Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прогностическая функция связана с выработкой научно обоснованных прогнозов об изменениях в рамках различных социальных структур, тенденциях их развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Организационно-управленческая функция социологии связана с выработкой предложений и рекомендаций для политики и практики, направленных на совершенствование социальной жизни, повышение эффективности управления социальными процессами. Прежде всего, на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности, а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Воспитательно-идеологическая функция социологии находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности, нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы, обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. Связь социологии с другими науками Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими науками (естественными, социальными, гуманитарными). Кратко рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, сопоставим социологию с социальной философией, которая представляет собой раздел философского знания, посвященный осмыслению структуры общества и его развития с наиболее общей и абстрактной точки зрения. Поэтому между ней и социологией есть как общие, так и отличительные моменты. Общим является то, что и та, и другая области познания связаны с изучением структуры общества, законов его развития и функционирования. Отличие же заключается в самом подходе к этому объекту. Социальная философия представляет собой общую теорию социального устройства и развития, а социология стремится дать конкретную картину этого развития. Общество в социологии изучается не умозрительно, а на основе общенаучных методов исследования. Отличаясь друг от друга, эти две сферы социального познания взаимодополняют друг друга. Социальная философия, обобщая достижения общественных наук, выступает по отношению к социологии как ее теоретическая основа. Немало общего между социологией и историей. И та, и другая науки изучают все общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук, так или иначе, базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Но между этими науками и немало существенных различий. История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий. В отличие от этого, главное в социологии как «теоретической» науки — обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Кроме того, история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, а социология, как показано выше, только «социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект социологии уже объекта истории. Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление, проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т. д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики. Тем не менее социология и политология — это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая — политическую действительность, политическую жизнь общества. Структура социологического знания, уровни и отрасли социологии Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. В частности, различают такие ее составные части: · общетеоретическую социологию, включающую исследования общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; определяющую объект и предмет социологии, законы, понятийно-категориальный аппарат; · социологию среднего уровня, изучающую закономерности действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы (например, социологию социальных групп, социологию города, социологию деревни, этносоциологию, экономическую социологию, социологию образования, социологию политики, социологию права, социологию семьи, социологию культуры, социологию труда и др.); · макросоциологию, изучающую становление, функционирование и развитие системных социальных целостностей; · микросоциологию, изучающую социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Было бы серьезной ошибкой разрывать и тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании, поскольку это — двуединые стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга. Иной специфический аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методологии, обогащение основ самой социологической науки, прикладная — на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, выработку практических рекомендаций в этой области. И ту, и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования. Становление научной социологии в XIXв. Социология возникает в качестве самостоятельной науки об обществе в середине XIXв. К этому времени складываются основные социальные предпосылки ее возникновения: быстрое развитие капитализма, становление гражданского общества, обострение конкуренции, умножение социальных конфликтов, утверждение права и свободы людей. Одновременно создаются научно-теоретические предпосылки возникновения социологии, обусловленные предшествующими успехами истории, философии, экономики, биологии, физики, статистики. Основоположником социологии считается французский социальный философ Огюст Конт (1798—1857), впервые употребивший сам термин «социология» в 3-м томе своего главного труда «Курс позитивной философии» в 1839 г. О. Конт разработал классификацию наук, расположив их по восходящей от более общих к более частным и более сложным (и, в силу этого, менее точным): математика, астрономия, физика, химия, биология. Получилась своеобразная пирамида, на вершине которой ученый поместил социологию — науку высшего порядка, так как она непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна и опирается на достижения других наук. О. Конт выделил 3 стадии интеллектуального развития человека, которым соответствуют определенные стадии развития человеческого общества (закон трех стадий): 1) на теологической стадии (до 1300 г.) человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, решающую роль в общественной жизни на этой стадии играют военные режимы; 2) на метафизической стадии (до 1800 г.) человек анализирует мир с помощью философских абстракций. Этой стадии интеллектуальной эволюции соответствует период феодального господства;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.009 с.) |