Перспективные информационные технологии. Проблемы и риски внедрения информационных технологий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективные информационные технологии. Проблемы и риски внедрения информационных технологий.



Интеграция человека и компьютера усиливается с кажд.годом. В настоящ время размеры вычислит техники уменьш-ся и идет к внедрению в организм человека.

Информационные технологии - это технологии, ориентированные на получение, обработку и распространение (передачу) информации.ИТ-я - совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные ср-ва, и регламентированного порядка их применения.

ИТ в своем развитии прошли несколько этапов, которые условно можно назвать так: ручной (перо и чернильница), механический (пишущая машинка), электрический (электрическая машинка, ксерокс), электронный, или компьютерный. Как и всякая технология, индустриальные ИТ, предполагающие технологическое применение вычислительной техники, других технических средств, включают определенный набор материальных средств (носители информации, технические средства измерения ее состояний, обработки, передачи и т.п.) и способы их взаимодействия, специалистов и совокупность определенных методов организации работы.
Цель создания и широкого распространения ИТ - решение проблемы информатизации общества. Информатизация общества - повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности. ИТ позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в своей деятельности в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии. ИТ сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают большие удобства, но снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете. В дополнение ставшим уже традиционными средствам связи (телефон, телеграф радио и телевидение) в социальной сфере все более широк используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи.

Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах; сколько на сущности и цели социально-технического прогресса.

Направления, по кот разв-ся ИТ:1) развитие компьютерных сетей (локальных, глобальных) Благ-ря комсет ИТ преобрет-ют глобальный характер и позвол-ют сформир-ть единое информац простран-во.; 2) новые схемные решения микропроцессоров 3) работа со звуком, анализ его воспроизвед-я Н-р в медецине по характ голоса – болезни 4) работа с видео-сигналом, его обраб-ка, преобраз-е, воспроизв-е ТВтюнер 5) расшир-е функцион-ых возм-ей персон комп. Внедрение во многие сферы деят-ти его (в медиц-не приборы подкл к комп-ру перед инфо).

ИТ-ти – основа современного бизнеса. Если раньше отдел иТ осущ. только вспомогат-е расчеты, сегодня они входят на первые позиции в планировании деят-ти, а анализе, организации процессов.

Главным направлением внедрения информационных технологий в образование, является применение их в дистанционном обучении (ДО).

Важным аспектом ДО является совокупность применяемых технологий. В практике ДО можно выделить три основных технологии, которые могут комбинироваться друг с другом множеством способов:

· Кейс-технология - учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемым для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у преподавателей-тьюторов в созданных для этих целей региональных учебных центров (РЦ);

· ТВ-технология (учебное телевидение), базирующаяся на использовании телевизионных лекций и консультаций у преподавателей-тьюторов;

· Сетевая технология, основанная на использовании сети Интернет для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми

Основные услуги Интернет для ДО в свою очередь можно разбить на три большие группы: вещательные (электронные газеты и журналы, электронные библиотеки); интерактивные (основанные на диалоговом или ином типе общения - электронная почта и электронные конференции); поисковые (включают три широких подкласса - каталоги, поисковые системы, метапоисковые системы).

Однако бурно распространяющейся и наиболее перспективной является сетевая технология - технология Интернет, или Интернет-технология (Internet-based learning). В настоящее время существуют традиционно сложившиеся виды использования ресурсов телекоммуникационных сетей. Остановимся кратко на описании их возможностей в целях образования. Электронная почта (e-mail) (асинхронная телекоммуникация) позволяет практически моментально передавать адресату, удаленному на сколь угодно большое расстояние, текст, графику, звук, изображения, в том числе программные продукты. Электронная почта может использовать локальные компьютерные сети и телефонную сеть общего назначения. С ее помощью целесообразно создавать "распределенные" по интересам ученические коллективы, участники которых, находясь в разных точках страны (стран), могут проводить совместные работы учебного, поискового или исследовательского характера. При применении почты преобладающей организационной формой работы обучаемых является метод проектов. Преимущество реализации метода проектов с использованием возможностей электронной почты для сферы образования заключается в доступности и простоте средств и способов получения и отправления информации, представленной в самом разнообразном виде, для неподготовленного пользователя. Списки рассылки (mailing lists) позволяют пользователю (абоненту) регулярно получать интересующую его информацию в свой электронный почтовый ящик. Для сферы образования этот вид использования ресурсов телекоммуникационных сетей включает регулярную рассылку и получение на местах инструктивно-нормативной документации от соответствующих управленческих органов образования; регулярное оповещение о конференциях, съездах, семинарах, проводимых из регионального центра или институтами повышения квалификации учителей; регулярную рассылку методических материалов как из регионального центра или института повышения квалификации учителей, так и между отдельными учителями, группами учителей. Всемирная мультимедийная среда (WWW - World Wide Web) позволяет осуществлять поиск и представление информации (звук, аудио- и видео информацию, элементы технологии виртуальной реальности и пр.) по выделенным словам и рисункам, а также обеспечивает легкий доступ до ресурсов Интернет. Она является наиболее удобной средой для распространения курсов дистанционного обучения (Web-based learning), получающей все большее распространение в мире. Электронные конференции ("электронные доски объявлений") позволяют широкому кругу желающих принять участие в обсуждении интересующих проблем, обеспечивая при этом возможность одновременного "присутствия" сразу на нескольких конференциях, не отходя от своего компьютера. Для пользователя сферы образования электронные конференции позволяют не только быть в курсе развития интересующей его проблематики, принимать участие в обсуждении проблем определенной предметной области, но и самому высказываться по обсуждаемым вопросам, непосредственно в процессе информационного общения обрести единомышленников, заинтересованных коллег в обмене информационными ресурсами. On-line Database (синхронная база данных) позволяет осуществлять поиск в различных базах данных, которые поддерживает сеть Интернет, в диалоговом режиме реального времени. Эта форма использования информационного ресурса нашла самое широкое применение именно в образовательной сфере. Такой поиск информации, включая аудиовизуальную информацию, позволяет интенсифицировать учебную, научную, творческую деятельность, как преподавателя, так и обучающегося, часто переводит процесс обучения в творчество, обогащая интеллектуальный потенциал обучающегося широким спектром информационного ресурса Интернет. WAIS (Wide Area Information Search) позволяет осуществлять поиск необходимых ресурсов по ключевым словам в рамках всей сети Интернет. Такой поиск облегчает выборку необходимых данных или сведений из огромного потенциала Интернет, обучает пользователя вычленять существенные признаки необходимой ему информации.

Риски и опасности с развитием ИТ: вторжение в частную жизнь, отбор качественной и достов инф-и под вопросом, адаптация части людей к соврем информ обществу. Стремительное развитие компьютерных сетей и информационной инфраструктуры породили огромные скорости доставки и обмена информацией. В информационном обществе управление большинством процессов во всех областях жизни может происходить по электронным каналам. Защищенность последних весьма относительна. Это может породить не только кибертерроризм, связанный на новом уровне с нарушением работы опасных производств, с разрушением структуры обеспечения жизнедеятельности общества, которое уже практически невозможно без достижений современной цивилизации. При этом кибертеррористические атаки могут проводиться практически из любой точки земного шара, что принципиально меняет структуру и требования к системам защиты и безопасности.

Сейчас мы движемся к новой информационной революции, связанной с развитием телекоммуникационных сетей и интерактивных средств массовой информации. Задача оценить, хотя бы качественно, возможности перспективных интерактивных средств массовой информации, которые через кабельные и компьютерные сети смогут адресно доносить ту или иную информацию, конкретно ориентированную на разные группы населения, до соответствующей аудитории, представляется чрезвычайно актуальной. Понимание механизмов влияния на общество, его структурирование, возможностей управления, как отдельными социальными группами, так и обществом в целом, Анализируя задачи, связанные с информационными потоками в социальной среде и их влиянием на эту среду, следует выделить несколько аспектов:

1. Влияние информационных потоков на социальную среду (вообще говоря, среду непрофессионалов, т.е. лиц, профессионально не занимающихся созданием, обработкой и формированием информации и информационных потоков, хранением и распространением информации и т.п.); Подготовка специалистов по работе с информацией во всех ее формах (и вообще подготовка любых специалистов);

2. Проблемы утечки или распространения информации в социальных группах; Моделирование роста объемов информации и возможностей ее обработки; Особенности поведения систем при учете возможности получения неполной информации, неточной или искаженной информации, а иногда и дезинформации, существования периода времени для обработки полученной информации и принятия решения о дальнейшем поведении;

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.016 с.)