ТОП 10:

П. Сорокин — один из основоположников теории социальной стратификации и создатель теории социальной мобильности.



Западная социология XXв.

В начале XXв. происходит рост популярности социологии и ее институционализация. Социологию начинают изучать практически во всех университетах по всему миру, возникает большое количество исследовательских центров, кафедр, факультетов, журналов, проводится множество исследований и научных конференций.

В это же время происходит резкое увеличение роли эмпирических исследований в социологии. Этим занималась, в частности, Чикагская школа социологии, представи­тели которой проводили конкретные социологические иссле­дования проблем урбанизации, миграции, преступности, семейных проблем, трудовых конфликтов, национальных и расовых отношений.

С середины XXв. в социологии возрастает интерес к теоретическим обобщениям, складываются две основные макросоциологические парадигмы.

Одна из этих парадигм — структурно-функциональный подход (Толкотт Парсонс, 1902—1979; Роберт Мертон, 1910—2004), в рамках которой общество рассматривается как система. Вторая основная парадигма современной макросоциологии — теория конфликта (Ральф Дарендорф, 1929—2009; Льюис Козер, 1913—2003), сторонники которой утверждают, что основными чертами любого об­щества являются господство, конфликт, подавление.

Ведущей микросоциологической парадигмой ХХв. является символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид, 1863—1931), считающий сущностью социальной реальности взаимодействие (инте­ракцию) индивидов и групп на основе обмена символами.

В конце ХХв. в рамках концепции постмодернизма выдвинут целый ряд интересных социологических кон­цепций: теория общества как самореферентной системы (Никлас Луман, 1927—1998), теория социального поля (Пьер Бурдье, 1930—2002), теория социальной структурации (Энтони Гидденс, р.1938).

Развитие отечественной социологии

В развитии отечественной социологии выделяют три периода:

1. социологическая мысль дореволюционного периода (конец ХIХ — начало ХХвв.);

2. социологическая мысль советского периода (1917—1990 гг.);

Современное состояние отечественной социологии.

В первый дореволюционный период социологическая мысль Беларуси и России развивалась достаточно интенсивно в общем русле европейской культуры, испытывая влияние, с одной стороны, позитивизма (через переводы работ О. Конта и Г. Спенсера), а с другой стороны — идей марксизма (через переводы и популяризацию работ К. Маркса и Ф. Энгельса). Эти философско-мировоззренческие направления, имея много общего в плане методологии познания (ориентация на методы научного познания), радикально расходились в вопросах устройства и, главное, переустройства общества.

Основоположниками российской (т. е. отечественной) социологии считаются Петр Лаврович Лавров (1823—1900), Николай Константинович Михайловский (1842—1904), Евгений Валентинович де Роберти (1843—1915), Михаил Михайлович Ковалевский (1851—1916), Николай Иванович Кареев (1850—1931) и другие. Эти исследователи не только разработали общие теоретические и методологические идеи социологии, но и внесли свой вклад в дело ее институционализации, создавая первые учебные пособия и научные социологические центры.

В 1887 г. вышел в свет учебник Н. И. Кареева «Введение в изучение социологии». В 1901 г. М. М. Ковалевский совместно с Е. В. де Роберти открыл в Париже русскую Высшую школу общественных наук, ставшую фактически первым российским факультетом социологии. В 1908 г. М. М. Ковалевский при поддержке В. М. Бехтерева открыл в частном психоневрологическом институте первую в России кафедру социологии. В 1912 г. была открыта секция социологии при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета. В 1916 г. учреждено Русское социологическое общество.

В первые послереволюционные годы, как в России, так и в Беларуси прослеживается тенденция к научному осмыслению социально-политических процессов, происходящих в стране. Так, в 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет, в состав которого вошел факультет общественных наук, на базе которого была открыта кафедра социологии и первобытной культуры (заведующий — профессор С. З. Каценбоген). Студентам читались лекции по общей социологии, проблемам труда, экономики, права, истории культуры, семьи и брака.

Однако методологическая база социологических исследований того времени, и особенно их выводы не всегда устраивали новые органы власти.

В связи с этим второй период развития отечественной социологической мысли ознаменован тем, что все, что выходило за рамки марксизма и материалистического объяснения истории, зачислялось в разряд буржуазной науки и подлежало искоренению.

В 30-е гг. истинное положение дел в общественной жизни оказывается весьма далеким от коммунистических идеалов и начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится делом отнюдь небезопасным, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под жесткий контроль партийной цензуры.

После окончания второй мировой войны и особенно после смерти Сталина все больше и больше дает о себе знать необходимость расширения международных контактов (в области дипломатии, торговли, искусства, спорта, науки и т. д.).

В этот период оживляется и работа в области обществознания. Развиваются международные контакты ученых, происходит обмен студентами и аспирантами. Вновь оживляется интерес к социальной проблематике и к западной социологии.

К концу 60-х — началу 70-х гг. в стране складывается вполне благоприятная обстановка для полной реабилитации социологии. В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация (председатель Ю. П. Францев). В 1969 г. в Академии наук СССР открыт Институт конкретных социологических исследований. С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследования».

На фоне изменений в Советском Союзе, общего отношения к социологии оживляется интерес к социологии и в Беларуси. В 1968 г. в составе академического Института философии и права был создан сектор социологических исследований, а в 1978 г. — сектор проблем социологических исследований, преобразованный в 1989 г. в Центр социологических исследований. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 г. в рамках Национальной академии наук Института социологии.

Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в высшие учебные заведения. С конца 60-х гг. в вузах республики на базе обществоведческих кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, которые на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления.

Третий период развития отечественной социологической мысли начинается с открытия в 1989 г. в Белорусском государственном университете философско-экономического факультета с отделением социологии и кафедрой социологии. В настоящее время кафедра социологии входит в состав факультета философии и социальных наук БГУ (заведующий — профессор А. Н. Данилов).

С 1997 г. в Беларуси выходит профессиональный журнал «Социология», главным редактором которого является профессор А. Н. Данилов, он же в 2000 г. был избран президентом Белорусского социологического общественного объединения.

Таким образом, в период перестройки происходит полноценное развитие социологии как самостоятельной науки об обществе, и процесс ее институционализации приобретает вполне законченные формы.

6.Понятие об обществе как системном образовании

Что собой представляет общество? Как возможно его существование? Какова исходная клеточка общества? На протяжении всей истории существования социологической науки ученые ищут ответы на эти важнейшие вопросы. Э. Дюркгейм видел первооснову общества в коллективном сознании. По М. Веберу, общество — это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество — это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

При всем многообразии в подходах к интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.

При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят следующие сферы:

1. экономическая — материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;

2. политическая — деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;

3. духовная — образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.01 с.)