Тема 4. Информационные ресурсы общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Информационные ресурсы общества



План

Понятие ресурса, основные виды ресурсов общества.

Понятие информационного ресурса

3. Проблема «электронизации» информационных фондов России.

4. «Утечка умов» из России: общая характеристика проблемы

Информационные продукты и услуги

Рынок информационных продуктов и услуг

Понятие ресурса, основные виды ресурсов общества

Ресурс – запасы, источники чего–нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова.

Известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

· материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

· природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

· трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

· финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

· энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Понятие информационного ресурса общества

В начале 70-х годов XX века в ходе развития информационного кризиса возникло и стало активно развиваться понятие «национальные информационные ресурсы» как новая экономическая категория, что было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от качества технической, военной социально-экономической и политической информации (знаний), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.

Несмотря на появление средств персональной информатики и частичное снятие информационного кризиса 70-х годов проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов остается одной из самых актуальных и острых в мире. По-прежнему требует усилий специалистов и ученых самых разных областей знания проблема количественной оценки национальных информационных ресурсов и их связи с другими социально-экономическими категориями.

Г.Р. Громова можно считать основоположником разработки понятия «национальные информационные ресурсы» в отечественной науке.

В перспективе все информационные ресурсы станут общественным достоянием. Информация принадлежит всем – этот принцип узаконен ЮНЕСКО. Однако человек должен получать компенсацию за труд, затраченный, например, на создание знаний. Отсутствие на практике механизмов реализации права на интеллектуальную собственность существенно сдерживает накопление знаний в обществе, развитие национальных информационных ресурсов и прогресс общества в целом

Требует решения также проблема обезличенности содержимого баз знаний. Обществу необходимо научиться «преломлять» тенденции обесценивания творческого труда создателей знаний, понижения их социального статуса, необоснованного повышения статуса пользователей знаниями, переоценки их рутинного и простого труда. Нивелировка создателей знаний и пользователей знаниями способна понизить творческий потенциал общества, что будет иметь весьма негативные последствия для развития национальных информационных ресурсов.

Информационный кризис начала 70-х годов XX века проявился в снижении эффективности информационного обмена:

• резко возрос объем публикуемых данных;

• группам разных специалистов стало трудно общаться;

• возрос объем неопубликованной информации;

• усугубилась проблема межъязыкового обмена в мире.

Как уже отмечалось ранее, частичное разрешение «информационного кризиса» («прорыв» в технологии информационного обмена, существенно более качественное удовлетворение индивидуальных информационных потребностей) было осуществлено в 70-е годы XX века за счет изобретения микропроцессора и массового внедрения средств персональной информатики, однако, принципиально преодолеть кризис возможно лишь после широкого распространения компьютеров с так называемым дружественным интерфейсом.

Таким образом, в 70-е годы XX века произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества, а также создающего предпосылки эколого-безопасного устойчивого развития, распространения высоконравственных отношений как следствия нематериальности экономической сферы.

Понятие «информационный ресурс общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. По критерию лидирования в области производства знаний (информационных ресурсов) мировое сообщество в настоящее время, по мнению ряда специалистов, может быть с определенной степенью условности разбито на четыре группы стран - по господствующему в этих странах виду деятельности:

• страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления по иностранным лицензиям;

• страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии (сегодня в этой группе стран находится Россия);

• страны, производящие оригинальные технологии;

• страны, производящие знания (лидером мирового интеллектуального и информационно-технологического прогресса являются США, производящие около 96% электронных баз знаний по основным фундаментальным направлениям развития науки и 2/3 мирового выпуска программных продуктов).

Ряд стран, имеющих самые современные информационные ителекоммуникационные технологии, научную информацию и знания получают из США и других стран и войти в группу лидеров интеллектуального прогресса не могут, так как не создают самостоятельно знания, которые должны наполнять национальную информационную среду.

Понятие «информационный ресурс общества» (ИРО), ресурс накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова - это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, т.е. отчужденные от их создателей, и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включает в себя все отчужденные от создателей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в материализованной, так и в вербальной (устной) форме.

Важно отметить, что существует самое «расширенное» представление, по которому в понятие ИРО должны быть включены также сами создатели «живого знания» - ученые, специалисты и т.д. Эта позиция в значительной степени обусловлена тем, что вероятность создания знаний представителями этих социальных групп и перевода их в информационный ресурс общества весьма высока.

Социальная память человечест ва - это накапливаемая и, по точному выражению академика А.П. Ершова, дважды социализированная информация: во-первых, обособленная от своего источника и зафиксированная в виде какого-либо документа; во-вторых, имеющая определенный статус, обеспечивающий ее доступность либо обществу в целом, либо той или иной социальной группе.

В целом, само понятие и проблемы развития ИРО нуждаются в дальнейшей научной разработке. В частности, одну из наиболее сложных групп проблем, которые по сути являются стержневыми при анализе процессов информатизации общества, представляют собой лингвистические проблемы информатизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.005 с.)