Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стресс, фрустрация, конфликт, кризис и аффектСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В экстремальной психологии
Отечественный психолог, известный своими работами по психологии переживания, Василюк Ф.Е., описывая критическую (экстремальную) ситуацию выделяет четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические или экстремальные жизненные ситуации – это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Несмотря на большое количество литературы по проблемам стресса и кризиса многие авторы вкладывают различное содержание в эти понятия. Стресс (от англ. напряжение, давление) представляет собой особое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо экстремального воздействия. Речь идет о достаточно мощном воздействии, стресс-факторе (стрессоре), способном вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности. Стрессоры обычно делятся на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура и т.п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные. Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны. Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Причины стресса: приходится делать то, что необходимо; постоянно не хватает времени; кто-то или что-то подгоняет (торопит); постоянное недосыпание; человек видит через чур много снов; очень много курит; потребление большого количество алкоголя; в семье постоянные конфликты; неудовлетворенность жизнью; делаем долги; не с кем поговорить о своих проблемах и т.д. Стадии стресса: 1. стадия мобилизации (повышается внимание, активность и т.п.) 2. стадия стенических отрицательных эмоций (проявляются гнев, ярость, агрессия. Увеличенные нагрузки приводят к последующему истощению организма). 3. стадия астеничсеких отрицательных эмоций (наступает бессилие, депрессия, тоска и отчаяние). И в результате протекания стрессовых стадий - нервный срыв или невроз. Физические признаки стрессового напряжения и его последствия представлены на рисунках 3 и 4. Психологические признаки стрессового напряжения и его последствия: невозможность сосредоточиться на чем-то; частые ошибки в работе; ухудшается память; хроническое чувство усталости; «улетучиваются» мысли; повышенная возбудимость; работа не доставляет радости; потеря чувства юмора; не возможность во время закончить работу. Травматический стресс – это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу Я. Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс. Первая фаза – фаза психологического шока – содержит два основных компонента: 1) угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности; 2) отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна.
Рисунок 3 – Признаки стресса
Рисунок 4 – Последствия стресса
Вторая фаза – воздействие – характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение – эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы...» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо процесс выздоровления (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей. Результаты многочисленных исследований показали, что состояние, развивающееся под действием травматического стресса, не попадает ни в одну из имеющихся в клинической практике классификаций. Последствия травмы могут проявиться внезапно, через продолжительное время, на фоне общего благополучия человека, и со временем ухудшение состояния становится все более выраженным. Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio - расстройство (планов), крушение замыслов, надежд) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрационная ситуация); 2) эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги. Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. С точки зрения С. Розенцвейга, всякая реакция на фрустратор направлена на поддержание равновесия внутри организма. Отечественные же психологи справедливо считают, что состояние фрустрации - это реакция личности, поскольку имеют значение такие черты как эгоцентризм с сосредоточенностью на собственных субъективно-значимых интересах с повышенной чувствительностью к нарушению этих интересов (обидчивость), инфантилизм с недостаточной дифференцированностью личностной структуры.Выделяют несколько основных видов фрустрационного поведения личности: 1. Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные поведенческие реакции; 2. Апатия (во фрустрирующей ситуации ребенок ложиться на пол и смотрит в потолок); 3. Агрессия и деструкция - разрушение окружающего, причинение вреда, нанесение ущерба; 4. Стереотипия – тенденция к слепому бессмысленному повторению фиксирующих форм поведения; 5. Регрессия, которая понимается как «обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (снижение конструктивности поведения, падение качества исполнения, упрощение поведенческих схем). Состояние фрустрации возникает не сразу. Для его появления требуется преодолеть так называемый фрустрационный порог. Он определяется рядом моментов: - повторением неудовлетворения: при повторном неудовлетворении (неудаче) происходит его суммация с эмоциональным следом от прежней неудачи; - глубиной неудовлетворения: чем сильнее была потребность, тем ниже порог фрустрации; - эмоциональной возбудимостью: чем она выше, тем ниже фрустрационный порог; - уровнем притязаний человека, его привычкой к успеху: чем дольше человек не терпел неудачу, тем ниже порог; - этапом деятельности: если препятствие возникает в начале деятельности, агрессия выражена слабее, чем когда неудача постигла человека в самом конце. Фрустрация несет в себе и негативные, и позитивные эффекты. Позитивные эффекты фрустрации связаны с мобилизацией психологических ресурсов, открывающей возможность для личностного развития и роста. Усиливающееся в состоянии фрустрации напряжение может помочь человеку обрести новый взгляд на ситуацию в целом (переоценка ситуации), пересмотреть свои предыдущие действия и увидеть новые и ранее не замечаемые обходные пути ее достижения, или может обнаружиться альтернативная цель, вполне удовлетворяющая потребность (замена цели). При позитивной фрустрации не только восстанавливается временно утраченное психологическое равновесие, но и идет развитие личности. человек обучается ставить реальные цели, учиться умению манипулировать «точкой цели», отказываясь от неосуществимого. Существуют и негативные эффекты фрустрации. Увеличение напряжения и эмоциональное возбуждение при фрустрации может оказаться так велико, что под воздействием аффекта утрачивается конструктивность действий: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль. Может возникнуть и когнитивная ограниченность – становятся невозможными рациональные процессы размышления и адекватности принятия решений. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, возбудимости, враждебности и негативизму. Задача определения психологического понятия конфликта довольно сложна, конфликт это всегда столкновение чего-то с чем-то. Конфликты могут быть внутри человека, например, между желанием иметь какую-то вещь и страхом (например, внутриличностный конфликт может возникнуть между желанием купить автомобиль и страхом попасть в аварию). Конфликты могут быть между людьми (межличностный), между государствами и т.д. Конфликт всегда предполагает столкновение интересов и высокую значимость этих интересов. Внутренние конфликты возможны у человека только при наличии сложного внутреннего мира и осознании человеком этой сложности. У людей примитивных внутриличностных конфликтов практически не встречается, для них в жизни все просто. В экстремальной психологи очень часто встречаются конфликт невротический, подразумевающий противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, непродуктивно и нерационально разрешаемое, что сопровождается появлением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и пр. Нарушение значимых жизненных отношений человека, активизирующееся в психотравмирующих ситуациях. Закладывается преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с окружением микросоциальным, особенно - с родителями. В психологии при изучении конфликта невротического исключительное внимание уделяется психоаналитическим концепциям личности (фрейдизм; неофрейдизм; психология аналитическая). И, наконец, четвертое состояние – состояние кризиса. Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Психологический кризис, по мнению А.Г. Амбрумовой, это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами. Также кризис определяется психологически как ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов стремлений, ценностей). Различают два типа кризисных ситуаций, в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в последующей жизни. Кризис первого типа – это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни. Кризис второго типа – перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения изменение самой личности и смысла ее жизни. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса человека: 1. первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблемы; 2. дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультативными; 3. еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4. если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризующаяся повышение тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и депривацией личности. Отметим тот факт, что кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение. Василюк Ф.Е. под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути. Несмотря на то, что человеческий мир весьма многообразен и существует много самых различных кризисов – кризис развития, личностный кризис и т.д. – можно любой кризис описать по следующей схеме: - источники кризиса (противоречия, проблемы, возникшие у человека); - симптомы, т.е. особенности отражения переживаний, которые проявляется в поведении человека; - возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса; - обстоятельства, облегчающие выход из кризиса; - пути выхода из кризиса; - влияние кризиса на успешность деятельности человека; - особенности психологической помощи, в которой нуждается человек, оказавшийся в кризисной ситуации. Выделяются следующие виды кризисов (рисунок 5), которые предложены Дж. Капланом, А.В. Петровским, М.Г. Ярошевским, Р.А. Ахмеровым и др. психологами.
Рисунок 5 – Виды кризисов Опишем в нескольких словах виды кризисов по содержанию и кризисов, которые мы обозначили в своем анализе, как особые виды. Невротические кризисы – предпосылки для возникновения, которых складываются еще в раннем детстве, могут развиваться даже при отсутствии воздействия каких-либо внешних раздражителей, травмирующих событий и перемен. Такого рода кризисы рассматривают З. Фрейд и К. Хорни. Возрастные кризисы – или кризисы развития, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Травматические кризисы – возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию и зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости (А. Амбурова). Биографический кризис – особенность внутреннего мира человека, которая проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути (Р.А. Ахмеров). Р.А. Ахмеров выделяет три типа биографического кризиса: 1) кризис нереализованности возникает тогда, когда по тем или иным причинам человек слабо представляет себе связи событий своей жизни. 2) кризис опустошенности возникает в ситуациях, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее. 3) кризис бесперспективности возникает в ситуациях, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены проекты, планы, мечты о будущем. Кризис лишения – кризис, связанный с утратой близкого человека. Переживание этого кризиса описывается картиной острого горя Линдемана. Экзистенциальный кризис – утрата смысла существования, потеря наиболее значимых ценностей и целей в жизни, пересмотр, ревизия системы координат. По мнению Василюка Ф.Е. каждому из понятий (стресс, фрустрация, конфликт и кризис), фиксирующих идею критической ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления. Такое категориальное поле в плане онтологии отражает особое измерение жизнедеятельности человека, обладающее собственными закономерностями и характеризуемое присущими ему условиями жизнедеятельности, типом активности и специфической внутренней необходимостью. Сведем все эти характеристики в таблицу (таблица 2). Данная типология дает возможность более дифференцированно описывать экстремальные жизненные ситуации. Разумеется, конкретное событие может затронуть сразу все «измерения» жизни, вызвав одновременно и стресс, и фрустрацию, и конфликт, и кризис, но именно эта эмпирическая интерференция разных критических ситуаций и создает необходимость их строгого различения. Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д. Основная проблематичность критической ситуации может при этом смещаться из одного «измерения» в другое. Таблица 2 - Типология критических ситуаций
Кроме того, с момента возникновения критической ситуации начинается психологическая борьба с нею процессов переживания, и общая картина динамики критической ситуации еще более осложняется этими процессами, которые могут, оказавшись выгодными в одном измерении, только ухудшить положение в другом. Остается подчеркнуть практическою важность установленных понятийных различений. Они способствуют более точному описанию характера критической ситуации, в которой оказался человек, а от этого во многом зависит правильный выбор стратегии психологической помощи ему. Еще более сложное психологическое состояние, которому стоит уделить особое внимание в экстремальной психологии – это состояние аффекта, благодаря которому совершаются неописуемые, иногда даже жуткие (страшные) вещи. Аффект — это состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательством, тяжким оскорблением, длительной психотравмирующей ситуацией и др. В зависимости от вида аффект рассматривается как отягчающее, смягчающее либо исключающее уголовную ответственность обстоятельство. Важно установить основные признаки каждого вида аффекта и определить круг вопросов, которые могут быть поставлены при назначении судебно-психологической экспертизы. Сильное душевное волнение замедляет не связанные с ним психические процессы: внимание концентрируется на источнике чувств (гнева, обиды, отчаяния), иные детали обстановки вообще не попадают в поле сознания либо носят характер случайно запомнившихся. Для этого состояния характерно сужение сознания (человек не замечает, что происходит вокруг, он видит только обидчика), в результате чего ослабляются его критические возможности, сокращается стадия борьбы мотивов, память сохраняет только переживания, связанные с содержанием аффективного действия. Аффект чаще всего возникает у неуравновешенных, слабохарактерных людей. Внешне он может проявляться в чрезмерной активности, даже агрессии или, наоборот, в задержке движений, оцепенении. Сильное возбуждение распространяется и на механизм физиологической регуляции, эмоций. Человек краснеет или бледнеет, его движения скованы или хаотичны, речь прерывиста. В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов: физиологический, физиологический на патологической почве, патологический. В уголовном праве физиологический аффект связывается с внезапно возникшим сильным, но кратковременным эмоциональным состоянием (душевным волнением), при котором происходит дезорганизация психической деятельности. Человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но практически не контролирует их. Например, на вопрос эксперта: «Вы понимали, что произошло?» подэкспертный ответил: «Да, понимал». Когда эксперт попытался выяснить, почему подэкспертный ударил человека, тот ответил: «Не знаю. Я не смог себя остановить». Физиологическим на патологической почве является аффект, который возникает у лиц, имеющих отклонения в психическом развитии, например у психопатов, неврастеников и др. Физиологическими аффектами занимаются психологи. Важнейшими признаками физиологического аффекта являются: — внезапность возникновения (аффект возникает внезапно против воли человека и как бы овладевает им); — взрывоопасная динамика (за малый промежуток времени состояние достигает высшего предела); — кратковременность (аффект исчисляется секундами и минутами; утверждение, что аффект длится 15–20 и более минут, является преувеличением: столь долгое время лицо может находиться в ином психическом состоянии, но не в аффективном); — интенсивность и напряженность протекания (в состоянии аффекта у человека появляются дополнительные физическая сила и возможности); — дезорганизующее влияние на психическую деятельность (в состоянии аффекта наблюдается сужение сознания до пределов психотравмирующей ситуации, теряется гибкость мышления, снижается качество мыслительных процессов, резко утрачивается самоконтроль, нарушаются целенаправленность и понимание целесообразности действий); — усиление двигательной активности (вследствие чего появляется предположение о преступлении, совершенном с особой жестокостью), резкое усиление поведенческих актов (человек совершает беспорядочные движения, наносит множество ранений жертве) и др.; — вегетативные сдвиги (характеризуются изменением цвета кожных покровов (покраснение, побледнение) и модуляции голоса, аритмией дыхания, пересыханием слизистой полости рта, интенсификацией сердечной деятельности и др.); — последствиями аффекта могут быть частичная амнезия и астенический синдром (подозреваемый (обвиняемый) иногда не в состоянии вспомнить отдельные детали происшествия, например не может сказать, где брал орудие преступления, куда и как наносил удары потерпевшему и т. д.). Таковы типичные случаи частичной амнезии. Астенический синдром характеризуется спадом: физической и нервно-психической слабостью, повышенной утомляемостью и истощением, снижением порога чувствительности, крайней неустойчивостью настроения, нарушением сна. Может наблюдаться и снижение адекватности поведения человека. Последнее особенно остро проявляется в попытках скрыть преступление (например, путем имитации самоубийства). Патологический аффект — кратковременное болезненное психическое расстройство, сопровождающееся глубоким помрачением сознания, импульсивными актами, частичной или полной потерей памяти (амнезией). Он характеризуется концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом. Действия человека сопровождаются бессвязной речью, чрезмерной жестикуляцией. Постаффективное состояние проявляется в общей слабости, сонливости или глубоком сне. Патологический аффект, будучи предметом исследования судебной психиатрии, является исключительным состоянием и довольно редко встречается в судебно-экспертной практике. Для установления аффекта в момент совершения противоправных действий лицами, страдающими психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом и др.), проводятся комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы. Суммируя сказанное о различии признаков патологического и физиологического аффектов, представим наиболее существенные сведения о них в таблице 3. В динамике аффекта выделяют три последовательные стадии (фазы): а) нарастание эмоционального напряжения; б) эмоциональный (аффективный) взрыв; в) спад (угасание) аффективного возбуждения. Нарастание эмоционального напряжения характеризуется накоплением отрицательных эмоций в результате длящейся психотравмирующей ситуации, вызванной систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Процесс накопления отрицательных эмоций может протекать в течение многих месяцев и даже лет. Например, С. систематически злоупотреблял спиртными напитками, оскорблял жену, издевался над ней, причинял телесные повреждения. Жена долгое время терпела постоянные истязания и унижения. Но во время очередного конфликта она схватила нож и нанесла мужу смертельное ранение в область шеи. Судебно-психологическая экспертиза установила, что это издевательство над «жертвой» явилось «последней каплей» в накоплении негативных (отрицательных) эмоций и спровоцировало аффективный взрыв. Аккумуляция (накапливание) аффективных переживаний свойственна лицам, отличающимся нерешительностью, социальной робостью, тревожной самооценкой, ригидностью, склонностью к «застреванию» на источнике конфликта. Нарастание эмоционального напряжения может произойти не только в процессе накопления отрицательных эмоций, но и в результате мгновенной психической реакции на раздражитель (грубое, циничное оскорбление). Во время распития алкогольных напитков между двумя мужчинами произошла ссора, в ходе которой один позволил в адрес другого ругательство. В ответ последний нанес обидчику смертельный удар ножом. В процессе расследования было установлено, что обвиняемый воспринял сказанное как циничное оскорбление, унижающее его честь и достоинство. Суд признал подсудимого виновным в убийстве в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта).
Таблица 3 – Основные признаки и характеристики патологического и физиологического аффектов.
Эмоциональный (аффективный) взрыв связан с ослаблением контроля своих действий, сужением сознания, концентрацией внимания на эмоционально значимых переживаниях и объекте раздражения. Чаще всего такая реакция является результатом противоправного или аморального поведения потерпевшего. При эмоциональном взрыве (вспышке) все процессы происходят быстро, времени на оценку событий нет. Состояние обвиняемого характеризуется активным двигательным возбуждением, автоматизмом в движениях. Судебно-экспертная практика анализа аффективного состояния показывает, что повреждения жертве наносятся «куда попало», без всякой видимой мотивации и цели. Действия виновного отличаются цинизмом, аморальностью, жестокостью и т. д. Восприятие обидчика, окружения фактически совпадает с наступлением аффективной разрядки, практически отсутствует возможность оценки ситуации, наблюдаются грубая агрессия, «слепая ярость». В квартире на почве личных неприязненных отношений между супругами произошла ссора, в ходе которой жена оскорбляла мужа и набросилась на него с ножом. В ответ тот нанес жене множественные удары руками и ногами в область груди, головы, живота и конечностей. Пострадавшая скончалась на месте. При производстве экспертизы аффективного состояния эксперты столкнулись с тем, что подэкспертный не помнил ряд обстоятельств и деталей: сколько нанес ударов, чем, куда и в какой последовательности. Это является следствием аффективного состояния, когда нарушается память, разрушается логика сознания и т. д. При эмоциональном взрыве у человека часто появляются дополнительные физические возможности. Например, физически неразвитый человек наносит очень сильный и точный удар. Появляется версия, что преступник очень силен и имеет профессиональные навыки нападения и защиты. По ходу расследования выясняется, что обвиняемый не обладает большими физическими возможностями и не владеет боевыми искусствами, но в момент совершения противоправных действий находился в состоянии физиологического аффекта. Начало аффективной вспышки можно предотвратить усилием воли. Воля — способность человека действовать в соответствии с собственными целями и ценностями. Данная способность зависит от степени развития и устойчивости мотивационной сферы человека. Чем сильнее развиты волевые качества, тем меньше человек поддается аффекту (или вообще его не допускает). При классических аффектах аффективные реакции могут возникнуть у лиц с недостаточно устойчивой самооценкой или эгоцентрическими установками, не способных к быстрому принятию решений в сложных конфликтных ситуациях. Отвлечение и переключение внимания также могут уменьшить или предупредить аффект. В специальной литературе высказывается мнение, что аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.). Спад (угасание) аффективного состояния. Аффективная реакция в момент совершения преступления может возникнуть как у здорового человека, так и у лиц с различными нарушениями психики. Она достигает значительной интенсивности, сохраняя при этом характер нормальной психической реакции (физиологический аффект) или приобретая форму болезненного психологического состояния (патологический аффект). Человек в постаффективном состоянии находится в подавленном настроении, заторможен, ослаблен, часто «казнит» себя за случившееся. Спад аффективного состояния характеризуется следующими особенностями: а) снижается функциональный уровень личности (пассивный страх, жалость к потерпевшему, полное раскаяние и т. д.); б) человек стремится объяснить содеянное эмоциональным состоянием; в) после аффективного эмоционального взрыва человек не старается скрыть следы преступления, а если и пытается, то делает это нелогично, сумбурно. Например, преступник, совершивший убийство, пытался смыть водой следы крови потерпевшего с бумажных обоев, что, конечно, ему не удалось.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 4886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.29 (0.016 с.) |