Социологическое исследование и его виды .Программа социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическое исследование и его виды .Программа социологического исследования



Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.

Второй этап — сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. д.

Третий этап — подготовка собранной в ходе социологического исследования анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т. д., информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

И, наконец, заключительный этап — анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи.

По сути идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например трудовой коллектив крупного предприятия, где работают представители разных профессий, мужчины и женщины разного возраста, отличающиеся по стажу работы, квалификацией, и т. д.

Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление.

Аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.

Методы сбора социологической информации: наблюдение, анализ документов.

Основным из основных методов сбора информации в социологическом исследовании является наблюдение.

Наблюдение - это метод сбора социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения их фиксации и регистрации. Наблюдение как метод сбора социологической информации используется достаточно широко. Важной особенностью социологического наблюдения выступает то, что оно является способом непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. Это дает следующие преимущества:

- наблюдение позволяет фиксировать особенности поведения людей не в их воспоминаниях и интерпретации, а непосредственно в момент его проявления;

- Наблюдение дает возможность получать данные независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще что-либо говорить о своем поведении.

Достоинствами социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т.е. безусловное наличие прямого контакта. Это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации. Наблюдение помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события. Такая информация недоступна для получения другими методами, используемыми социологами.

Наряду с несомненными достоинствами и преимуществами метод социологического наблюдения имеет и существенные недостатки.

Участвуя активно или пассивно в наблюдаемом событии, социолог в той или иной мере невольно вмешивается в естественный ход этого события, в некоторых случаях даже усугубляя его негативные последствия. Социолог-наблюдатель может отслеживать лишь часть из совокупности проблем, порожденных исследуемой ситуацией. Наблюдение локально, носит ограниченный характер, позволяет фиксировать факты лишь в заданный момент времени.

Процесс социологического наблюдения подразделяется на три этапа - подготовительный, полевой и заключительный. В ходе подготовительного этапа осуществляется разработка программы наблюдения, а в случае, если имеется общая программа исследования - план наблюдения. В этих документах описывается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяются его предмет и объект, дается их предварительная характеристика.

В ходе полевого этапа наблюдения осуществляется сбор социологической информации, ее фиксация в документах наблюдения. Действия наблюдателя в ходе полевых работ могут корректироваться руководителем группы, может расширяться или сужаться круг единиц наблюдения, его частота и продолжительность.

На заключительном, результирующем этапе осуществления социологического наблюдения проводится разработка программы подсчетов, анализа информации, которая затем подвергается машинной или ручной обработке. Упорядоченная информация анализируется и описывается в записках или отчетах. На основании анализа могут разрабатываться рекомендации, направленные на совершенствование жизнедеятельности наблюдавшихся групп.

Анализ документов

Человеческая жизнь, деятельность больших и малых групп и организаций, функционирование многообразных институтов постоянно фиксируется в тысячах различных документах.

С их помощью информация передается, распространяется, многократно используется, хранится и достигает адресата, сколь бы ни был он отдален в пространстве или во времени.

Для социолога документы, отражающие все сферы жизнедеятельности общества, являются незаменимым источником информации.

Документы можно классифицировать по разным основаниям. Так, по способу фиксации информации выделяются:

1. Письменные документы (которые в свою очередь делятся на вербальные и статистические). Примером письменных вербальных документов могут служить книги, письма, пресса; примером письменных вербальных документов могут служить книги, письма, пресса; примером статистических документов - данные переписи населения, данные социологических опросов, сборники статистических материалов.

2. Фонетические, т.е. рассчитанные на слуховое восприятие документы (грампластинки и лазерные диски, магнитофонные записи и радиопередачи).

3. Иконографические документы, воспринимаемые визуально (картины, фотографии, видеозаписи).

По статусу источника документы подразделяются на:

1. Неофициальные (личные письма, семейные альбомы, дневники, т.е. все то, что создается частными лицами по своей инициативе).

2. Официальные (документы различных организаций). Социолог, пришедший на предприятие, в учреждение. Должен знать, что официальные документы включают текущую, входящую и исходящую документацию; документы периодической отчетности - месячные, квартальные, годовые справки, отчеты, ведомости: отчеты, обзоры, доклады, не являющиеся периодическими; архивные документы постоянного и временного хранения.

С точки зрения спонтанности появления документы делятся на самопроизвольные, созданные независимо от исследователя, и заданные, созданные специально по просьбе исследователя.

По степени опосредованности выделяют первичные и вторичные документы - одни созданы на основе непосредственного опыта автора, другие - на базе обобщения первичных документов.

По критерию авторства документы классифицируются на индивидуальные, созданные одним автором, и коллективные, созданные несколькими авторами, группой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.053 с.)