любой организм,семья зарождается, развивается и распадается, меняются ее формы. В своемисторическом развитии семья и брак прошли множество стадий своего формированияи преобразования: от коллективных неупорядоченных брачных отношений, прикоторых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, черезутверждение патриархата на стадии разложения первобытного строя к моногамии,появившейся при зарождении частной собственности и государства. С точки же зрения социологическогоанализа семьи как малой социальной группы, особый интерес представляют типичныеусловия создания, функционирования и распада семьи, а также внутрисемейныеролевые отношения. Если речь идет оклассическом понимании семьи, то необходимо указать на наличие супругов икровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами. Лишь наличиеэтого триединого отношения (супружество—родительство—родство) позволяетговорить о семье в строгом значении этого слова. Правда, в быту этим понятиемобозначают и неполные семьи (бездетные супруги, дети с одним из родителей,семьи с усыновленными детьми, наличие в семье отчима или мачехи и т. д.). Однако семья — это нетолько люди, но и их быт, и место проживания, и хозяйственная деятельность.Экономическая же деятельность членов семьи выносится за сферу дома и выражаетсяв зарплате (доходе) трудоспособных членов семьи или пенсии (стипендии) у еенетрудоспособных членов. Различают свой жизненныйцикл у каждой конкретной семьи: · предбрачные отношения междупотенциальными супругами (любовь, сватовство, помолвка); · вступление в брак; · стадия молодой семьи; · появление детей, формированиеполной семьи; · стадия зрелой семьи (взрослениедетей, их выращивание и воспитание); · стадия распада семьи (развод;гибель одного из родителей; старение родителей, их болезнь и смерть; отделениедетей от родителей). В семье, как и в обществе вцелом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи: муж, жена;отец, мать; родители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т. д. Оттого, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологическийклимат семьи, ее гармоничное существование и функционирование. Отношения междучленами семьи регулируются традицией, нравственными, правовыми, религиозныминормами, а также индивидуальными особенностями характера, воспитанностью икультурой каждого члена семьи. Формы браков и формы семей Браки имеют следующиеформы в зависимости от: · выбора брачного партнера — экзогамия и эндогамия; · размера брачной группы — полигамия и моногамия; · наличия или отсутствия формального статуса —юридические и фактические браки. Семьи подразделяютсяна следующие виды: 1. по числу родителей — полные и неполные; 2. по количеству детей — бездетные,малодетные, среднедетные и многодетные (критерий много-, средне- и малодетностизависит от типа общества, его культурных ценностей); 3. по количеству поколений — нуклеарныеи расширенные; 4. по стилю управления — авторитарныеи демократичные;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.0 (0.007 с.) |