ТОП 10:

Роль и место информации в государственном управлении



В настоящее время с понятием «информация», с его распространенностью едва ли может конкурировать какое-либо иное явление. Случайно ли это? Нет, речь идет о выражении наиболее примечательного свойства управления в современных условиях. Как отмечено в материалах XXIV съезда партии, использование информации на основе новых методов и средств становится важнейшим условием улучшения всего управления и, в частности, улучшения работы государственного аппарата. От работников управления требуется глубокое понимание природы информации и ее умелое использование в практической деятельности.

Эффективное информационное обеспечение механизма управления должно охватывать все его звенья, придавать процессу работы с информацией необходимое единство и рациональность. Такое обеспечение ограничивается пока в основном предприятиями и автоматизированными системами управления (АСУ). В аппарате управления в целом сверху донизу информационные процессы еще не перестроены в полной мере в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

В немалой степени это объясняется тем, что в юридической литературе проблемы информации в государственном управлении почти не раз­рабатывались. По сути дела во всех работах, посвященных государственному аппарату и его отдельным звеньям, компетенции органов, упор делался на фиксирование и анализ их статичных признаков — властных полномочий, предметов ведения, видов издаваемых правовых актов и т. д.[1] Изучение проблем ограничивалось выяснением связей и линий подчиненности, прав и обязанностей. Процесс же реализации компетенции во многом оставался в стороне. В итоге затруднялось понимание самого управленческого процесса, его динамических свойств, обеднялись взаимоотношения субъектов и объектов управления и неизбежно недооценивались причинно-следственные связи и закономерности в управлении.

Многие специалисты справедливо считают понятие «информации» краеугольным камнем науки управления. Утверждается, что сам процесс управления есть получение, обработка и использование информации, которая выступает как связующее звено между субъектом и объектом управления. Управляющая и управляемая системы не могут существовать без информации, имеющей своего рода сигнальный характер, несущий импульсы, команды, упорядочение. И если они воспринимаются системой, то она реагирует на них, перестраивает свое поведение. Асси­милируются или нейтрализуются возмущающие воздействия. Благодаря информационным потокам обеспечивается и обратная связь, отражение изменений в системе под управляющим воздействием. Но информация обеспечивает и своего рода опережающее отражение, что позволяет управляющей системе идти «впереди» событий.

Именно информационно-упорядочивающая природа процессов управления дает возможность проанализировать виды управленческой деятельности, полнее раскрыть ее элементы, связь, возникающую между разными звеньями системы управления. Поэтому информация имеет большое значение и для работы государственного аппарата. Правда, нельзя впадать в другую крайность и утверждать, по примеру некоторых экономистов, что государственные органы вообще предназначены лишь для работы с информацией. Здесь не может быть полной аналогии с информационными процессами, совершающимися в сфере производства, в автоматизированных системах.

Управленческая деятельность есть прежде всего социально-политическая деятельность, процесс целенаправленного воздействия на волю и сознание людей. В ней применяются многие методы и средства, в том числе прогнозы, планы, принятие решений, методы организационной и инструктивной работы, государственного и общественного воздействия, материально-технические действия и т. д. Тем самым правомерно рассматривать информацию как условие для любого вида действия государственных органов, должностных лиц, депутатов, а также общественников, выполняющих те или иные функции в сфере управления. Особенно это относится к разработке и принятию решений, которым не только предшествует сбор и обработка информации, но которые сами содержат громадный информационный потенциал, являются в известном смысле разновидностью информации.

Хотелось бы при этом рассеять одно заблуждение, которому подвержены практические работники. Работа с информацией — это не подсобная, второстепенная работа, призванная лишь готовить предпосылки для чего-то более значительного. В рамках нашей государственной системы, построенной на основе принципа демократического централизма, информация как бы облекает наиболее важные политико-организационные и правовые связи и отношения, в которые вступают различные государственные органы, органы и граждане. В условиях иерархически opганизованной системы управления объем и каналы информации предопределяются степенью обоснованного разграничения функций различных органов, их четким взаимодействием.

Движение информации между выше- и нижестоящими звеньями предопределяется правовыми актами, что позволяет каждому звену получать необходимую информацию о действиях и состоянии другого звена. Обеспечивается устойчивость и рациональность информационных связей системы управления в целом. Информация используется в равной мере всеми звеньями государственного аппарата, хотя, разумеется, для каждого из них специфична информация определенного вида, содержания, объема. Она может носить характер осведомительный, иметь свойства исходных, расчетных материалов, служащих образованию производной информации, наконец, обладать качествами командной, директивной, управляющей информации. Поэтому система информации развивается в нашей стране, прежде всего как система единой государственной информации, построенной по территориальному и отраслевому принципу.

Информация встречается, на каждой стадии управленческого процесса. Без нее невозможно добиться полного и обоснованного отражения объективных закономерностей, общественного мнения, нельзя обеспечить оптимальности управления. И это особенно ощущается сегодня, когда в условиях научно-технического прогресса, усложнения и специализации управления стремительно нарастает поток информации и требуются новые методы ее обработки и использования.

Значение информации существенно возрастает в деятельности советского аппарата, поскольку ему приходится решать все более сложные задачи в области хозяйства и культуры. Последовательно проводимое в настоящее время видоизменение функций, расширение прав, например местных советских органов, также влечет за собой рост объема перерабатываемой ими информации. Доказано, что объем информации увеличивается примерно в квадрате по отношению к увеличивающемуся числу объектов управления. Многие практические вопросы планирования, руководства хозяйством, культурой требуют серьезных научных обоснований, расчетов, прогнозов. А для этого необходима полная, достоверная и своевременная информация, ибо в противном случае «цена» ошибки становится теперь особенно значительной. Информированность — решающая предпосылка для устранения субъективизма в работе, для правильных оценок и выводов, успеха любых сознательных действий. В свою очередь в ней как в зеркале отражаются эти действия.

Информация весьма многообразна и по содержанию, и по носителям (документы, материалы прессы, изображения, машинные источники и т. д.). Информация, применяемая в целях управления обществом в целом и отдельными его сферами, разнообразна прежде всего по содержанию. С этой точки зрения можно различать информацию: а) социально-политическую; б) планово-экономическую; в) отчетно-статистическую; г) производственную; д) научно-техническую; е) организационно-инструктивную; ж) правовую.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.109.82 (0.007 с.)