Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет, задачи и функции социологии

Поиск

Объект, предмет, задачи и функции социологии

Социология - учение об обществе, наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

1.глобальное мировое сообщество;

2.традиционное национальное общество;

3.микрообщество (социальная группа, семья и т.д.); 4.индивид.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа(т.е. социальная реальность). Предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

- групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);

-становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);

-социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию).

Функции социологии:

1.познавательная; 2.оценочная; 3.прогностическая; 4.управленческая;5.образовательная.

Одной из основных задач социологии является изучение социальных факторов,

Вторая задача социологии заключается в том, чтобы из всей совокупности изучаемых процессов и явлений выделить основные, воспроизводимые в потоке социальных событий, повторяющиеся, и на этой основе определить основные социальные статусы и роли, осуществляемые людьм.

Третья задача социологии состоит в том, чтобы объяснить развитие общества как структурированную социальную действительность. Понимание того, какой социальный каркас, какая структура составляет основу общества, очень важно, но этим пониманием не исчерпываются ее задачи.

Четвертая задача социологии заключается в том, чтобы осуществить прогноз наиболее вероятных социальных событий и тем самым выступить реальным инструментом изменения общества.

Пятая задача социологии как науки состоит в том, чтобы на основе выявления тенденций и закономерностей социального развития сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия управленческих решений.

Структура социологического знания. Уровни и отрасли социологии

Социология как наука имеет многоаспектное и многоцелевое назначения. Можно по-разному представить структуру и уровни социального знания. Самый распространенный способ – делить социологию на фундаментальную и прикладную. На фундаментальном уровне происходит разработка теоретической базы социологии, осуществляется взаимосвязь с другими науками. Главные методы: моделирование; абстрагирование. Фундаментальные теории создают общесоциологический уровень социального знания. Прикладная социология направлена на исследование конкретных социальных фактов. В ходе исследования формируется набор сведений, которые подвергаются первичной обработке. Основными методами служат: наблюдение; опросные методы; восхождение от конкретного к абстрактному. Материал и первичные результаты его обработки формируют прикладной уровень знаний в социологии. Между фундаментальным и прикладным уровнями знаний возникают противоречия. По уровню исследования различают макросоциологию (выявляет закономерности глобальных общественных изменений развития) и микросоциологию (исследует конкретные социальные явления).Структуру социологического знания можно также представить в виде соотношения общего и отраслевого в социологии. Тогда структура социологии определяется отраслевыми областями знаний (социология труда, экономическая социология, история социологии и т. д.). 3 уровня: - общая социология (изучаются наиболее общие законы общественного развития(уровень теории));- теория среднего уровня и отраслевые социологии (социология права, экономическая социология, социология молодёжи);- эмпирический (совокупность приёмов для сбора информации).

Отрасли:

Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.п.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. В обществе имеется взаимосвязь между образованием и социальными условиями.

Социология политики - область социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни, политических институтов с другими социальными институтами.

Социология труда - область социологии, отраслевая социологическая дисциплина, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение к труду; содержание и характер труда. Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.

Социология массовой коммуникации - область социологии, предметом которой являются закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию.

Социология общественного мнения - отрасль социологии, предмет которой - структура, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования общественного мнения, отношения больших социальных групп, народа в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.

Отечественная социология

Социология в Беларуси

На развитие социологии в Беларуси особое влияние оказали географические, социально-политические и национально-культурные факторы. Беларусь, находясь в центре Европы, исторически испытывала на себе влияние со стоны как Запада, так и Востока. Здесь теснейшим обрезом переплетались политические и экономические интересы окружавших нас государств и народов. Это вызвало соответствующий культурный резонанс в белорусском фольклоре, художественной и социально-философской литературе, науке, морали и праве.

Распространение социологической мысли шло в Беларуси с двух сторон – из России в виде переводов на русский язык работ классиков европейской социологии и из западных стран – в виде оригинальных произведений на европейских языках. Кроме того, многие произведения русских социологов печатались в европейских странах в переводе на европейские языки и в этом виде возвращались в Россию. Основные компоненты социологических знаний закладывались в XIX ст. в произведениях Ф. Богушевича, К. Калиновского, Э. Пашкевич (Тетки) и др.
До 20-х годов ХХ в. социология в Беларуси не была институционализирована.

Особенностями социологии в Беларуси являются:
1) отсутствие условий для институционализированного развития;
2) изначальное отсутствие научных центров и высших учебных заведений; 3) тесная взаимосвязь с национально-освободительным движением;
4) отсутствие специальной подготовки у тех, кого можно назвать представителями белорусской социологической мысли. К белорусским произведениям XIX в., имеющим важное значение для развития отечественной социологической мысли, относятся “Письма о Белоруссии» (1982), “Послание к землякам-белорусам» (1984).

Военная социология возникла в виде социологии войны. В настоящее время вопрос определения предметной области военной

социологии во многом продолжает оставаться дискуссионным. Один из подходов к его решению предполагает включение в область военной социологии двух основных составляющих: “социологии войны» и “социологии армии». На наш взгляд, это является наиболее конструктивным решением. Процесс ее формирования находил свое отражение как в социальной философии и общей социологии, так и в военной науке.

Обычно выделяют 3 этапа развития социологии в Беларуси: 1 этап- берёт начало в 20-х годах 20-го века, связан с открытием БГУ.

1930- е и последующие годы,отмеченные в истории репрессиями,разрушительными последствиями 2-ой Мировой войны,послевоенным восстановлением,надолго задержали развитие социологической науки.

2 этап(1960-1990)- возрождение и признание социологии как науки, необходимости её развития.

3 этап(с 1991- по настоящее время) -развитие социологии суверенной Беларуси

Социологическая мысль в дореволюционный период, несмотря на явное противодействие властей,развивалась в общем русле мировой социологии,постепенно приобретая все признаки самостоятельной научной дисциплины, значение которой постоянно возрастало.История социологической науки в Республике Беларусь продолжается.

Общество как система

Общество - это система взаимодействий между людьми, которая складывается и изменяется в процессе их совместной деятельности.

1.Общество может пониматься как группа лиц, объединённая общими целями и интересами, например общество любителей романтики 2.Общество как определённый этап развития, феодальное 3.Общество как качественная характеристика какого-то этапа развития, информационное

Общество – это динамичная, не линейная, сложная и открытая система

Признаки общества: наличие территории; автономность, способность воспроизводить свою структуру, способность к само регуляции, наличие социального пространства и времени

Подсистемы общества

•Социальная (совокупность социальных институтов, организаций, общностей и т.д.);

•Экономическая (деятельность по воспроизведению, распределению, потреблению результатов человеческого труда);

•Политическая (совокупность взаимодействий между индивидами по воспроизведению властных отношений);

•Социокультурная (взаимодействие по сохранению, трансляции и т.д. культурных ценностей);.

Компоненты общества: люди, индивиды; статусы и роли; социальная структура; социальные взаимодействия.

Этапы эволюционного развития общества:

1.общество собирателей и охотников; 2.общество огородников и животноводов, общество ремесников; изобретение плуга

3.общество промышленников; начинает развиваться индустриальное общество, накопление богатств и усиливание неравенств 4.общество постиндустриальное:

Формационный подход: формация – определённый этап развития общества, который характеризуется определённым способом производства:

*первобытнообщинное общество (характеризуется примитивным образом производства)

* рабовладельческий

* феодальный тип (характеризуется эксплуатацией крестьян)

* буржуазный тип (ЗАВИСИМОСТЬ РАБОТНИКОВ)

* КОММУНИСТИЧЕСКИЙ (общество которое не наступило) равенство отношений во всех сферах собственности

Цивилизационный подход: предполагает что, каждая цивилизация в своём развитии проходит три стадии рассвет- надлом и упадок

Трёхступенчатая классификация общества:

Аграрнореместное общество – основы производства (в основе экономике - земля), низкие темпы, малоподвижные социальные структуры

Индустриальное:развитая система распределения труда, автоматизация и механизация производства, массовое производство товара.

Информационное общество (постиндустриальное): рост и влияние информации на все сферы жизни человека, информатизация производства, развитие наукоемких производств, активное развитие сферы услуг.

Законы общественного развития:

-закон ускорения социального развития, каждый последующий этап занимает меньше времени

-Закон неравномерного развития – каждое общество развивается неравномерно, общественное развитие может происходить от реформ или носить революционный характер.

Реформа – усовершенствование в какой-либо сфере общественной деятельности

Революция – коренное изменение чаще всего осуществляемая насильственным путём т затрагивающая основы действующего социального строя.

Личность как система

Человек – это представитель рода хомосапиенс, который имеет определённое отличие от животного. Индивид – представитель человеческого рода, который обладает психо-физиологическими особенностями.Личность – целостная система социальных качеств, которая приобретается, развивается человеком в процессе взаимодействия с другими людьми.Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homosapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Структура личности по Зигмунду Фрейду:

1)Оно(подсознательный уровень, на котором сосредоточены инстинкты человека, а также подавленная часть).

2)Я(самосознание личности, сознание человека, которое контролирует поведение человека согласно принципу разумности и ясности, помогает ориентироваться в окружающем мире).

3)Сверх я (уровень идеального, уровень высших ценностей).

Типы личности в социологии на современном этапе принято выделять также следующие: традиционалисты, идеалисты, фрустированный тип, реалисты, гедонисты.

Традиционалисты нацелены на такие ценности как порядок, долг, законопослушание, дисциплина. При этом самостоятельность, стремление самореализоваться у них почти отсутствует. Идеалисты отрицают традиционные нормы, независимы, скептичны по отношению к авторитетам и ориентированы на саморазвитие. Фрустированный тип отличается низкой самооценкой, подавленным самочувствием и ощущением выброшенности из жизни. Реалисты стремятся к самореализации, обладают чувством ответственности и долга, самодисциплины и самоконтроля. Гедонисты стремятся к получению удовольствия, преимущественно в виде удовлетворения простых потребительских желаний.

Анализ документов

Человеческая жизнь, деятельность больших и малых групп и организаций, функционирование многообразных институтов постоянно фиксируется в тысячах различных документах.

С их помощью информация передается, распространяется, многократно используется, хранится и достигает адресата, сколь бы ни был он отдален в пространстве или во времени.

Для социолога документы, отражающие все сферы жизнедеятельности общества, являются незаменимым источником информации.

Документы можно классифицировать по разным основаниям. Так, по способу фиксации информации выделяются:

1. Письменные документы (которые в свою очередь делятся на вербальные и статистические). Примером письменных вербальных документов могут служить книги, письма, пресса; примером письменных вербальных документов могут служить книги, письма, пресса; примером статистических документов - данные переписи населения, данные социологических опросов, сборники статистических материалов.

2. Фонетические, т.е. рассчитанные на слуховое восприятие документы (грампластинки и лазерные диски, магнитофонные записи и радиопередачи).

3. Иконографические документы, воспринимаемые визуально (картины, фотографии, видеозаписи).

По статусу источника документы подразделяются на:

1. Неофициальные (личные письма, семейные альбомы, дневники, т.е. все то, что создается частными лицами по своей инициативе).

2. Официальные (документы различных организаций). Социолог, пришедший на предприятие, в учреждение. Должен знать, что официальные документы включают текущую, входящую и исходящую документацию; документы периодической отчетности - месячные, квартальные, годовые справки, отчеты, ведомости: отчеты, обзоры, доклады, не являющиеся периодическими; архивные документы постоянного и временного хранения.

С точки зрения спонтанности появления документы делятся на самопроизвольные, созданные независимо от исследователя, и заданные, созданные специально по просьбе исследователя.

По степени опосредованности выделяют первичные и вторичные документы - одни созданы на основе непосредственного опыта автора, другие - на базе обобщения первичных документов.

По критерию авторства документы классифицируются на индивидуальные, созданные одним автором, и коллективные, созданные несколькими авторами, группой.

Опрос

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы проводятся, как правило, методами интервьюирования и анкетирования.

В основе интервью-беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще всего социологи проводят интервью на основе заранее приготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы.

По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону. Анкетирование-метод опроса, при котором социолог-исследователь обращается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

 

 

 

Объект, предмет, задачи и функции социологии

Социология - учение об обществе, наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

1.глобальное мировое сообщество;

2.традиционное национальное общество;

3.микрообщество (социальная группа, семья и т.д.); 4.индивид.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа(т.е. социальная реальность). Предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

- групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);

-становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);

-социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию).

Функции социологии:

1.познавательная; 2.оценочная; 3.прогностическая; 4.управленческая;5.образовательная.

Одной из основных задач социологии является изучение социальных факторов,

Вторая задача социологии заключается в том, чтобы из всей совокупности изучаемых процессов и явлений выделить основные, воспроизводимые в потоке социальных событий, повторяющиеся, и на этой основе определить основные социальные статусы и роли, осуществляемые людьм.

Третья задача социологии состоит в том, чтобы объяснить развитие общества как структурированную социальную действительность. Понимание того, какой социальный каркас, какая структура составляет основу общества, очень важно, но этим пониманием не исчерпываются ее задачи.

Четвертая задача социологии заключается в том, чтобы осуществить прогноз наиболее вероятных социальных событий и тем самым выступить реальным инструментом изменения общества.

Пятая задача социологии как науки состоит в том, чтобы на основе выявления тенденций и закономерностей социального развития сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия управленческих решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.202 (0.012 с.)