Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На позитивной стадии (с 1800 Г. ) окружающая действительность познается с помощью точных, научных методов. Эта стадия приходится на эпоху промышленной цивилизации.

Поиск

О. Конт выступал за то, чтобы социология стала точной, позитивной наукой, как, например, физика. Для этого необходимо использовать в социологии общенаучные методы — наблюдение, эксперимент, сравнительный и исторический методы.

О. Конт выделил в социологии две части — социальную статику (должна заниматься анализом структуры общества и его функционирования) и социальную динамику (изучает изменения в обществе).

Важную роль в развитии социологии середины второй половины XIXв. сыграл английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903). Главный его социологический труд — «Основания социологии», в 3-х томах (1876—1896).

Основные социологические идеи Г. Спенсера:

1. Органицизм. Г. Спенсер считал, что общество — это социальный орга­низм, сходный по своей структуре и функциям с природными биологи­ческими организмами. В частности, в обществе, как и у биологического организма, имеются подсистемы, отвечающие за питание, распределение, адаптацию к внешней среде и коммуникацию.

2. Социал-дарвинизм. Г. Спенсер был большим поклонником уче­ния Ч. Дарвина и перенес его взгляды на анализ общества. В частности, он утверждал, что в обществе, как и в природной среде, проте­кает борьба за существование и естественный отбор, причем выживают те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении.

Эволюционизм. Эволюция (по Г. Спенсеру) — универсальный процесс развития природы и общества, в ходе которой происходит дифференциация функций социальных организмов, и в то же время рост их взаимозависимости, интеграция.

Г. Спенсер предложил следующую оригинальную типологию обществ:

· военные общества, для которых характерны принуждение, дисциплина, коллективизм;

· промышленные общества, основанные на экономике, свободе и индивидуализме.

Классический этап развития социологии

Большой вклад в становление социологии внес немецкий ученый Карл Маркс (1818—1883). Его наиболее знаменитыми работами являются: «Капитал» (1867—1894), «К критике политической экономии. Предисловие» (1859), «18 Брюмера Луи Бонапарта» (1852).

К. Маркс, сформулировав основные идеи диалектического мате­риализма, перенес их на понимание общества, создав исторический материализм. Суть исторического материализма:

· развитие общества носит закономерный характер;

· общественные процессы зависят, прежде всего, от способа производства материальных благ, составляющего базис общества, который определяет функционирование надстройки (политика, идеология, мораль, право), хотя надстройка способна влиять на базис;

· важную роль в общественном развитии играет взаимодействие производительных сил (люди и средства производства) и производственных отношений (базирующихся на отношениях собст­венности), которые и составляют в совокупности способ производства. Изменение производительных сил приводит к их конфликту с более стабильными производственными отношениями, что неизбежно требует их корректировки либо коренной ломки;

· развитие человеческо­го общества носит прогрессивный характер, в основе которого лежит смена общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической).

Одним из классиков социологии считается французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Его произведения «Правила социологического метода» (1895), «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897) были очень популярны в конце XIX — начале XXвв.

Э. Дюркгейм выдвинул очень важный постулат: «Объяснять социальное социальным». Иными словами, причины социальных процес­сов следует искать не извне, а изнутри общества. Социология должна, прежде всего, изучать социальные факты (коллективные привычки, традиции, обычаи, обря­ды, законы, верования), которые существуют объективно, как вещи, и ока­зывают влияние на поведение индивида.

Общество, по Э. Дюркгейму, — целостная система социальных отношений, в основе которых лежит принцип социальной солидарности. В примитивных обществах солидарность носит механический характер, где единство поддерживается репрессиями, религией и подчинением личности коллективу, обществу. Однако в развитом обществе солидарность становится органической, а индивиды скрепляются в единое общество разделением труда, эконо­мической взаимозависимостью.

Э. Дюркгейм изучал не только нормальные, но и патологические состояния общества. К таковым он относил, в частности, аномию. Ано­мия — состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезорганизацию, рост социальной напряженности. В это время наблюдается разлад между человеком и обществом. Старые нормы и ценности рушатся, а новые не созданы или еще не полностью установились. В этой ситуации человек зачастую не знает, как себя вести, что приводит к росту преступности, наркомании, самоубийств.

Какую бы область социально-гуманитарных наук мы не взяли, обязательно встретимся с именем выдающегося немецкого социолога и политолога конца XIX — начала XXвв. Макса Вебера (1864—1920). Широко известны его работы: «Хозяйство и общество» (1921), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913) и др.

М. Вебер большое внимание уделял влиянию на общественное развитие социально-духовных факторов (культурных, правовых и осо­бенно религиозных). Так, например, возникновение капитализма он связывал с появлением новой разновидности христианства — протестантизма.

Ученый считал основой социальной жизни социальное дейст­вие, имеющее определенную цель и ориентированное на других людей. В соответствии с критерием осознанности он выделил четыре вида социального действия:

1. целерациональное действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания цели, средств ее достижения и результатов действия (наиболее развит в экономической сфере);

2. ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную ценность самого действия, безотносительно к его результатам;

3. традиционное действие основано на привычке к определенным действиям. Это действие, формируемое на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике;

4. аффективное действие. Здесь доминантой действия является эмоциональное состояние субъекта (страсть, страх, гнев). Основная функция такого социального действия — снять напряжение. Такой тип действия обычно присущ людям в толпе, на митинге и т. д. Поведение с аффективным типом действия находится на границе осмысленного действия, за пределами которого поступок перестает быть социальным.

Только ценностно-рациональное и целерациональное действия являются социальными действиями в веберовском понимании.

М. Вебер был сторонником понимающей социологии. Он считал, что социолог должен не только описать социальное явление, но и по­нять смысл, логику, мотивы человеческих поступков. Для этого пони­мания нужна соответствующая процедура «отнесения к ценностям». Необходимо выяснить, в каком социокультурном контексте возникло и развивалось изучаемое явление, каковы были ценности людей, ставших объектом исследования. При этом сам социолог должен быть ценностно-нейтральным.

Инструментами социологического познания М. Вебер считал так называемые «идеальные типы» — модели, создаваемые учеными (например, «религия», «ка­питализм», «государство».

Питирим Сорокин (1889—1968) — российско-американский классик социологии XXв., профессор сначала Санкт-Петербургского (до 1922 г.), а потом — Гарвардского университетов, автор всемирно известной 4-томной «Социальной и культурной динамики» (1937—1941) и других исключительно важных работ.

П. Сорокин ввел в социологию понятие «социокультуры» как единства трех элементов — личности, общества и культуры. Ключевой аспект единства социокультуры — определенная система ценностей. Так, например, в средневековье главным элементом системы ценностей был Бог, а в индустриальную эпоху — деньги.

Ученый был сторонником идеи цикличности в общественном развитии. Историю человечества он рассматривал как периодическую смену трех социокультурных суперсистем: чувственной, умозрительной и идеалистической.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.89 (0.008 с.)