В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они составляют контркультуру общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они составляют контркультуру общества.



Некоторые социологи выделяют также отдельные виды культуры в современном обществе, такие как элитарная культура, народная культура и массовая культура. Главный критерий такого разделения — принадлежность к тому или иному социальному классу. Обычно под «культурой» здесь подразумеваются такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.

Культура играет важную роль в жизни общества. Эта роль реализуется через ряд социальных функций культуры:

· образовательно-воспитательная — социализация личности путем освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества;

· интегративная-дезинтегративная — чувство общности, появляющееся у индивидов одного сообщества (нации, народа, религии, группы и т. д.) в результате освоения культуры. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т. е. людей разных культур их разные культуры разъединяют;

· регулирующая — установление правил и рамок поведения, в которых живет и работает человек. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям — наказанию или наградам.

Социокультурные процессы современного общества

Культура не стоит на месте. Происходящие в обществе социокультурные изменения приводят к переустройству всех сторон жизни общества, меняют системы ценностей, норм, образцов поведения людей.

Для современного общества характерным является оживление всех без исключения социокультурных процессов. Переориентация общества в середине ХХв. на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, последующая виртуализация и глобализация общественной жизни привели к радикальным переменам как в отдельных сферах общества (политической, экономической, производственной, социально-личностной и др.), так и в общественной организации в целом. Такие наблюдаемые сегодня процессы, как внедрение в структуру производства информационных технологий; совершенствование мировых коммуникационных систем; тенденция количественного роста высокотехнологичных товаров, именуемых также инновационными; усиление влияния транснациональных компаний, приводящее к прогрессирующей интернационализации мировой экономики; актуализация вопросов межкультурной политики, выстраивающая новые приоритеты во внутренней и внешней политике страны; глобализация культурной индустрии — являются логическим следствием перехода к постиндустриальному этапу цивилизационного развития, спрогнозированного в футурологических концепциях «постиндустриального общества», «информационного общества», «общества знаний» и одновременно предстают качественными характеристиками последнего.

На рубеже второго и третьего тысячелетий в спектре интереса ученых доминантой становятся именно процессы глобализации. Часть исследователей трактует глобализацию однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что этот процесс приведет к консолидации мира, преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Позитивными результатами глобализации называют создание глобальных рынков, глобальных технологий, глобальных идей и глобальной солидарности, приводящих к уменьшению социального пространства, к ускоряющемуся бегу социального времени и усилению прозрачности границ государств.

Другая часть исследователей отстаивает точку зрению о негативных последствиях влияния глобализации на современный мир, а именно:

· неизбежном снижении статуса национальных государств и их социально-политической значимости вследствие интенсификаци транснациональных отношений, что оборачивается усилением националистических настроений, подчеркнутым регионализмом многих слаборазвитых стран;

· глобализации нищеты в результате господства на мировых рынках транснациональных корпораций;

· глобализации, делающие богатых еще богаче, а бедных — беднее;

· глобализации преступности, когда организованные преступные синдикаты действуют далеко за пределами национальных границ и вступают в стратегические союзы;

· игнорировании национальных интересов, традиций и культуры народов разных стран в социальных конфликтах, вследствие чего растет угроза международного терроризма;

· глобализации информационных процессов, создающей новые угрозы сохранению, воспроизводству и развитию культуры многих народов, особенно в слаборазвитых странах;

· усиливающемся влиянии американской продукции на индустрию развлечений, где действуют три главных кита — кинематограф, музыка и телевидение.

В социокультурном измерении процесс глобализации проявляется в повсеместном распространении культуры постмодерна, различных вариантов поп-культуры, новых интегральных форм религиозных культов, мирового туризма, космополитизма, а также появлении глобальных социокультурных гибридов, складывающихся из причудливого смешения прежде несовместимых культурных феноменов.

Человек как биосоциальная система

Общество представляет собой многокомпонентную и многоуровневую социальную систему, включающую в себя множество переменных, основной из которых является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Представление о человеке как биосоциальной системе предполагает учет его природно-биологических признаков и социальных качеств. Все, что связано со строением человеческого тела и его функционированием (обменом веществ, продолжением рода, принципом самосохранения и борьбой за существование), является выражением природной характеристики человека. Его инстинктивные акты, некоторые чувства и настроения (злость, агрессивность, эмоции и т. д.), волевые качества и черты характера, свойства памяти и задатки — все эт. е. выражение его биологической природы, определяемой генетическим материалом. Социальные же качества человека, такие как дружба или вражда, любовь или ненависть, патриотизм или космополитизм и т. д., обусловливаются совместным коллективным существованием людей.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

Понятие «индивид» зачастую употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента) и различных социальных условий жизнедеятельности. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного и общества более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития используют понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, а личность — как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Итак, личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Но и понятие личности нуждается в уточнении. Дело в том, что оно может быть применено как к определенному человеку, подчеркивая его индивидуальность (например, личность Бальзака, Пушкина, Толстого), так и для обозначения социального типа личности (личность руководителя, учителя, инженера, врача, преступника).

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом, обуславливающим все социальные отношения, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества. Социальное положение индивидов прямо связано с характером, содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами.

Значительным влиянием в социологии пользуется и ролевая теория личности (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Р. Линтон и др.). Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус — это положение, занимаемое личностью в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями, нормами и правилами поведения. Так как каждый человек характеризуется не одним, а множеством статусов, то их совокупность называется статусным набором. В рамках статусного набора выделяется один особо значимый или ведущий статус. Как правило, он связан с тем местом, которое занимает человек в обществе. Это место определяется профессией, должностью, званием, что связано с социальным престижем, который определяется традицией и материальным обеспечением.

Каждый человек обладает множеством различных социальных признаков. Например, можно сказать, что Иванов является мужчиной, мужем, отцом, соседом, другом, токарем, работником тракторного завода, членом профсоюза, отличником производства, общественником, спортсменом, горожанином и т. д. В зависимости от того, является ли статусный набор выражением таких свойств, которые присущи человеку в силу его происхождения или же приобретены в результате его индивидуального развития, различают предписанный и достигаемый статусы.

Каждый статус предполагает наличие определенных прав и обязанностей, выполнение определенных функций, писанных и неписанных правил поведения, своего рода сценарий деятельности. Позаимствовав термин из театральной жизни, специалисты назвали эти правила «ролью».

Социальная роль — это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

Таким образом, каждый статус характеризуется своей ролью. Эти понятия оказываются взаимодополняемыми. Сказать, что человек занимает тот или иной статус, это одно и то же, как если бы сказать, что он выполняет ту или иную роль.

Полная характеристика личности определяется его статусно-ролевым набором. Его элементы не всегда гармонично сочетаются друг с другом, а иногда и вовсе приводят к внутреннему ролевому конфликту (например, когда женщине приходится сочетать в себе роль жены, матери и работника).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.01 с.)