ТОП 10:

Признаки кризиса и его особенности



Признаки кризиса очевидны, но из-за кажущейся невозможности выхода из него, само его наличие и обострение, как правило, замалчивается правительствами и общественными организациями, учеными, социологами, психологами. Причина сознательного замалчивания ими всеобщего кризиса в том, что они не видят средства исправления нынешнего состояния. В итоге эта страусиная политика только усугубляет проблему и ускоряет приближение катастрофы.

Классификация кризисов имеет большое значение в их распознавании, а, следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кри­зиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.

Преодоление кризисов - управляемый процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, про­блематика, острота, область развития, причины, воз­можные последствия, фаза проявления. В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвя­зи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере.

Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Распозна­вание строится как на действующих в управлении показателях, так и на специализированных, которые, вероятно, в будущем еще придется разрабатывать.

Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и ме­тодология их конструирования и практического исполь­зования. В современном механизме управления это является его наиболее слабым звеном. Речь идет о методологии распознавания кризиса во всех аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в анализе ситуаций, практическая ценность предвидения кризисов.

Методология распознавания кризиса теснейшим образом связана с организацией этой работы, т.е. с наличием специалистов, определением функций их деятельности, вынесением рекомендаций или решений, взаимодействием в системе управления. Предполагается подготовка и наличие не только так называемых антикризисных менеджеров, но и специализированных в этой деятельности аналитиков.

Распознавание и предвидение кризисных ситуаций сегодня в связи с большой сложностью управления и увеличивающимися масштабами производственной деятель­ности должны быть поставлены на профессиональную основу. Преодоление кризисов зависит от методики анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления. Профессионализм управления должен проявляться не только в нормальных, обычных условиях, но и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуаций, кризиса.

 

Объективные тенденции кризиса и его конкретные проявления

Государство играет значительную роль в развитии капиталистической экономики. Основными формами масштаба и степени усиления экономической деятельности государства являются его роль в ситуациях несостоятельности рынка, его роль в перераспределении дохода и бо­гатства, его реакция на давление электората в виде парламентских коалиций и лобби, роль чиновничества. Сбой государственной системы объясняется искажающим действием двух важных моментов- поведением электората и поведением чиновничества. Искажения могут возникать и в правительственных структурах, когда действия государственных органов власти направлены на то, чтобы приносить выгоду самим чиновникам.

К функциям государства, связанным с экономикой, относятся следующие:

нормативная;

клиентская (когда государство выступает как заказчик и покупатель продукции национального хозяйства);

имущественная;

финансово-распределительная;

социальная;

планово-прогнозная;

ресурсно-распределительная;

координирующая;

лицензионная;

контрольная;

инвестиционно-технологическая;

сертификационно-стандартизационная;

правозащитная;

охранно-защитная;

экологозащитная;

медико-санитарная;

мотивационно-пропагандистская.

Реализация этих функций в их определенной совокупности несет в себе возможность кризисов системы государственного управления.

Чтобы преобразования в системе государственного управления проходили успешно, требуется максимальная общественная поддержка. Для этого политическим деяте­лям необходимо научиться решать две самостоятельные, но взаимосвязанные задачи: изучать общественное мнение и вместе с тем его формировать. Политическая рабо­та предполагает два параллельных процесса:

1) информирование общественности о политике правительства и ее пропаганда;

2) информирование политических деятелей о мнении избирателей. Мероприятия по налаживанию и развитию связи с общественностью должны стать частью процесса разработки политики.

Административный процесс имеет важное политическое значение. В месте оказания каких бы то ни было государственных услуг население вступает в непосредствен­ный контакт с государством - для большинства граждан это единственная ситуация прямого общения с ним.

Не менее важной проблемой является надлежащее применение законов и подзаконных актов. Правовое наследие прежней системы во многом не соответствует рыночной экономике. Заполнение существующих пробелов и пересмотр устаревшего законодательства являются неотложными задачами.

 

 

Управление кризисными ситуациями

 

Действенность государственного управления проявля­ется в развитии и укреплении на всех уровнях взаимосвязей государственного аппарата управления с обществом, с гражданами. При отсутствии взаимодействия государственным органам становятся непонятными запросы жизни, возникает отчужденность граждан от власти. Опыт стран с развитой демократией свидетельствует, что предметом особой тревоги и пристального внимания являются именно взаимосвязи и взаимодействие государственного аппарата (особенно его высшего эшелона) и общества.

Современное и будущее состояние российского общества настоятельно требует опережающего государственного управления, т.е. управленческой деятельности, носящей профессиональный и творческий характер, спо­собной переводить опыт и ценности общества в процесс социализации, активно соединяющей знания с практи­кой, несущей в общество наукоемкие технологии. Представляется следующий механизм такого государственного управления:

формирование знаний, управленческих концепций, проектов планов и программ;

развитие управленческих отношений;

мотивация творческой деятельности в сфере управления;

воспитание в обществе уважения к государству, законам, институтам, морали;

разработка и внедрение управленческих технологий, оптимизирующих процесс управления и объединя­ющих в одно целое управленческие знания, отноше­ния и творческую деятельность, работу общественных институтов.

Поскольку государственное управление опирается на государственную власть как организованную силу общества и распространяется на вес общество, оно должно действовать осторожно.

Россия лишь начала свое демократическое развитие создания в этих целях необходимых общественных и государственных институтов. Авторитарное прошлое мешает новому, тормозит его продвижение, пытается воспроизвести себя в новом облике. Этим можно объяснит устойчивые нарушения в функционировании многих государственных органов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.011 с.)